Metro 2033

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Metro 2033
Файл:Metro 2033 The Last Refuge cover xbox360.jpg
Разработчик 4A Games
Издатель THQ
Deep Silver (Redux)
Локализатор «Акелла»
Серия Вселенная Метро 2033
Дата анонса 17 августа 2006
Дата выпуска Windows, Xbox 360:
Регион Северная Америка 16 марта 2010
Австралия 18 марта 2010
Ошибка создания миниатюры: Файл не найден
19 марта 2010
Xbox One, PlayStation 4:
Регион Северная Америка 26 августа 2014
Ошибка создания миниатюры: Файл не найден
29 августа 2014
Linux:
Весь мир 11 декабря 2014
macOS:
Весь мир 14 апреля 2015
Nintendo Switch:
Весь мир 28 февраля 2020
Лицензия проприетарная
Жанр шутер от первого лица, survival horror, стелс
Создатели
Руководитель Андрей Прохоров
Сценарист Дмитрий Глуховский
Технические данные
Движки 4A Engine
Режим игры однопользовательский
Язык интерфейса русский язык присутствует
Носитель оптический диск, цифровая дистрибуция
Системные
требования
Управление геймпад, клавиатура и мышь
enterthemetro.com (англ.)

Metro 2033 — это компьютерная игра в жанре постапокалиптического шутера от первого лица, которая сочетает элементы survival horror и стелса. Она была разработана украинской студией 4A Games и выпущена американской компанией THQ в марте 2010 года. Игра основана на одноименном романе российского писателя Дмитрия Глуховского. Сюжет рассказывает о том, как после ядерной войны оставшиеся в живых люди нашли убежище в туннелях и станциях московского метрополитена. Главным героем выступает молодой выживший по имени Артём, который должен защитить свою станцию от различных угроз, скрывающихся в метро.

Metro 2033 стала первой игрой для студии 4A Games, основанной бывшими сотрудниками кииевской компании GSC Game World, которые работали над «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля». Автор романа Дмитрий Глуховский решил сотрудничать с этой студией для создания игровой адаптации своего произведения, так как хотел, чтобы разработчик находился в Восточной Европе и имел опыт в создании шутеров от первого лица. Писатель предоставил команде 4A Games творческую свободу, минимально участвуя в процессе разработки. Студия сосредоточилась на создании атмосферы и повествования, намеренно избегая многопользовательского режима. Игровой проект был разработан на собственном движке 4A Engine. Официальное объявление о проекте произошло в 2006 году под рабочим названием Metro 2033: The Last Refuge.

Игра получила положительные отзывы как от профессиональных критиков, так и от игроков, которые выделили сильные стороны, такие как элементы survival horror, высококачественное окружение, сюжет и атмосфера постапокалиптической Москвы. Однако некоторые пользователи отмечали недостатки, включая искусственный интеллект врагов, технические проблемы и боевую систему. Metro 2033 стала коммерчески успешной для издателя THQ: к июню 2012 года было продано около полутора миллионов копий, несмотря на недостаточную маркетинговую поддержку. Игра положила начало игровой франшизе Вселенной Метро 2033: в 2013 году вышло продолжение под названием Metro: Last Light, а в 2019 годуMetro Exodus для PlayStation 4, Xbox One и Windows. В августе 2014 года вышла обновлённая версия Metro 2033 с подзаголовком Redux, вошедшая в пакет Metro Redux вместе с ремастером Metro: Last Light.

Игровой процесс

Файл:Metro 2033 gameplay.jpg
Игровой процесс Metro 2033. Артём вместе со своими напарниками отстреливается от нападающих на них мутантов. В правом нижнем углу находится счётчик количества патронов. На левой руке Артёма — часы, с помощью которых можно узнать время

Metro 2033 представляет собой игру в жанре шутера от первого лица, сочетающую элементы survival horror и стелса. Большая часть игрового процесса происходит в туннелях и на станциях московского метрополитена, однако некоторые уровни также разворачиваются на поверхности, на разрушенных улицах столицы России[1]. Сюжет игры раскрывается в рамках линейной одиночной кампании, а ключевые моменты связаны с кат-сценами.

