Зернь
Зернь — миниатюрные золотые или серебряные шарики, которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент[1], а также — ювелирная техника исполнения изделий с применением подобных шарообразных гранул. Зернь, как правило, сопутствовала филиграни (скани) (техника создания узора из скрученной проволоки) и применялась для детализации узора или создания фона. На поверхность изделия внутри узоров из проволоки или между ними напаивались мельчайшие зёрна металла — серебра или золота. Использование миниатюрных декоративных элементов в виде проволоки (скань) и шарообразных гранул (зернь) придавало ювелирным изделиям фактуру, позволяло создать рельефный рисунок, детализировать изображение, добиться особенного эффекта преломления света[2]. Зернь была известна с древнейших времен и использовалась в ювелирном искусстве в Междуречье, Древней Греции, на Кавказе[1], в Византии, Средней Азии и других регионов.
История
На Руси зернь, как ювелирная техника, а также изделия, выполненные в данной технике, была известна издавна и являлась одним из наиболее популярных приёмов у древнерусских мастеров. Академик Б. А. Рыбаков сообщает, что зернь и скань (филигрань) встречается в русских курганах, начиная с IX века н. э. В южнорусских землях эта техника была известна с VI - VII веков, однако повсеместное её распространение связано с активной торговлей Древней Руси в VIII век - IX веках со странами Востока, откуда в массе поступали арабские и иранские украшения, выполненные с применением разнообразных ювелирных приёмов[3]. Русские умельцы, перенимая технику, привносили собственные элементы. В IX веке - X веках сканно-зернённые украшения встречались практически повсеместно на территории Древней Руси, однако в разных областях государства в исполнении техники, в отдельных деталях имелись региональные особенности.
В период монголо-татарского нашествия в связи с разорением многих городов, являвшихся центрами ремесла, и уводом ремесленников в плен, многие традиционные художественные промыслы, в том числе ювелирное мастерство, приходят в упадок. Было утрачено мастерство тончайшей перегородчатой эмали, пришли в упадок скань, чернь и зернь. Постепенное возрождение их относится к периоду Московского государства. Зернь возрождается примерно с XVI века[4].Техника продолжала использоваться в самых различных вариациях, чаще — как часть общего узора, в котором зернением выделялись отдельные элементы (ромбы, треугольники, гроздья, рельефные пирамидки), в качестве окантовки[5], например, при оформлении книжных окладов. Реже — в качестве основного способа украшений, как правило, на небольших по размерах изделиях или элементах составных украшений (элементы серег, бусины). Сохранила своё значение и в более поздний период (XVIII - XIX века).
Особенности техники
Русская зернь, наряду с филигранью, финифтью и чернью, отличается характерным, узнаваемым стилем, с ярко выраженным национальным своеобразием, демонстрирует высокий уровень мастерства русских ювелиров. Зернь чаще использовали в украшениях: разнообразные привески, подвески, в том числе лунницы, колты, крестики в сканно-зернённых оправах, элементы серег, бусины; в качестве украшения элементов одежды (например, бляшки, пуговицы). Техника требовала мастерства и кропотливой работы. Зёрна заготавливались заранее из капелек металла; их необходимо было сделать гладкими, для чего могло использоваться перетряхивание зёрен в закрытом сосуде или вращение в специальных барабанах[6][7].
Зёрнышки должны быть очень мелкими, чем более мелкие зерна использовались, тем более богатым, рельефным и воздушным получался узор. Размер некоторых был в 5-6 раз меньше булавочной головки, на один квадратный сантиметр приходилось 300 и более зёрнышек. На пластину (поверхность изделия) зёрнышки выкладывались с помощью миниатюрного пинцета, сверху присыпались припоем (специально приготовленный порошок легкоплавкого металла), и изделие помещается в жаровню. Для подправки мест, где узор непрочно соединялся с пластиной, могли применять раскаленные медные плавильники[7].
