Особая экономическая зона в Калининградской области

Материал из «Знание.Вики»
Особая экономическая зона в Калининградской области распространяется на всю территорию Калининградской области

Особая экономическая зона в Калининградской области — особая экономическая зона (ОЭЗ) в Калининградской области на которой действует специальный правовой режим, направленный на стимулирование экономической деятельности и привлечение инвестиций. ОЭЗ в Калининградской области была создана в 1991 году для поддержки развития промышленности, транспорта, торговли и других отраслей, а также для улучшения инфраструктуры региона. Калининградская область — одна из самых крупных и длительно действующих ОЭЗ с преференциальным режимом хозяйствования в России[1].

Резидентами ОЭЗ могут быть юридические лица, которые зарегистрированы и осуществляют свою деятельность в Калининградской области, реализуя инвестиционные проекты. Исключения составляют компании, занимающиеся добычей нефти и природного газа, предоставлением услуг в этих отраслях, производством подакцизных товаров, а также предприятия, занимающиеся оптовой и розничной торговлей, ремонтом бытовых изделий и финансовой деятельностью[2].

Специальный правовой режим особой экономической зоны действует до 2045 года (изначально действовал до 2031 года) на всей территории региона, включая примыкающие к территории Калининградской области внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации[3].

История

Свободная экономическая зона (СЭЗ) в Калининградской области была создана в 1991 году и стала одной из первых в России. После распада Советского Союза Калининградская область оказалась в уникальном положении, являясь фактически заграничной территорией России, окруженной суверенными европейскими государствами, а затем — анклавом внутри Европейского Союза. Разрушение устойчивых хозяйственных связей, потеря традиционных рынков и установление новых государственных границ с Литвой и Белоруссией, что привело к экономической изоляции региона, где проживало почти миллион российских граждан, стало серьёзным вызовом для руководства страны[4].

Ответом на этот вызов стало создание свободной экономической зоны с широкими таможенными и налоговыми преференциями на всей территории области. Это решение было вынужденным, но позднейшее развитие показало его обоснованность.

В начале 1990-х годов в России территориям, получившим особый экономический статус, присваивались крупные размеры, превосходящие площадь некоторых европейских государств. 25 сентября 1991 года Совет Министров РСФСР принял постановление «О первоочередных мерах по развитию свободных экономических зон в Калининградской и Читинской областях», в котором было утверждено соответствующее положение о свободной экономической зоне «Янтарь». Реальные экономические преимущества для Калининградской области были получены только после принятия 23 декабря 1992 года специального Президентского Указа по СЭЗ «Янтарь». Однако после вступления в силу 1 июля 1993 года Закона РФ «О таможенном тарифе» область лишилась своих льгот, поскольку налоговый режим был унифицирован для всех предприятий страны, включая резидентов СЭЗ в Калининграде[5].

Указом Президента РФ «О Калининградской области» от 7 декабря 1993 года льготный таможенный режим для региона был восстановлен на срок 10 лет. Этот документ стал основой для разработки Концепции федеральной политики в отношении Калининградской области, утвержденной в октябре 1994 года. Значительную роль в становлении рыночной экономики региона сыграло Постановление № 531 от 25 мая 1994 года «О неотложных мерах по стабилизации экономического положения Калининградской области». Согласно этому постановлению, Министерству финансов Российской Федерации было предписано ежегодно, начиная с 1994 года, предоставлять на основе предложений администрации Калининградской области инвестиционный налоговый кредит предприятиям, расположенным в данном регионе, для реализации программ социально-экономического развития области.

Изначально планировалось, что финансовые ресурсы будут направлены на осуществление крупных инфраструктурных проектов, однако на практике льготное кредитование получали частные и акционерные коммерческие компании, включая «Бинекс» (для строительства сети бензозаправок в Калининграде), «Цепрусс» и другие. Возвращенные в администрацию области кредитные средства до 2001 года, когда механизм был отменен постановлением Правительства России, снова предоставлялись компаниям для реализации их инвестиционных проектов. Таким образом, инвестиционный налоговый кредит стал для местных предпринимателей источником относительно дешевых кредитных ресурсов, что способствовало появлению сильных игроков на региональном рынке, часть из которых впоследствии добилась успеха на общероссийском уровне. С другой стороны, схема принятия решений о предоставлении кредитов, особенно на начальной стадии, была непрозрачной, что создавало условия для коррупционных проявлений[6].

