Далай-лама
Далай-лама | |
---|---|
тиб. ཏཱ་ལའི་བླ་མ་, Вайли tA la’i bla ma | |
Должность занимает Тендзин Гьяцо с 1937 года | |
Должность | |
Возглавляет | Гелугпа |
Форма обращения | Его Святейшество |
Резиденция | Дхарамсала |
Срок полномочий | пожизненный |
Появилась | XIII век |
Первый | Гендундуб |
Дала́й-ла́ма (тиб. ཏཱ་ལའི་བླ་མ་, Вайли tA la’i bla ma, монг. Далай багш; полный титул — Ваджрадара далай-лама — «Океан-Учитель», «Держатель ваджры», «Великий Учитель»[1]) — титул высшего духовного иерарха (первосвященника) ламаистской церкви в Тибете основанный в XIII веке, самой многочисленной школы тибетского буддизма — гелугпа, которую исповедуют тибетцы, монголы, буряты, тувинцы, калмыки и часть горных народов Непала. В Тибете Далай-ламу называют Дже Ринпоче (Драгоценный Владыка) и Тхамчад Кхьенпа (Всеведущий). Считается воплощением Авалокитешвары — персонификации сострадания в ранге бодхисаттвы[1][2]. В XVII веке далай-ламы стали религиозными и светскими правителями Тибета[3]. С 1937 года XIV Далай-ламой является Тендзин Гьяцо[1].
Название
Название «Далай-лама» представляет собой сочетание монгольского слова «далай» (океан) и тибетского слова «лама» (гуру). По-тибетски далай-ламу также именуют Гьялва-ринпоче — Победоносный учитель (тиб. རྒྱལ་བ་རིན་པོ་ཆེ)[3].
История
Происхождение далай-лам Тибета обязан своим происхождением монголам. В 1577 году правитель монголов-тумэтов Алтан-хан вместе со своим народом принял буддизм от одного из высших лам школы гелугпа — Сонама Гьяцо (1543—1588) — и присвоил ему титул Ваджрадара далай-лама. Сонам Гьяцо считался перерождением в линии преемственности лам-перерожденцев монастыря Дрепунг — самого большого и влиятельного религиозного центра гелугпы, основанного Чже Цонкапой (1357—1419) и его учениками. Сонама Гьяцо был третим главой школы гелугпа и стал Дай-ламой III, так как он распространил данный ему титул на своих предшественников — Гендун Друп и Гендун Гьяцо, которые вошли в историю как Далай-ламы I и II. Далайм-лама I Гендун Друп (1391—1474) вошёл в историю буддизма как основатель монастыря Ташилунпо в Шигадзе, ставшего впоследствии резиденцией панчхен-лам; ему принадлежит пять томов сочинений философского характера. Далай-лама II Гендун Гьяцо (1475—1542) тоже оставил после себя немало научных трудов, был был настоятелем монастыря Дрепунг. Сам Далай-лама III Соднам Джамцо основал Гумбум, один из трёх крупнейших сохранившихся до настоящего времени монастырей Тибета[4][1][3][5].
Следующим далай-ламой после Сонама Гьяцо стал монгол по происхождению и правнук Алтан-хана Йонтен Гьяцо (1589–1616)[1][3]. Далай-лама V — Нгаванг Лобзанг Гьяцо (1617—1682), вошёл в историю как «Великий пятый», заручившись поддержкой правителя ойратов-хошутов Гуши-хана, смог в XVII веке объединить Тибет. В 1682 году китайский император Канси из династии Цин вручил ему грамоту и золотую печать теократического правителя объединенного Тибета. В это же время началось строительство дворца Потала в Лхасе, ставшего не только местом пребывания всех последующих далай-лам, но и символом тибетского буддизма; Строительством дворца Потала на том самом месте, где находились руины дворца Сонгцена Гампо, Далай-лама V заявил себя наследником древних царей Тибета. Далай-лама V прославился также как историк, литератор и создатель новой драматургии мистериального тантрического танца — медитации Цам[1][3][5].
