Спрейг, Фрэнк Джулиан
Фрэнк Джулиан Спрэйг | ||
---|---|---|
англ. Frank Julian Sprague | ||
Дата рождения | 25 июля 1857 | |
Место рождения | Милфорд, Коннектикут, США | |
Дата смерти | 25 октября 1934 (77 лет) | |
Место смерти | США | |
Страна | США | |
Научная сфера | Электротранспорт | |
Альма-матер | Военно-морская академия США | |
Известен как |
изобретатель, «отец электрической тяги» |
|
Награды и премии |
|
|
Медиафайлы на Викискладе |
Фрэнк Джулиан Спрейг (англ. Frank Julian Sprague; 25 июля 1857 — 25 октября 1934) — американский изобретатель и учёный, внесший существенный вклад в разработку электродвигателя, электрических железных дорог и электрических лифтов. Он стал известен как «отец электрической тяги» («father of electric traction»).
Биография
Родился 25 июля 1857 года в Милфорде, штат Коннектикут, в семье Дэвида Каммингса Спрейга и его жены — Фрэнсис Джулии Кинг Спрейг, которая была школьной учительницей[1]. Мать Фрэнка умерла, когда ему было десять лет, и отец отправил мальчика жить к тёте в Нью-Йорк.
Он учился в школе Drury High School в Норт-Адамсе, штат Массачусетс, преуспев в математике. В 1874 году, по окончании школы, поехал в Спрингфилд, также в штате Массачусетс, чтобы сдать вступительный экзамен в Вест-Пойнт (Военная академия США), но в результате поступил в Военно-морскую академию США в Аннаполисе, штат Мэриленд[2]. В 1878 году Фрэнк Спрейг стал выпускником седьмого выпуска (из тридцати шести) этой академии 1878 года[3].
Военная служба
Став прапорщиком ВМС США, во время последующей военно-морской службы Спрейг сначала служил на шлюпе USS Richmond, затем — на фрегате USS Minnesota. Находясь в азиатском регионе, он писал рассказы, которые направлял в газету Boston Herald. В 1881 году, пока его корабль находился в Ньюпорте, штат Род-Айленд, Спрейг изобрел динамо-машину инверторного типа. После перевода по службе на военный шлюп USS Lancaster, он установил первую на корабле ВМС США систему электрического звонка. В 1881 году Фрэнк взял отпуск, чтобы посетить Международную выставку электричества в Париже и выставку в Хрустальном дворце в Сиденхеме, Англия, в 1882 году. На этой выставке он входил в состав жюри по награждению за газовые двигатели, динамо-машины и лампы.
Гражданская деятельность
В 1883 году Эдвард Хибберд Джонсон — изобретатель и деловой партнер Томаса Альвы Эдисона, убедил Спрейга уйти в отставку с военной службы и перейти на работу к Эдисону. Но Фрэнк не был доволен ни своей зарплатой, ни своими заданиями: ему хотелось сосредоточиться на двигателях, в то время как Эдисон был поглощен работой со своими лампами накаливания. Эдисон послал Спрейга руководить строительными отделами на сооружении центральных электростанций для своих систем освещения в Санбери, штат Пенсильвания, и Броктоне, штат Массачусетс.
Довольно скоро, в 1884 году Фрэнк Спрейг понял, что его интересы в сфере электротехники лежат в другой области и покинул Эдисона, чтобы основать собственную компанию Sprague Electric Railway & Motor Company[4]. К 1886 году компания Фрэнка Спрейга представила два важных изобретения: искробезопасный двигатель с постоянной скоростью и фиксированными щетками, а также систему рекуперативного торможения. Его двигатель был первым, кто поддерживал постоянную скорость при изменяющейся нагрузке. Он сразу же стал популярным и был одобрен Эдисоном как единственный доступный практичный электродвигатель. А его система рекуперативного торможения сыграла важную роль в разработке электропоезда и электрического лифта.
Изобретения Спрейга касались также усовершенствований в конструкции систем электрических трамваев, получающих электроэнергию от воздушных линий электропередачи. Он усовершенствовал конструкцию подпружиненного токоприёмника для троллейбуса, которая была разработана в 1885 году Шардем Депуле; разработал значительно улучшенное крепление для двигателей трамвая и лучшую конструкцию зубчатой передачи, а также доказал, что рекуперативное торможение весьма практично. К январю 1889 года в Бостоне появились первые электрические трамваи, ставшими первыми в Америке, и настолько востребованными, что в течение года электроэнергия начала заменять более дорогие конки во многих городах США. В 1890 году Томас Эдисон, производивший бо́льшую часть оборудования компании Спрейга, выкупил её, а Фрэнк Спрейг обратил свое внимание на электрические лифты.
Электрификация трамваев натолкнула изобретателя на мысль, что аналогичных результатов можно достичь и в вертикальном транспорте — электрических лифтах. Он понял, что увеличение пропускной способности лифтовых шахт не только сэкономит время пассажиров, но и увеличит доходы высотных зданий, где используются медленные лифты с гидравлическим приводом.
В 1892 году он основал компанию Sprague Electric Elevator Company и вместе с Чарльзом Праттом разработал электрический лифт Sprague-Pratt, первый из которых был установлен в здании Почтового телеграфа в 1894 году. В 1895 году Фрэнк Спрейг продал своё предприятие компании Otis Elevator.
Умер 25 октября 1934 года и был похоронен с почестями на Арлингтонском национальном кладбище (за его заслуги на военной службе в ВМС США)[5].
Заслуги
В числе наград американского изобретателя: медаль Эллиота Крессона (1903), медаль Эдисона (1910), медаль Франклина (1921) и медаль Джона Фрица (1935). Также он был награжден золотой медалью на Международной выставке электричества в Париже в 1889 году и главным призом на Всемирной выставке в Луизиане в 1904 году.[5]
Примечания
- ↑ Most, Doug. The Race Underground: Boston, New York, and the Incredible Rivalry that Built America’s First Subway
- ↑ Demoro, Harre W. California’s Electric Railways. Glendale, California, 1986
- ↑ Kirby, Ed. Inventor Frank Sprague . Seldom Told Tales of Sharon (Book 3). Sharon, Connecticut: The Sharon Historical Society. Дата обращения: 8 мая 2014.
- ↑ Robbins Michael. The Early Years of Electric Traction. The Journal of Transport History
- ↑ 5,0 5,1 Electrical World, Obituary, November 10, 1934