В ноябре 1995 года Калининградская область добилась принятия Государственной думой Российской Федерации отдельного Федерального закона № 13-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области», который вернул региону режим свободной таможенной зоны. Закон был подписан Президентом Российской Федерации 22 января 1996 года. Данный правовой акт установил льготный режим для инвестиций и предпринимательской деятельности на территории области. Особое значение имел установленный режим свободной таможенной зоны, который охватывал всю территорию области. Администрация СЭЗ, функции которой были возложены на администрацию Калининградской области, по согласованию с Правительством Российской Федерации, получила право устанавливать дополнительные ограничения и исключения из таможенного режима в целях защиты местных производителей.

В рамках этого права, на основании предложений администрации СЭЗ, Правительство Российской Федерации 24 июля 1998 года выпустило Постановление № 830 «Об установлении на 1998—2000 годы количественных ограничений на отдельные виды товаров, ввозимых из других стран в таможенном режиме свободной таможенной зоны на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области». Квоты на импорт товаров в льготном режиме продавались на аукционах, а средства, полученные от их продажи через федеральный бюджет, направлялись на реализацию федеральной целевой программы развития СЭЗ. Такой механизм предполагал, что аукционная цена квоты будет составлять значительный процент от неуплаченных таможенных платежей, что повышало конечную цену импортного товара и увеличивало конкурентоспособность местных аналогов. Регулируя номенклатуру квотируемых товаров, размер квот и сроки проведения аукционов, администрация СЭЗ могла гибко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры[7].

Вскоре после принятия указанного закона была утверждена «Федеральная целевая программа развития ОЭЗ в Калининградской области на 1998—2005 гг.» (Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1997 года № 1259). Программа была разработана экспертной группой совместно с администрацией Калининградской области и представлена в Правительство Российской Федерации Министерством экономики по согласованию с Министерством финансов и другими федеральными органами исполнительной власти. Общая стоимость реализации программы в период с 1998 по 2005 годы была оценена в 14 050,56 млн рублей (в ценах 1997 года), что эквивалентно 3,5 млрд долларов США, при этом из федерального бюджета должно было быть израсходовано 1,7 млрд долларов США.

В 2016 и 2017 годах особая экономическая зона в Калининградской области продолжала привлекать внимание крупных инвесторов. В это время был акцент на развитие новых производств, особенно в области переработки и производства, а также на поддержку компаний в сфере информационных технологий и научных исследований. Одним из значимых событий стало развитие инфраструктуры ОЭЗ, что способствовало увеличению числа резидентов и расширению производственных мощностей[8].

В 2017 году Государственная Дума продлила до конца 2045 года срок функционирования калининградской ОЭЗ. Федеральным законом предусмотрено расширение границ Особой экономической зоны в Калининградской области, включая в её состав прилегающие внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации. Кроме того, закон устанавливает минимальные требования к объёму капитальных вложений для резидентов ОЭЗ. Для реализации инвестиционных проектов в сфере здравоохранения минимальный размер инвестиций составляет не менее 10 миллионов рублей, а для проектов, связанных с разработкой компьютерного программного обеспечения, предоставлением консультационных услуг в данной области, а также в сфере информационных технологий и научных исследований, минимальная сумма капитальных вложений составляет не менее 1 миллиона рублей.

В 2021—2022 годах ОЭЗ в Калининградской области продолжала развиваться в рамках новой экономической реальности. В условиях санкций и глобальных экономических изменений, регион продолжил оставаться привлекательным для инвесторов, несмотря на внешние вызовы. Были приняты новые меры, направленные на поддержку местных производителей, а также стимулирование технологических и инновационных проектов. На этом фоне продолжилось расширение производственных мощностей и создание новых рабочих мест, что способствовало улучшению экономической ситуации в регионе[9].

Правовое регулирование

Особая экономическая зона (ОЭЗ) в Калининградской области функционирует на основе Федерального закона от 10 января 2006 года № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Этот закон был принят с целью упорядочивания экономических отношений в регионе, улучшения инвестиционного климата и повышения конкурентоспособности области. Он стал основой для создания благоприятных условий для привлечения инвестиций, улучшения делового климата и стимулирования социально-экономического развития Калининградской области. Закон направлен на создание устойчивых механизмов для работы с инвесторами и поддержки долгосрочных экономических проектов в регионе. Позже в закон вносились дополнения.

Статус ОЭЗ в Калининградской области охватывает всю территорию региона и действует до 1 апреля 2031 года. Этот режим предоставляет резидентам зоны значительные налоговые и таможенные льготы, что делает регион привлекательным для реализации долгосрочных инвестиционных проектов. Благодаря этому ОЭЗ становится важным инструментом для стимулирования роста и развития в Калининградской области, а также для создания новых рабочих мест и повышения экономической активности в регионе[10].

