Барадийн, Базар Барадиевич

Материал из «Знание.Вики»
Барадийн Базар Барадиевич
бур. Барадиин Базар
Портрет
Портрет
Псевдонимы Самандабадра
Дата рождения 16 июня 1878(1878-06-16)
Место рождения Могойтуйская управа, Агинская степная дума, Забайкальская область
Дата смерти 24 августа 1937(1937-08-24) (59 лет)
Место смерти Ленинград, РСФСР, СССР
Гражданство  Российская империя
 СССР
Род деятельности учёный-востоковед, преподаватель, общественный деятель, переводчик
Жанр очерк, статья, комедия, пьеса, рассказ, стихотворение
Язык произведений бурятский
Премии Премия имени Пржевальского

База́р Барадиевич Баради́йн (Барадин, литературный псевдоним Самандабадра,(бур. Барадиин Базар) 16 июня 1878[1], Могойтуйская управа, Агинская степная дума, Забайкальская область — 24 августа 1937, Ленинград) — российский и советский учёный-востоковед[2], тибетолог, буддолог[3]. Профессор[4]. Писатель, драматург, государственный, общественный и литературный деятель, стал одним из создателей бурятской письменности. Участвовал в создании Бурят-Монгольской АССР, организатор науки в Бурятии. По обвинению в «панмонголизме» был репрессирован[5].

Биография

Родился 16 июня 1878 года в улусе Могойтуй, Агинская степная дума, Забайкальская область. Его родители были бедными крестьянами-скотоводами. Базар был первенцем из 11 детей. Родители были грамотными и владели монгольской письменностью. Благодаря им он увлёкся чтением книг[5].

В 1891 году завершил учёбу в четырёхклассной приходской школе в Аге. После этого учился в Читинской городской школе.

В 1895 году приехал в Санкт-Петербург, где учился в частной гимназии бурята, тибетского врача Петра Бадмаева. Однако вскоре Базар ушёл из гимназии, так как Бадмаев требовал от него перейти в православную веру.

В 1898 году он вернулся в Агу, здесь самостоятельно продолжил изучать монгольскую и тибетскую литературу. В 1900 году выехал заграницу и работал переводчиком у бурятского предпринимателя[6]. Посетил Германию, Швейцарию, Францию и Италию[7].

Через год поступил в Петербургский университет, где начал учиться на юридическом факультете. Но потом оставил эти занятия и стал вольнослушателем на Восточный факультет университета. Изучал санскрит, тибетский и монгольский языки.

Будучи студентом начал принимать участие в политической жизни. Ратовал за бурятское национальное самоуправление и развитие бурятской культуры, суда, школы[5].

Научная деятельность

С 1905 по 1907 годы совершил путешествие Тибет, став вторым бурятом (после Гомбожаба Цыбикова)[8], побывавшего там. В эту поездку был отправлен Русским комитетом при Академии наук по изучению Средней и Восточной Азии. В Урге (ныне — Улан-Батор) он встретился с Далай-ламой и сопровождал его в пути в Тибет. В Лхасе пробыл восемь месяцев, занимаясь изучением культуры, языка и быта тибетцев. Проживал с монахами в монастыре. Написал подробный отчёт о монастыре в Лавране, ввёл в научный оборот немало ценных сведений об этом монастыре, его устройстве, убранстве храмов, повседневной жизни монахов[8].

Из этой поездки привёз обширные научные данные, дневники, очерки, сделал сотни фотографий. За большой вклад в тибетологию он получил премию от Русского географического общества.

В 1908 году начал работать преподавателем монгольского языка на Восточном факультете Петербургского университета. Кроме этого занимался литературной деятельностью. В 1910 году был опубликован его первый рассказ, сделал перевод на бурятский язык несколько произведений Льва Толстого.

Выступал за перевод монгольской письменности на латиницу. Он же первым написал статью об этом латинскими буквами, чем повергнул многих земляков в «культурный» шок[5].

Приветствовал Февральскую революцию. Вернулся на родину и сразу же включился в общественно-политическую и культурную жизнь. Вошёл в состав Бурятского национального комитета.

Общественная и государственная работа

В конце апреля 1917 года в городе Чита прошёл первый съезд бурят-монголов Забайкальской области и Иркутской губернии. Барадийн был избран председателем съезда. Съезд обсудил вопросы национальной автономии бурят, развития национальных культуры и просвещения.

Кроме общественной работы преподавал в Агинской школе с 1917 по 1923 год.

После образования Дальневосточной Республики, куда и вошла Бурят-Монгольская автономная область. Стал одним из основателей Общества национального культурно-политического самоопределения бурятского народа (Бурнацкульт)[5].

В то время грамотных людей среди бурят было мало, поэтому Барадийн создал сеть учительских курсов. Написал «Букварь бурят-монгольского языка» и книжку для детского чтения «Улаан сэсэг».

Продолжал писать рассказы, повести и пьесы. Он стал одним из основателей бурятской литературы. Участвовал в создании бурятского народного театра, где была поставлена его комедия «Урданай ноёд» (Прошлого нойоны).

Барадийн стал привлекать буддийских монахов к преподаванию в школах. Он хотел соединить этическое и философское учение буддизма с теорией социализма.

23 мая 1923 года была образована Бурят-Монгольская АССР. В правительстве республики он первым возглавил народный комиссариат просвещения, проработал в этой должности до 1929 года[5].

Наряду с литературной и административной работой Барадийн занимался и научной деятельностью. С 1923 по 1929 год возглавлял Бурятский учёный комитет и был заместителем директора Бурятского института культуры. В 1923 году начал заведовать кафедрой бурят-монгольского языка и литературы Бурят-Монгольского педагогического института, возглавлял кафедру до 1935 года.

