Висячий мост через Менай
| Висячий мост через Менай | |
|---|---|
| | |
| Официальное название | Menai Suspension Bridge |
| Область применения | автомобильный |
| Пересекает | Менай |
| Место расположения | Уэльс |
| Конструкция | |
| Тип конструкции | висячий мост |
| Основной пролёт | 176 м |
| Подмостовой габарит | 30 м |
| Полос движения | 2 |
| Эксплуатация | |
| Начало строительства | 1819 год |
| Открытие | 30 января 1826 года |
| 53°13′12″ с. ш. 4°09′47″ з. д. / 53.220139° с. ш. 4.1631250° з. д. (G) (O) (Я) | |
Вися́чий мост через Мена́й (англ. Menai Suspension Bridge, валл. Menai Suspension Bridge) — один из старейших и наиболее знаменитых висячих мостов в Великобритании, Мост служит связующим звеном между портовым городом Холихед на острове Англси и побережьем Уэльса. С моста открывается панорама: горные пики и поросшие лесом холмы[1].
Этимология
Название «Мост Менай» происходит от названия висячего моста, пересекающего пролив Менай и соединяющего остров Англси с материковой частью Уэльса. Традиционно титул принца Уэльского присваивается мужчинам, являющимся наследниками британской короны. Действующий монарх, Карл III, удерживал титул рекордное время — 64 года и 44 дня, в период правления своей матери, Елизаветы II[2].
Несмотря на сообщения в СМИ о том, что разработка плана «Мост Менай» началась сразу после вступления Карла III на престол, название известно раньше осени 2022 года. К примеру, оно упоминается в четвёртом сезоне сериала «Корона», в эпизоде, посвящённом событиям 1988 года, когда принц Чарльз едва не погиб в Альпах под снежной лавиной. Слова Елизаветы II после инцидента в горах[2]:
«У нас разработаны планы на случай непредвиденных обстоятельств для всех членов королевской семьи, и „Мост Менай“ не является исключением. Это кодовое обозначение, используемое в случае кончины принца Уэльского».
История
В 1826 году состоялось открытие центрального пролёта первого в мире крупного висячего моста, связавшего Уэльс и остров Англси. Протяжённость основного пролёта составляла 175 метров, а общая длина всей конструкции превышала 400 метров[3].
Инженер Томас Телфорд применил при строительстве арочный известняк и 16 кованых несущих цепей, каждая из которых состояла из 935 железных звеньев, для создания оригинальных подвесных элементов. Уже после того, как цепи заменены на стальные тросы, выяснилось, что каждая из этих цепей имела длину более 518 метров и весила приблизительно 136 тонн[3].
Томас Телфорд принял решение возвести висячий мост, что являлось новаторским решением, поскольку подобные конструкции ранее не использовались для мостов такого масштаба. К 1824 году завершены каменные опоры, а в апреле 1825 года проложена первая из шестнадцати несущих железных цепей. Проезжая часть основного пролёта выполнена из дубовых досок, пропитанных войлоком и дёгтем[3].
Открытие моста состоялось 30 января 1826 года, что позволило сократить время в пути из Лондона в Холихед с 36 до 27 часов. В 1827 году сильный ветер нанес ущерб металлическим элементам моста. В 1837 году ветром была повреждена дорожная поверхность, что потребовало проведения ремонтных работ. В 1893 году главный пролет был перестроен и заменен стальной конструкцией; в период с 1938 по 1940 год старые железные цепи были заменены стальными.
Создатель
Томас Телфорд (9 августа 1757 — 2 сентября 1834), шотландский инженер и архитектор из Великобритании, прославился своими проектами в области строительства мостов, дорог, каналов и акведуков. Он также искусен в работе с камнем и увлекался поэзией[4].
Томас Телфорд родился в семье пастуха в Вестеркирке, область Эксдейл, Дамфрисшир. Детство прошло за выпасом скота, и он нерегулярно посещал местную школу. В пятнадцать лет он начал обучение у мастера каменных работ в Лэнгхолме, где стал изучать латынь, французский и немецкий языки, а также проявлять интерес к литературе[4].
Галерея
Примечания
- ↑ Висячий мост через Менай, Уэльс.. PhotoTravelGuide. Дата обращения: 3 июня 2025.
- ↑ 2,0 2,1 Гронский Я. Зачем нужен секретный план «Мост Менай». События после смерти Карла III. Почему в Великобритании ввели кодовые обозначения для похорон монархов. РБК Life (4 марта 2024). Дата обращения: 3 июня 2025.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 7 мостов, 7 эпох, 7 технических революций в строительстве. 1gai (6 апреля 2018). Дата обращения: 3 июня 2025.
- ↑ 4,0 4,1 Thomas Telford (англ.). Britannica. Дата обращения: 7 июля 2025.