Резидентами ОЭЗ могут быть юридические лица, зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность в Калининградской области, которые реализуют инвестиционные проекты. Однако закон устанавливает ряд исключений. Так, резидентами не могут стать предприятия, занимающиеся добычей нефти и природного газа, производством подакцизных товаров, оптовой и розничной торговлей, ремонтом бытовых изделий, а также осуществляющие финансовую деятельность. Эти ограничения направлены на то, чтобы в ОЭЗ развивались только те отрасли, которые способствуют созданию инновационных производств и развитию высокотехнологичных секторов экономики, а не лишь торговых или традиционных производств.

Одним из ключевых положений закона является предоставление резидентам ОЭЗ значительных налоговых льгот. Например, предприятия, работающие в рамках зоны, могут рассчитывать на освобождение от налога на прибыль на определённый период, а также на льготные условия налогообложения в сфере таможенного регулирования. В частности, резиденты могут быть освобождены от уплаты пошлин и налогов при ввозе оборудования, материалов и сырья для производства. Эти налоговые преференции создают благоприятные условия для запуска и развития новых производств, снижая финансовую нагрузку на компании, которые решат инвестировать в Калининградскую область[11].

Система таможенных преференций в ОЭЗ включает режим свободной таможенной зоны. Этот режим позволяет резидентам зоны облегчить процесс импорта и экспорта товаров, а также осуществлять временный ввоз товаров без уплаты таможенных пошлин и налогов. В итоге, предприятия могут снижать свои затраты на импорт необходимых для производства материалов и комплектующих. Это важное преимущество для компаний, стремящихся к оптимизации производственных издержек и улучшению условий для расширения бизнеса.

Управление ОЭЗ возложено на специализированный орган, который работает в рамках администрации Калининградской области. Этот орган координирует работу зоны, взаимодействует с федеральными органами власти и контролирует выполнение установленных условий функционирования. Администрация ОЭЗ также отвечает за соблюдение норм законодательства и за предоставление необходимой информации инвесторам и предприятиям, работающим в зоне. Важной задачей является не только управление процессами внутри зоны, но и взаимодействие с другими региональными и федеральными структурами для обеспечения устойчивого развития ОЭЗ[12].

Закон также акцентирует внимание на поддержке инвестиционных проектов, ориентированных на высокие технологии и инновационные разработки. Для таких проектов предусмотрены дополнительные льготы, которые помогают создать благоприятные условия для компаний, работающих в таких сферах, как производство, переработка, логистика и других высокотехнологичных отраслях. В конечном итоге, это способствует ускоренному внедрению инновационных решений и развитию новых производств, что оказывает позитивное влияние на экономику региона в целом.

Кроме того, закон вносит изменения в другие федеральные законы, которые регулируют деятельность ОЭЗ. В частности, это касается поправок в налоговый кодекс и законов, регулирующих внешнюю торговлю. Эти изменения направлены на создание гибкой и эффективной системы регулирования, которая учитывает особенности работы особых экономических зон и помогает обеспечить стабильность в деятельности компаний, работающих в зоне. Такой подход позволяет обеспечить более эффективное взаимодействие с внешним рынком и создавать условия для успешной интеграции региона в международные экономические процессы[13].

Особый режим налогообложения для резидентов

Показатели

По данным единого реестра резидентов Особой экономической зоны (ОЭЗ) в Калининградской области, на 2023 год было зарегистрировано 283 инвестиционных проекта с суммарным объёмом заявленных инвестиций в первые три года реализации, превышающим 174 млрд рублей. При выходе на проектные мощности в этих проектах ожидается создание более 52 тыс. рабочих мест[16].

Общий объём инвестиций в проекты ОЭЗ составил более 700 млн рублей, что представляет собой значительную поддержку для местной экономики, а также способствует развитию логистического сектора, увеличивая транспортную пропускную способность и улучшая эффективность торговых операций через Калининградскую область. Согласно прогнозам Контрольно-счетной палаты, ожидается, что ежегодный рост валового регионального продукта (ВРП) Калининградской области в номинальном выражении составит 39 %.

