Астарот
Астаро́т (Аштароф) — демон, порождённый воображением католических демонологов в результате ошибочного прочтения множественного числа имени ханаанской богини любви и власти «Астарта», имя которой неоднократно упоминается в Библии и апокрифической литературе, например, в Ветхом Завете[1] (4 Книга Царств, глава 17, стих 10)[2][3].
В средние века Астарот считался покровителем всех шутов, клоунов, насмешников, скоморохов, которые, по распространённому в Средние века мнению, обязательно путаются с нечистым[3]. Астарот, согласно представлениям демонологов, считается одним из падших ангелов[4], хотя голландский и немецкий врач эпохи Реформации Иоганн Вейер утверждал, что Астарот был одним из палестинских богов. Он также даёт различные этимологии слова «Астарот»: стада, богатства, совершающий разыскания (лат. faciens explorationem), червь закона (лат. tineam legis)[1].
У оккультистов Астарот (Аштароф) считается мужской ипостасью Астарты, у приверженцев чёрной магии — Астарот (Аштароф) — ближайший сподвижник Люцифера, поддержавший его в восстании против Бога, одна из главных сил зла[5][6]. Астарот является демоном, который подстрекает к впадению в один из семи смертных грехов — лень[7].
Описание Астарота
Астарот, согласно описанию Иоганна Вейера, — князь великий и могучий, является в обличии уродливейшего ангела (лат. angelica specie lurpissima), восседая на адском драконе и держа в правой руке гадюку. Отвечает, не лукавя, о прошлом, настоящем и будущем. Охотно рассуждает о творце духов, об их падении, о том как согрешили и были низвергнуты. Себя же самого не признает падшим. Наставляет в свободных искусствах. Астарот может сделать человека чрезвычайно знающим во всех гуманитарных науках. Экзорцист не должен подпускать Астарота близко к себе, по причине невыносимой вони, им испускаемой. Поэтому экзорцист должен держать у лица золотое магическое кольцо, которое легко убережёт его от вреда[1][6].
Обряд экзорцизма против Астарота, согласно историческим свидетельствам, был проведён в 1600 году в коммуне Иссим, расположенной в регионе Валле д’Аоста. Астарот обвинялся в землетрясениях и оползнях, особенно вредящих местным жителям. Священник Аннибале Серра, ответственный за проведение обряда изгнания демона, оставил подробное описание Астарота[8]:
Когда я подошёл ко входу в неё [пещеру, в которой скрывался дьявол], я увидел тень, и чем больше я смотрел на неё, тем более уродливой и пугающей она мне казалась, ибо она имела форму скорее зверя, нежели человека. Он лежал на земле и тут же встал. С первого взгляда я принял существо за медведя, со второго – за одичавшего человека, но с третьего взгляда я узнал в нём настоящего дьявола. Приблизившись к нему со светильником, я увидел, что у него рога и хвост, как у быка, ноги и руки, как у медведя, обезьяноподобное лицо с острыми зубами, а всё остальное тело голое, с кожей, как у змеи.
Вызов Астарота
Согласно заверениям современных оккультистов, Астарота можно использовать для создания защитного предмета. Для этого всего лишь необходимо приобрести ремень (браслет, цепь, кольцо); перья от жертвенных птиц, желательно, с 13 особей; металлический поднос; туалетную воду владельца или лавандовое масло в количестве 12—13 капель; чёрные свечи также в количестве 13 штук; колодезной и родниковой воды по 100 мл[9].
Собрав весь набор предметов необходимо ночью в диапазоне с 00:00 до 03:00 нарисовать в изолированном помещении на полу пентакль Астарота и разложить вокруг него в определённом порядке вышеуказанные вещи. Затем стоит прочитать универсальную сатанистскую молитву, молитву «Отче наш» наоборот, произнести очистительное призывание и обратиться к четырём «главнокомандующим» (архидемонам): Вельзевул, Шамаэль, Белиал, Асмодей. После этого предмет, который подвергается зачарованию, необходимо вывалять в пепле, образовавшемся от сожжения перьев жертвенных птиц, и носить его либо по необходимости, либо «в случаях непрерывных атак» — постоянно. При этом при сожжении перьев птиц обязательно требуется произнести слова: «Дарк Ассулум Диабло вэра! Нима», без произнесения которых предмет не будет оказывать магического действия[9].
Астарот в мировой культуре
Астарот в «Легенде о докторе Фаусте» назван в числе главных духов ада, которые посетили доктора Иоганна Фауста по его просьбе: «Астарот, тот явился в образе дракона и так вошёл прямо на хвосте. Ног у него не было, хвост окрашен как у ящерицы, брюхо толстое, спереди две короткие лапы, совсем жёлтые, а брюхо изжелта-белое, спина коричневая, как каштан, на ней острые иглы и щетина в палец длиною, как у ежа». При всём при этом в качестве супруги Астарота называется Астарта[10].
Образ Астарота встречается на страницах знаменитой поэмы Луиджи Пульчи «Морганте», причём архидемон ада является помощником рыцарей. Астарот фигурирует также в качестве литературного персонажа у Джона Мильтона в виде богини Асторет и в романе Соломона Мозенталя «Царица Савская» собственно как Астарот, порабощенный мифической правительницей[8].
В кукольных комедиях о Фаусте в начале XIX века вместо Мефистофеля иногда фигурировал демон Астарот[1].
Литература
- Сомери П. Л. де. Бес пустынник, или Приключения выгнанного из ада Астарота: в 2-х частях / Перевёл с немецкого языка Гур Иванов. — Санкт-Петербург: При Императорской Академии наук, 1766.
См. также
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Астарот // Сад демонов = Нortus daemonum : Словарь инфернальной мифологии средневековья и Возрождения / Автор-составитель А. Е. Махов. — М.: Intrada, 1998. — С. 52—53. — 319 с. — ISBN 5-87604-039-8.
- ↑ 4-я Царств 17 глава . Библия онлайн. Дата обращения: 4 августа 2024.
- ↑ 3,0 3,1 Южин Вл. Астарот // Полная иллюстрированная энциклопедия магии и оккультизма. — 2011. — С. 68. — 618 с.
- ↑ Словарь средневековой культуры / Под общей редакцией А. Я. Гуревича. — М.: РОССПЭН, 2003. — 631 с. — ISBN 5-8243-0410-6.
- ↑ Астарот . Чёрная Магия и Демонология. Дата обращения: 5 августа 2024.
- ↑ 6,0 6,1 Южин Вл. Аштароф // Полная иллюстрированная энциклопедия магии и оккультизма. — 2011. — С. 68—69. — 618 с.
- ↑ Южин Вл. Демонология // Полная иллюстрированная энциклопедия магии и оккультизма. — 2011. — С. 207. — 618 с.
- ↑ 8,0 8,1 Чентини М. Демоны в религии, искусстве и фольклоре. — Москва: Азбука-Аттикус, 2023. — 287 с. — ISBN 978-5-389-23203-7.
- ↑ 9,0 9,1 Чуруксаев О. Астарот, отводящий от владельца боевые стрелы врагов // Гримуар знаний колдуна. Том I. — М.: ТД Велигор, 2019. — С. 359—366. — 384 с. — ISBN 978-5-88875-701-7.
- ↑ Легенда о докторе Фаусте / Издание подготовил В. М. Жирмунский. — М.—Л.: Издательство Академии наук СССР. [Ленинградское отделение], 1958. — 574 с.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |