Далай-лама

Материал из «Знание.Вики»
Далай-лама
тиб. ཏཱ་ལའི་བླ་མ་, Вайли tA la’i bla ma
Dalai Lama 1430 Luca Galuzzi 2007crop.jpg
Должность занимает
Тендзин Гьяцо
с 1937 года
Должность
Возглавляет Гелугпа
Форма обращения Его Святейшество
Резиденция Дхарамсала
Срок полномочий пожизненный
Появилась XIII век
Первый Гендундуб

Дала́й-ла́ма (тиб. ཏཱ་ལའི་བླ་མ་, Вайли tA la’i bla ma, монг. Далай багш; полный титул — Ваджрадара далай-лама — «Океан-Учитель», «Держатель ваджры», «Великий Учитель»[1]) — титул высшего духовного иерарха (первосвященника) ламаистской церкви в Тибете основанный в XIII веке, самой многочисленной школы тибетского буддизмагелугпа, которую исповедуют тибетцы, монголы, буряты, тувинцы, калмыки и часть горных народов Непала. В Тибете Далай-ламу называют Дже Ринпоче (Драгоценный Владыка) и Тхамчад Кхьенпа (Всеведущий). Считается воплощением Авалокитешвары — персонификации сострадания в ранге бодхисаттвы[1][2]. В XVII веке далай-ламы стали религиозными и светскими правителями Тибета[3]. С 1937 года XIV Далай-ламой является Тендзин Гьяцо[1].

Название

Название «Далай-лама» представляет собой сочетание монгольского слова «далай» (океан) и тибетского слова «лама» (гуру). По-тибетски далай-ламу также именуют Гьялва-ринпоче — Победоносный учитель (тиб. རྒྱལ་བ་རིན་པོ་ཆེ)[3].

История

Происхождение далай-лам Тибета обязан своим происхождением монголам. В 1577 году правитель монголов-тумэтов Алтан-хан вместе со своим народом принял буддизм от одного из высших лам школы гелугпаСонама Гьяцо (1543—1588) — и присвоил ему титул Ваджрадара далай-лама. Сонам Гьяцо считался перерождением в линии преемственности лам-перерожденцев монастыря Дрепунг — самого большого и влиятельного религиозного центра гелугпы, основанного Чже Цонкапой (1357—1419) и его учениками. Сонама Гьяцо был третим главой школы гелугпа и стал Дай-ламой III, так как он распространил данный ему титул на своих предшественников — Гендун Друп и Гендун Гьяцо, которые вошли в историю как Далай-ламы I и II. Далайм-лама I Гендун Друп (1391—1474) вошёл в историю буддизма как основатель монастыря Ташилунпо в Шигадзе, ставшего впоследствии резиденцией панчхен-лам; ему принадлежит пять томов сочинений философского характера. Далай-лама II Гендун Гьяцо (1475—1542) тоже оставил после себя немало научных трудов, был был настоятелем монастыря Дрепунг. Сам Далай-лама III Соднам Джамцо основал Гумбум, один из трёх крупнейших сохранившихся до настоящего времени монастырей Тибета[4][1][3][5].

Следующим далай-ламой после Сонама Гьяцо стал монгол по происхождению и правнук Алтан-хана Йонтен Гьяцо (1589–1616)[1][3]. Далай-лама V — Нгаванг Лобзанг Гьяцо (1617—1682), вошёл в историю как «Великий пятый», заручившись поддержкой правителя ойратов-хошутов Гуши-хана, смог в XVII веке объединить Тибет. В 1682 году китайский император Канси из династии Цин вручил ему грамоту и золотую печать теократического правителя объединенного Тибета. В это же время началось строительство дворца Потала в Лхасе, ставшего не только местом пребывания всех последующих далай-лам, но и символом тибетского буддизма; Строительством дворца Потала на том самом месте, где находились руины дворца Сонгцена Гампо, Далай-лама V заявил себя наследником древних царей Тибета. Далай-лама V прославился также как историк, литератор и создатель новой драматургии мистериального тантрического танца — медитации Цам[1][3][5].

