Ивановский троллейбус
Ивановский троллейбус | |
---|---|
Описание | |
Страна | Россия |
Расположение | Иваново, Кохма |
Дата открытия | 5 ноября 1962 |
Оператор | МУП «Ивановский пассажирский транспорт» |
Стоимость проезда | 28 рублей (01 мая 2024 год) |
Маршрутная сеть | |
Число маршрутов | 11 |
Длина сети | около 150 км |
Подвижной состав | |
Число троллейбусов | 197 (Май 2024) |
Основные типы ПС | ЗиУ-682, ЛиАЗ-5280, Тролза, Адмирал и др. |
Число троллейбусных парков | 1 |
Медиафайлы на Викискладе |
Ива́новский тролле́йбус — система троллейбусного транспорта города Иваново (один из маршрутов проходит также по городу Кохма) и единственный вид городского общественного транспорта, на котором используются машины большой вместимости. Эксплуатация открыта 5 ноября 1962 года[1].
Троллейбус — безрельсовое механическое транспортное средство (преимущественно пассажирское, хотя встречаются троллейбусы грузовые и специального назначения) контактного типа с электрическим приводом, получающее электрический ток от внешнего источника питания (от центральных электрических станций) через двухпроводную контактную сеть с помощью штангового токоприёмника и сочетающее в себе преимущества трамвая и автобуса[2].
Первая троллейбусная линия в Иванове проходила по маршруту «Государственный завод испытательных приборов» (ГЗИП, ныне ТЦ «СтройЭкспо») — «Площадь Багаева» (ныне площадь Победы)[1].
Этимология
Слово «троллейбус» заимствовано из англ. trolley bus. Английское название возникло, по одной из версий, как сочетание американизма trolley («трамвайный вагон» — ср. брит. streetcar, tram)[3] и английского bus («автобус»)[4] — первые троллейбусы воспринимались публикой как «гибрид автобуса и трамвайного вагона» (в ранних публикациях на русском языке троллейбус описывался как «безрельсовый трамвай»).
По другой версии, в этом сочетании слово trolley используется в значении «тележка» и содержит ссылку на токосъёмник в виде катящейся по проводам тележки, использовавшейся в первых троллейбусах, что в дальнейшем привело к заимствованию термина «тролле́й»[2].
История троллейбуса
Экспериментальная троллейбусная линия протяжённостью 540 м (591 ярд), открытая компанией Siemens & Halske[5] в предместье Берлина Халензе, действовала с 29 апреля по 13 июня 1882 года.
В том же году в США бельгиец Шарль Ван Депуле запатентовал «троллейбусный ролик» — токоприёмник в виде штанги с роликом на конце. Более надёжный штанговый токоприёмник изобрёл и в 1888 году внедрил в трамвайной сети Фрэнк Спрейг. Но на троллейбус штанговые токоприёмники Спрейга установил лишь в 1909 году Макс Шиманн[6], и его система с многочисленными усовершенствованиями дожила до наших дней[7].
В начале XX века троллейбусы существовали только в качестве вспомогательного варианта для трамвайных путей без перспективы использования в оживлённых городских центрах, работая для «растущего, но разобщённого населения»[7].
В России впервые троллейбус был испытан 13 апреля 1902 года на петербургском заводе «Фрезе и К°»[8]. В 1904—1905 годах инженер В. П. Шуберский предложил проект троллейбусной линии Новороссийск — Сухум. Несмотря на глубокую проработку проекта, он так и не был осуществлён. В СССР первая троллейбусная линия была построена в 1933 году в Москве[9].
Двухэтажные троллейбусы были широко распространены во многих европейских городах, однако более продуктивным для повышения пассажировместимости оказалось использование прицепов, троллейбусных поездов и особенно сочленённых троллейбусов, появившихся к концу 1950-х — началу 1960-х годов. От троллейбусов с прицепом вскоре отказались в пользу удлинённого варианта.
