Астарта

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Fragment of a crudely carved limestone stela showing king Thutmose IV adoring a goddess (probably Astarte). From Thebes, Egypt. 18th Dynasty. The Petrie Museum of Egyptian Archaeology, London.jpgAs-Julia Maesa-Sidon AE30 BMC 300.jpg
Ishtar Eshnunna Louvre AO12456.jpgDama de Galera (M.A.N. Madrid) 01.jpg
Вероятные изображения богини Астарты. На верхнем левом фото изображена известняковая стела, изображающая царя Тутмоса IV, поклоняющегося, вероятно, богине Астарте. На верхнем правом - монета с изображением Астарты (Иштар). На нижнем левом фото изображена богиня Иштар, на нижнем правом фото - финикийская фигурка, представляющая, возможно, богиню Астарту.

Аста́рта (греч. ’Αστάρτη) — семитская богиня любви и плодородия, культ которой был распространён в первые века нашей эры. Также считается богиней материнства, богиней-воительницей и олицетворением планеты Венера. Астарта соответствует ассиро-вавилонской богине Иштар и её мужской ипостаси Астару, египетской Сехмет. В эллинистический период Астарта отождествлялась с греческой Афродитой и римской Юноной. В иудейской и в христианской традиции Астарта, как главное женское божество у финикийцев и сирийцев, почитавшееся на Ближнем Востоке, считается символом развратности и нечистоты языческой веры. Ветхозаветные пророки проклинали поклоняющихся Астарте и сулили им небесные кары. В оккультизме Астарта рассматривается как символ чувственного аспекта вечной женственности и её образ используют в мистической практике[1][2][3][4][5].

Астарта: образ и происхождение

Астарта изображалась в виде обнажённой женщины, стреляющей из лука, иногда с коровьими рогами[1][2][3][4] и с четырьмя грудями[6]. Ритуалы поклонения Астарте включали в себя жертвоприношение птиц и священную проституцию[1][2][3][4]. Ей поклонялись как царице неба, деве в круге Зодиака, несущей дитя или колос, или, как богине луны с рогами на голове, животворящей или убивающей, или наконец, как деве — богине охоты и войны, одетой в пламя, с колчаном и луком, стоящей на леопарде, древне-восточной валькирии[6].

Собственно имя «Астарта» восходит к более древнему слову «астар», что у восточных семитов означало «богиня», у западных — было именем собственным определённой богини, а у южных — бога. Нарицательный характер слова «астар» способствовал поглощению образом Астарты (Афродиты, Иштар) множества шумерских и хурритских образов богинь[7].

В древнем торговом городе-государстве Восточного Средиземноморья — Угарите — культ Астарты занимал большое место, но в мифах она почти не упоминается. Астарта, помимо Финикии, почиталась также в Карфагене, в Египте она отождествлялась с Сехмет. В одном мифе палестинского происхождения, известном по египетским источникам, Астарта выступает посланницей богов к богу воды Йамму. Астарта играет здесь важную роль в борьбе богов с Йамму. Впоследствии черты Астарты соединился с чертами богини Анат в образе богини Атаргатис[5].

Марк Туллий Цицерон в своём трактате «О природе богов» отмечал, что культ Астарты был распространён на Кипре. Астарта, отождествляемая им с Венерой, была зачата Сирией от Кипра и являлась женой Адониса[8]. «Вольтер классической древности»[9] — Лукиан полагал, что Астарта аналогична римской Селене[10]. Плутарх отождествляет Исиду и Астарту[11].

Легенды об Астарте

С Астартой связана легенда о рождении бога — Адониса, который был сыном сирийской царевны Мирры или Смирны. Последняя, по тайному побуждению богини любви — Астарты-Афродиты, воспылала страстью к своему отцу, не узнанной им явилась к нему ночью и сделалась матерью. Когда кровосмешение открылось, отец хотел убить свою преступную дочь, но она, спасаясь от него, обратилась с мольбой о помощи к богам. И совершилось чудо: Мирра превратилась в дерево, каковое через девять месяцев раскрыло свою кору и произвело на свет прекрасного мальчика — Адониса. Богиня Астарта-Афродита приняла его, положила в ящичек и передала на хранение царице подземного царства — Прозерпине или Персефоне. Последняя, не устояв по женскому обыкновению от искушения, чтобы не взглянуть в ящичек, пленилась красотой ребёнка и отказалась вернуть его богине Астарте-Афродите. Между ними начался суд. Приглашённый в качестве судьи царь богов и людей — Зевс постановил, чтобы Адонис четыре месяца в году принадлежал Афродите, четыре других месяца пребывал в подземном царстве, у Прозерпины, а остальными четырьмя месяцами располагал по своему желанию; тогда Адонис эту треть года уступил Астарте-Афродите[12].