Смерть Далай-ламы V в 1682 году скрывали в течение пятнадцати лет, пока не вступил в сознательный возраст Далай-ламы VI Цаньян Джамцо (1683—1705). Цаньян Джамцо прославился как прекрасный поэт, любивший жизнь во всех её проявлениях. Регентом при нём долгие годы состоял Деси Сангье Гьяцо, который фактически управлял страной. В 1705 году регент был убит, Далай-ламу VI обвинили в измене китайскому императору Канси и отправили в ссылку в район озера Кукунор, где в том же году он умер от болезни или был убит. Далай-лама VII Галсан Джамцо (1708—1757) стал им после длившихся несколько лет религиозных и светских междоусобных войн. В 1751 году император Китая положил конец царской династии Тибета. Вся полнота светской и духовной власти была передана Далай-ламе и окончательно оформилась теократическая монархия Тибета. Галсан Джамцо остался в истории как автор восьми томов сочинений по буддийской тантре. В 1793 году при Далай-ламе VIII Джамбал Джамцо (1758—1804), был установлен принцип выборности Далай-лам и панчхен-лам по жребию под контролем представителей китайской власти. Далай-лама IX Лундок Джамцо (1805—1815), Далай-лама X Цултим Джамцо (1816—1837), Далай-лама XI Хайдуб Джамцо (1838—1855) и Далай-лама XII (1856—1875) умерли в молодом возрасте, не успев сделать ничего значительного[1][3][5][2].

Далай-лама XIII Тубдан Джамцо (1876—1934) в 1894 году свергнул правившего вместо него регента и объявил себя не только духовным, но и политическим главой Тибета, что резко осложнило его отношения с правительством Китая, считавшего Тибет своим вассалом. Под влиянием одного из своих наставников, российского бурята Агвана Доржиева, Далай-лама XIII попытался начать переговоры о возможном переходе Тибета под протекторат России. В 1904 году британский экспедиционный корпус вторгся в Тибет и захватил Лхасу. Далай-лама XIII бежал в Монголию, где скрывался в течение двух лет, но после ухода англичан вернулся в Лхасу. Российская и британская дипломатия не пошли навстречу желанию Далай-ламы XIII сделать Тибет независимым и по-прежнему признавали его только как территорию в составе Империи Цин. В 1911 году в Китае произошла Синьхайская революция и император Пу И был свергнут. Тибет провозгласил независимость. Правительство новой Китайской Республики её не признало. Несмотря на это, Центральный Тибет просуществовал как де-факто независимое государство до 1951 года и до 1933 года под руководством Далай-ламы XIII[1][3][5][2].

Далай-лама XIV

Юный Далай-лама XIV
Подписание соглашения по мирному освобождению Тибета, 1951

В 1940 году Далай-ламой XIV становится Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо. В 1949 году образовалась Китайская Народная Республика, на следующий год китайские войска вошли в Тибет. Между китайским и тибетским правительствами было подписано соглашение из семнадцати пунктов, по которому Тибет становился частью Китая. Далай-лама под давлением обстоятельств признал соглашение. В 1965 году был учрежден Тибетский автономный район[1][3][5].

В 1959 году произошло тибетское восстание, в результате которого далай-лама, его тибетское правительство и приблизительно сто тысяч беженцев покинули Тибет и прибыли в Индию. Из шести миллионов тибетцев около одного миллиона стали беженцами в разных странах Азии, Америки и Европы. Защищая их интересы, Далай-лама XIV был вынужден выступать как политик на миротворческих форумах, предлагая различные способы решения тибетского вопроса. Далай-лама создал своё правительство (кашаг) сначала в приграничном городке Муссури, а затем переместил его в Дхарамсалу, где оно находится до сих пор. В 1963 году Далай-лама XIV провозгласил конституцию Тибета и стал главой тибетского правительства в изгнании. В 1974 году он отказался от независимости Тибета и стал главой Тибетской администрации. В 1989 году Далай-лама XIV был награждён Нобелевской премией мира за свою деятельность по разрешению «тибетского вопроса» мирными средствами. В 2011 году Далай-лама принял решение выйти в отставку и передать все полномочия избранному калону-трипа (премьер-министру)[1][3].

В Советском Союзе и Российской Федерации Далай-лама XIV побывал в общей сложности восемь раз: 1979, 1982, 1986, 1991, 1992, 1994, 1996 и 2004, в трёх случаях это были одно-двух дневные визиты, как правило проездом. Из-за возможных осложнений в дипломатических отношениях России и Китая Далай-лама XIV не может приехать в Россию с официальным визитом. Он оказывает помощь российским буддистам в буддийских монастырях Индии, находящихся под его покровительством, где учатся буддийские ламы Калмыкии, Тувы и Бурятии, получая стипендию от тибетского правительства в изгнании[1].


