Мария Каллас
Мария Каллас | |
---|---|
англ. Maria Callas | |
| |
Полное имя | Кекилия София Анна Мария Калогеропулу |
Дата рождения | 4 декабря 1923 |
Место рождения | Нью-Йорк, США |
Дата смерти | 16 сентября 1977 (53 года) |
Место смерти | Париж, Франция |
Страна | США |
Профессии | оперная певица |
Годы активности | 1942 — 1974 |
Певческий голос | драматическое сопрано |
Жанры | опера |
Лейблы | EMI |
Награды | |
D I V I N A |
Мари́я Ка́ллас (англ. Maria Callas; имя в свидетельстве о рождении — София Сеселия Калос, англ. Sophia Cecelia Kalos, крещена как Мария Анна София Кекилия Калогеропулу — греч. Μαρία Άννα Σοφία Καικιλία Καλογεροπούλου; 2 декабря (по другим данным 4 декабря) 1923, Нью-Йорк — 16 сентября 1977, Париж) — американская певица греческого происхождения[1]. Была одной из величайших оперных певиц XX века[2]. Голос — драматическая колоратура, позже — как лирико-драматическое сопрано, в последние годы жизни пела партии меццо-сопрано. Являлась универсальной певицей. Введена в Зал славы журнала Gramophone[3].
Ранние годы
Родилась 2 декабря 1923 года в Нью-Йорке[2]. До этого в семье росли дочь Синтия и сын Василис (умер от тифа в Греции). После смерти сына, в ожидании следующего ребёнка вся семья эмигрировала из Греции в США[3]. Её мать — Евангелия, потерявшего сына, мечтала о рождении ещё одного мальчика. Однако родилась девочка, и убитая горем мать отказывалась брать на руки новорождённую в течение нескольких дней после родов[3].
У матери Марии Каллас в юности не было таланта и денег, но она мечтала о музыкальной карьере. Поэтому мать двух девочек решила реализовать свою несбывшуюся через дочерей. Их отец был фармацевтом и мог платить учителям музыки. С ранних лет Синтия и Мария обучались музыке и вокалу[2]. Мать водила их по различным детским песенным конкурсам. Евангелия прочила успех своей старшей дочери, которая любила петь. А вот Мария, по её признанию, в детстве ненавидела это занятие[3].
После начала Великой депрессии семья начала испытывать финансовые проблемы. Однако Евангелия не бросила уроки для дочек и стала экономить во всём — на еде и одежде, также они переехали в более дешёвое жильё. Требовательность и нелюбовь матери сказались на характере Марии[3].
К тому же между родителями часто возникали скандалы из-за неверности мужа. Затем он потерял работу и стало не на что жить. Тогда Евангелия забрала дочерей и вернулась на родину[4]. В Афинах она стала получать алименты от бывшего мужа в размере 100 долларов, что по греческим меркам была солидной суммой. На эти деньги мать продолжала оплачивать музыкальное образование дочерей[3].
Консерватория
Когда Марии было 14 лет, Евангелия записала её в Греческую национальную консерваторию[2]. Здесь она стала обучаться у знаменитой испанской оперной певицы Эльвиры де Идальго[3].
Карьера в Греции
Затем Эльвира де Идальго устроила Марию в Греческую национальную оперу. На сцене этого театра она исполняла второстепенные роли и могла немного зарабатывать. Во время Второй мировой войны Греция была оккупирована германскими и итальянскими войсками. Мария Каллас пела на итальянском языке в военной комендатуре и получала дополнительные пайки[3].
В 1943 года она впервые спела главную партию в опере «Тоска» и заработала большой гонорар. Однако концерты перед немецкой и итальянской публикой впоследствии стали поводом для обвинений в сотрудничестве с оккупантами[3].
Карьера в США и Италии
После войны в 1945 году Каллас уехала в Нью-Йорк. В Греции она уже стала известной певицей и надеялась сделать карьеру и в Америке[1]. В США она встретилась со своим отцом, который тогда был уже женат[4].
Она успешно прошла прослушивание в Метрополитен-опера, но не стала выступать там, посчитав себя слишком полной для партии Мадам Баттерфляй — при росте 173 сантиметра она весила около 90 кг. По другим данным, условия контракта были невыгодными для уже известной певицы[2].
В 1947 году она выступила в итальянской Вероне[2]. Здесь она с триумфом исполнила партии в «Джоконде» и «Пуританах». Её стали постоянно приглашать на новые роли[3].
В 1949 году дала концерт в Аргентине, а в 1950-м — в Мексике. После чего дебютировала в знаменитом оперном театре «Ла Скала» в опере «Аида», успех был огромным и она была признана выдающейся певицей[2]. В 1951 году она была приглашена в официальную труппу «Ла Скала»[1]. После успеха в Италии она приехала в США, где выступила на сцене Лирической оперы Чикаго[3].
