Гольдман, Эмма

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»


Эмма Гольдман
Emma Goldman circa 1915-1916 (cropped).jpg
Дата рождения 13 июня (27 июня) 1869(1869-06-27)
Место рождения Каунас, Российская империя
Дата смерти 14 мая 1940(1940-05-14) (70 лет)
Место смерти Торонто, Канада
Гражданство  Российская империя
Род деятельности активистка, анархистка, писательница, лектриса, журналистка, философ, феминистка, издательница, антимилитаристка

Э́мма Го́льдман (13 июня (27 июня1828, городе Ковно (Каунасе)[1] Российская империя — 14 мая 1940 в Торонто[1]) — американская писательница, приобрела всемирную славу благодаря своей политической деятельности, направленной на борьбу за равноправие женщин в обществе. Одна из важнейших фигур анархистской теории в философии[2]. Сыграла ключевую роль в развитии политической философии анархизма в Северной Америке и Европе в первой половине XX века[3].

Биография

Эмма родилась 27 июня 1869 года в городе Ковно в Российской империи (теперь Каунас, Литва) в еврейской семье. Её отец, Гольдман, был директором театра. Она получила традиционное еврейское воспитание и училась в школах Калининграда и Санкт-Петербурга. Когда Эмме было 13 лет, её семья переехала в Санкт-Петербург, где она начала работать на фабрике и познакомилась с революционными идеями, включая анархизм. Переезд семьи произошёл после убийства Александра II, когда в стране начались политические репрессии. В то время среди молодёжи были распространены революционные идеи, которые оказали влияние на Эмму. Важное место в формировании её революционных и анархистских взглядов занимал труд Николая Гавриловича Чернышевского «Что делать?»[3].

В 1885 году Эмма переехала вместе со своей сестрой в США, в город Рочестер, штат Нью-Йорк, где начала работать на текстильной фабрике. Она вышла замуж за коллегу и в последствии получила американское гражданство. В 1886 году произошло для неё «духовное рождение», она изменила свои взгляды и присоединилась к анархистскому движению после казни четырёх анархистов в Чикаго. В 1889 году она оставила мужа и переехала в Нью-Йорк, где стала активным общественным деятелем. В Нью-Йорке она познакомилась с Александром Беркманом, известным анархистом и террористом, который стал её возлюбленным и близким другом. Гольдман поддерживала Беркмана и разделяла его идеи[3].

С Александром Беркманом они планировали покушение на Генри Клея Фрика. Политическая активность Гольдман вызывала недовольство в американском обществе, что привело к её многократным арестам и тюремным срокам. Она была заключена впервые за призыв к насильственной конфискации частной собственности. Позднее участвовала в подготовке покушения на президента США, что привело к её аресту и повторному тюремному заключению. Эмма также была известна под псевдонимом «Красная Эмма»[2].

Одним из знаковых событий в её жизни стала Хомстедская стачка, когда бастующие рабочие захватили фабрику, но были вынуждены отступить под действием наёмных головорезов, нанятых владельцем фабрики. В 1892 году Беркман и Гольдман попытались отомстить владельцу фабрики, Генри Клэю Фрику, стреляя в него, однако тот выжил. Беркман был осуждён за террористический акт, а Гольдман также попала под подозрение причастности к этому событию, но не было найдено доказательств её вины, и ей удалось избежать тюрьмы[3].

Эмиграция

Эмма исповедовала яркие идеалы народовластия и демократии. Она видела в анархизме освобождение мысли, совести и слова. Жёсткие структуры централизованного государства, порабощающего и угнетающего одни классы ради других, вызывали у неё дискомфорт. Однако, важным отличием «Красной Эммы» было то, что она никогда не призывала жертвовать жизнью ради «светлого будущего». Она ценила жизнь и верила в возможность позитивных перемен. Её противниками были те, кто не ценил жизнь как высшую ценность. Желание улучшить свою жизнь побудило её задуматься о переезде за границу. В 1885 году Эмма и её старшая сестра Елена переехали в США, куда их пригласила жить их тётя. Для Эммы Америка представляла собой страну возможностей: «Мы стояли, обнявшись, на палубе, разглядывая гавань и внезапно появившуюся из тумана статую Свободы. Ах, вот она — символ надежды, свободы, возможностей!». Поселившись сначала в Рочестере, в 1889 году она переехала в Нью-Йорк, где познакомилась с представителями анархистского движения, в том числе с Александром Беркманом. Их отношения начались с любовных, а затем он стал её другом и соратником на всю жизнь[1].