Далай-ламы

Имя Портрет Годы правления Имя в миру Монашеское имя (тибетский/транслитерация вайли) Монашеское имя (китаизированная транскрипция и другие транскрипции)
Далай-лама I 1st Dalai Lama.jpg 1474 Пема Дордже; из семьи кочевников тиб. དགེ་འདུན་གྲུབ, Вайли dge-'dun grub Гендун Друб, Гендун Дуп
Далай-лама II Second Dalai Lama.jpg 1492—1542 Йонтен Пунцог; из семьи ламы школы Ньингма тиб. དགེ་འདུན་རྒྱ་མཚོ་, Вайли dge ‘dun rgya mtsho Гендун Гьяцо
Далай-лама III Sonam Gyatso.jpg 1578—1588 Рануси Шопал Зангпо тиб. བསོད་ནམས་རྒྱ་མཚོ་, Вайли bsod nams rgya mtsho Сонам Гьяцо
Далай-лама IV 4DalaiLama cropped.jpg 1601—1617 Сумбур Секен Сигикур; правнук Алтан-хана тиб. ཡོན་ཏན་རྒྱ་མཚོ, Вайли yon tan rgya mtsho Ендон Гьяцо, Йонтэн Гьяцо
Далай-лама V 5th Dalai Lama.jpg 1642—1682 Кун-га Мигюр Тобгьял Ванги Гьялпо тиб. ལྔ་པ་ཆེན་པོ, Вайли lnga pa chen po Нгаванг Лобсанг Гьяцо
Далай-лама VI VI Dalai Lama.JPG 1697—1706 Потомок Пемы Лингпа тиб. ཚང་དབྱངས་རྒྱ་མཚོ་, Вайли tshang dbyangs rgya mtsho Цангьянг Гьяцо, Ригцзин Чжамьянг Гьяцо
Далай-лама VII 7th Dalai Lama.jpg 1720—1757 Родился в Литанге. тиб. བསྐལ་བཟང་རྒྱ་མཚོ་, Вайли bskal bzang rgya mtsho Кэлсанг Гьяцо
Далай-лама VIII Jamphel Gyatso, 8th Dalai Lama - AMNH - DSC06244.JPG 1762—1804 Происходил из области Кам тиб. བྱམས་སྤེལ་རྒྱ་མཚོ་, Вайли byams spel rgya mtsho Джампэл Гьяцо
Далай-лама IX Lungtok Gyatso.jpg 1808—1815 Происходил из области Кам тиб. ལུང་རྟོགས་རྒྱ་མཚོ་, Вайли lung rtogs rgya mtsho Лунтог Гьяцо
Далай-лама X Flag of Tibet.svg 1822—1837 Джампэл Гьялцен тиб. ཚུལ་ཁྲིམ་རྒྱ་མཚོ་, Вайли tshul khrim rgya mtsho Цултрим Гьяцо
Далай-лама XI The 11th Dalai Lama, mural in the Utse in Samye.jpg 1842—1856 Происходил из Литанги тиб. མཁས་གྲུབ་རྒྱ་མཚོ་, Вайли mkhas grub rgya mtsho Кхэдуб Гьяцо
Далай-лама XII Twelfth Dalai Lama, Trinle Gyatso.jpg 1860—1875 Происходил из клана Бак, провинции Уй тиб. འཕྲིན་ལས་རྒྱ་མཚོ་, Вайли phrin las rgya mtsho Тинлей Гьяцо
Далай-лама XIII 13thDalaiLama1910.jpg 1879—1933 Происходил из деревни Дагпо тиб. ཐུབ་བསྟན་རྒྱ་མཚོ་, Вайли thub bstan rgya mtsho Тхуптэн Гьяцо
Далай-лама XIV Dalailama1 20121014 4639.jpg 1937—н. в. Лхамо Дхондруб тиб. བསྟན་འཛིན་རྒྱ་མཚོ་, Вайли bstan ‘dzin rgya mtsho Нгаванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо

Литература

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 Далай-лама Православная энциклопедия / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. - Москва : Церковно-науч. центр "Православная энцикл.", Т. 13: Григорий Палама — Даниэль-Ропс. Т. 13. — 2006. — 749 с. — ISBN 5-89572-022-6
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 Далай-лама // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  3. Перейти обратно: 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 Далай-лама Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  4. Кузьмин С. Л. «Скрытый Тибет. История независимости и оккупации» — СПб.: Издание А. А. Терентьева, 2010. — 544 с. — ISBN 978-5-901941-23-2
  5. Перейти обратно: 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 История Тибета с древнейших времен до наших дней / Е. И. Кычанов, Б. Н. Мельниченко. — Москва : Вост. лит., 2005. — 351 с. — ISBN 5-02-018365-2