К 1957 году ей удалось похудеть, её вес составил всего 57 кг, однако из-за этого она потеряла голос. В 1960 и 1961 годах выступала лишь несколько раз. В последний раз она вышла на сцену в 1965 году в Лондоне[3].
Личная жизнь
Супруг — Джованни Баттисту Менегини, предприниматель. Познакомились в Вероне, поженились в 1949 году[2]. Муж продал свой бизнес и полностью посвятил себя Каллас, став её менеджером и продюсером[3].
В 1957 году она познакомилась с Аристотелем Онассисом. Через два года он развёлся с женой, после чего Каллас и Онассис стали открыто появляться в обществе вместе. Однако официально оформить брак они не могли — Джованни Менегини использовал связи в католической церкви, которая и не дала разрешение Каллас в разводе. В 1966 году она забеременела, однако Онассис потребовал от неё сделать аборт. И она прервала беременность, тем самым потеряв последний шанс стать матерью. Но это не улучшило её отношения с Онассисом, они постоянно ссорились. В 1968 году она узнала из газет, что Аристотель Онассис женился на вдове президента США Жаклин Кеннеди[3].
Последние годы жизни и смерть
Последние годы жизни великая певица, навсегда изменившая мировую оперу, жила в Париже и практически не выходила из своей квартиры[3]. Умерла от сердечного приступа 16 сентября 1977 году в Париже в возрасте 53 года. Тело было кремировано и прах был развеян над Эгейским морем[4].
Кинорежиссёр Франко Дзеффирелли в 2004 году заявил, что певица могла быть отравлена при участии её ближайшей подруги последних лет, пианистки Вассо Деветци. Но эта версия не получила подтверждения[4].
Память
Том Вольф создал произведение «Мария Каллас: дневники, письма». В кино её образ воплотила французская актриса Фанни Ардан в картине «Каллас навсегда»[5]. В 2024 году на экраны вышел фильм «Мария», где роль Марии Каллас сыграла американская актриса Анджелина Джоли[6]. Осенью 2023 года в Афинах был открыт музей Марии Каллас.
Оперные партии
- «Сельская честь» П. Масканьи — Сантуцца (Театр Олимпия — Афины, 02.04.1939)
- «Сестра Анжелика» Дж. Пуччини — Сестра Анжелика (Афинская консерватория, 16.06.1940)
- «Бокаччо» Ф. Зуппе — Беатриче (Театр Олимпия — Афины, 15.02.1941)
- «Долина» Э. Д’Альбера — Марта (Театр Олимпия — Афины, 22.04.1942)
- «Тоска» Дж. Пуччини — Тоска (Театр Олимпия — Афины, 27.08.1942)
- «Старший мастер» М. Каломириса — певец в интермеццо, Смарагда (Одеон Герода Аттика — Афины, 19.02.1943/30.07.1944)
- «Фиделио» Л. ван Бетховена — Леонора (Одеон Герода Аттика — Афины, 14.08.1944)
- «Нищий студент» К. Миллёкера — Лаура (Александрос Авеню Театр — Афины, 05.09.1945)
- «Джоконда» А. Понкьелли — Джоконда (Арена ди Верона, 02.08.1947)
- «Тристан и Изольда» Р. Вагнера — Изольда (Театр «Ла Фениче» — Венеция, 30.12.1947)
- «Турандот» Дж. Пуччини — Турандот (Театр «Ла Фениче» — Венеция, 29.01.1948)
- «Сила судьбы» Дж. Верди — Леонора (Театро Стабиле — Триест, 17.04.1948)
- «Аида» Дж. Верди — Аида (Театр Реджо — Турин, 18.09.1948)
- «Норма» В. Беллини — Норма (Муниципальный театр во Флоренции, 30.11.1948)
- «Валькирия» Р. Вагнера — Брунгильда (Театр «Ла Фениче» — Венеция, 08.01.1949)
- «Пуритане» В. Беллини — Эльвира (Театр «Ла Фениче» — Венеция, 19.01.1949)
- «Парсифаль» Р. Вагнера — Кундри (Римская опера, 26.02.1949)
- «Набукко» Дж. Верди — Абигайль (Театр «Сан-Карло» — Неаполь, 20.12.1949)
- «Трубадур» Дж. Верди — Леонора (Дворец изящных искусств — Мехико, 20.06.1950)
- «Турок в Италии» Дж. Россини — Фьорилла (Театр «Элизео» — Рим, 19.10.1950)
- «Травиата» Дж. Верди — Виолетта (Муниципальный театр — Флоренция, 14.01.1951)
- «Сицилийская вечерня» Дж. Верди — Елена (Театро Комунале — Флоренция, 26.05.1951)