В СССР сочленённые троллейбусы выпускались в недостаточном количестве, поэтому широкое распространение получили троллейбусные поезда, соединяющиеся по системе Владимира Веклича[10].
В конце XX — начале XXI веков экологические, экономические и иные проблемы, вызванные массовой автомобилизацией, возродили интерес к городскому электротранспорту в Западной Европе. Большинство европейских стран сделали ставку на трамвай, как более энергоэффективный и более пассажироёмкий[10].
В 2000-х годах, благодаря развитию силовой электроники и созданию лёгких и ёмких аккумуляторов на основе лития (литий-ионных, литий-железо-фосфатных и литий-титанатных), появилась возможность создать тяговые аккумуляторные батареи, способные обеспечить достаточно большой пробег транспорту на одном заряде. Распространение получил такой вид транспорта, как электробусы[11]. Они способны полноценно заменить автобусный маршрут (в редких случаях и трамвай, если движение закрыто по форс-мажорным обстоятельствам)[12]. Одними из первых городов-эксплуататоров троллейбусов такого рода, на рубеже 2010-х годов, стали Тула, Нальчик и Санкт-Петербург.
Устройство троллейбуса
Троллейбус по конструкции близок к автобусу. Многие производители (например, ЛиАЗ)[13] строилит троллейбусы на платформе серийных автобусов. Иногда в троллейбусы переделывали старые автобусы, ранее выходившие на линию, но выработавшие ресурс двигателя (при условии, что состояние кузова позволяло дальнейшую его эксплуатацию). Такие модификации производил, к примеру, Сокольнический вагоноремонтно-строительный завод[14].
Эволюция троллейбуса развивалась постепенно, приблизительно так же, как это происходило у автобусов. Конструкции кузовов первых троллейбусов и их ходовые части изначально базировались именно на низкопольных автобусах, таких как Богдан-Е231[15], МАЗ-203Т[16] и других. Однако троллейбус как таковой появился значительно позже. И такие современные городские машины как Электрон-Т191[17] и АКСМ-321-00[18], например, сразу разрабатывались как троллейбусы. Но преемственность кузова от модели к модели, тем не менее до сих пор прослеживается, но имеет существенные отличия[19].
Вся ходовая часть, тяговая передача и частично органы управления схожи с оборудованием автобусов. А тяговый электродвигатель, система электрического управления и электроаппаратура имеют много общего с электрооборудованием подвижного состава электрических железных дорог.
К основным составным частям троллейбуса относят:
- кузов (с рамой или несущий);
- тяговый электродвигатель;
- тяговую передачу;
- ходовая часть, включая раму (если есть), передний мост, задний мост, ступицы с колёсами, подвеску и амортизаторы;
- рулевое управление;
- тормозное оборудование;
- пневматическое оборудование;
- пускорегулирующую аппаратуру;
- вспомогательное электрическое оборудование.
Миллионы людей каждый день пользуются троллейбусом — экологически чистым, комфортабельным и динамичным видом городского пассажирского транспорта. Однако с историей создания, устройством, принципом работы его основных систем и эксплуатацией знакомо очень небольшое число людей. А ведь троллейбус является по своей сути электромобилем, а значит — транспортным средством будущего. И устройство его довольно интересное с технической точки зрения, но, в то же время, сложное и многокомпонентное. Современный троллейбус воплотил в себя практически все достижения в области автомобилестроения и городского электрического транспорта[19].
Инфраструктура и организация движения ивановского троллейбуса
Официальная организация
Эксплуатацию троллейбусной сети осуществляет единственное троллейбусное депо МУП «Ивановский пассажирский транспорт», расположенное по адресу: Лежневская улица, д. 181. Основным видом деятельности предприятия является перевозка пассажиров троллейбусами, которая осуществляется по 11 городским маршрутам[1].
