Далай-лама XIV

Материал из «Знание.Вики»
Далай-Лама XIV,
Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо
тиб. བསྟན་འཛིན་རྒྱ་མཚོ་
Далай-Лама XIV, Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо
14-й далай-лама
c 1935 (рождение)
Избрание 1937 (признан перевоплощением)
Интронизация 22 февраля 1940,
17 ноября 1950 (как политический глава Тибета)
Община тибетский буддизм
Предшественник Далай-лама XIII

Имя при рождении Лхамо Дхондруб
Рождение 6 июля 1935(1935-07-06) (89 лет)
Такцер, Цинхай, Китайская Республика

Награды
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Дала́й-ла́ма XIV (Нгагва́нг Ловза́нг Тэнцзи́н Гьямцхо́, тиб. བསྟན་འཛིན་རྒྱ་མཚོ་; род. 6 июля 1935, Такцер, Цинхай, Китайская Республика; имя при рождении — Лхамо Дхондруб) — правитель Тибета (1940-1959), духовный лидер последователей тибетского буддизма. Лауреат Нобелевской премии мира (1989)[1].

До 27 апреля 2011 года также возглавлял правительство Тибета в изгнании (его сменил Лобсанг Сангай). Тибетские буддисты верят, что Далай-ламы являются воплощениями на земле Авалокитешвары, Бодхисаттвы Сострадания.

Признанный Далай-ламой Лхамо Дхондруб получил новое имя — Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо.

Ранние годы, возведение на престол, образование[править]

Родился 6 июля 1935 года в тибетской деревне Такцер в провинции Цинхай, Китайская республика.

В возрасте трёх лет он был признан реинкарнацией Далай-ламы XIII.

Возведён на трон 22 февраля 1940[2] в Лхасе, столице Тибетского государства. Регентом был Дегжунг Рингопочхе Кунга Тенпаи Ньи Ма.

Обучался с шести до двадцати пяти лет, чтобы получить высшую учёную степень геше-лхарамба («доктора буддийской философии»). В возрасте двадцати четырёх лет он сдал предварительные экзамены в трёх главных монастырских университетах Тибета: Дрепунге, Сэре и Гандене. Заключительные экзамены прошли в главном храме Лхасы во время ежегодного молитвенного празднества (монлама) зимой 1959 года. Утром в экзаменационный день Далай-лама сдавал экзамены по логике тридцати учёным. Во второй половине дня он участвовал в философском диспуте с пятнадцатью учёными. Вечером тридцать пять учёных экзаменовали его по вопросам монашеской дисциплины и метафизики. Далай-лама блестяще сдал все экзамены в присутствии более 20 000 учёных-монахов и получил звание геше-лхарамбы.

Изгнание[править]

В 1949 году резко обострились тибетско-китайские отношения. Китайское правительство настаивало на том, что Тибет является частью Китая. Далай-лама писал: «С 1912 до рокового 1950 Тибет de facto был государством, независимым от любой другой державы, и наш статус по сей день остаётся тем же, что и в 1912 году». В 1950 году армия Китайской Народной Республики (КНР) вторглась на территорию Тибета и Далай-лама был вынужден принять на себя обязанности главы государства.

В 1954 году он приехал в Пекин, где имел встречу с председателем Мао Цзэдуном. Лидер Китая обещал Далай-ламе XIV вести умеренную политику в Тибете, однако потом китайские власти начали форсировать коммунистические реформы.

В итоге в начале марта 1959 года в столице Тибета Лхасе вспыхнуло стихийное народное восстание, которое было подавлено китайскими войсками. Далай-лама XIV, его окружение и многие последователи были вынуждены бежать в Индию.

В ряде районов Тибета началась партизанская война. Призывы к тибетцам Далай-ламы XIV, который как буддист является сторонником ненасилия, остановили безнадёжное вооружённое сопротивление.

В эмиграции[править]

В эмиграции в Индии, Далай-ламой XIV и его сподвижники поселились в городе Дхарамсала (штат Химачал-Прадеш), здесь было воссоздано тибетское правительство, которое продолжало представлять интересы тибетцев, не смирившихся с насильсвенным присоединением их родины к Китаю.

В 1963 году Далай-лама XIV разработал демократическую конституцию Тибета, согласно которой высшая власть должна перейти от Далай-ламы к всенародно избранной Народной ассамблее и назначаемому ею правительству. Эти принципы поэтапно вводятся в жизнь, и уже в XXI веке вся полнота политической власти в тибетской эмиграционной администрации перешла от Далай-ламы к правительству и парламенту. За Далай-ламой XIV официально закреплены только духовные функции, но, не смотря на это, он остаётся бесспорным национальным лидером.