Виды зерни
Перегородчатая зернь: на поверхность изделия напаивалась тонкая проволока, образуя рисунок из линий, междупроволочное пространство обильно заполнялось металлическими зернышками, засыпалось припоем и отправлялся в жаровню. В итоге рисунок составлялся из фигур с мелкозернистой поверхностью. Таким способом можно было добиться эффекта создания объемных узоров, лент, что придавало изделиям особую рельефность, усиливало светотеневой эффект[8].
Ещё один приём — «зернь на колечках» требовал особого усердия: на поверхность изделия сначала напаивались миниатюрные проволочные колечки, затем на каждый сверху припаивали крохотный шарик-зернышко. Например, в такой технике выполнены звёздчатые колты (женские височные украшения) из древнерусских находок XII — XIII веков, представлявшие собой подвески из спаянных вместе 5-7 серебряных конусов. Поверхность каждого конуса покрывали до 5000 тысяч микроскопических проволочных колечек, на каждое из которых был припаян серебряный шарик-зёрнышко[9]. Рельефная зерненная поверхность давала необыкновенную игру света, но такая работа требовала много времени и особого ювелирного мастерства.
«Ложная зернь»: отливка по формам оригинальных изделий, украшенных зернью или сканью. Готовая копия имела характерный рисунок на поверхности. Литьё позволяло удешевить процесс и сделать несколько копий[10].
Примечания
- ↑ Перейти обратно: 1,0 1,1 Большая советская энциклопедия в 30 т. Т.9 / Глав. ред. А. М. Прохоров. — М.: Советская энциклопедия, 1972. — С. 527. — 624 с. с.
- ↑ Жилина Н. В. Древнерусская зернь X - начала XI в. Как декоративное искусство. Рождение стилей // Вестник Томского государственного университета : журнал. — 2019. — № 449. — С. 120—134.
- ↑ Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси. — М.: АН СССР, 1948. — С. 150, 152, 333-335. — 792 с.
- ↑ Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси. — М.: АН СССР, 1948. — С. 537. — 792 с.
- ↑ Постникова-Лосева М. М. Русское ювелирное искусство, его центры и мастера XVI-XIX вв.. — М.: Наука, 1974. — С. 204. — 371 с.
- ↑ Славяно-русское ювелирное дело и его истоки. Материалы Международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Галины Фёдоровны Корзухиной (Санкт-Петербург, 10-16 апреля 2006 г.). — СПб.: Нестор-История, 2010. — С. 188,196, 226-227. — 624 с.
- ↑ Перейти обратно: 7,0 7,1 Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси. — М.: АН СССР, 1948. — С. 333. — 792 с.
- ↑ Жилина Н. В. Древнерусская зернь X - начала XI в. Как декоративное искусство. Рождение стилей // Вестник Томского государственного университета : журнал. — 2019. — № 449. — С. 123.
- ↑ Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси. — М.: АН СССР, 1948. — С. 339. — 792 с.
- ↑ Постникова-Лосева М. М. Русское ювелирное искусство, его центры и мастера XVI-XIX вв.. — М.: Наука, 1974. — С. 205. — 371 с.
Литература
Жилина Н. В. Древнерусская зернь Х — начала XI в. Как декоративное искусство. Рождение стилей // Вестник Томского государственного университета. — 2019. — № 449. — С.120-134.
Жилина Н. В. Русская зернь и филигрань XI—XV веков: автореферат дис. … доктора исторических наук: 07.00.06 / Ин-т археологии РАН. — Москва, 2003. — 54 с.
Постникова-Лосева М. М. Русское ювелирное искусство, его центры и мастера XVI—XIX вв. — М.: Наука, 1974. — 371 с.
Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси. — М.: Изд-во АН СССР. — 1948. — 792 с.
Седова М. В. Ювелирные изделия древнего Новгорода (X—XV вв.). — М.: Наука, 1981. — 195 с.
Славяно-русское ювелирное дело и его истоки. Материалы Международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Галины Фёдоровны Корзухиной. (Санкт-Петербург, 10-16 апреля 2006 г.). — СПб.: Нестор-История, 2010. — 624 с.
Уткин П. И. Русские ювелирные украшения. — М.: Легкая индустрия, 1970. — 164 с.