МУП «Ивановский пассажирский транспорт» проводит подготовку водителей троллейбуса. От квалификации водителя, его знаний, от отношения к обязанностям зависят безопасность движения, пассажиров, сохранность подвижного состава и режим вождения. Квалификационная характеристика подготовки водителей предусматривает как теоретическое, так и производственное обучение молодых водителей троллейбуса[1].
Маршруты
В Иванове эксплуатируются 11 троллейбусных маршрутов. Два из них (1 и 9) были запущены в 2000-х годах при постройке новых троллейбусных линий для частичной замены наиболее загруженных трамвайных маршрутов № 1 и 2 соответственно)[20]:
№ | Конечные остановочные пункты |
---|---|
Открытые маршруты | |
1 | Железнодорожный вокзал — 3-я Сосневская улица |
2 | Железнодорожный вокзал — 1-я Санаторная улица |
3 | Железнодорожный вокзал — Автовокзал — Железнодорожный вокзал (кольцевой) |
4 | Местечко Отрадное — Автовокзал — Местечко Отрадное (кольцевой) |
5 | Местечко Курьяново — Меланжевый комбинат |
6 | Железнодорожный вокзал — Кохма |
7 | Пустошь Бор — Микрорайон «Рождественский» |
8 | Местечко Афанасово — Областная детская больница |
9 | Железнодорожный вокзал — Энергоуниверситет |
10 | Станция «Текстильный» — Микрорайон «Рождественский» |
11 | Железнодорожный вокзал — Аэропорт |
Закрытые маршруты | |
1 | Площадь Пушкина — Онкодиспансер |
12 | Железнодорожный вокзал — Областная больница (существовал несколько месяцев в 1999 году) |
Троллейбус всю неделю по городу катался.
Троллейбус за неделю ужасно измотался.
И хочется троллейбусу в кровати полежать,
Но вынужден троллейбус бежать, бежать, бежать.
Везёт, везёт троллейбус людей, людей, людей.
И все его торопят: Скорей, скорей, скорей!
Но сколько ни спешил он и как он ни старался,
Никто ему спасибо сказать не догадался.
Вот снова остановка, и вот опять бульвар.
Троллейбус, спешит, спешит троллейбус,
А слёзы так и катятся
И катятся из фар.Эдуард Успенский
В Иванове эксплуатируются троллейбусы разных моделей и модификаций. По состоянию на май 2024 года в эксплуатации находятся 197 пассажирских машин (в том числе нуждающиеся в ремонте)[1]. В рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» за два года в Иванове более, чем на треть обновили троллейбусный парк[21].
Стоимость проезда
С 1 мая 2024 года стоимость проезда за наличные деньги, по банковской карте, а также за провоз багажа в ивановском троллейбусе составляет 28 рублей[22]:
При этом в областном центре продолжает действовать мобильное приложение «Ваш билет» с электронными проездными билетами с тарифами «Пересадка» и «Поездка+». Для оплаты нужно отсканировать QR-код, размещённый в салоне транспорта. Система показывает варианты оплаты: четыре вида проездных или разовую поездку, а также тариф «Пересадка», который позволяет выполнить пересадку на другой маршрут в течение 45 минут. Следовательно, стоимость поездки может составить всего 13 рублей. Если имеется проездной, то всегда можно контролировать, сколько поездок осталось, а ещё можно сэкономить: в пакетном предложении «Поездка+» (стоимость поездки составит 19,50 рублей). Пополнить баланс в мобильном приложении «Ваш Билет» можно с помощью банковской карты.
Также в соответствии с постановлением Администрации города Иванова изменится стоимость электронного проездного билета для льготных категорий граждан. Для обучающихся общеобразовательных организаций проездной билет будет стоить 347 рублей. Для студентов проездной документ будет стоить 485 рублей. Пенсионеры смогут приобрести льготный проездной за 800 рублей в месяц. Месячный электронный проездной билет стоит 1341 рубль[23].