Подвергся критике в бурятском национализме и панмонголизме. В 1935 году Барадийн вынужден был уехать из Бурятии. Работал в Институт востоковедения АН СССР (Ленинград), а затем был переведён в Институт истории, философии и лингвистики, где был рядовым преподавателем монгольского языка[9].

Смерть

20 февраля 1937 году был арестован органами НКВД, 24 августа 1937 года осуждён как шпион панмонгольской организации. В тот же день был расстрелян. Посмертно был реабилитирован в 1958 году[5].

Память

В столице Бурятии возле здания хранилища старинных рукописей Бурятского научного центра СО РАН Базару Барадийну установлен бюст. Надписи на памятнике сделаны на русском и древне-монгольском языке[10].

Награды

Премия Русского географического общества имени Николая Пржевальского — за плодотворную научную экспедицию в Тибет[11].

Сочинения

  • Путешествие в Лавран. СПб., 1908;
  • Цам Миларайбы // Сборник в честь 70-летия Г. Н. Потанина. С. 157—162;
  • Отрывки из бурятской народной литературы. СПб., 1910; Из легенд Тибета // ЖС. 1912. Вып. 2/4. С. 437—444;
  • К сведению верующих масс о высшем духовном соборе буддистов Бурят-Монголии // Шинэ байдал. 1922. 2 окт. (совм. с А. Доржиевым, Ц. Ж. Жамцарано);
  • Статуя Майтреи в Золотом храме в Лавране. Пг., 1924;
  • Очерки Монголии // Жизнь Бурятии. 1924. № 4/5. С. 8-13; Беседы буддийских монахов // Сборник МАЭ. 1925. Т. 5, вып. 2. С. 631—656;
  • Доржи Банзаров (1822—1855) // Бурятиеведение. 1925. № 1. С. 5-9;
  • Буддийские монастыри: Кр. очерк // Богданов М. Н. Очерки истории бурят-монгольского народа / С доп. ст. Б. Б. Барадина и Н. Н. Козьмина. Верхнеудинск, 1926. С. 109—151 (то же: Orient: Альманах. СПб., 1992. Вып. 1: Буддизм и Россия. С. 62-116); Бурят-Монголы:
  • Кр. очерк оформления бурят-монг. народности // Бурятиеведение. 1927. № 3/4. С. 39-52; Литература о Монголии // Жизнь Бурятии. 1927. № 7/9. С. 115—116;
  • Краткое руководство по грамматике и графетике нового бурят-монгольского литературного языка. Верхнеудинск, 1931;
  • Латинизация письменности у бурято-монгол // Сев. Азия. 1931. № 1/2. С. 292—293;
  • Спорные вопросы орфографии бурят-монгольского новолитературного языка // Культура Бурятии. 1932. № 1. С. 19-24;
  • Грамматика новолитературного языка. Верхнеудинск, 1933 (на бурят. яз.);
  • Русско-бурятский терминологический словарь по языку и литературе. Улан-Удэ, 1935;
  • Синтаксис бурятского языка. Улан-Удэ, 1936 (на бурят. яз.).

Литература

  • Академия наук СССР за десять лет. С. 150, 152; Барадин Бадзар Барадиевич // СЭС. Т. 1. Новосибирск, 1929. С. 235;
  • Стенографический отчет, 1931. С. 34; Азиатский музей. С. 29, 31, 155—158, 168, 223, 227;
  • Скачков П. Е. Очерки истории русского китаеведения. М., 1977. С. 265—275; Савицкий Л. С. Обозрение фонда Б. Б. Барадийна в собрании архивных документов ЛО ИВ АН СССР // ППиПИКНВ. Ч. 3. М., 1990. С. 141—160; РВост. № 4. С. 117;
  • Хамаганова Е. А. Вст. ст. и примеч. // Orient: Альманах. СПб., 1992. Вып. 1:
  • Буддизм и Россия. С. 61-62, 116—120; Нима-Дугаров Р. Российские востоковеды в Тибете // Россия и Восток: Проблемы взаимодействия. Уфа, 1993. С. 106—108;
  • Ермакова Т. В. Исследования буддизма в России (конец XIX — начало XX в.) // Восток. 1995. № 5. С. 139—148;
  • История отечественного востоковедения. С. 105, 365, 366, 368—369, 377—379, 412, 421; ЛМ. Т. 4. С. 38.

Примечания

  1. Календарь знаменательных, памятных дат и событий по Бурятии на 2013 год. Архивная копия от 3 декабря 2013 на Wayback Machine — Улан-Удэ, 2012
  2. Барадийн Б. Б.. Дата обращения: 19 мая 2024.
  3. БАРАДИЙН (Барадин) Бадзар Барадиевич (1878-1937).
  4. БАРАДИН БАЗАР. Дата обращения: 19 мая 2024.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 Барадин Базар. Дата обращения: 19 мая 2024.
  6. 10 ФАКТОВ О БАЗАРЕ БАРАДИНЕ.
  7. Выдающиеся личности Республики Бурятия. Дата обращения: 19 мая 2024.
  8. 8,0 8,1 Базар Барадиевич Барадийн (Барадин) (16.06.1878 — 24.08.1937). Дата обращения: 19 мая 2024.
  9. БАЗАР БАРАДИН. Дата обращения: 19 мая 2024.
  10. В Улан-Удэ открылся памятник основателю современного бурятского языка. Дата обращения: 19 мая 2024.
  11. Барадийн (Барадин) Базар (Бадзар) Барадиевич. Дата обращения: 19 мая 2024.