Главному герою противостоят вражеские солдаты разных фракций и мутанты, которых можно уничтожать с помощью разнообразного арсенала огнестрельного оружия. В игре представлены как традиционные виды оружия, такие как револьвер, штурмовые винтовки и дробовики, так и оригинальные, например, пневматический арбалет. В бою человеческие противники используют укрытия и могут обходить игрока по флангам, в то время как мутанты бросаются на персонажа, пытаясь его укусить. В качестве альтернативы игрок может проходить локации незаметно, используя метательные ножи для устрашения врагов с расстояния или стреляя из оружия с глушителем. Если игрок получает ранения, он может ждать их регенерации или воспользоваться аптечкой для быстрого исцеления. Игра отличается минималистичным интерфейсом — информация о геймплейных элементах подается через визуальные и звуковые сигналы. Например, игроку нужно следить за количеством патронов в своем оружии, чтобы своевременно сделать перезарядку[2].

Из-за акцента на survival horror у игрока часто не хватает патронов, поэтому ему необходимо находить их в различных тайниках и у мертвых тел. Основными боеприпасами являются патроны военного качества, которые также служат внутриигровой валютой. На них игрок может приобрести оружие или патроны более низкого качества. Поскольку во многих локациях Metro 2033 темно, игрок может использовать заряжаемый вручную фонарик. Часто главный герой оказывается на облученных радиацией поверхностях, и в таких случаях он должен иметь противогаз с фильтрами. Противогаз может быть поврежден в схватках, что заставляет игрока искать запасное. Фильтры со временем изнашиваются — дыхание Артёма становится тяжелым, а стекла противогаза запотевают; если сменные фильтры закончатся, персонаж задохнется и умрет. Запас фильтров отображается в виде обратного таймера на наручных часах Артёма; они также показывают время и служат индикатором обнаружения врагов[3].

Игра предлагает несколько концовок; выбор между «плохой» и «хорошей» концовками зависит от множества решений, принятых игроком в ходе игры. Например, для получения хорошей концовки игрок должен проявлять сочувствие к бедным людям, живущим в метро, предоставляя им патроны военного качества. Скрытая от игрока система «очков морали» отслеживает подобные решения, что приводит к неоднозначным ситуациям[4].

Сюжет

Сеттинг

События Metro 2033 разворачиваются в Москве через два десятилетия после всеобъемлющей ядерной войны, произошедшей в 2013 году. Город превратился в опустошенную территорию с руинами, населенную мутантами, а воздух стал радиоактивным. Выжившие укрылись в московском метрополитене, который описывается как «лабиринт железных дорог, тоннелей и бункеров». Внутри метро ощущается нехватка еды, воды и ресурсов, что привело к образованию военных фракций, таких как орден «Спарта» (известные также как Рейнджеры), «Красная Линия», «Четвёртый Рейх» и «Ганза». Состояние метрополитена оставляет желать лучшего, а иногда для активации определённых переключателей необходимо использовать универсальное зарядное устройство. Некоторые участки метро облучены и заполнены грязной водой или мусором, а другие изобилуют паранормальными явлениями, способными нанести психическую травму. Москва стала пустынной, её воздух и вода загрязнены радиацией, а большинство поверхностей покрыты снегом и льдом. Тем не менее, она стала пристанищем для множества мутантов, особенно загадочных существ Чёрных.

Сценарий

В 2013 году разразилась ядерная война, опустошившая планету и унесшая миллиарды жизней. Россия, включая её столицу Москву, оказалась среди пострадавших стран. Небольшая группа выживших нашла укрытие в московском метрополитене. Животные, такие как крысы и медведи, мутировали в опасных монстров, а воздух стал радиоактивным. Противостояние между авторитарными социалистами и неонацистами привело к постоянным конфликтам, в то время как бандиты старались захватить оставшихся живыми людей и их запасы в тоннелях метрополитена. В это время была создана нейтральная миротворческая сила - орден Спарта.

