Майолика
Майо́лика (итал. Maiolica (Мальорка), историческое название острова Майорка) — керамические изделия из цветной обожжённой глины, покрытые глазурью. Характерными особенностями майолики являются яркий блеск, контрастные сочетания цветов и высокая степень водопоглощения из-за крупнопористого черепка[1].
История
История майолики началась в странах Древнего Востока: Египте, Персии, Вавилонии. Изначально керамическую плитку (изразцы) использовали для украшения стен и потолков архитектурных ансамблей того времени. Затем область применения майолики расширилась за счёт разнообразных изделий, используемых в быту.
В Средние века арабские торговцы привезли майолику на испанский остров Мальорка (современная Майорка). Поэтому вначале она называлась «мальорка». Позже термином «майолика» стали называть все керамические изделия с синей и белой глазурью[2].
Особой популярностью майолика пользовалась в мусульманских странах, где религия запрещала пользоваться посудой из серебра и золота. Вместо этого местная знать использовала посуду из майолики. Эффект драгоценных металлов получался за счёт нанесения на поверхность изделий лю́стра — особой разновидности глазури, которая создавала радужную плёнку золотистого или серебристого оттенка[3].
В XIV веке цветные изразцы в технике майолика начали изготавливать в Испании и Италии. Они получили широкое распространение из-за яркой расцветки и долговечности. В XV веке в Европе большим спросом пользовались альгамбрские вазы и изделия фабрик Валенсии с пурпурно-зелёным, люстровым и кобальтовым декором[1].
Итальянская майолика
Для производства керамических изделий итальянские ремесленники использовали мягкую светлую глину, в состав глазури включали олово. Узор наносили глазурью с красителем на основе синего кобальта. Поэтому керамика эпохи Возрождения отличается характерным сине-зелёным оттенком росписи. В рисунках использовались геральдические мотивы и орнаменты[4].
Итальянские мастера внесли большой вклад в развитие техники производства и искусства украшения майолики за счёт расширения спектра цветов:
- пурпурно-коричневый, получали добавлением соединений марганца;
В XVI веке итальянцы стали покрывать изделия вторым прозрачным слоем глазури, который придавал предметам дополнительный блеск и открывал бо́льшие возможности для росписи на мифологические и исторические сюжеты. На майоликовые предметы стали помещать девизы, надписи и портреты.
В XVIII веке из-за конкуренции с фарфором, производство майолики пришло в упадок. Возродилось оно, как декоративное искусство, только в конце XIX, начале XX века. В технике итальянской майолики творили такие известные художники-керамисты как Фернан Леже (Франция) и Пабло Пикассо (Испания)[1].
Майолика в России
В России майолика заменила собой технологию ангобирования (покрытия красного черепка жидкой белой глиной - ангобом). Это оказалось более технологично и эстетично, так как белая основа ярче проявляла краски. На белом фоне они смотрелись намного лучше, чем на красном.
В 1724 году купец Афанасий Гребенщиков открывает в Москве первый майоликовый завод. Там выпускали керамические плиты для стен и изразцы для печей, аптекарские флаконы и посуду. Почти весь декор был монохромным. Небольшие рисунки повторяли росписи известных европейских фабрик. Узнать московскую продукцию можно было по характерному желтоватому оттенку черепка и голубой эмали.
В конце XVIII века открываются ремесленные мастерские по изготовлению майолики в Гжели. Изделия гжельских мастеров отличаются от московских яркими красками и оригинальным рисунком. В этот же период налаживается производство майоликовых изразцов, наличников и декоративных скульптур для храмов и церквей в Ярославле.
В начале XX века майоликой заинтересовался купец Савва Мамонтов. По его заказу создавали произведения искусства Виктор Михайлович Васнецов и Михаил Александрович Врубель. В настоящее время майоликовые изделия продолжают изготавливать мастера из подмосковных деревень Трошково и Фенино[3].
Технология изготовления
Майолику изготавливают из пластичных лёгкоплавких глин с включением песка или шамота, которые снижают усадку в ходе сушки и обжига. В настоящее время применяются синтетические модификаторы для повышения прочностны́х характеристик. После тщательного смешивания исходных компонентов производится формование различными способами, которые зависят от ассортимента изготавливаемых изделий:
- плитку прессуют из полусухих порошков влажностью 6—8 %;
- полую и плоскую посуду раскатывают на формовочных станках из пластических масс влажностью 20—23 %;
- объёмную посуду и сувениры изготавливают методом литья из шликеров влажностью 29—33 %.
После сушки следует двойной обжиг при температуре 900—1100 °C. Первый обжиг называется «уте́льный». В ходе него заготовка принимает задуманную форму, после чего изделие покрывается глазурью и росписью.
Второй этап обжига называется «полито́й», так как выполняется после нанесения глазури. Он предназначен для её закрепления на поверхности изделия. Если в декоре применяются надглазурные керамические краски, выполняется дополнительный (третий) этап обжига при более низкой температуре (750—850 °C). Здесь важно заранее знать химический состав глазури, потому что после обжига она может изменить свой оттенок из-за присутствующих в её составе оксидов.
Глазурь может наноситься не только поливом, но и распылением или окунанием. В ходе окончательной отделки используются разнообразные техники декорирования: гравировка, печать, роспись и аэрография подглазурными и надглазурными керамическими и люстровыми красками[1].
Свойства майолики
Структура майолики в своей основе состоит из зерна в кристаллической фазе, небольшого содержания (до 10 %) стеклофазы и крупных пор. Гигроскопичность майолики составляет 10—20 %. Предел прочности при изгибе до 20 мегапаскалей.
Главной особенностью майолики является яркоокрашенная лёгкоплавкая глазурь (полив), полностью закрывающая крупные поры терракотовых и серых черепков. Это обеспечивает её основное достоинство — высокую степень декоративности[1].
Голова Демона, Врубель М.А.
Глиняная тарелка, XVI век
Вазы «Эдельмайолика», Карлсруэ
Большая Морская 35, Санкт-Петербург
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Захаров А.И. Майолика . Большая российская энциклопедия 2004-2017. Дата обращения: 21 июня 2024.
- ↑ Ри Алексей Уныевич. Керамика в архитектуре // Вестник ИрГТУ : Журнал. — 2013. — № 8 (79). — С. 101—105.
- ↑ 3,0 3,1 Майолика . Культура.РФ. Дата обращения: 21 июня 2024.
- ↑ Тесленко И. Б., Майко В. В. Итальянская майолика османского Судака // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии : Сборник. — 2020. — № 25. — С. 401—426.
Ссылки
- Что такое изразцы и майолика и чем они отличаются. Русская майолика
- Что такое майолика, изучаем разные виды керамики. Галерея художника керамиста
- Майолика. Керамистам.ру
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |