Далай-лама

Материал из «Знание.Вики»
Далай-лама
тиб. ཏཱ་ལའི་བླ་མ་, Вайли tA la’i bla ma
Dalai Lama 1430 Luca Galuzzi 2007crop.jpg
Должность занимает
Тендзин Гьяцо
с 1937 года
Должность
Возглавляет Гелугпа
Форма обращения Его Святейшество
Резиденция Дхарамсала
Срок полномочий пожизненный
Появилась XIII век
Первый Гендундуб

Дала́й-ла́ма (тиб. ཏཱ་ལའི་བླ་མ་, Вайли tA la’i bla ma, монг. Далай багш; полный титул — Ваджрадара далай-лама — «Океан-Учитель», «Держатель ваджры», «Великий Учитель»[1]) — титул высшего духовного иерарха (первосвященника) ламаистской церкви в Тибете основанный в XIII веке, самой многочисленной школы тибетского буддизмагелугпа, которую исповедуют тибетцы, монголы, буряты, тувинцы, калмыки и часть горных народов Непала. В Тибете Далай-ламу называют Дже Ринпоче (Драгоценный Владыка) и Тхамчад Кхьенпа (Всеведущий). Считается воплощением Авалокитешвары — персонификации сострадания в ранге бодхисаттвы[1][2]. В XVII веке далай-ламы стали религиозными и светскими правителями Тибета[3]. С 1937 года XIV Далай-ламой является Тендзин Гьяцо[1].

Название

Название «Далай-лама» представляет собой сочетание монгольского слова «далай» (океан) и тибетского слова «лама» (гуру). По-тибетски далай-ламу также именуют Гьялва-ринпоче — Победоносный учитель (тиб. རྒྱལ་བ་རིན་པོ་ཆེ)[3].

История

Происхождение далай-лам Тибета обязан своим происхождением монголам. В 1577 году правитель монголов-тумэтов Алтан-хан вместе со своим народом принял буддизм от одного из высших лам школы гелугпаСонама Гьяцо (1543—1588) — и присвоил ему титул Ваджрадара далай-лама. Сонам Гьяцо считался перерождением в линии преемственности лам-перерожденцев монастыря Дрепунг — самого большого и влиятельного религиозного центра гелугпы, основанного Чже Цонкапой (1357—1419) и его учениками. Сонама Гьяцо был третим главой школы гелугпа и стал Дай-ламой III, так как он распространил данный ему титул на своих предшественников — Гендун Друп и Гендун Гьяцо, которые вошли в историю как Далай-ламы I и II. Далайм-лама I Гендун Друп (1391—1474) вошёл в историю буддизма как основатель монастыря Ташилунпо в Шигадзе, ставшего впоследствии резиденцией панчхен-лам; ему принадлежит пять томов сочинений философского характера. Далай-лама II Гендун Гьяцо (1475—1542) тоже оставил после себя немало научных трудов, был был настоятелем монастыря Дрепунг. Сам Далай-лама III Соднам Джамцо основал Гумбум, один из трёх крупнейших сохранившихся до настоящего времени монастырей Тибета[4][1][3][5].

Следующим далай-ламой после Сонама Гьяцо стал монгол по происхождению и правнук Алтан-хана Йонтен Гьяцо (1589–1616)[1][3]. Далай-лама V — Нгаванг Лобзанг Гьяцо (1617—1682), вошёл в историю как «Великий пятый», заручившись поддержкой правителя ойратов-хошутов Гуши-хана, смог в XVII веке объединить Тибет. В 1682 году китайский император Канси из династии Цин вручил ему грамоту и золотую печать теократического правителя объединенного Тибета. В это же время началось строительство дворца Потала в Лхасе, ставшего не только местом пребывания всех последующих далай-лам, но и символом тибетского буддизма; Строительством дворца Потала на том самом месте, где находились руины дворца Сонгцена Гампо, Далай-лама V заявил себя наследником древних царей Тибета. Далай-лама V прославился также как историк, литератор и создатель новой драматургии мистериального тантрического танца — медитации Цам[1][3][5].