К 2033 году северная станция ВДНХ подверглась атаке таинственных существ, известных как Чёрные. Элитный рейнджер ордена Спарта по имени Хантер обращается за помощью к 24-летнему Артёму, приёмному сыну начальника станции Александра Сухого. Прежде чем Артём отправится на поиски Чёрных, Хантер передаёт ему свои жетоны и рекомендует представить их своему начальству в Полисе, своеобразной «столице» метро.

На следующий день Артём устраивается охранником в караван, направляющийся на Рижскую станцию. В пути экипаж становится жертвой психической атаки, однако Артём остается невредим. После того как караван достигает безопасного места, Артём встречает Бурбона, местного контрабандиста, который предлагает отвезти его в Полис. Они преодолевают несколько станций и тоннелей, даже пересекают радиоактивную поверхность Москвы, но по дороге их захватывают бандиты с Сухаревской, и Бурбона убивают. Артёму на помощь приходит странствующий философ-путешественник Хан. После того, как Хан проводит Артёма через тоннели с привидениями и аномалиями, и они одерживают победу в сражении за Тургеневскую станцию, Хан рекомендует Артёму встретиться с Андреем Мастером, который живёт на Кузнецком Мосту, охраняемом Красной Линией. Артём удачно покидает сталинистов, но вскоре оказывается в плену у их врагов - неонацистов Четвёртого Рейха.

Спартанцы Ульман и Павел спасают Артёма от казни; Павел погибает, эскортируя героя через территорию нацистов. Теперь, путешествуя в одиночку, Артём сталкивается с отрядом «Дети Подземелья», который пытается предотвратить атаку орды мутантов на Павелецкую (Дыру). Несмотря на неудачу группы, Артём спасает маленького мальчика. Они оказываются в безопасности, и защитники помогают Артёму выбраться на поверхность, где он передаёт в Полис послание капитана Максима Комарова, командира «Детей Подземелья». Затем Артём пробивается через занятую нацистами Чёрную станцию и воссоединяется с Ульманом, который везёт его в Полис для встречи с основателем и главой Спарты — полковником Святославом Мельниковым, более известным как «Мельник».

Мельник собирает экстренное заседание Совета Полиса, но они в итоге отказываются помогать ВДНХ. В результате Мельник решает взять инициативу в свои руки и делится с Артёмом планом спасения метро от Чёрных — разведка Ордена обнаружила улей Чёрных в Ботаническом саду недалеко от ВДНХ, а также сохранившиеся ракетные базы в Московской области, одну из которых можно восстановить для удара по логову мутантов. Однако, чтобы запустить ракеты, необходимо получить доступ к командному центру, расположенному где-то в секретном бункере Д-6. К счастью, прямо над Полисом на поверхности находится Российская государственная библиотека, где есть тайный военный архив, возможно, содержащий документы с планами бункера. Мельник назначает Артёму встречу в библиотеке, где ему придется сражаться с мутантами. В завершение, Артём находит папку с материалами по Д-6 и, покинув библиотеку, уходит вместе с Мельником и Ульманом на базу Спарты в Церкви Николая Чудотворца при Рукавишниковом приюте. Из документов они находят информацию о входе в бункер и отправляются туда.

Пробираясь к Д-6, спартанцы несут потери, но в конечном итоге находят вход и проникают внутрь бункера. Однако они сталкиваются с нехваткой электропитания, так как главный реактор оброс неизвестной враждебной биомассой. Артём управляет краном, чтобы поднять стержни и перезапустить реактор, что нейтрализует биомассу и обеспечивает бункер необходимой энергией. После успешной миссии в Д-6, Артём и Мельник направляются к Останкинской телебашне с простым планом — подняться как можно выше, установить лазерный целеуказатель и навести ракеты на улей Чёрных для атаки. Артём добирается до самого верхнего шпиля и устанавливает ЛЦУ, но Чёрные, почувствовав угрозу, насылают на него серию галлюцинаций, пытаясь его остановить.