Научное наследие

Вся политическая и философская деятельность Эммы Гольдман пронизана принципами анархизма, которым она осталась верна. Эмма стала выдающимся представителем анархо-феминизма, утверждая свою позицию в рамках этого направления. Наиболее значимым трудом писательницы является книга «Анархизм», в которой она представляет свою интерпретацию понятия анархизма. Она утверждает, что анархистское движение не пропагандирует насилие, а стремится к уничтожению привилегированных классов, ведущих паразитический образ жизни. Гольдман верит, что анархизм является единственной теорией общественного устройства, которая признаёт ценность индивидуальной жизни. Главной целью этой теории считается избавление общества от материальных ценностей как основы системы. Она утверждает, что сторонники анархизма сражаются за справедливость и социальное равенство. Писательница отрицает существование государства, общества и бога, но не указывает на конкретное развитие событий в будущем анархистском обществе. Она продолжает идеи Прудона, считавшего личную собственность кражей, так как сам факт владения чем-либо противоречит справедливости. Гольдман подчёркивает, что появление частной собственности лишает человека его врождённых прав[2].

В 1911 году выходит её знаменитое эссе «Торговля женщинами», в котором она поднимает вопрос равенства полов, что по её мнению, является необходимым для общества. Гольдман критикует церковь, обвиняя её в поддержке проституции и насилия над женщинами[2].

В своём произведении «Что я думаю…», написанном в 1908 году, Гольдман выражает свою позицию по поводу брака. Она утверждает, что брак служит лишь интересам государства и церкви. Писательница рассматривает институт семьи с политической точки зрения[2].

Её книга «Трагическое в эмансипации женщины» также стала известной, в которой она размышляет о положении женщин в обществе и неравенстве прав между полами. Писательница акцентирует внимание на угнетении женщин и их ограничении в правах[2].

Эти мысли продолжаются в произведении «Второй пол», где автор анализирует положение женщин в контексте отсутствия избирательных прав и необходимости подчинения женщины власти, которую она не выбирала[2].

В своём рассуждении «Брак и любовь» писательница откровенно выражает свою антипатию к официальному институту брака и утверждает, что любовь должна быть свободной, в то время как брак представляет собой средство подавления женской воли. Гольдман рассматривает брак как инструмент государственной политики, не связанный с истинными человеческими чувствами. По её мнению, любовь не поддаётся законодательным нормам, так как это чувство свободно от всяких государственных или моральных предписаний[2].

Деятельность

В возрасте 16 лет она эмигрировала из Российской империи в США. Основав (в 1906 году) и возглавив журнал Mother Earth («Мать Земля»), она затрагивала темы рабочей культуры, женского движения и критику государственного управления. Из-за политической активности в 1908 году Гольдман лишилась американского гражданства. В период Первой мировой войны она активно осуждала захватническую политику всех участвующих стран, привлекая внимание аудитории к анархизму как пацифистской философии, признающей ценность индивидуальной жизни. Гольдман участвовала в организации антивоенных протестов в США, призывая к уклонению от призыва. В июне 1917 года её арестовали, а в 1919 году, после освобождения, депортировали в Советский Союз. Однако в 1921 году Гольдман покинула Советский Союз из-за разногласий с преследованиями анархистов и ограничениями свободы слова. После пребывания в России она критиковала политику советского руководства, высказываясь против обесценивания социальной революции в действиях большевиков. Не имея возможности вернуться на постоянное место жительства в США, Гольдман активно участвовала в международной деятельности анархистского движения. В 1937 году она пыталась создать в Британии анархо-синдикалистский союз в поддержку испанских республиканцев. Последние годы своей жизни она провела в основном во Франции, Великобритании и Канаде, также посещала республиканскую Испанию. Гольдман является одной из ведущих фигур в международном анархизме. В конце XIX века — начале XX века её имя стало широко известно в США благодаря активной деятельности по различным аспектам анархистской теории, женских прав, социальной революции, литературы и искусства. Присоединившись к Лиге защиты свободы слова, Гольдман внесла значительный вклад в расширение обсуждений на различные темы, затрагивающие личную и общественную жизнь. Она сыграла важную роль в поддержке репродуктивных прав женщин и важности сексуального просвещения, а также анализировала проблемы семейных отношений через призму социально-политических и экономических вопросов в капиталистическом обществе. Гольдман отстаивала идею свободного воспитания детей, призывая к свободному духовному развитию без излишнего контроля со стороны родителей[4].