Всю свою жизнь Далай-лама XIV стремится решить тибетскую проблему «срединным путём» — без вооружённой борьбы за независимость, оказывая моральное давление на власти КНР своими книгами, выступлениями, обращениями в ООН, на встречах с парламентами и руководителями множества стран, включая США, Великобританию, Францию и др.

В 1987 году Далай-лама XIV заявил о своей готовности согласиться на автономию Тибета в составе КНР в случае, если условия этой автономии будут выполняться. В 1989 году Далай-лама за свою миротворческую деятельность был удостоен Нобелевской премии мира[3]. Нобелевский комитет отметил постоянное противодействие Далай-ламы применению насилия в борьбе за освобождение Тибета от китайской оккупации и его «конструктивные и дальновидные предложения для решения международных конфликтов, вопросов о правах человека и глобальных экологических проблем»[4]..

Религиозная деятельность[править]

Глава тибетских буддистов известен своими нетривиальными интерпретациями сложных вопросов буддийского мировоззрения, например, он не считает веру в перерождения обязательной для каждого буддиста, поскольку этот вопрос относится к сфере относительной истины и гораздо менее важен, чем, например, понимание шуньяты.

Важными элементами модернизации тибетского буддизма стали инициативы Далай-ламы XIV по введению в учебную программу монастырских университетов факультативов по современной науке, учреждение традиции полного монашеского посвящения для женщин, предоставление женщинам возможности получения высшей тибетской учёной степени геше.

Далай-лама XIV прилагает большие усилия по развитию межрелигиозного диалога. Он признаёт необходимость существования множества религий, отвергает прозелитизм. Свои идеи Далай-ламы XIV обобщил в своём труде «Этика для нового тысячелетия» (1999 год)[5].

Посещение России[править]

Впервые СССР Далай-ламы XIV посетил в 1979 году. После этого он ещё три раза приезжал с пастырской миссией в Советский Союз в 1982, 1986, 1991 годах. Россию Далай-лама посещал у 1992, 1994, 1996 и 2004 годах[6].

Визит 2004 года ограничивался двумя днями в Элисте (Калмыкия). После этого МИД РФ отказало во въездной визе Далай-ламе, мотивируя это необходимостью «учёта внешнеполитического фона» и «всей совокупности российских интересов», а также что посещение России духовным лидером тибетских буддистов «было бы особенно болезненно воспринято Пекином в нынешнем юбилейном году нашей общей с Китаем победы во Второй мировой войне».

В 2009 году глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что готов рассмотреть возможность пастырского визита Далай-ламы в Россию и что для такого визита в будущем нет никаких препятствий. Однако при следующих обращениях в МИД РФ российским буддистам было отказано в визе для Далай-ламы[6], несмотря на то, что в 2012 году Далай-лама сложил с себя все политические функции и теперь он уже не политический руководитель Центральной тибетской администрации (в эмиграции), а только духовный лидер буддизма, и политическое измерение целиком исчезло из его деятельности.

Киновоплощения[править]

  • В 1997 году на экраны также вышел фильм «Кундун» режиссёра Мартина Скорсезе, получивший 4 номинации на «Оскар».
  • Латвийский кинорежиссёр Ансис Эпнерс свой последний фильм «Далай-лама. Латвия» (Dalai Lama. Latvija), снятый в 2002 году, посвятил конференции Далай-ламы XIV в зале Сконто в Риге[7].
  • В эпизоде «The Puppet Dalai Lama» сериала «Шучу» Далай Лама даёт герою Джима Керри совет пожениться и завести семью, он же ведёт свадьбу.

Литература[править]

Примечания[править]

  1. Awards & Honors: 2000—2013 Архивировано 10 октября 2011 года.
  2. The Office of His Holiness the 14th Dalai Lama. Chronology of Events | The Office of His Holiness The Dalai Lama. www.dalailama.com. Дата обращения: 8 февраля 2016. Архивировано 1 апреля 2017 года.
  3. ДАЛАЙ-ЛАМА Архивная копия от 12 августа 2020 на Wayback Machine // онлайн-энциклопедия «Кругосвет»
  4. Tore Frängsmyr,Irwin Abrams Peace, 1981—1990. — World Scientific, 1997. ISBN 981-02-1181-3, ISBN 978-981-02-1181-3. — С.233 Архивная копия от 31 марта 2018 на Wayback Machine
  5. Далай-лама XIV.
  6. 6,0 6,1 «Мы видим дискриминацию» Далай-лама XIV. dalailama.ru. Дата обращения: 31 декабря 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
  7. Ansis Epners. Dalai Lama. Latvija (2002). filmas.lv. Дата обращения: 30 октября 2020. Архивировано 12 февраля 2020 года.

Ссылки[править]