Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского
Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского — памятник древнерусской литературы, который представляет собой цикл писем русского царя Ивана Грозного и его бывшего военачальника князя Андрея Курбского, длившаяся в течении 1564-1579 годов, является памятником отечественной публицистики XVI века. Данная переписка отражает особенности внешней и внутренней политики на Руси в середине XVI века, а также философские, идеологические, религиозные аспекты, которые оказали влияние на последующее развитие идейного дискурса в России[1].
Переписка Ивана IV c Андреем Курбским представляет собой пять писем: три из которых принадлежат перу Андрея Курбского, а два отправлены Иваном Грозным[2].
История создания переписки
Переписка началась после того, как царский воевода Андрей Михайлович Курбский бежал в апреле 1564 года из новоприсоединенного к Русскому государству ливонского города Юрьева в соседний ливонский город Вольмар, который в это время принадлежал польскому королю Сигизмунду II Августу. Поводом для поспешного бегства послужили полученные Курбским известия о готовящейся над ним царской расправе. Из Вольмара беглый князь написал Ивану Васильевичу письмо с объяснением своего поступка, обличая царя в нарушении христианских норм[2].
В июле того же года Иван Грозный отправил ответ, который Курбский оценил как послание «широковещательное и многошумное». В этом послании царь отрицает гонения «сильных во Израиле» (бояр и воевод) и порицает Курбского за учительство. Тогда Курбский направил краткий ответ, однако не сумел доставить его в Россию, как он сам объяснял, по причине закрытия Москвой границ, и переписка прервалась[2].
В 1577 году в ходе похода на Ливонию воевода Богдан Бельский взял город Вольмар[3], и Иван Грозный не преминул сообщить о своей победе Курбскому в новом послании, написанном именно в Вольмаре. В 1579 году князь составил ответ и отправил его вместе с предыдущим письмом.
Всего переписка ограничилась пятью письмами. Существуют предположения, что Андрей Курбский пытался составить более обстоятельный ответ царю и даже создать на основе этого ответа литературное произведение, однако не довёл эту работу до конца[2].
Основные причины появления переписки
В переписке Ивана Грозного и Андрея Курбского был затронут широкий круг социально-политических проблем, при этом Иван Грозный и Андрей Курбский расходились в оценке проблем и путей развития государства. Данный источник представляет собой политическую полемику, включающую, в частности, рассуждения о наиболее разумном стиле правления. Иван Грозный настаивал на самодержавии, на том, что только сильная единоличная власть может обеспечить единство и целостность государства, находящегося во вражеском окружении. Андрей Курбский, в свою очередь, выступал за сохранение феодальных отношений и большей независимости знати[4].
Значительное место в этой переписке также занимали вопросы церковно-политического характера. Первоначально в размышлениях Андрея Курбского и Ивана Грозного было много общего. Подобно царю, Курбский был готов защищать православную догматику от приверженцев «ложных учений»: находясь в Великом княжестве Литовском, он упорно выступал в защиту православия и против «латинян» — иезуитов, и против протестантов. Его так же, как и царя, наполняла печалью картина упадка православных царств, покоренных инославными завоевателями, подвергающими гонениям живущих под их властью православных — печальный образ состояния современного ему православного мира с большой силой был обрисован князем Андреем Курбским на страницах его послания старцу Псково-Печерского монастыря Вассиану[5], написанного незадолго до бегства боярина в Литву. Однако Иван Грозный проводил реформы в православной церкви, вводил новые правила и ограничения (например, принятие Стоглава (1551))[6][7]. Андрей Курбский, будучи представителем старой знати, не одобрял эти изменения и считал их нарушением традиций и свободы вероисповедания.
Содержание писем
Курбский, как справедливо отметил Василий Осипович Ключевский, построил свое краткое и по — цицероновски изящное послание в основном на вопросе: «Зачем царь побил данных ему от бога воевод?» Он перечислял заслуги этих воевод, вспомнил «гонения», понесенные им лично, и грозил царю Страшным судом[8].
Иван Грозный же в своем Первом Послании Андрею Курбскому не раз обращался к теме «супротивности разума» и «пресветлого православия», заключающейся в опровержении суждения Андрея Курбского о том, что раньше царь был истинно православным, теперь же превратился в тирана, тем самым поправ основы христианской веры[9].
Иными словами, главным, предметом полемики между Иваном Грозным и Андреем Курбским был вопрос о том, кто верен заветам начала царствования Ивана IV и кто стал им «сопротивен».
Суть спора данной полемики заключается в вопросе, кто блюдет основы, заложенные Стоглавом[10].
Исторический контекст
Процессы возникновения и распространения переписки Андрея Курбского с Иваном Грозным подчинялись некоторым обстоятельствам.
В связи с напряженными отношениями между Московской и Литовской Русью обмен письмами, по предположению Степана Борисовича Веселовского, происходил тайно, подобно «подметным» или «прелестным» письмам начала XVII века[11].
Данная переписка могла создаваться в качестве «открытых писем», то есть могла иметь публицистический характер. Этому свидетельствует, например, заголовок первого послания Ивана Грозного Андрею Курбскому (из «печерских сборников»): «Послание царское во все его Российское государство (царство) на крестопреступников его, на князя Андрея Курбского с товарищи о их измене». Это также подтверждает что данные послания носят официальный обличительный характер[11].