Смерть Далай-ламы V в 1682 году скрывали в течение пятнадцати лет, пока не вступил в сознательный возраст Далай-ламы VI Цаньян Джамцо (1683—1705). Цаньян Джамцо прославился как прекрасный поэт, любивший жизнь во всех её проявлениях. Регентом при нём долгие годы состоял Деси Сангье Гьяцо, который фактически управлял страной. В 1705 году регент был убит, Далай-ламу VI обвинили в измене китайскому императору Канси и отправили в ссылку в район озера Кукунор, где в том же году он умер от болезни или был убит. Далай-лама VII Галсан Джамцо (1708—1757) стал им после длившихся несколько лет религиозных и светских междоусобных войн. В 1751 году император Китая положил конец царской династии Тибета. Вся полнота светской и духовной власти была передана Далай-ламе и окончательно оформилась теократическая монархия Тибета. Галсан Джамцо остался в истории как автор восьми томов сочинений по буддийской тантре. В 1793 году при Далай-ламе VIII Джамбал Джамцо (1758—1804), был установлен принцип выборности Далай-лам и панчхен-лам по жребию под контролем представителей китайской власти. Далай-лама IX Лундок Джамцо (1805—1815), Далай-лама X Цултим Джамцо (1816—1837), Далай-лама XI Хайдуб Джамцо (1838—1855) и Далай-лама XII (1856—1875) умерли в молодом возрасте, не успев сделать ничего значительного[1][3][5][2].

Далай-лама XIII Тубдан Джамцо (1876—1934) в 1894 году свергнул правившего вместо него регента и объявил себя не только духовным, но и политическим главой Тибета, что резко осложнило его отношения с правительством Китая, считавшего Тибет своим вассалом. Под влиянием одного из своих наставников, российского бурята Агвана Доржиева, Далай-лама XIII попытался начать переговоры о возможном переходе Тибета под протекторат России. В 1904 году британский экспедиционный корпус вторгся в Тибет и захватил Лхасу. Далай-лама XIII бежал в Монголию, где скрывался в течение двух лет, но после ухода англичан вернулся в Лхасу. Российская и британская дипломатия не пошли навстречу желанию Далай-ламы XIII сделать Тибет независимым и по-прежнему признавали его только как территорию в составе Империи Цин. В 1911 году в Китае произошла Синьхайская революция и император Пу И был свергнут. Тибет провозгласил независимость. Правительство новой Китайской Республики её не признало. Несмотря на это, Центральный Тибет просуществовал как де-факто независимое государство до 1951 года и до 1933 года под руководством Далай-ламы XIII[1][3][5][2].

Далай-лама XIV

Юный Далай-лама XIV
Подписание соглашения по мирному освобождению Тибета, 1951

В 1940 году Далай-ламой XIV становится Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо. В 1949 году образовалась Китайская Народная Республика, на следующий год китайские войска вошли в Тибет. Между китайским и тибетским правительствами было подписано соглашение из семнадцати пунктов, по которому Тибет становился частью Китая. Далай-лама под давлением обстоятельств признал соглашение. В 1965 году был учрежден Тибетский автономный район[1][3][5].

В 1959 году произошло тибетское восстание, в результате которого далай-лама, его тибетское правительство и приблизительно сто тысяч беженцев покинули Тибет и прибыли в Индию. Из шести миллионов тибетцев около одного миллиона стали беженцами в разных странах Азии, Америки и Европы. Защищая их интересы, Далай-лама XIV был вынужден выступать как политик на миротворческих форумах, предлагая различные способы решения тибетского вопроса. Далай-лама создал своё правительство (кашаг) сначала в приграничном городке Муссури, а затем переместил его в Дхарамсалу, где оно находится до сих пор. В 1963 году Далай-лама XIV провозгласил конституцию Тибета и стал главой тибетского правительства в изгнании. В 1974 году он отказался от независимости Тибета и стал главой Тибетской администрации. В 1989 году Далай-лама XIV был награждён Нобелевской премией мира за свою деятельность по разрешению «тибетского вопроса» мирными средствами. В 2011 году Далай-лама принял решение выйти в отставку и передать все полномочия избранному калону-трипа (премьер-министру)[1][3].

В Советском Союзе и Российской Федерации Далай-лама XIV побывал в общей сложности восемь раз: 1979, 1982, 1986, 1991, 1992, 1994, 1996 и 2004, в трёх случаях это были одно-двух дневные визиты, как правило проездом. Из-за возможных осложнений в дипломатических отношениях России и Китая Далай-лама XIV не может приехать в Россию с официальным визитом. Он оказывает помощь российским буддистам в буддийских монастырях Индии, находящихся под его покровительством, где учатся буддийские ламы Калмыкии, Тувы и Бурятии, получая стипендию от тибетского правительства в изгнании[1].