После того, как Артём справляется с галлюцинациями, игрок сталкивается с двумя возможными концовками. В «каноничной» версии он позволяет ракетам выстрелить, тем самым уничтожая улей Чёрных. В «альтернативной» концовке у героя есть возможность отменить атаку, увидев раненого Чёрного, который просит оставить их в живых и установить мирный контакт. В финальной сцене обеих концовок Артём взирает на рассвет, размышляя о своих действиях.

Разработка

Главным руководителем Metro 2033 был Андрей Прохоров, до этого работавший в GSC Game World

Metro 2033 была разработана украинской студией 4A Games, основанной в 2005 году. Её основатели пришли из киевской компании GSC Game World, на тот момент крупнейшего разработчика компьютерных игр в Украине. После выхода S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля, к которому участники будущей 4A Games приложили усилия, украинский геймдизайнер Андрей Прохоров ушёл из GSC Game World из-за конфликта с руководством по поводу зарплаты и открыл свою студию. В это же время весь художественный отдел покинул компанию, практически полностью перейдя в 4A Games[5].

Игра является адаптацией одноимённого романа российского писателя Дмитрия Глуховского. Во время работы над Метро 2033 Глуховский черпал вдохновение из произведений Роджера Желязны и Рэя Брэдбери, а также первой части Fallout. За несколько лет до того, как ему предложили сделку на издание книги в 2005 году, он выложил на своем личном сайте рукопись романа, что привлекло внимание ряда игровых студий, заинтересованных в возможности адаптации. Глуховский проявил гибкость в выборе студий для создания новых частей своей серии, назвав это «такой же честью, как экранизация книги в фильм», и надеялся, что игровая версия поможет привлечь новых читателей. Он также считал, что адаптация освободит его время для других проектов, оставив Вселенную Метро на попечении других авторов[6].

При выборе разработчика адаптации Метро 2033 писатель остановил свой выбор на новой студии 4A Games, так как хотел, чтобы разработчик находился в Восточной Европе и имел опыт работы с распадом СССР. Более того, Глуховский отметил, что Андрей Прохоров и его команда были одними из первых читателей его книги. Его впечатлили разработки 4A и их предложение превратить его роман в шутер от первого лица, ведь книга была написана от третьего лица и описывала мысли главных героев. Автор ставил перед разработчиками задачу в размере одного миллиона долларов для создания адаптации, но в конечном итоге согласился на более скромную сумму. Глуховский предоставил команде большую творческую свободу, ограничившись лишь правкой диалогов для русской версии. Он отметил, что основной темой романа является ксенофобия, особенно враждебность человека к таинственным Чёрным, и также подчёркивал развитие Артёма на протяжении истории, который ищет смысл своей жизни. В игру была добавлена политическая сатира и социальная критика, в частности, относительно современной России, хотя разработчики утверждали, что этой теме не уделяется основное внимание. Metro 2033 отличается от своего оригинала тем, что предлагает две концовки, которые, по словам Дмитрия, потенциально могут оказаться «очень интересными»[6].

Игра создана на внутреннем движке студии, 4A Engine. Его разработали программисты Олесь Шишковцов и Александр Максимчук, ранее работавшие над движком X-Ray для S.T.A.L.K.E.R. Первоначально разработчики планировали использовать этот движок для Metro 2033, однако от этой идеи пришлось отказаться. Основатель и генеральный директор GSC Game World Сергей Григорович обвинил 4A Games в использовании незавершённых версий движка X-Ray для создания своего, но Шишковцов опроверг это. По его словам, X-Ray не поддерживался на консолях, в то время как 4A Engine был разработан с учётом этих требований. Олесь также утверждал, что 4A Engine является его любимым проектом, который он и его команда значительно расширили, в то время как движок от GSC Game World его разочаровал. 4A Engine включает поддержку PhysX, улучшенный искусственный интеллект персонажей и консольный SDK для Xbox 360. Версия для ПК поддерживает DirectX 11 и описывается как «любовное послание для игроков на ПК», так как разработчики сделали акцент на создании впечатляющего опыта[7].