С 2015 по 2023 год наблюдается устойчивый рост числа резидентов Особой экономической зоны (ОЭЗ) в Калининградской области. В 2015 году в зоне было зарегистрировано 108 резидентов, а к 2023 году их количество возросло до 284, что представляет собой рост на 262,96 % за этот период. Объём заявленных инвестиций на первые три года реализации проектов также значительно увеличился. В 2015 году заявленные инвестиции составили 5,3 млрд рублей, в 2023 году этот показатель достиг 208,8 млрд рублей, что соответствует росту на 3939,62 %[17].

Заявленная численность работающих в резидентских компаниях также значительно возросла. Если в 2015 году на заявленные проекты было предусмотрено 2803 рабочих места, то к 2023 году эта цифра увеличилась до 52 тыс. человек, что демонстрирует рост в 1855,15 %. Эти данные подтверждают позитивные тенденции в развитии ОЭЗ, отражая как рост инвестиционной активности, так и значительное увеличение числа рабочих мест в регионе.

Создание специального административного района (САР) в 2018 году сыграло важную роль в привлечении крупных предприятий и стимулировании экономической активности в регионе. Этот район предложил компаниям, решившим перевести свою деятельность из зарубежных юрисдикций в Россию, гибкие условия налогообложения и валютного регулирования. Резкий рост популярности специального административного района (САР) произошел в 2022 году, когда были введены беспрецедентно жесткие антироссийские санкции. Принятие стимулирующих изменений в российское законодательство создало более привлекательные условия для переезда иностранных компаний в Калининград. Перевод в САР таких крупных компаний, как «Яндекс», «Русал», сеть гипермаркетов «Лента», Газпромбанк, Сбербанк, группа ПИК и агропромышленная группа «Содружество», укрепил репутацию региона как перспективной инвестиционной территории. За последние два года резиденты САР принесли Калининградской области 30 млрд рублей инвестиций и 11 млрд рублей налоговых поступлений[18].

Примечания

  1. Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" от 10.01.2006 N 16-ФЗ (последняя редакция) \ КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Дата обращения: 26 марта 2025.
  2. Статья 4. Включение юридических лиц в реестр \ КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Дата обращения: 26 марта 2025.
  3. Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" от 10.01.2006 N 16-ФЗ (последняя редакция) \ КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Дата обращения: 26 марта 2025.
  4. Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" от 10.01.2006 N 16-ФЗ (последняя редакция) \ КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Дата обращения: 26 марта 2025.
  5. РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ. КиберЛенинка. Дата обращения: 26 марта 2025.
  6. НК РФ Статья 66. Инвестиционный налоговый кредит \ КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Дата обращения: 26 марта 2025.
  7. III. Условия и механизм применения тарифных квот \ КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Дата обращения: 26 марта 2025.
  8. Особая территория: как в Калининградской области развивают инвестпроекты | Новости партнеров на РБК+. РБК+ (10 декабря 2020). Дата обращения: 26 марта 2025.
  9. Совещание по вопросам социально-экономического развития Калининградской области. Президент России (25 января 2024). Дата обращения: 26 марта 2025.
  10. Федеральный закон от 25 декабря 2023 г. N 633-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Российская газета. Дата обращения: 26 марта 2025.
  11. Постановление Правительства РФ от 09.05.2022 N 839 "О порядке предоставления тарифной льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины в отношении технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов, ввозимых для исключительного использования на территории Российской Федерации в рамках реализации инвестиционных проектов, соответствующих приоритетному виду деятельности (сектору экономики) Российской Федерации, и об освобождении от предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин в отношении указанных товаров" (с изменениями и дополнениями) | ГАРАНТ. base.garant.ru. Дата обращения: 26 марта 2025.
  12. Статья 3. Управление Особой экономической зоной. Федеральный закон от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) | ГАРАНТ. base.garant.ru. Дата обращения: 26 марта 2025.
  13. Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22.07.2005 N 116-ФЗ (последняя редакция) \ КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Дата обращения: 26 марта 2025.
  14. НК РФ Статья 288.1. Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организаций резидентами Особой экономической зоны в Калининградской области \ КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Дата обращения: 26 марта 2025.
  15. НК РФ Статья 395. Налоговые льготы \ КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Дата обращения: 26 марта 2025.
  16. Резидентам Особой зоны Калининграда разрешат продлевать инвестпроекты. РБК (31 июля 2023). Дата обращения: 26 марта 2025.
  17. Тенденции и перспективы развития особой экономической зоны в Калининградской области. КиберЛенинка. Дата обращения: 26 марта 2025.
  18. ПРАВОВОЙ СТАТУС СПЕЦИАЛЬНЫХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РАЙОНОВ ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ. КиберЛенинка. Дата обращения: 26 марта 2025.