Далай-ламы

Имя Портрет Годы правления Имя в миру Монашеское имя (тибетский/транслитерация вайли) Монашеское имя (китаизированная транскрипция и другие транскрипции)
Далай-лама I 1st Dalai Lama.jpg 1474 Пема Дордже; из семьи кочевников тиб. དགེ་འདུན་གྲུབ, Вайли dge-'dun grub Гендун Друб, Гендун Дуп
Далай-лама II Second Dalai Lama.jpg 1492—1542 Йонтен Пунцог; из семьи ламы школы Ньингма тиб. དགེ་འདུན་རྒྱ་མཚོ་, Вайли dge ‘dun rgya mtsho Гендун Гьяцо
Далай-лама III Sonam Gyatso.jpg 1578—1588 Рануси Шопал Зангпо тиб. བསོད་ནམས་རྒྱ་མཚོ་, Вайли bsod nams rgya mtsho Сонам Гьяцо
Далай-лама IV 4DalaiLama cropped.jpg 1601—1617 Сумбур Секен Сигикур; правнук Алтан-хана тиб. ཡོན་ཏན་རྒྱ་མཚོ, Вайли yon tan rgya mtsho Ендон Гьяцо, Йонтэн Гьяцо
Далай-лама V 5th Dalai Lama.jpg 1642—1682 Кун-га Мигюр Тобгьял Ванги Гьялпо тиб. ལྔ་པ་ཆེན་པོ, Вайли lnga pa chen po Нгаванг Лобсанг Гьяцо
Далай-лама VI VI Dalai Lama.JPG 1697—1706 Потомок Пемы Лингпа тиб. ཚང་དབྱངས་རྒྱ་མཚོ་, Вайли tshang dbyangs rgya mtsho Цангьянг Гьяцо, Ригцзин Чжамьянг Гьяцо
Далай-лама VII 7th Dalai Lama.jpg 1720—1757 Родился в Литанге. тиб. བསྐལ་བཟང་རྒྱ་མཚོ་, Вайли bskal bzang rgya mtsho Кэлсанг Гьяцо
Далай-лама VIII Jamphel Gyatso, 8th Dalai Lama - AMNH - DSC06244.JPG 1762—1804 Происходил из области Кам тиб. བྱམས་སྤེལ་རྒྱ་མཚོ་, Вайли byams spel rgya mtsho Джампэл Гьяцо
Далай-лама IX Lungtok Gyatso.jpg 1808—1815 Происходил из области Кам тиб. ལུང་རྟོགས་རྒྱ་མཚོ་, Вайли lung rtogs rgya mtsho Лунтог Гьяцо
Далай-лама X Flag of Tibet.svg 1822—1837 Джампэл Гьялцен тиб. ཚུལ་ཁྲིམ་རྒྱ་མཚོ་, Вайли tshul khrim rgya mtsho Цултрим Гьяцо
Далай-лама XI The 11th Dalai Lama, mural in the Utse in Samye.jpg 1842—1856 Происходил из Литанги тиб. མཁས་གྲུབ་རྒྱ་མཚོ་, Вайли mkhas grub rgya mtsho Кхэдуб Гьяцо
Далай-лама XII Twelfth Dalai Lama, Trinle Gyatso.jpg 1860—1875 Происходил из клана Бак, провинции Уй тиб. འཕྲིན་ལས་རྒྱ་མཚོ་, Вайли phrin las rgya mtsho Тинлей Гьяцо
Далай-лама XIII 13thDalaiLama1910.jpg 1879—1933 Происходил из деревни Дагпо тиб. ཐུབ་བསྟན་རྒྱ་མཚོ་, Вайли thub bstan rgya mtsho Тхуптэн Гьяцо
Далай-лама XIV Dalailama1 20121014 4639.jpg 1937—н. в. Лхамо Дхондруб тиб. བསྟན་འཛིན་རྒྱ་མཚོ་, Вайли bstan ‘dzin rgya mtsho Нгаванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо

Литература

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 Далай-лама Православная энциклопедия / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. - Москва : Церковно-науч. центр "Православная энцикл.", Т. 13: Григорий Палама — Даниэль-Ропс. Т. 13. — 2006. — 749 с. — ISBN 5-89572-022-6
  2. 2,0 2,1 2,2 Далай-лама // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 Далай-лама Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  4. Кузьмин С. Л. «Скрытый Тибет. История независимости и оккупации» — СПб.: Издание А. А. Терентьева, 2010. — 544 с. — ISBN 978-5-901941-23-2
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 История Тибета с древнейших времен до наших дней / Е. И. Кычанов, Б. Н. Мельниченко. — Москва : Вост. лит., 2005. — 351 с. — ISBN 5-02-018365-2