Главной задачей студии было создание атмосферного игрового мира и сохранение сюжета оригинала, вдохновляясь Half-Life 2. Они хотели, чтобы благодаря своему повествованию Metro 2033 выделялась среди других постапокалиптических игр, таких как Fallout и S.T.A.L.K.E.R. По словам продюсера Хью Бейнона, команда стремилась к тому, чтобы каждая сцена способствовала общей истории, описывая её как «кинематографичную». Поскольку превращение каждого важного момента сюжета в кат-сцену оказалось бы нецелесообразным, 4A Games решила сосредоточиться на создании «захватывающей» атмосферы с помощью описаний окружения и диалогов случайных NPC. Каждый NPC имеет свои реплики и активно общается с другими персонажами. Команда также внедрила элементы стелса, чтобы разнообразить игровой процесс и добавить ощущение открытия. Внутренний интерфейс выполнен в минималистичном стиле, чтобы игрок был полностью погружён в игровой мир без лишних отвлекающих факторов. Большинство подсказок, например, ссылки на задания и их цели, игроку нужно искать в записной книжке Артёма. 4A Games сосредоточилась исключительно на создании одиночной игры, принципиально отказываясь от разработки многофункционального режима.

Анонс и выход

Промоушен на «Игромире 2010»

В августе 2006 года был официально анонсирован проект, который тогда носил название Metro 2033: The Last Refuge. Подчеркивалось, что дебютная игра 4A Games выйдет на платформах Windows и PlayStation 3[8]. Дин Шарп из THQ, увидев ранние материалы, был впечатлён работой украинской команды и убедил руководство компании стать издателем. Впоследствии он присоединился к 4A Games в качестве генерального директора. О сотрудничестве между 4A Games и THQ было официально объявлено в октябре 2009 года. Также был убран подзаголовок The Last Refuge, и сообщалось, что Metro 2033 выйдет на ПК и Xbox 360. Отказ от версии для PlayStation 3 был частью маркетинговой стратегии THQ. За предзаказ игры в Steam игроки могли получить в подарок бесплатную копию Red Faction: Guerrilla. Перед релизом компания выпустила ограниченное издание, включавшее DVD-диск с игрой, четыре открытки с тематическими иллюстрациями и автоматический дробовик. На выставке компьютерных игр Игромир 2009, проходившей с 5 по 8 ноября, была продемонстрирована демоверсия Metro 2033, состоящая из десяти уровней.

Игра была выпущена 16 марта 2010 года в Северной Америке и 19 марта в Европе. Сразу после выхода 4A Games объявила о начале работы над загружаемым контентом. 3 августа 2010 года вышел Ranger Pack, который добавил два новых оружия и бонусный «Режим Рейнджера», полностью устраняющий внутриигровой интерфейс, увеличивающий урон игроку и снижая запас боеприпасов. В декабре 2012 и марте 2021 года шутер на некоторое время стал бесплатным в Steam.

Размышляя об игре через год после её релиза, вице-президент THQ Дэнни Билсон признал, что проект не получил «должной поддержки во всех аспектах», отметив проблемы с разработкой и рекламной стратегией. Билсон назвал Metro 2033 «пасынком-сиротой», так как издательское соглашение между 4A Games и THQ было подписано на позднем этапе разработки, из-за чего оставалось крайне мало времени на маркетинг.

Redux

В 2014 году была выпущена обновлённая версия Metro 2033 для консолей PlayStation 4 и Xbox One в составе сборника Metro Redux, который также включал продолжение — Last Light. В 2020 году игра из этого сборника вышла на Nintendo Switch и в облачном игровом сервисе Stadia[9]. С 26 сентября по 3 октября 2019 года, а также 22 декабря 2020 года Metro 2033 Redux стала одной из бесплатных игр, доступных в Epic Games Store.