В своих текстах и выступлениях она критиковала репрессивный характер различных социальных институтов современного общества, подчёркивая, что поддержание частной собственности препятствует полноценному развитию физических и духовных сил человека и ограничивает его потенциал в погоне за личной выгодой. По мнению Гольдман, при капитализме любое организованное правительство защищает собственность, что мешает развитию индивида и человечества. Деятельность Гольдман имела ключевое значение в интеграции анархизма в общественно-политические дебаты в США, и её наследие сыграло важную роль в дальнейшем развитии анархо-феминизма и квир-движения[4].

Анархистка

В начале XX века Гольдман продолжала развивать свой талант как публицист и оратор, став очень известной после выступления на митинге перед тремя тысячами людей. В 1906 году Александр Беркман вышел на свободу, и они решили совместно издавать журнал «Мать-Земля». В тот период она общалась с самыми разными людьми: от теоретиков анархизма до проституток, которым Гольдман рассказывала о гигиене и оказании первой помощи.

В 1910 году был выпущен сборник работ Гольдман под названием «Анархизм и другие сочинения». Она поясняла, что анархизм не всегда равен хаосу и террору. Она отмечала: «В борьбе против социальных зол допустимы крайности, потому что чаще всего крайние взгляды правильные. Моя недоверчивость к большинству обусловлена верой в индивидуальные возможности каждого человека». Несмотря на свою поддержку рабочих, Гольдман не была слепо верующей в массы. Она придерживалась мнения, что следует поднимать социальные вопросы, чтобы пробудить самосознание у большинства. По её мнению, это условия жизни, а не каприз или желание вредить, делают людей анархистами[1].

В 1916 году Гольдман была арестована за распространение литературы о контроле над рождаемостью. Она считала, что аборты были результатом неравенства и трудного положения женщин. Вместе с Маргарет Сэнгер она поддерживала идеи планирования семьи и использования контрацепции. Обе активистки столкнулись с законом Комстока, который пресекал такие публикации как непристойные.

В 1917 году, Гольдман снова попала в тюрьму, на этот раз за создание «Лиги против призыва». Её и Беркмана признали виновными, приговорили к двум годам тюремного заключения и рекомендовали для депортации. Немного позже они были высланы в Советскую Россию. Там их ожидали встречи с Лениным, Горьким, Махно и другими. Гольдман восхищалась Горьким, даже включила его произведения в свои лекции по русской литературе. Она прожила в России два года, но покинула страну после событий, связанных с подавлением Кронштадтского восстания в 1921 году. В 1930-е годы Гольдман продолжала следить за событиями в СССР и критиковала сталинский режим, называя его одним из наиболее бесчеловечных[1].

Феминистка

Гольдман всегда проявляла особый интерес к положению женщин. Посетив Вену в 1895 году, она обучилась на акушерку, чтобы помогать бедным женщинам в их нуждах. Впоследствии Гольдман написала такие работы как «Брак и любовь» (1911 год), «Торговля женщинами» (1911 год), «Трагическое в эмансипации женщины» (1911 год)[1].

