Метанаука

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Наука
Метанаука
др.-греч. μετὰ metascience#Английский|metascience Metawissenschaft#Немецкий|Metawissenschaft
Тема Статистические данные
Предмет изучения Обобщение знаний на основе общего метаязыка
Период зарождения Новейшие время
Основные направления медицина, психология
Значительные учёные Джон Иоаннидис, Джереми Хоуик, Пандис Николаос, Виталий Кулич.

Метанау́ка — универсальная наука, которая может изучать другие науки с помощью общего метаязыка. Представляет собой синтез разных научных отраслей и может использовать научные дисциплины, находящие рядом, с целью выявления взаимосвязей. Впервые метанаука была сформулирована как «взгляд на науку с высоты птичьего полёта»[1].

Предыстория

В философии метанаука (др.-греч. μετὰ — «после», «о себе»; англ. metascience; нем. Metawissenschaft) — наука, задача которой объединить другие науки в единое целое. Почти вся европейская наука выросла из единого ствола с философией и имеет общие точки пересечения между собой[2].

К метанауке может также относится:

История возникновения метанауки

В 1966 году в одном из ранних метаисследований были рассмотрены статистические методы 295 статей, опубликованных в десяти известных медицинских журналах. В них было обнаружено, что почти в 73 % отчётов и выводов к ним некорректны[3]. В документе 1976 года уже содержался призыв к финансированию метаисследований с целью создания независимых групп для контроля над научными разработками[4].

Есть мнение, что в конце 1980-х годов XX века в научно-философской практике человечества сложилась новая тенденция, которая была заинтересована в развитии кризиса современной науки и философии из-за нестыковок между старыми научно-философскими догматами и новыми открытиями. Вероятнее всего, есть цель у некой силы пошатнуть авторитет науки и занять её место. К борьбе с наукой был привлечён ряд проектов, на основе догматов религии, многочисленных документов эзотерики и лженауки. Основной удар пришёлся на базовую философию. Процесс этот идёт до сих пор и носит глобальный характер. Из-за отсутствия более полных данных нет возможности точнее раскрыть данный процесс и открыть те силы, что его направляют[2].

В 2005 году Джон Иоаннидис опубликовал новую статью, в которой утверждалось, что большинство работ в области медицины содержат некорректные выводы. Данная статья сегодня считается одной из основополагающих в области метанауки. В исследовании Джереми Хоуика и Деспины Колетси Иоаннидис показал, что лишь небольшая часть медицинских результатов подтверждается доказательствами «высокого качества» в соответствии с классом (GRADE)[5].

Более поздние метаисследования выявили ещё больше нестыковок с воспроизведением результатов во многих научных областях, включая психологию и медицину. Эта проблема была названа «кризисом репликации», как часть растущего осознания проблемы и опасения по поводу расточительства в исследованиях[6].

Задачи метанауки

Задачи метанауки:

Области метанауки

Метанаука занимается исследованием структуры, динамики и закономерностей развития научного знания. Она изучает методы и формы организации научной деятельности, а также принципы функционирования научных сообществ.

Метанауку можно разделить на пять основных областей, представляющих интерес: методы, отчётность, воспроизводимость, оценка и стимулы. Данные области соответствуют всем этапам современных исследований[1].

Методы

Метанаука стремится выявить неэффективные исследовательские практики, включая предвзятость в исследованиях, непроработанный дизайн исследования, злоупотребление статистикой, и найти методы решения данных проблем.

Метаисследования выявили многочисленные необъективности в научной литературе. Особого внимания заслуживает широко распространённое некорректное использование p-значений и злоупотребление статистической значимостью[1].

Отчётность

Плохая отчётность затрудняет точную трактовку результатов научных исследований, применение исследований и выявление предубеждённости и конфликта интересов у авторов. Отчёт в метанауке не должен быть слишком длинным и сложным для понимания. Он должен быть написан простым языком, без использования сложных терминов и формул, если это не является необходимым для понимания результатов исследования.

Предлагается внедрение единого общего стандарта отчётности. Также необходимо стремление к большей прозрачности в научных исследованиях[1].

Воспроизводимость

В ходе кризиса репликации было обнаружено, что многие научные исследования трудно или вообще невозможно повторить. В метанауке воспроизводимость особенно важна, поскольку она объединяет различные научные дисциплины и методы, которые могут иметь свои собственные требования к воспроизводимости. Например, в физике или химии эксперименты могут быть легко воспроизведены, но в социальных науках, таких как психология или социология, воспроизводимость может быть более сложной из-за влияния человеческого фактора и сложности проведения контролируемых экспериментов.

Кризис репликации особо затронул психологию (особенно социальную психологию). Такая же ситуация складывается с медициной, включая исследования рака[1].

Оценка и стимулы

Метанаука стремится создать новую научную основу для экспертной оценки, включая оценку экспертами перед публикацией, экспертную оценку после публикации и открытую экспертную оценку. Также стремятся разработать некий эталон финансирования научных исследований. Метанаука стремится повысить процент более качественных исследований и их продвижение с помощью более совершенных систем стимулирования.

Идея метанауки закономерно возникла в кризисной для классической науки ситуации. Она может служить как положительным фактором (сохранение важнейших результатов), так и отрицательным (обнаружение ошибок и несоответствия) целям[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Иоаннидис Дж. П. А., Фанелли Д., Данн Д. Д., Гудман С. Н. Метаисследования: оценка и совершенствование методов и практик исследования. National Library of Medicine (2 октября 2015). Дата обращения: 5 августа 2024.
  2. 2,0 2,1 Кулич В. Введение в Метанауку. Метанаучный Синкретизм. — Ridero, 2019. — 544 с. — ISBN ISBN 978-5-4493-8767-7.
  3. Стенли Шор. Статистическая оценка рукописей медицинских журналов (англ.). American Medical Association (26 марта 1966). Дата обращения: 16 августа 2024.
  4. Комроу Джулиус, Роберт Дрипс. Научная основа поддержки биомедицинской науки (англ.). Sience (1976). Дата обращения: 14 августа 2024.
  5. Джереми Хоук, Деспина Колетси, Николас Пандис. Качество доказательств медицинских вмешательств не улучшается и не ухудшается: метаэпидемиологическое исследование (англ.). JCE (журнал) (2 сентября 2020). Дата обращения: 5 августа 2024.
  6. Пэшлер Г., Харрис К. Раздут ли кризис воспроизводимости? (англ.). SageJournal (журнал) (6 июня 2012). Дата обращения: 7 августа 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!