Отзывы критиков

Сюжет игры получил высокую оценку от критиков. Фил Коллар из Game Informer выделил разнообразие сюжета, особенно похвалив его кульминацию и окружение в основной кампании. Джим Россиньол из Eurogamer также позитивно охарактеризовал сюжет, отметив, что «действие удачно переплетается с неожиданными впечатлениями». Джастин Макэлрой из Joystiq высоко оценил сюжет, а также «мужественные и стойкие» персонажи. Однако Райан Клементс из IGN выразил противоположное мнение — он назвал историю игры «неуклюжей», а персонажей — «невыразительными», хотя отметил наличие «интересных достопримечательностей и звуков». Джим Стерлинг назвал сюжетную кампанию «достойной», а её тематику — «интригующей» и «мощной», но высказал недовольство отсутствием такой же детализации, как в предрелизных материалах. Тай К. Ким из GamePro указал на нехватку контекста для глубокой предыстории, что сделало игру менее удобной для художественной интерпретации. Антон Костюкевич из 3DNews охарактеризовал сюжет книги как идеальный для игровой адаптации, однако раскритиковал игровой формат подачи истории, отметив, что игра разделяется на множество фрагментов, и каждый уровень заканчивается загрузочным экраном с короткими сообщениями — это, по его мнению, является «атрибутом прошлого века».

Атмосфера игры также получила положительные отзывы. Мэтью Пеллетт из GamesRadar описал атмосферу локаций как «пробуждающуюся», сравнив игру с Half-Life 2 и BioShock. Рецензент GameSpot Крис Уотерс охарактеризовал атмосферу как «гнетущую», отметив, что «неумолимый мрак может утомлять». Частые диалоги между неигровыми персонажами также были похвалены за то, что они делают мир игры более вовлекающим и реалистичным. Макэлрой выделял детали, такие как наручные часы Артёма и аккумулятор для фонарика, которые усиливают погружение. Россиньол указывал на изобилие апокалиптических деталей в игровом мире, а использование противогазов создавало ощущение клаустрофобии. Джим Стерлинг подметил, что непрекращающийся геймплей также способствует погружению игрока. Он назвал Metro 2033 «одной из самых традиционных игр жанра survival horror за последние годы», учитывая необходимость выживания в туннелях при ограниченных ресурсах, что создавало атмосферу страха. Тай К. Ким высоко оценил движок 4A Engine, который оживляет «пустынный и печальный мир», а также успешно связывает игровой процесс с сюжетом. Том Орри из VideoGamer.com похвалил Metro 2033 за визуальные эффекты и погружение, но раскритиковал линейность и частые загрузочные экраны.

Впечатления о геймплейных механиках у критиков были неоднозначными. Уотерс отметил, что Metro 2033 вознаграждает игроков за исследование и предлагает разнообразный арсенал оружия, однако Коллар посчитал оружие «недостаточно интересным». Антон Костюкевич из 3DNews отметил внимание к мелочам, подметив, что все детали орудий хорошо проработаны. Рецензент PlayGround.ru похвалил стелс-элементы, на которых, по его словам, можно было надежно пройти некоторые уровни, а также отметил сбалансированность арсенала. Однако Георгий Курган из Игромании выделил недостатки оружия, утверждая, что дробовики весьма маловозможны, в то время как обычный револьвер часто выручал в бою. Джим Россиньол из Eurogamer указал на нехватку боеприпасов и элементы выживания, но раскритиковал прицеливание, посчитав его «неточным». Коллар также указал на проблемы с прицелом и отдачей оружия. Анализируя геймплей, Джим Стерлинг из Destructoid высказал мнение, что игра лучше всего ориентирована на выживание, а не на экшн. Стерлинг и Райан Клементс из IGN раскритиковали стелс-механику за наличие ошибок, и Макэлрой отметил, что враги в определенных анимациях могут становиться недоступными. Рецензенты также критиковали искусственный интеллект и отсутствие реиграбельности[10].

Версия Redux также получила положительные отзывы от критиков. Обновленная версия была похвалена за значительные улучшения в графике и геймплейных механиках. Микель Репараз из IGN отметил, что Redux легче проходится, чем оригинал, и порекомендовал сложный режим для игры. Денис Щенников из 3DNews заявил, что обновленная версия позволила Metro 2033 заиграть новыми красками[11].

