Инвестиции во впечатления

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Инвестиции во впечатления

Инвестиции во впечатления — вложения денежных средств, времени и усилий в мероприятия (образовательные, социальные, самореализацию, развлечения, путешествия)[1] с целью получения от них устойчивого позитивного эмоционального отклика при воспоминаниях. Составляющая часть инвестиций в себя, или инвестиций в самореализацию[2].

Происхождение термина

Согласно толковому словарю Ушакова[3], впечатление:

  1. Образ, отражение, след, оставляемый в сознании человека окружающими предметами, лицами, событиями.
  2. Воздействие, влияние.
  3. Вызываемое кем-нибудь мнение, оценка, представление (разговорное)

Инвестиции — размещение капитала с целью получения прибыли. В данном случае капитал конвертируется в долгосрочные положительные эмоции. Соответственно, инвестиции во впечатления — вложения любого актива, который возможно оценить денежно (финансовые, нефинансовые, время и т. п.), в образы, отражения, следы, оставляемые в сознании человека, впоследствии позитивно воспринимаемые в воспоминаниях.

История

Впервые идеи экономики, основанной не на удовлетворении жизненно важных потребностей, а приспосабливающиеся к пожеланиям людей, живущих в условиях изобилия, высказаны в книге Элвина Тоффлера «Шок будущего»[4], написанной в 1970 году. Экономические системы, созданные для удовлетворения материальных потребностей, начали преобразовываться в экономику «психического удовлетворения».

Далее, как обобщенная реакция на потребительский спрос, в 1999 году появился термин «экономика впечатлений», введенный Джозефом Пайном и Джеймсом Гилмором[5]. Скотт Гэллоуэй, в «Алгебре счастья», изданной в 2020 году, призвал инвестировать во впечатления, а не вещи[1].

Актуальность

Миноритарному инвестору невозможно противостоять крупным участникам рынка при попытках вести собственную спекулятивную игру. Кроме того малые инвестиции натыкаются на многочисленные проблемы повсеместно неблагоприятного инвестиционного климата.

Вложения во впечатления часто являются своеобразным выходом из ситуации невозможности или нежелательности посвящать много времени спекулятивной или инвестиционной деятельности. Человек постоянно затрачивает ресурсы на обеспечение своих потребностей. Инвестиции указанного вида расширяют и дополняют список потребностей и на них направляется больше располагаемых ресурсов. Существует модель экономики впечатлений[6], которая ориентируется именно на создание впечатлений у потребителя товаров и услуг как конкурентного преимущества.

Эмоциональный отклик

Шестнадцать лиц, выражающих человеческие страсти. Цветная гравюра Дж. Пасс, 1821, по К. Ле Брюн

Как правило, от впечатлений ждут положительного эмоционального отклика. Но стоит помнить, что череда позитива несет в себе риск пресыщения. Одновременно, полностью избавиться от негатива невозможно и не нужно.

В определённых случаях, например при приобщении к искусству, имеет смысл не подавлять аффективные переживания, поскольку при их разрешении наступает катарсис[7]. Соответственно, необходимо, время от времени, устраивать себе эмоциональную встряску. Будет ли это прыжок с парашютом, путешествие мечты или волонтерство в онкоцентре — решать самому человеку. Количество путей на этой дороге почти бесконечно. Но, всплеск эмоций при отделении от самолета даст понимание ничтожности бытовых проблем, Путешествие, вырвав из обыденности, даст возможность сравнить выстроенный внутри себя мир с поразительным разнообразием мира вовне. А прохождение по краю страданий и безысходности — принудит многократно ценить имеющееся. Все подобные «самонастройки» имеет смысл делать, опираясь на знание собственной личности, её индивидуальных особенностей в рамках модальности и психотипа.

Психотипы и рекомендации

Аудиалам, визуалам и кинестетикам[8] целесообразно выстраивать стратегию своих инвестиций сообразно предпочтительному для собственной модальности каналу получения информации; Фонотека гораздо «ближе» и понятнее аудиалу, равно как коллекция минералов для кинестетика.

Холерики, флегматики, сангвиники и меланхолики[9] достаточно по-разному взаимодействуют с окружающим миром, чтобы у них были одинаковые впечатления от одних и тех же поводов. Сангвиники путаются в цифрах и именах, но необычайно долго помнят нечто, удивившее их яркостью и необычностью. Флегматики дадут фору всем прочим темпераментам в части оценки вкусовых качеств. Холерикам стоит опасаться перенапряжения из-за свойственной им переоценки собственных сил. Меланхоликам стоит помнить, что они враги неопределенности и сторонники совершенства, качество у них на порядки важнее количества.

Настройка стратегии инвестирования во впечатления вовсе не означает обязанности жестко следовать однажды рассчитанному варианту. Окружающий мир ценен разнообразием, с которым, как раз, стоит знакомить собственную личность. Тем более с учётом того, что «чистых» модальностей в людях практически не встречается, а психотипы также часть встречаются в комбинированных состояниях и доминирующий ранее, может уступить другому при волевых усилиях или под воздействием обстоятельств.

Особенности

У инвестиций во впечатления есть как существенные достоинства, так и определённые недостатки. Это напрямую связано со спецификой, как инвестиций так и впечатлений:

  • впечатления, в отличие от собственности, невозможно отнять;

    В отличие от материальных благ наш опыт и наши впечатления являются частью нас самих.Томас Гилович

  • инвестирующий во впечатления одновременно, делает взнос в улучшение своего физического и морального состояния. Вероятность прожить жизнь дольше и приятнее, становится заметно выше;
  • впечатления нельзя сделать про запас;
  • у впечатлений есть своеобразная «девальвация»: со временем они могут утратить остроту, яркость, существует риск быть забытыми или вытесненными негативом.

    Прошлое – единственное, что вы никогда не потеряете: оно будет мучать вас своими прекрасными моментами, которые уже не вернутьАврелий, Марк

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 Гэллоуэй С. Алгебра счастья. Заметки об успехе, любви и смысле жизни. — М.: МИФ, 2020. — 208 с. — ISBN 978-5-00146-722-9.
  2. Солис Б. Жизнь на 100%: Система максимальной самореализации / пер. Улантикова О. В.. — М.: Альпина Паблишер, 2022. — 320 с. — ISBN ISBN 978-5-9614-8360-4.
  3. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь русского языка: современная редакция. — М.: Дом славянской книги, 2008. — 959 с. — ISBN ISBN 978-5-903036-99-8.
  4. Тоффлер Э. Шок будущего / Пер. с англ.: Е. Руднева и др. — М.: АСТ, 2003. — 557 с. — ISBN ISBN 5-17-010706-4.
  5. Б. Джозеф Пайн II, Джеймс Х. Гилмор. Экономика впечатлений : работа - это театр, а каждый бизнес - сцена / пер. с англ.и ред. Н. А. Ливинской. — М.: Вильямс, 2005. — С. 1. — 299 с. — ISBN ISBN 5-8459-0828-0.
  6. Б. Джозеф Пайн II, Джеймс Х. Гилмор. Экономика впечатлений: Как превратить покупку в захватывающее действие. — М.: Альпина Паблишер, 2018. — С. 35. — 382 с. — ISBN ISBN 978-5-9614-6681-2.
  7. Гурьева ,Т.Н. Новый литературный словарь. — Ростов н/Д,: Феникс. — 123 с.
  8. Драпак Е. В. НЛП в образовании. — Ярославль: Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 2002. — С. 11. — 100 с. — ISBN ISBN 5-8397-0243-9.
  9. Айзенк Г. Ю. Как измерить личность / Пер. с англ. Андрей Белопольский. — М.: Когито-центр, 2000. — С. 1. — 281 с. — ISBN ISBN 5-89353-028-4.