Смерть Далай-ламы V в 1682 году скрывали в течение пятнадцати лет, пока не вступил в сознательный возраст Далай-ламы VI Цаньян Джамцо (1683—1705). Цаньян Джамцо прославился как прекрасный поэт, любивший жизнь во всех её проявлениях. Регентом при нём долгие годы состоял Деси Сангье Гьяцо, который фактически управлял страной. В 1705 году регент был убит, Далай-ламу VI обвинили в измене китайскому императору Канси и отправили в ссылку в район озера Кукунор, где в том же году он умер от болезни или был убит. Далай-лама VII Галсан Джамцо (1708—1757) стал им после длившихся несколько лет религиозных и светских междоусобных войн. В 1751 году император Китая положил конец царской династии Тибета. Вся полнота светской и духовной власти была передана Далай-ламе и окончательно оформилась теократическая монархия Тибета. Галсан Джамцо остался в истории как автор восьми томов сочинений по буддийской тантре. В 1793 году при Далай-ламе VIII Джамбал Джамцо (1758—1804), был установлен принцип выборности Далай-лам и панчхен-лам по жребию под контролем представителей китайской власти. Далай-лама IX Лундок Джамцо (1805—1815), Далай-лама X Цултим Джамцо (1816—1837), Далай-лама XI Хайдуб Джамцо (1838—1855) и Далай-лама XII (1856—1875) умерли в молодом возрасте, не успев сделать ничего значительного[1][3][5][2].
Далай-лама XIII Тубдан Джамцо (1876—1934) в 1894 году свергнул правившего вместо него регента и объявил себя не только духовным, но и политическим главой Тибета, что резко осложнило его отношения с правительством Китая, считавшего Тибет своим вассалом. Под влиянием одного из своих наставников, российского бурята Агвана Доржиева, Далай-лама XIII попытался начать переговоры о возможном переходе Тибета под протекторат России. В 1904 году британский экспедиционный корпус вторгся в Тибет и захватил Лхасу. Далай-лама XIII бежал в Монголию, где скрывался в течение двух лет, но после ухода англичан вернулся в Лхасу. Российская и британская дипломатия не пошли навстречу желанию Далай-ламы XIII сделать Тибет независимым и по-прежнему признавали его только как территорию в составе Империи Цин. В 1911 году в Китае произошла Синьхайская революция и император Пу И был свергнут. Тибет провозгласил независимость. Правительство новой Китайской Республики её не признало. Несмотря на это, Центральный Тибет просуществовал как де-факто независимое государство до 1951 года и до 1933 года под руководством Далай-ламы XIII[1][3][5][2].
Далай-лама XIV
В 1940 году Далай-ламой XIV становится Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо. В 1949 году образовалась Китайская Народная Республика, на следующий год китайские войска вошли в Тибет. Между китайским и тибетским правительствами было подписано соглашение из семнадцати пунктов, по которому Тибет становился частью Китая. Далай-лама под давлением обстоятельств признал соглашение. В 1965 году был учрежден Тибетский автономный район[1][3][5].
В 1959 году произошло тибетское восстание, в результате которого далай-лама, его тибетское правительство и приблизительно сто тысяч беженцев покинули Тибет и прибыли в Индию. Из шести миллионов тибетцев около одного миллиона стали беженцами в разных странах Азии, Америки и Европы. Защищая их интересы, Далай-лама XIV был вынужден выступать как политик на миротворческих форумах, предлагая различные способы решения тибетского вопроса. Далай-лама создал своё правительство (кашаг) сначала в приграничном городке Муссури, а затем переместил его в Дхарамсалу, где оно находится до сих пор. В 1963 году Далай-лама XIV провозгласил конституцию Тибета и стал главой тибетского правительства в изгнании. В 1974 году он отказался от независимости Тибета и стал главой Тибетской администрации. В 1989 году Далай-лама XIV был награждён Нобелевской премией мира за свою деятельность по разрешению «тибетского вопроса» мирными средствами. В 2011 году Далай-лама принял решение выйти в отставку и передать все полномочия избранному калону-трипа (премьер-министру)[1][3].
В Советском Союзе и Российской Федерации Далай-лама XIV побывал в общей сложности восемь раз: 1979, 1982, 1986, 1991, 1992, 1994, 1996 и 2004, в трёх случаях это были одно-двух дневные визиты, как правило проездом. Из-за возможных осложнений в дипломатических отношениях России и Китая Далай-лама XIV не может приехать в Россию с официальным визитом. Он оказывает помощь российским буддистам в буддийских монастырях Индии, находящихся под его покровительством, где учатся буддийские ламы Калмыкии, Тувы и Бурятии, получая стипендию от тибетского правительства в изгнании[1].
