Майолика

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»


Изделия из майолики, Сицилия

Майо́лика (итал. Maiolica (Маль­ор­ка), историческое название острова Майорка) — керамические из­де­лия из цвет­ной обож­жён­ной гли­ны, по­кры­тые гла­зу­рью. Характерными особенностями майолики являются яр­кий блеск, кон­тра­ст­ные со­че­та­ния цве­тов и высокая степень водопоглощения из-за круп­но­по­рис­того черепка[1].

История

История майолики началась в странах Древнего Востока: Египте, Персии, Ва­ви­лонии. Изначально керамическую плитку (изразцы) использовали для украшения стен и потолков архитектурных ансамблей того времени. Затем область применения майолики расширилась за счёт разнообразных изделий, используемых в быту.

В Средние века арабские торговцы привезли майолику на испанский остров Мальорка (современная Майорка). Поэтому вначале она называлась «мальорка». Позже термином «майолика» стали называть все керамические изделия с синей и белой глазурью[2].

Особой популярностью майолика пользовалась в мусульманских странах, где религия запрещала пользоваться посудой из серебра и золота. Вместо этого местная знать использовала посуду из майолики. Эффект драгоценных металлов получался за счёт нанесения на поверхность изделий лю́стра — особой разновидности глазури, которая создавала радужную плёнку золотистого или серебристого оттенка[3].

В XIV веке цветные изразцы в технике майолика начали изготавливать в Испании и Италии. Они получили широкое распространение из-за яркой расцветки и долговечности. В XV веке в Ев­ро­пе большим спросом пользовались аль­гамбр­ские ва­зы и из­де­лия фаб­рик Ва­лен­сии с пур­пур­но-зе­лё­ным, люс­т­ро­вым и ко­баль­то­вым декором[1].

Итальянская майолика

Пластина из майолики, 1600-1650 годы

Для производства керамических изделий итальянские ремесленники использовали мягкую светлую глину, в состав глазури включали олово. Узор наносили глазурью с красителем на основе синего кобальта. Поэтому керамика эпохи Возрождения отличается характерным сине-зелёным оттенком росписи. В рисунках использовались ге­раль­дические мо­ти­вы и ор­на­мен­ты[4].

Итальянские мастера внесли большой вклад в развитие техники производства и искусства украшения майолики за счёт расширения спек­тра цве­тов:

  • пур­пур­но-ко­рич­не­вый, по­лу­чали до­бав­ле­ни­ем со­еди­не­ний мар­ган­ца;
Прессованная плитка с майоликой и глазурью

В XVI веке итальянцы стали по­кры­вать изделия вто­рым прозрачным сло­ем гла­зу­ри, который придавал предметам дополнительный блеск и открывал бо́ль­шие воз­мож­но­сти для рос­пи­си на ми­фо­ло­гические и ис­то­рические сю­же­ты. На майоликовые предметы стали помещать де­ви­зы, надписи и порт­ре­ты.

В XVIII веке из-за кон­ку­рен­ции с фар­фо­ром, производство майолики при­шло в упа­док. Возродилось оно, как декоративное искусство, только в конце XIX, начале XX века. В тех­ни­ке итальянской майолики творили такие известные ху­дож­ни­ки-ке­ра­ми­сты как Фернан Ле­же (Франция) и Пабло Пи­кас­со (Испания)[1].

Майолика в России

В России майолика заменила собой технологию ангобирования (покрытия красного черепка жидкой белой глиной - ангобом). Это оказалось более технологично и эстетично, так как белая основа ярче проявляла краски. На белом фоне они смотрелись намного лучше, чем на красном.

В 1724 году купец Афанасий Гребенщиков открывает в Москве первый майоликовый завод. Там выпускали керамические плиты для стен и изразцы для печей, аптекарские флаконы и посуду. Почти весь декор был монохромным. Небольшие рисунки повторяли росписи известных европейских фабрик. Узнать московскую продукцию можно было по характерному желтоватому оттенку черепка и голубой эмали.

В конце XVIII века открываются ремесленные мастерские по изготовлению майолики в Гжели. Изделия гжельских мастеров отличаются от московских яркими красками и оригинальным рисунком. В этот же период налаживается производство майоликовых изразцов, наличников и декоративных скульптур для храмов и церквей в Ярославле.

В начале XX века майоликой заинтересовался купец Савва Мамонтов. По его заказу создавали произведения искусства Виктор Михайлович Васнецов и Михаил Александрович Врубель. В настоящее время майоликовые изделия продолжают изготавливать мастера из подмосковных деревень Трошково и Фенино[3].

Технология изготовления

Майолику изготавливают из пластичных лёг­ко­плав­ких гли­н с включением пес­ка или ша­мо­та, которые снижают усад­ку в ходе суш­ки и об­жи­га. В настоящее время применяются синтетические модификаторы для повышения прочностны́х характеристик. После тщательного смешивания исходных компонентов производится формование различными способами, которые зависят от ассортимента изготавливаемых изделий:

  • плит­ку прессуют из по­лу­су­хих по­рош­ков влаж­но­стью 6—8 %;
  • по­лую и пло­скую по­су­ду рас­кат­ывают на фор­мо­воч­ных стан­ках из пла­стических масс влаж­но­стью 20—23 %;
  • объёмную по­су­ду и су­ве­ни­ры изготавливают методом лить­я из шли­ке­ров влаж­но­стью 29—33 %.

По­сле суш­ки следует двойной обжиг при температуре 900—1100 °C. Первый обжиг называется «уте́льный». В ходе него заготовка принимает задуманную форму, после чего изделие покрывается глазурью и росписью.

Второй этап обжига называется «полито́й», так как выполняется после на­не­се­ния гла­зу­ри. Он предназначен для её закрепления на поверхности изделия. Если в декоре применяются надглазурные керамические краски, выполняется дополнительный (третий) этап обжига при более низкой температуре (750—850 °C). Здесь важно заранее знать химический состав глазури, потому что после обжига она может изменить свой оттенок из-за присутствующих в её составе оксидов.

Гла­зу­рь может наноситься не только поливом, но и распылением или оку­на­нием. В ходе окончательной отделки ис­поль­зу­ют­ся разнообразные тех­ни­ки декорирования: гра­вировка, печать, рос­пись и аэ­рография под­гла­зур­ны­ми и над­гла­зур­ны­ми ке­ра­мическими и люстровыми крас­ка­ми[1].

Свойства майолики

Струк­ту­ра майолики в своей основе состоит из зер­на в кри­стал­лической фазе, не­боль­шого со­дер­жа­ния (до 10 %) стек­ло­фа­зы и круп­ных по­р. Гигроскопичность майолики со­став­ля­ет 10—20 %. Пре­дел прочности при из­ги­бе до 20 мегапаскалей.

Главной осо­бен­ностью майолики является яр­коо­кра­шен­ная лёгкоплавкая гла­зу­рь (по­ли­в), пол­но­стью закрывающая крупные поры тер­ра­ко­то­вых и се­рых че­реп­ков. Это обеспечивает её основное достоинство — вы­со­кую сте­пень де­ко­ра­тив­но­сти[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Захаров А.И. Майолика. Большая российская энциклопедия 2004-2017. Дата обращения: 21 июня 2024.
  2. Ри Алексей Уныевич. Керамика в архитектуре // Вестник ИрГТУ : Журнал. — 2013. — № 8 (79). — С. 101—105.
  3. 3,0 3,1 Майолика. Культура.РФ. Дата обращения: 21 июня 2024.
  4. Тесленко И. Б., Майко В. В. Итальянская майолика османского Судака // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии : Сборник. — 2020. — № 25. — С. 401—426.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!