Продажи

Через неделю после релиза Metro 2033 она заняла пятое место в рейтинге самых продаваемых игр в Великобритании[12]. Генеральный директор THQ Брейн Фаррелл охарактеризовал игру как «очень прибыльную» для своей компании, подчеркнув, что благодаря низкому бюджету на разработку даже скромные продажи уже обеспечивают коммерческий успех. Игра оказалась более востребованной в Европе, нежели в Северной Америке. К июню 2012 года общее количество проданных копий достигло одного с половиной миллионов. Хотя точное количество продаж не было известно, новый издатель Metro 2033 — компания Deep Silver — заявил, что к апрелю 2015 года продажи коллекции Metro Redux также составили полтора миллиона копий.

Летом 2018 года, благодаря уязвимости в системе защиты Steam Web API, стало известно, что точное количество пользователей Steam, сыгравших в игру хотя бы один раз, составляет 2 025 648 человек[13].

Продолжения

В 2013 году вышло прямое продолжение Metro 2033Last Light. Эта игра игнорирует события книги «Метро 2034» и продолжает сюжет непосредственно с игровой адаптации[14]. Last Light основывается на «плохой» концовке Metro 2033, принимая её за каноническую: после ракетного удара по Чёрным оказывается, что выжила только одна особь, и теперь Артёму предстоит её найти. В декабре 2012 года THQ, издатель Metro 2033, обанкротился, и сиквел выпустила компания Deep Silver. Третья часть франшизы — Metro Exodus — вышла в 2019 году, и её сюжет основан на «хорошей» концовке предыдущей игры, в которой Артём покидает московское метро и отправляется в путешествие по постъядерной России на старом паровозе «Аврора»[15].

Обе игры были высоко оценены как критиками, так и игроками.


Примечания

Источники

  1. Metro 2033 and the poetics of urban agoraphobia (англ.). Интернет портал "killscreen". Дата обращения: 5 декабря 2024.
  2. Who needs a HUD? Metro: Last Light and the return to realism (англ.). Интернет портал "arstechnica". Дата обращения: 5 декабря 2024.
  3. Metro 2033: The return of 'proper' survival horror? (англ.). Интернет портал "gamesradar". Дата обращения: 5 декабря 2024.
  4. Metro 2033 retrospective (англ.). Интернет портал "eurogamer". Дата обращения: 5 декабря 2024.
  5. Stalker fallout: Polygon traces the exodus from Kiev's legendary GSC Game World (англ.). Интернет портал "polygon". Дата обращения: 5 декабря 2024.
  6. 6,0 6,1 Metro 2033: The Book’s Author Discusses the Game, Multiple Endings, and Too (англ.). Интернет портал "venturebeat". Дата обращения: 5 декабря 2024.
  7. Metro 2033 is a “Love Letter” to PC Gamers (англ.). Интернет портал "escapistmagazine". Дата обращения: 5 декабря 2024.
  8. METRO 2033. The Last Refuge (англ.). Интернет портал "gamesindustry". Дата обращения: 5 декабря 2024.
  9. Никаких шуток про метро — Metro Redux на Switch. Интернет портал "stopgame". Дата обращения: 5 декабря 2024.
  10. Metro: Redux Review (англ.). Интернет портал "ign". Дата обращения: 5 декабря 2024.
  11. Metro Redux — перезагрузка. Рецензия. Интернет портал "3dnews". Дата обращения: 5 декабря 2024.
  12. UK charts: God of War III at No. 1 (англ.). Интернет портал "eurogamer". Дата обращения: 5 декабря 2024.
  13. Valve leaks Steam game player counts; we have the numbers (англ.). Интернет портал "arstechnica". Дата обращения: 5 декабря 2024.
  14. "Not your regular game story" - writing Metro: Last Light (англ.). Интернет портал "vg247". Дата обращения: 5 декабря 2024.
  15. Metro: Exodus продолжит одну из концовок Metro: Last Light. Интернет портал "igromania". Дата обращения: 5 декабря 2024.