Значение переписки
Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским принадлежит к числу самых известных памятников древнерусской литературы, но смысл и назначение этой переписки, её место в истории общественной мысли недостаточно исследованы в науке.
По словам Сергея Михайловича Соловьева, эта переписка драгоценна для истории, поскольку в ней «вскрылась историческая связь явлений»[12]: связь между «окончанием борьбы государей московских с князьями единоплеменными» («старым порядком вещей») и становлением «нового порядка вещей» (единовластия)[13].
Михаил Николаевич Покровский анализировуя данный источник давал письмам Ивана Грозного с Андреем Курбским экономическую характеристику. По его мнению, переписка представляет собой противоборство между самодержавием Ивана Грозного как государственным строем, опиравшимся на «торговый капитал», и «старым феодализмом»[14].
Василий Осипович Ключевский[15] и Николай Михайлович Карамзин[16] считают, что данная полемика имеет не общеполитическое, а частное значение, что царь стремился дискредитировать именно Андрея Курбского, а не других «сильных во Израиле», поступавших подобным образом[4].
Все вышеприведенные суждения так или иначе подвергаются сомнениям со стороны исследователей[17], однако они все же сходятся во мнении, что послания царя и воеводы Курбского имеют историческую ценность, так как они обладают важнейшими элементами биографии Ивана Грозного (причем написанными самим царем), а также отражают особенности внешней и внутренней политики Руси в XVI веке[1].
Литература
- Б. Н. Флоря «Иван Грозный» «Спор Грозного и Курбского. Иван IV как политический полемист» М.: Мол. гвардия, 1999.
- Б. Н. Морозов Лекция «Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским», Канал «Постнаука», 2015.
- А. И. Филюшкин Лекция «Курбский против Грозного», Канал «Цифровая история», 2022.
- А. В. Чернов «У водораздела русской политической мысли. Переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным», Философский журнал, 2016.
- Иван Грозный как религиозный тип: статьи и материалы / Александр Дворкин. — Нижний Новгород: Христианская б-ка, 2009. — 341 с. ISBN 5-88213-088-3
- Д. С. Лихачев, Я. С. Лурье, Ю. Д. Рыков «Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским», издательство «Наука» 1979 г.
- Д. С. Лихачев «На пути к новому литературному сознанию» (сочинения царя Ивана Грозного и князя Андрея Курбского)" Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. — СПб.: Наука, 2001. — Т. 11: XVI век. — 683 с.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Черняев А. В. У водораздела русской политической мысли: Переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным // Философский журнал. — 2016. — Т. 9, № 1. — С. 80 – 99.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Филюшкин Александр Ильич. [Киберленинка Бегство Курбского: оценки источников и стереотипы историографии] // Вестник Санкт-Петербургского университета Сер. 2 вып.1. — 2007.
- ↑ Карамзин Н. М. История государства Российского. Том 9. — СПб.: Золотой век, Динамит, 1997. — 702 с.
- ↑ 4,0 4,1 Лурье Я. С. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским в общественной мысли Древней Руси Глава 1 Историки о переписке Грозного с Курбским / под ред. Д. С. Лихачева. — СПб.: Наука, 1979. — С. 215. — 681 с.
- ↑ Цеханович А. А. Послания Курбского // Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. — Подготовка текста, перевод и комментарии А. А. Цехановича. — Т. 11. — С. 2.
- ↑ Стоглав. — ЖМП №09, 1951.
- ↑ Стоглавый собор 1551 г. . Русская Православная Церковь Журнал Московской Патриархии. Дата обращения: 16 декабря 2023.
- ↑ Ключевский В. О. Курс русской истории. Часть 2. — Минск: Харвест, 2002. — С. 211—212. — 592 с.
- ↑ Лурье Я. С. и Творогов О. В. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским (перевод, 1-я редакция). — СПб.: Наука, 1979. — С. 7. — 681 с.
- ↑ Ключевский В. О. Курс русской истории Часть 2. — Минск: Харвест, 2002. — С. 229. — 592 с.
- ↑ 11,0 11,1 Лурье Я. С. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским в общественной мысли Древней Руси Глава 2 Как велась переписка?. — СПб.: Наука, 1979. — С. 221. — 681 с.
- ↑ Соловьев С. М. История России с древнейших времен. — Москва: Унив. тип. (Катков и К°), 1874—1889. — С. 704—705. — 821 с.
- ↑ Соловьев С М. История России с древнейших времен Т. 2. — Москва: (Катков и К°), 1874—1889. — С. 544—547. — 821 с.
- ↑ Покровский М. Е. Русская история с древнейших времен, Т. 2. — Москва: Унив. тип. (Катков и К°), 1896–1899. — С. 111—112. — 360 с.
- ↑ Ключевский В. О. Курс русской истории. Часть2. — Минск: Харвест, 2002. — С. 211—212. — 592 с.
- ↑ Карамзин Н. М. История государства российского. Том IX. — СПб.: Золотой век, Динамит, 1892. — С. с. 38-40. — 702 с.
- ↑ Лурье Я. С. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским в общественной мысли Древней Руси Глава 1 Историки о переписке Грозного с Курбским. — СПб.: Наука, 1979. — С. 217. — 681 с.