Шиманн, Макс

Материал из «Знание.Вики»
Макс Шиманн
нем. Max Schiemann
Макс Шиманн.jpg
Дата рождения 10 сентября 1866(1866-09-10)
Место рождения Бреслау,
Германская империя
Дата смерти 2 февраля 1933(1933-02-02) (66 лет)
Место смерти Вурцен,
Германская империя
Подданство  Германская империя

Макс Шиманн (нем. Max Schiemann; 10 сентября 1866 — 2 февраля 1933) — немецкий инженер-электрик, изобретатель и предприниматель; был совладельцем транспортной компании Max Schiemann & Co. в Вурцене; считается отцом современного троллейбуса[1].

Инженер Макс Шиманн по праву считается одним из пионеров в области городского пассажирского транспорта. Именно ему принадлежит создание конструкции штангового токоприёмника с роликовым контактом, которая позволила улучшить качество токосъёма и с небольшими изменениями он используется до сих пор.[2]

Биография

Родился 10 сентября 1866 года в Бреслау в семье страхового агент Альберта Карла Шиманна (1837—1897), приехавшего из Кенигсберга в Бреслау, и его жены — Мальвилы (Мальвины) Луизы Эмили, урожденной Олофф (1840—1907), дочери кенигсбергского художника Фридриха Августа Олоффа. У Макса было пятеро братьев и сестер. Его племянником был немецкий химик и изобретатель Гюнтер Шиманн (1899—1967), открывший в 1927 году реакцию Шиманна (в органической химии[3]).

После изучения электротехники в Берлинском техническом университете, Шиманн работал Берлине в сфере создания электрических трамваев компании Siemens & Halske. Затем он работал на предпринимателя Херрманна Бахштейна (Herrmann Bachstein), который в 1879 году основал транспортную компанию (Центральное управление второстепенных железных дорог[1]) Herrmann Bachstein (CV), а позже перешёл в компанию Дрезденский трамвай (Dresdner Straßenbahn).

Внешние изображения
Реклама компании Max Schiemann & Co.

В 1900 году Макс Шиманн основал собственное инженерное бюро в Дрездене, а в 1901 году вместе с Фрицем Момбером (Fritz Momber) основал в Вюрцене компанию по безрельсовым железным дорогам (троллейбусный транспорт) Max Schiemann & Co. Первая такая дорога (Gleislose Bielathal-Motorbahn mit elektrischer Oberleitung) с воздушной линией электропередачи начала работать летом 1901 года в долину реки Биела в Саксонской Швейцарии.

С началом Первой мировой войны проекты компании были приостановлены. Шиманн переехал жить и работать в Великобританию. На новом месте он сотрудничал с известным «брендом» в области троллейбусостроения — Railless Elektric Traction Company Ltd[1]. Окончательно деятельность предприятия прекратилась в 1926—1927 годах после ухода из неё Фрица Момбера.

За всё время работы в Германии Макс Шиманн построил 12 троллейбусных систем. Полученным опытом в результате эксплуатации этих предприятий, стали пользоваться во всех странах мира[1].

Умер 2 февраля 1933 года в Вурцене, где и был похоронен[2].

Семья

В 1892 году Макс Шиманн женился во Франкфурте-на-Одере на Элизабет Бальманн (1871—1949) — дочери краковского купца из Бернау Теодора Бальмана (1837—1886).

Их детьми были: Эрих Шиманн (1897—1956) — инженер в Мангейме и Хильдегард Шиманн (в замужестве Шайджес, 1899—1979) — учитель музыки в Берлине.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Первооткрыватель мира троллейбусов
  2. 2,0 2,1 Троллейбусный стимпанк
  3. Günther Balz, Günther Schiemann: In Über aromatische Fluorverbindungen, I.: Ein neues Verfahren zu ihrer Darstellung, Chemische Berichte 1927, 60, 1186—1190, doi:10.1002/cber.19270600539.

Ссылки