- «Душа философа, или Орфей и Эвридика» Й. Гайдна — Эвридика (Театр «Пергола» — Флоренция, 09.06.1951)
- «Похищение из сераля» В. А. Моцарта — Констанца (Ла Скала — Милан, 02.04.1952)
- «Армида» Дж. Россини — Армида (Муниципальный театр — Флоренция, 24.04.1951)
- «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти — Лючия (Дворец изящных искусств — Мехико, 10.06.1952)
- «Риголетто» Дж. Верди — Джильда (Дворец изящных искусств — Мехико, 17.06.1952)
- «Макбет» Дж. Верди — леди Макбет (Ла Скала — Милан, 07.12.1952)
- «Медея» Л. Керубини — Медея (Муниципальный театр — Флоренция, 07.05.1953)
- «Альцеста» К. В. Глюка — Альцеста (Ла Скала — Милан, 04.04.1954)
- «Дон Карлос» Дж. Верди — Елизавета (Ла Скала — Милан, 12.04.1954)
- «Паяцы» Р. Леонкавалло — Недда (Ла Скала — Милан, 12.06.1954)
- «Мефистофель» А. Бойто — Маргарита (Арена ди Верона, 15.07.1954)
- «Весталка» Г. Спонтини — Юлия (Ла Скала — Милан, 07.12.1954)
- «Андре Шенье» У. Джордано — Маддалена (Ла Скала — Милан, 08.01.1955)
- «Сомнамбула» В. Беллини — Амина (Ла Скала — Милан, 05.03.1955)
- «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини — Чио-Чио-сан (Городской оперный театр — Чикаго, 11.11.1955)
- «Севильский цирюльник» Дж. Россини — Розина (Ла Скала — Милан, 16.02.1956)
- «Федора» У. Джордано — Федора (Ла Скала — Милан, 21.05.1956)
- «Богема» Дж. Пуччини — Мими (Ла Скала — Милан, 20.08.1956)
- «Анна Болейн» Г. Доницетти — Анна Болейн (Ла Скала — Милан, 14.04.1957)
- «Ифигения в Тавриде» К. В. Глюка — Ифигения (Ла Скала — Милан, 01.06.1957)
- «Манон Леско» Дж. Пуччини — Манон Леско (Ла Скала — Милан, 18.07.1957)
- «Пират» В. Беллини — Имоджене (Ла Скала — Милан, 19.05.1958)
- «Полиевкт» Г. Доницетти — Паолина (Ла Скала — Милан, 07.12.1960)
- «Кармен» Ж. Бизе — Кармен (Концертный зал «Ваграм» — Париж, 05.07.1964)
Литература
- Мария Каллас: Биография. Статьи. Интервью: пер. с английского и итальянского / [сост. Е. М. Грушина]. — Москва : Прогресс, 1978. — 198 с. : ил.
- Юрген Кестинг. Мария Каллас. — Москва : Аграф, 2001. — 400 стр.
- Клод Дюфрен. Мария Каллас. — Москва : Молодая гвардия, Серия: Жизнь замечательных людей, 2011. — 288 стр.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Maria Callas (англ.). Британника. Дата обращения: 5 ноября 2024.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 Мария Каллас . Бельканто.ру. Дата обращения: 5 ноября 2024.
- ↑ 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 3,12 3,13 3,14 Мария Каллас . Узнай всё!. Дата обращения: 5 ноября 2024.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 Мария Каллас . Биограф. Дата обращения: 5 ноября 2024.
- ↑ Каллас навсегда . imdb.com. Дата обращения: 5 ноября 2024.
- ↑ Илья Кувшинов. Голливудские забастовки не помешают съемкам байопика о Марии Каллас с Анджелиной Джоли . kinometro.ru. Дата обращения: 5 ноября 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 4 декабря
- Родившиеся в 1923 году
- Родившиеся в Нью-Йорке
- Умершие 16 сентября
- Умершие в 1977 году
- Умершие в Париже
- Певцы и певицы по алфавиту
- Оперные певцы и певицы XX века
- Оперные певцы и певицы США
- Командоры ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой»
- Музыканты по алфавиту
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Знание.Вики:Готовые статьи о культуре
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Выпускники Афинской консерватории
- Оперные певцы и певицы Греции
- Сопрано
- Артисты, известные под псевдонимами
- Зал славы Gramophone
- Исполнители EMI Classics и Virgin Classics
- Лауреаты Grammy Lifetime Achievement Award
- Умершие от инфаркта миокарда
- Похороненные на кладбище Пер-Лашез
- Люди, чей прах был развеян
- Погребённые в море