В своём труде «Что я думаю…» (1908 год) она высказывала ещё более резко и категорично: «Институт брака приносит государству и церкви невиданный уровень доходов и возможности вмешательства в область жизни, которая когда-то была для многих священной и личной. Любовь — это мощное воздействие на взаимоотношения между людьми, сопротивляющееся всем установленным правилам, созданным людьми, и пробивающее себе дорогу сквозь решётки церковных и моральных норм»[1].

Тюремный срок

В 1893 году Гольдман была осуждена на год лишения свободы за подстрекательство к беспорядкам, поскольку она призывала безработных выходить на улицы и протестовать. Слова Эммы Гольдман были: «Требуйте работу! Если вам не дают работы — требуйте хлеба! Если вам не дают хлеба — возьмите его сами!» Во время тюремного заключения она занималась уходом за больными и заинтересовалась медициной, после освобождения из тюрьмы она пошла учиться на медсестру в Вену. Однако позже Гольдман отказалась от этой карьеры и открыла свой собственный салон красоты. В 1901 году она снова оказалась в центре внимания правоохранительных органов, на этот раз под подозрением в причастности к убийству президента США Уильяма Мак-Кинли, однако из-за отсутствия улик была оправдана[3].

В 1916 году Эмма Гольдман была снова заключена в тюрьму за публикацию материалов о контроле над рождаемостью. Она активно путешествовала по стране, пропагандируя свои идеи, встречаясь с известными американскими анархистами. В 1917 году Гольдман была снова арестована, на этот раз за анти-мобилизационную агитацию против военной службы. Она организовала «Лигу против воинской повинности», которая проводила антивоенные митинги, за что ей было назначено два года тюремного заключения[3].

События в Кронштадте

До мартовских событий 1921 года в Кронштадте, Эмма Гольдман продолжала сотрудничать с большевиками, несмотря на внутреннее сопротивление. Однако жёстокое подавление мятежа кронштадтских моряков, выступавших за власть Советам, а не партиям, окончательно поставило её в оппозицию к большевизму. По мнению Гольдман, требования кронштадтских моряков о перевыборах Советов, свободе слова и печати, свободе собраний и профсоюзов, передаче земли крестьянам, освобождении политических заключённых и другие были справедливыми. Они не были контрреволюционными, но угрожали единоличной власти РКП(б). Гольдман выразила своё возмущение по поводу событий в Кронштадте и отказалась поддерживать большевиков. Эти события заставили Эмму Гольдман изменить свою позицию и перейти в оппозицию к большевикам. В отличие от других, кто мог бы помолчать или вести теоретические споры, Гольдман предпочла активно бороться против несправедливости, даже возвращённая на Запад[5].

Писательница

В период с 1920 года — 1930-е годы Эмма Гольдман путешествовала по Европе, пока Пегги Гуггенхайм не собрала средства и не приобрела ей небольшой домик в Сен-Тропе. В этом месте Гольдман написала свою книгу «Проживая свою жизнь», которая стала главным источником биографических данных для всех, кто интересуется её наследием. В 1933 году она вернулась в США. В 1934 году провела 90 дней в туре лекций по всей стране. После самоубийства Беркмана в 1936 году Гольдман отправилась в Испанию, чтобы поддержать республиканское правительство в гражданской войне против франкистов. Во время войны она писала статьи для журнала «Spain and the World» и собирала средства на помощь Испании. Эмма Гольдман скончалась 14 мая 1940 года в Торонто[1].

Галерея


Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Нестеренко М. Эмма Гольдман: «Равенство полов так же важно, как наличие воды и воздуха» // Bookmate Review : журнал. — 2019. — 29 ноября.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 Стрикун С. Эмма Гольдман // Просветительский гуманитарный журнал : журнал. — 2022. — 2 февраля.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Соловьёва П. Красная Эмма // ushistory.ru : сайт. — 2013. — 22 декабря.
  4. 4,0 4,1 Сафронов П. А. Гольдман Эмма // Большая российская энциклопедия : сайт. — 2022. — 23 мая.
  5. Черненко Ж. Эмма Гольдман о русской революции и большевизме // akrateia.info : сайт. — 2019. — 5 декабря.