При входе в троллейбус для оплаты (регистрации) проезда необходимо приложить к считывателю стационарного валидатора, находящемся на поручне банковскую, льготную транспортную карту или смартфон. Принимаются банковские, льготные транспортные карты со встроенным микропроцессором (чипом) с бесконтактным интерфейсом. Ввод PIN-кода не требуется[24].
Троллейбус маршрута № 2 на Площади Революции
Фрунзенский район,
ул. Красной Армии
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Ивановский пассажирский транспорт . Дата обращения: 1 июня 2024.
- ↑ 2,0 2,1 Как появился троллейбус . Правда-TV.ru (3 января 2018 год). Дата обращения: 1 июня 2024.
- ↑ Trolley в Викисловаре
- ↑ Bus в Викисловаре
- ↑ Siemens & Halske . Rarita. Дата обращения: 1 июня 2024.
- ↑ К. Климов. Первооткрыватель мира троллейбусов . Грузовик пресс. Дата обращения: 6 января 2024.
- ↑ 7,0 7,1 Этот день в истории: 1882 год — запущена первая в мире троллейбусная линия (29 апреля 2018 год). Дата обращения: 1 июня 2024.
- ↑ 1902 год. 13 апреля (31 марта ст.ст.) в Санкт-Петербурге прошло испытание первого российского троллейбуса. . Руниверс. Дата обращения: 1 июня 2024.
- ↑ Артоболевский И. И., Благонравов А. А. Очерки истории техники в России (1861-1917). — М.: Наука, 1975. — 397 с.
- ↑ 10,0 10,1 История троллейбуса в России . Фотохронограф (7 июля 2018 год). Дата обращения: 1 июня 2024.
- ↑ Задонский Дмитрий. Развитие сети электробусов с помощью механизмов ГЧП в Московском транспортном узле . Росинфа (23 июня 2020). Дата обращения: 15 июня 2024.
- ↑ Троллейаккубус: что будет, если троллейбус скрестить с электробусом? Проверяем в Санкт-Петербурге . Авто ревю. Дата обращения: 1 июня 2024.
- ↑ Автобусы «ЛиАЗ» . Дата обращения: 1 июня 2024.
- ↑ Сокольнический вагоноремонтно-строительный завод (СВАРЗ) . Дата обращения: 1 июня 2024.
- ↑ Троллейбус Богдан Е231 . Дата обращения: 28 июля 2023.
- ↑ МАЗ 203Т . Дата обращения: 28 июля 2023.
- ↑ Электрон Т191 . Наш транспорт (6 декабря 2017 год). Дата обращения: 28 июля 2023.
- ↑ Троллейбус АКСМ 321-00 (19 февраль 2016 год). Дата обращения: 28 июля 2023.
- ↑ 19,0 19,1 Как устроен и работает троллейбус . Школа для электрика. Дата обращения: 28 июля 2023.
- ↑ Расписание движения и схемы движения троллейбусов г. Иваново . Дата обращения: 1 июня 2024.
- ↑ В Иванове обновили городской парк троллейбусов . РИА Новости (6 октября 2021 год). Дата обращения: 1 июня 2024.
- ↑ Оплата проезда . Дата обращения: 10 июня 2024.
- ↑ С 1 мая 2024 года повысится стоимость проезда в троллейбусах (22 апреля 2024). Дата обращения: 1 июня 2024.
- ↑ Информация об использовании валидаторов при оплате (регистрации) поездки в ГЭТ г. Иваново . Дата обращения: 1 июня 2024.
Ссылки
- Схема троллейбусных маршрутов Иваново. Формат GIF.
- Официальный сайт МУП «Ивановский пассажирский транспорт»
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Троллейбусные системы по алфавиту
- Знание.Вики:Готовые статьи о технологиях
- Знание.Вики:Готовые статьи об обществе
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Троллейбусные системы России
- 1960-е годы в Ивановской области
- Транспорт
- Общество
- Пассажирский транспорт СССР
- История
- Техника
- Технологии по типу