Далай-ламы
Имя | Портрет | Годы правления | Имя в миру | Монашеское имя (тибетский/транслитерация вайли) | Монашеское имя (китаизированная транскрипция и другие транскрипции) |
---|---|---|---|---|---|
Далай-лама I | 1474 | Пема Дордже; из семьи кочевников | тиб. དགེ་འདུན་གྲུབ, Вайли dge-'dun grub | Гендун Друб, Гендун Дуп | |
Далай-лама II | 1492—1542 | Йонтен Пунцог; из семьи ламы школы Ньингма | тиб. དགེ་འདུན་རྒྱ་མཚོ་, Вайли dge ‘dun rgya mtsho | Гендун Гьяцо | |
Далай-лама III | 1578—1588 | Рануси Шопал Зангпо | тиб. བསོད་ནམས་རྒྱ་མཚོ་, Вайли bsod nams rgya mtsho | Сонам Гьяцо | |
Далай-лама IV | 1601—1617 | Сумбур Секен Сигикур; правнук Алтан-хана | тиб. ཡོན་ཏན་རྒྱ་མཚོ, Вайли yon tan rgya mtsho | Ендон Гьяцо, Йонтэн Гьяцо | |
Далай-лама V | 1642—1682 | Кун-га Мигюр Тобгьял Ванги Гьялпо | тиб. ལྔ་པ་ཆེན་པོ, Вайли lnga pa chen po | Нгаванг Лобсанг Гьяцо | |
Далай-лама VI | 1697—1706 | Потомок Пемы Лингпа | тиб. ཚང་དབྱངས་རྒྱ་མཚོ་, Вайли tshang dbyangs rgya mtsho | Цангьянг Гьяцо, Ригцзин Чжамьянг Гьяцо | |
Далай-лама VII | 1720—1757 | Родился в Литанге. | тиб. བསྐལ་བཟང་རྒྱ་མཚོ་, Вайли bskal bzang rgya mtsho | Кэлсанг Гьяцо | |
Далай-лама VIII | 1762—1804 | Происходил из области Кам | тиб. བྱམས་སྤེལ་རྒྱ་མཚོ་, Вайли byams spel rgya mtsho | Джампэл Гьяцо | |
Далай-лама IX | 1808—1815 | Происходил из области Кам | тиб. ལུང་རྟོགས་རྒྱ་མཚོ་, Вайли lung rtogs rgya mtsho | Лунтог Гьяцо | |
Далай-лама X | 1822—1837 | Джампэл Гьялцен | тиб. ཚུལ་ཁྲིམ་རྒྱ་མཚོ་, Вайли tshul khrim rgya mtsho | Цултрим Гьяцо | |
Далай-лама XI | 1842—1856 | Происходил из Литанги | тиб. མཁས་གྲུབ་རྒྱ་མཚོ་, Вайли mkhas grub rgya mtsho | Кхэдуб Гьяцо | |
Далай-лама XII | 1860—1875 | Происходил из клана Бак, провинции Уй | тиб. འཕྲིན་ལས་རྒྱ་མཚོ་, Вайли phrin las rgya mtsho | Тинлей Гьяцо | |
Далай-лама XIII | 1879—1933 | Происходил из деревни Дагпо | тиб. ཐུབ་བསྟན་རྒྱ་མཚོ་, Вайли thub bstan rgya mtsho | Тхуптэн Гьяцо | |
Далай-лама XIV | 1937—н. в. | Лхамо Дхондруб | тиб. བསྟན་འཛིན་རྒྱ་མཚོ་, Вайли bstan ‘dzin rgya mtsho | Нгаванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо |
Литература
- Далай-лама Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- Далай-лама // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Советская историческая энциклопедия / гл. ред. Е. М. Жуков. — Москва : Советская энциклопедия, Т. 4: Гаага-Двин. — 1963. — 1072 с.
- Далай-лама Православная энциклопедия / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. - Москва : Церковно-науч. центр "Православная энцикл.", Т. 13: Григорий Палама — Даниэль-Ропс. Т. 13. — 2006. — 749 с. — ISBN 5-89572-022-6
- История Тибета с древнейших времен до наших дней / Е. И. Кычанов, Б. Н. Мельниченко. — Москва : Вост. лит., 2005. — 351 с. — ISBN 5-02-018365-2
Примечания
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 Далай-лама Православная энциклопедия / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. - Москва : Церковно-науч. центр "Православная энцикл.", Т. 13: Григорий Палама — Даниэль-Ропс. Т. 13. — 2006. — 749 с. — ISBN 5-89572-022-6
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Далай-лама // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 Далай-лама Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- ↑ Кузьмин С. Л. «Скрытый Тибет. История независимости и оккупации» — СПб.: Издание А. А. Терентьева, 2010. — 544 с. — ISBN 978-5-901941-23-2
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 История Тибета с древнейших времен до наших дней / Е. И. Кычанов, Б. Н. Мельниченко. — Москва : Вост. лит., 2005. — 351 с. — ISBN 5-02-018365-2