Спрейг, Фрэнк Джулиан

Материал из «Знание.Вики»
Фрэнк Джулиан Спрэйг
англ. Frank Julian Sprague
Frank J. Sprague - NYSPPM 3 126.jpg
Дата рождения 25 июля 1857(1857-07-25)
Место рождения Милфорд, Коннектикут, США
Дата смерти 25 октября 1934(1934-10-25) (77 лет)
Место смерти США
Страна Флаг США США
Научная сфера Электротранспорт
Альма-матер Военно-морская академия США
Известен как изобретатель,
«отец электрической тяги»
Награды и премии
Elliott Cresson Medal, Berliner, 1913 (cropped).jpg Медаль Эллиота Крессона (1903)
JohnWHowellEdisonMedal1924.jpg Медаль Эдисона (1910)
PSM V85 D622 The franklin medal (obv).png Медаль Франклина (1921)
John Fritz Gold Medal 1921.jpg Медаль Джона Фрица (1935)
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Фрэнк Джулиан Спрейг (англ. Frank Julian Sprague; 25 июля 1857 — 25 октября 1934) — американский изобретатель и учёный, внесший существенный вклад в разработку электродвигателя, электрических железных дорог и электрических лифтов. Он стал известен как «отец электрической тяги» («father of electric traction»).

Биография

Родился 25 июля 1857 года в Милфорде, штат Коннектикут, в семье Дэвида Каммингса Спрейга и его жены — Фрэнсис Джулии Кинг Спрейг, которая была школьной учительницей[1]. Мать Фрэнка умерла, когда ему было десять лет, и отец отправил мальчика жить к тёте в Нью-Йорк.

Он учился в школе Drury High School в Норт-Адамсе, штат Массачусетс, преуспев в математике. В 1874 году, по окончании школы, поехал в Спрингфилд, также в штате Массачусетс, чтобы сдать вступительный экзамен в Вест-Пойнт (Военная академия США), но в результате поступил в Военно-морскую академию США в Аннаполисе, штат Мэриленд[2]. В 1878 году Фрэнк Спрейг стал выпускником седьмого выпуска (из тридцати шести) этой академии 1878 года[3].

Военная служба

Став прапорщиком ВМС США, во время последующей военно-морской службы Спрейг сначала служил на шлюпе USS Richmond, затем — на фрегате USS Minnesota. Находясь в азиатском регионе, он писал рассказы, которые направлял в газету Boston Herald. В 1881 году, пока его корабль находился в Ньюпорте, штат Род-Айленд, Спрейг изобрел динамо-машину инверторного типа. После перевода по службе на военный шлюп USS Lancaster, он установил первую на корабле ВМС США систему электрического звонка. В 1881 году Фрэнк взял отпуск, чтобы посетить Международную выставку электричества в Париже и выставку в Хрустальном дворце в Сиденхеме, Англия, в 1882 году. На этой выставке он входил в состав жюри по награждению за газовые двигатели, динамо-машины и лампы.

Гражданская деятельность

В 1883 году Эдвард Хибберд Джонсон — изобретатель и деловой партнер Томаса Альвы Эдисона, убедил Спрейга уйти в отставку с военной службы и перейти на работу к Эдисону. Но Фрэнк не был доволен ни своей зарплатой, ни своими заданиями: ему хотелось сосредоточиться на двигателях, в то время как Эдисон был поглощен работой со своими лампами накаливания. Эдисон послал Спрейга руководить строительными отделами на сооружении центральных электростанций для своих систем освещения в Санбери, штат Пенсильвания, и Броктоне, штат Массачусетс. 

Довольно скоро, в 1884 году Фрэнк Спрейг понял, что его интересы в сфере электротехники лежат в другой области и покинул Эдисона, чтобы основать собственную компанию Sprague Electric Railway & Motor Company[4]. К 1886 году компания Фрэнка Спрейга представила два важных изобретения: искробезопасный двигатель с постоянной скоростью и фиксированными щетками, а также систему рекуперативного торможения. Его двигатель был первым, кто поддерживал постоянную скорость при изменяющейся нагрузке. Он сразу же стал популярным и был одобрен Эдисоном как единственный доступный практичный электродвигатель. А его система рекуперативного торможения сыграла важную роль в разработке электропоезда и электрического лифта.

Изобретения Спрейга касались также усовершенствований в конструкции систем электрических трамваев, получающих электроэнергию от воздушных линий электропередачи. Он усовершенствовал конструкцию подпружиненного токоприёмника для троллейбуса, которая была разработана в 1885 году Шардем Депуле; разработал значительно улучшенное крепление для двигателей трамвая и лучшую конструкцию зубчатой ​​передачи, а также доказал, что рекуперативное торможение весьма практично. К январю 1889 года в Бостоне появились первые электрические трамваи, ставшими первыми в Америке, и настолько востребованными, что в течение года электроэнергия начала заменять более дорогие конки во многих городах США. В 1890 году Томас Эдисон, производивший бо́льшую часть оборудования компании Спрейга, выкупил её, а Фрэнк Спрейг обратил свое внимание на электрические лифты.

Электрификация трамваев натолкнула изобретателя на мысль, что аналогичных результатов можно достичь и в вертикальном транспорте — электрических лифтах. Он понял, что увеличение пропускной способности лифтовых шахт не только сэкономит время пассажиров, но и увеличит доходы высотных зданий, где используются медленные лифты с гидравлическим приводом.

В 1892 году он основал компанию Sprague Electric Elevator Company и вместе с Чарльзом Праттом разработал электрический лифт Sprague-Pratt, первый из которых был установлен в здании Почтового телеграфа в 1894 году. В 1895 году Фрэнк Спрейг продал своё предприятие компании Otis Elevator.

Умер 25 октября 1934 года и был похоронен с почестями на Арлингтонском национальном кладбище (за его заслуги на военной службе в ВМС США)[5].

Заслуги

В числе наград американского изобретателя: медаль Эллиота Крессона (1903), медаль Эдисона (1910), медаль Франклина (1921) и медаль Джона Фрица (1935). Также он был награжден золотой медалью на Международной выставке электричества в Париже в 1889 году и главным призом на Всемирной выставке в Луизиане в 1904 году.[5]

Примечания

  1. Most, Doug. The Race Underground: Boston, New York, and the Incredible Rivalry that Built America’s First Subway
  2. Demoro, Harre W. California’s Electric Railways. Glendale, California, 1986
  3. Kirby, Ed. Inventor Frank Sprague. Seldom Told Tales of Sharon (Book 3). Sharon, Connecticut: The Sharon Historical Society. Дата обращения: 8 мая 2014.
  4. Robbins Michael. The Early Years of Electric Traction. The Journal of Transport History
  5. 5,0 5,1 Electrical World, Obituary, November 10, 1934

Ссылки