Хасите

Хасите́ — нагрудная перевязь, традиционная часть национального костюма татарки. На основу нашивали ювелирные изделия, медальоны, подвески, амулеты, броши, монеты. Татарские национальные украшения — это яркое воплощение многовековой культуры, отражающее эстетические идеалы, религиозные воззрения и социальные нормы татарского народа. Они служили не только для украшения, но и выполняли функции оберегов, показателя статуса и даже средства накопления богатства[1].

Формирование ювелирного искусства татар

Ювелирное искусство татар формировалось под влиянием:

Основные материалы

Основными материалами для изготовления хасите были:

Техники обработки

При изготовлении хасите часто использовались различные техники обработки материалов. Основными считаются:

Основные виды украшений

Основными видами хасите являются чапук (у мишарей), путемар и бутьмар (у сергачских мишарей и у татар Нижнего Заволжья), дэвэт (западное и восточное Закамье), хэйкэ (в Бирском и Златоустовском уездах), эмэйлек и эймэзек (в Стерлитамакском уезде, в Пермской и Оренбургской областях)[3].

Перевязь-чапук украшалась карманцем-амулетом, расшитым тамбуром (золотым шитьём и серебряными монетами). Перевязь-дэвэт украшалась исключительно монетами (сверху мелкие, снизу крупные). В Зауралье для украшения перевязей-эмейлек использовались, помимо монет, кораллы[3].

Символика и орнаменты

Символика в татарских украшениях связана с различными понятиями и значениями. Широко распространено использование в украшениях цвета, образов растений и животных, а также орнаментов.

Использование цвета: зелёный — священный и почитаемый цвет, символизирует гармонию, молодость, единение с природой; жёлтый цвет означал солнце и золото, символ чистоты и благополучия; синий цвет в татарской культуре пришёл из языческих верований и означал небо, красоту, счастье, мечту; красный цвет указывал на сильную личность, эмоции, любовь[4].

Использование образов растений: цветок розы — символ красоты и благородства, указание на чистоту души, добро и милосердие; шиповник и рябина считались растениями, приносящими счастье, астры рассматривались как символ долгой жизни; тюльпан означал изменение, обновление; букет цветов — символ жизненного источника[4].

Использование образов животных: в зооморфном орнаменте животные часто соответствовали знаку рода или племени. Например, птица с двумя головами и раскрытыми крыльями была символом объединения двух родов, их процветания и успехов в делах, а также символом власти[4].

Орнаменты в татарских украшениях делятся на три основных вида:

  1. Цветочно-растительный. В центре такого орнамента расположен образ древа жизни, которое символизирует устройство мира, мужское и женское начало. С такой же частотой встречается изображение вазы с цветами.
  2. Геометрический. В таком орнаменте используют как простые фигуры (треугольники, ромбы, круги, квадраты), так и сложные (шестигранные розетки, восьмилучевые звёзды). Также встречаются мотивы волн, звёзд и луны, меандра, жгутов и верёвок, плетёнки и другие.
  3. Зооморфный. Такие мотивы в татарской культуре встречаются редко, это связано с запретом в мусульманской религии на изображение живых существ. В зооморфном орнаменте существуют изображения зверей и птиц, которые несут в себе магический смысл[4].

Региональные особенности

Ношение хасите имеет региональные особенности. Казанские татары носят изящные серебряные украшения с бирюзой. Мишари (этническая группа в составе волго-уральских татар) — более массивные изделия с монетами.

У крымских татар прослеживается влияние османского стиля, использование золота. Сибирские татары предпочитают больше кожаных и меховых элементов[3].

Современное бытование и возрождение

Сегодня татарские украшения используются в национальных костюмах на свадьбах и праздниках (Сабантуй, Навруз), в этнических коллекциях дизайнеров (например, Алсу Мусавирова или Лейсан Халикова), в музейных экспозициях (Национальный музей РТ, Эрмитаж).

Татарские украшения — это не просто аксессуары, а часть культурного кода народа. Их изучение позволяет глубже понять историю, верования и эстетику татар. Современные мастера сохраняют традиции, адаптируя их к новым веяниям[3].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Хаситэ // Tatarica : Татарская энциклопедия. — 2025.
  2. 2,0 2,1 Украшения как часть комплекса татарской женской одежды // Вестник : журнал.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Хаситэ — аксессуар с большим значением // Миллиард татар : сайт. — 2021. — 9 июля.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Татарский народный орнамент: основа, философия и будущее. Реальное время (20 августа 2023). Дата обращения: 27 апреля 2025.