Согласно эллинизированному мифу, впоследствии Астарта (Афродита) полюбила Адониса и, когда он погиб, спустилась за ним в нижний мир[5]. Согласно другому мифу, Адонис — страстный охотник — отправился на охоту в лесистые ущелья Ливана и был ранен диким вепрем-кабаном. Астарта (Афродита), предчувствуя несчастье, пускается на поиски её любимого и обнаруживает его бездыханное тело на берегу реки. На этом миф заканчивается, но из других источников известно, что оплаканный Астартой (Афродитой) Адонис воскресает и возносится на небеса. В воспоминании об этом событии был установлен соответствующий культ и праздник смерти и воскресения Адониса. Местом, в котором существовал культ Адониса, был город Библ, в котором находился огромный храм Астарты-Афродиты, в святилище которого и справлялись обряды Адониса, особенно, воскресение Адониса[13].

Астарта в свете Библии

Астарта, как ханаанская богиня, представлялась в виде дерева без веток («истукан Астарты» (4-я Царств, 21:7)[14]) либо кипариса[15], на котором вырезались символические изображения богини. Места поклонения богине назывались рощами. Как богиню Луны — Астарту — часто представляли в виде супруги Ваала — бога Солнца (Судей 3:7, 10:6)[16][17][18]. Так, древние евреи в праздник кущей пользовались кипарисом и миртом для возведения шатров[15]. В период становления иудейского монотеизма пророки вели с культом Астарты ожесточённую борьбу. Факт борьбы с этим культом находит отражение в Библии[5]:

Астарта Сирийская (картина Данте Габриэля Россетти)

И повелел царь Хелкии первосвященнику и вторым священникам и стоящим на страже у порога вынести из храма Господня все вещи, сделанные для Ваала и для Астарты и для всего воинства небесного, и сжёг их за Иерусалимом в долине Кедрон, и велел прах их отнести в Вефиль.
И отставил жрецов, которых поставили цари Иудейские, чтобы совершать курения на высотах в городах Иудейских и окрестностях Иерусалима, – и которые кадили Ваалу, солнцу, и луне, и созвездиям, и всему воинству небесному;
и вынес Астарту из дома Господня за Иерусалим к потоку Кедрону, и сжёг ее у потока Кедрона, и истер её в прах, и бросил прах её на кладбище общенародное;
и разрушил домы блудилищные, которые были при храме Господнем, где женщины ткали одежды для Астарты;
и вывел всех жрецов из городов Иудейских, и осквернил высоты, на которых совершали курения жрецы, от Гевы до Вирсавии, и разрушил высоты пред воротами, – ту, которая у входа в ворота Иисуса градоначальника, и ту, которая на левой стороне у городских ворот.4-я книга Царств, глава 23, стих 4-8

Вместе с этим для иудаизма поклонение Астарте было вековой проблемой[18]. Например, царь Соломон вводил культ Астарты: «И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской» (3-я Царств 11:5)[19]. Впоследствии поклонение Астарте переживало свои взлёты и падения: царица Иезавель содержала «четыреста пятьдесят пророков Вааловых, и четыреста пророков дубравных, питающихся от стола Иезавели»[20]. В период становления иудейского монотеизма ветхозаветные пророки проклинали поклоняющихся Астарте и вели с культом Астарты ожесточённую борьбу[4].

Впоследствии в христианстве образ Астарты (Венеры) был демонизирован, и она превратилась в олицетворение зла, супругом которой является верховный демон ада — Астарот[21].

Астарта в оккультизме

Имя Астарты не обнаруживается в гримуарах (книгах заклинаний) колдунов, тем не менее современные оккультисты утверждают, что Астарту, точнее, её тёмную, демоническую ипостась, её тени возможно вызвать. Для этого необходимо начертить октограмму (восьмилучевую звезду, крестострел), расставив по восьми лучам получившейся звезды свечи. Делать этот ритуал необходимо в день Сатурна — субботу. После расстановки свечей, в центре звезды разжигается костёр, которому необходимо прогореть до углей. После этого в угли бросается фимиам, сделанный самостоятельно из большого комплекса трав, а именно[21]:

После длительного вдыхания дыма от сжигаемой смеси, по классическому ритуалу, приносятся в жертву белый и чёрный голубь, а их кровь открывает в посюсторонний мир Врата Астарты, через которые проходят её тени. Проводить ритуал необходимо в низинах, предпочтительно — на месте сильных пожарищ или кровавых сражений. Как утверждают современные маги и оккультисты применение этой и подобной ей информации в магическом смысле способно обеспечить быстрое достижение «практически любых целей, начиная от налаживания семейной жизни и заканчивая причинением кому-либо зла и страданий»[21].

Астарта в небе

В честь Астарты был назван астероид, открытый 21 сентября 1908 года в Гейдельберге[22][23].

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Астарта // Атеистический словарь / Под общ. ред. М. П. Новикова. — М.: Политиздат, 1986. — 512 с.
  2. 2,0 2,1 2,2 Степанов А. М. Астарта // Толковый словарь по оккультизму, эзотерике и парапсихологии. — М.: Классикс Стиль : Поматур, 2004. — 476 с.
  3. 3,0 3,1 3,2 Афанасьева В. К., Дьяконов И. М. Иштар // Мифы народов мира: энциклопедия : электронное издание / Гл. ред. С. А. Токарев. — М.: Советская Энциклопедия, 2008. — С. 487—488. — 1147 с.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Астарта. БРЭ. Дата обращения: 17 августа 2024.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Шифман И. Ш. Астарта // Мифологический словарь / Гл ред. Е. М. Мелетинский. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 69. — 672 с.
  6. 6,0 6,1 Эрик Нюстрем. Библейский словарь Нюстрема. azbyka.ru. Дата обращения: 18 августа 2024.
  7. Афанасьева В. К., Дьяконов И. М. Иштар // Мифологический словарь / Главный редактор Е. М. Мелетинский. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 259—260. — 672 с.
  8. Цицерон. Философские трактаты / Перевод М. И. Рижского; ответственный редактор, составитель и автор вступительной статьи Г. Г. Майорова. — М.: Наука, 1985. — 384 с.
  9. Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. И. О религии. — Москва: Наука, 1983. — 368 с.
  10. Лукиан Самосатский. Сочинения. В 2 томах. Том 2 / Под общей редакцией А. И. Зайцева. — СПб.: Алетейя, 2001. — 538 с. — ISBN 5-89329-315-0.
  11. Плутарх. Об Исиде и Осирисе // Исида и Осирис. — Киев: УЦИММ-ПРЕСС, 1996. — С. 5—71. — 252 с.
  12. Румянцев Н. В. Смерть и воскресение спасителя : (Исследование из области сравнительной мифологии). — Москва: Атеист, 1925. — 312 с.
  13. Румянцев Н. В. Языческие христы : Античные предшественники христианства. — Москва - Ленинград: Государственное издательство, 1929. — 192 с.
  14. 4-я Царств 21 глава. Библия онлайн. Дата обращения: 18 августа 2024.
  15. 15,0 15,1 Топоров В. Н. Можжевельник // Мифы народов мира: энциклопедия : электронное издание / Главный редактор С. А. Токарев. — М.: Советская Энциклопедия, 2008. — С. 679—680. — 1147 с.
  16. Судьи 3 глава. Библия онлайн. Дата обращения: 18 августа 2024.
  17. Судьи 10 глава. Библия онлайн. Дата обращения: 18 августа 2024.
  18. 18,0 18,1 Кто такая Астарта?. Bible Online. Дата обращения: 18 августа 2024.
  19. 3-я Царств 11 глава. Библия онлайн. Дата обращения: 18 августа 2024.
  20. 3-я Царств 18 глава. Библия онлайн. Дата обращения: 18 августа 2024.
  21. 21,0 21,1 21,2 Астарта. magia.fandom.com. Дата обращения: 18 августа 2024.
  22. Астарта -. astrozeus.ru. Дата обращения: 18 августа 2024.
  23. Astarte 672 Astarte (A908 SH) (англ.). Space Reference. Дата обращения: 18 августа 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!