Хасите
Хасите́ — нагрудная перевязь, традиционная часть национального костюма татарки. На основу нашивали ювелирные изделия, медальоны, подвески, амулеты, броши, монеты. Татарские национальные украшения — это яркое воплощение многовековой культуры, отражающее эстетические идеалы, религиозные воззрения и социальные нормы татарского народа. Они служили не только для украшения, но и выполняли функции оберегов, показателя статуса и даже средства накопления богатства[1].
Формирование ювелирного искусства татар
Ювелирное искусство татар формировалось под влиянием:
- Тюркских кочевников (хазар, булгар) — металлические амулеты, зооморфные мотивы.
- Волжской Булгарии (X—XIII века) — развитие техник филиграни, зерни, чернения.
- Золотой Орды (XIII—XV века) — обогащение восточными узорами, использование бирюзы и сердолика.
- Казанского ханства (XV—XVI века) — расцвет ювелирного дела, появление сложных орнаментов.
- Российского периода (после XVI века) — влияние русских и европейских стилей, упрощение форм[1].
Основные материалы
Основными материалами для изготовления хасите были:
- серебро — самый распространённый металл, символизировал чистоту и защищал от зла;
- золото — встречалось реже, в основном у знати;
- драгоценные камни — бирюза (символ неба), сердолик (защита от болезней), яшма, речной жемчуг;
- кожа, кораллы, стекло, монеты — в женских украшениях[2].
Техники обработки
При изготовлении хасите часто использовались различные техники обработки материалов. Основными считаются:
- Филигрань (скань) — ажурные узоры из тонкой проволоки.
- Чернение — нанесение тёмного сплава для контраста.
- Зернь — украшение мелкими металлическими шариками.
- Чеканка и гравировка — для создания рельефных узоров[2].
Основные виды украшений
Основными видами хасите являются чапук (у мишарей), путемар и бутьмар (у сергачских мишарей и у татар Нижнего Заволжья), дэвэт (западное и восточное Закамье), хэйкэ (в Бирском и Златоустовском уездах), эмэйлек и эймэзек (в Стерлитамакском уезде, в Пермской и Оренбургской областях)[3].
Перевязь-чапук украшалась карманцем-амулетом, расшитым тамбуром (золотым шитьём и серебряными монетами). Перевязь-дэвэт украшалась исключительно монетами (сверху мелкие, снизу крупные). В Зауралье для украшения перевязей-эмейлек использовались, помимо монет, кораллы[3].
Символика и орнаменты
Символика в татарских украшениях связана с различными понятиями и значениями. Широко распространено использование в украшениях цвета, образов растений и животных, а также орнаментов.
Использование цвета: зелёный — священный и почитаемый цвет, символизирует гармонию, молодость, единение с природой; жёлтый цвет означал солнце и золото, символ чистоты и благополучия; синий цвет в татарской культуре пришёл из языческих верований и означал небо, красоту, счастье, мечту; красный цвет указывал на сильную личность, эмоции, любовь[4].
Использование образов растений: цветок розы — символ красоты и благородства, указание на чистоту души, добро и милосердие; шиповник и рябина считались растениями, приносящими счастье, астры рассматривались как символ долгой жизни; тюльпан означал изменение, обновление; букет цветов — символ жизненного источника[4].
Использование образов животных: в зооморфном орнаменте животные часто соответствовали знаку рода или племени. Например, птица с двумя головами и раскрытыми крыльями была символом объединения двух родов, их процветания и успехов в делах, а также символом власти[4].
Орнаменты в татарских украшениях делятся на три основных вида:
- Цветочно-растительный. В центре такого орнамента расположен образ древа жизни, которое символизирует устройство мира, мужское и женское начало. С такой же частотой встречается изображение вазы с цветами.
- Геометрический. В таком орнаменте используют как простые фигуры (треугольники, ромбы, круги, квадраты), так и сложные (шестигранные розетки, восьмилучевые звёзды). Также встречаются мотивы волн, звёзд и луны, меандра, жгутов и верёвок, плетёнки и другие.
- Зооморфный. Такие мотивы в татарской культуре встречаются редко, это связано с запретом в мусульманской религии на изображение живых существ. В зооморфном орнаменте существуют изображения зверей и птиц, которые несут в себе магический смысл[4].
Региональные особенности
Ношение хасите имеет региональные особенности. Казанские татары носят изящные серебряные украшения с бирюзой. Мишари (этническая группа в составе волго-уральских татар) — более массивные изделия с монетами.
У крымских татар прослеживается влияние османского стиля, использование золота. Сибирские татары предпочитают больше кожаных и меховых элементов[3].
Современное бытование и возрождение
Сегодня татарские украшения используются в национальных костюмах на свадьбах и праздниках (Сабантуй, Навруз), в этнических коллекциях дизайнеров (например, Алсу Мусавирова или Лейсан Халикова), в музейных экспозициях (Национальный музей РТ, Эрмитаж).
Татарские украшения — это не просто аксессуары, а часть культурного кода народа. Их изучение позволяет глубже понять историю, верования и эстетику татар. Современные мастера сохраняют традиции, адаптируя их к новым веяниям[3].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Хаситэ // Tatarica : Татарская энциклопедия. — 2025.
- ↑ 2,0 2,1 Украшения как часть комплекса татарской женской одежды // Вестник : журнал.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Хаситэ — аксессуар с большим значением // Миллиард татар : сайт. — 2021. — 9 июля.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 Татарский народный орнамент: основа, философия и будущее. Реальное время (20 августа 2023). Дата обращения: 27 апреля 2025.