Липатов, Виль Владимирович

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Виль Владимирович Липатов
Липатов Виль Владимирович.jpg
Имя при рождении Виль Владимирович Липатов
Дата рождения 10 апреля 1927(1927-04-10)
Место рождения Чита, Дальневосточный край, РСФСР, СССР
Дата смерти 1 мая 1979(1979-05-01) (52 года)
Место смерти Москва
Гражданство  СССР
Род деятельности прозаик, сценарист, журналист, специальный корреспондент
Направление социалистический реализм
Жанр проза, роман, повесть, рассказ
Язык произведений русский
Премии
Премия Ленинского комсомола — 1978
Награды
Орден Трудового Красного Знамени Орден Трудового Красного Знамени

Ви́ль Влади́мирович Липа́тов (10 апреля 1927, Чита, Дальневосточный край, РСФСР, СССР — 1 мая 1979, Москва) — советский писатель, прозаик, сценарист и драматург, журналист, автор широко известных романов, повестей, рассказов, киносценариев, лауреат нескольких литературных премий. Член Союза журналистов СССР и Союза писателей СССР. Секретарь Правления Союза писателей РСФСР. Публиковался также под псевдонимом В. Алмазов. Награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени. Лауреат первой премии Всесоюзного литературного конкурса имени Николая Островского в период с 1973 года по 1974 год за роман «И это всё о нём» и премии Ленинского комсомола (1978 год) — за сценарий телефильма «И это все о нём»[1].

Биография

Детство

Виль Липатов родился 10 апреля 1927 года в Чите, в Сибири. Его отец, Владимир Николаевич (в литературных кругах известный как Старик Софрон), был журналистом и писателем областной газеты «Забайкальский рабочий», а также преданным коммунистом, выбравшим для сына революционное имя Виля — сокращение от Владимира Ильича Ленина. Мать — Сарра Садович, учитель литературы с глубокими литературными предпочтениями и эпистолярной страстью, воспитала в нём любовь к книгам.

В 1929 году родители Липатова разводятся: мать со своим сыном переселяется на Дальний Восток. Семь лет (с 1929 года по 1937 год) Виль провёл с матерью на Дальнем Востоке, где окончил начальную школу. В 1938 году они сменили место жительства на Новосибирск, а через год переехали на новое место — в деревню Ново-Короткино Нарымского округа (ныне Колпашевский район Томской области). В 1941 году мать Виля с сыном поселилась в селе Тогур (Колпашевский район Томской области). Здесь мать писателя возглавила местную начальную школу, а в 1944 году Виль Липатов стал комсомольцем и успешно окончил среднюю школу, за исключением оценок по алгебре, тригонометрии и немецкому языку[1].

Образование

В 1944 году по настоянию матери поступил в Новосибирский институт военных инженеров, но после окончания двух курсов был отчислен из института. В 1947 году он завершил обучение на отделении физики и математики в Колпашевском государственном учительском институте. Последующие два года (1947—1948 годы) Виль работал учителем начальных классов в Тогурской школе. Эти годы, проведённые среди сибирских просторов — Оби и Кети, в окрестностях Тогура с его знаменитой Воскресенской церковью — сыграли ключевую роль в формировании мировоззрения Липатова. Этот период стал фундаментом для будущего писателя и журналиста, заложил основы его личности[2].

Критики отмечали[2]:

«Сибирь — страна Липатия». Виль по ней свои литературные дорожки надёжно протоптал. Их по названиям населённых мест определить можно. Взять, скажем, Тогур, его школьные пенаты. О нем у него много написано. Он что-то укрупнил и домыслил, а что-то из других мест перенёс. Пришлось название подретушировать. И появился литературный Тагар. Точно так же Колпашево превратилось в Пашево, а Томск — в Ромск. Может, и не совсем складно, зато узнаваемо. И к автору никаких претензий…"

Писатель регулярно посещал Тогур, друзей юности и родственников. Тогур оставался для Липатова источником творческого вдохновения и идей для будущих произведений. Здесь писатель наблюдал современную жизнь нарымцев. Последний визит в Томскую область состоялся всего за год до смерти писателя — в 1978 году[2].

Профессиональное становление

В середине XX века В. В. Липатов сделал значительный шаг на пути к профессиональному признанию: в 1952 году экстерном закончил отделение истории Томского государственного педагогического института. Ещё будучи студентом младших курсов, он начал сотрудничество с областной газетой «Красное знамя», где его журналистский путь начался с публикаций очерков, рассказов и фельетонов, а также рецензий на театральные постановки. В 1951 году Липатов перешёл на заочное отделение института и был официально принят в штат газеты «Красное знамя» как журналист. Пройдя путь от литературного сотрудника до заведующего промышленным отделом, он проработал в этой должности с 1951 года по 1956 год. Жизнь писателя тесно переплеталась с Томском: именно здесь, на Пионерском переулке, Виль Липатов обосновался. Его роман «Игорь Саввович» стал живым и точным портретом старых томских улиц — произведением, где журналистская наблюдательность сочетается с художественным мастерством[3].

Липатов Виль Владимирович не ограничивался лишь журналистикой и литературным творчеством; его профессиональный путь переплетал различные сферы деятельности. Помимо работы в газете «Красное знамя» (1956 год) и Томском телевидении, писатель публиковался и в других изданиях: газеты «Молодой ленинец», «Правда Ильича». Первые шаги Липатова в литературе произошли на страницах альманаха «Томск»: 1956 год стал знаменательным, были изданы его первые рассказы — «День поэзии» и «Попутчики». В 1956 произошло важное событие: публикация в центральном молодёжном журнале «Юность», где были представлены произведения «Самолётный кочегар» и «Двое в тельняшках». В 1958 году вышел первый сборник рассказов Липатова, а уже через два года — в 1960 году — его повесть «Глухая Мята» получила признание у Александра Твардовского и была опубликована в журнале «Новый мир». В 1957 году писатель переехал из Томска в Асино, где с января по июнь 1958 года возглавлял отдел писем и культуры районной газеты «Причулымская правда». Этот период оставил глубокий след: здание редакции, где трудился Липатов, было признано памятником истории местного значения. Впоследствии в нём разместилась Асиновская центральная городская библиотека; на фасаде появилась мемориальная доска с именем писателя (установлена в 1990 году). Этот этап жизни Виля Липатова стал не только профессиональным, но и духовным: работа среди простых людей города Асино обогатила его творчество новыми образами и сюжетами[3].

В 1958 году Липатов возвратился на родину, в Читу, работал литературным секретарем газеты Забайкальского военного округа «На боевом посту» с 1958 года по 1959 год, этот период также характеризуется сотрудничеством с журналом «Новый мир». В период с 1963 года по 1964 год был собственным корреспондентом газеты «Советская Россия»: сначала в Чите, а с 1965 года (по другим данным, 1966) — в Брянске. Активно сотрудничал с газетой «Правда», являясь её специальным корреспондентом.

В период с 1958 года по 1965 год в читинском книжном издательстве отдельными изданиями были опубликованы такие произведения, как: повесть «Шестеро» (1958), повесть-хроника о рабочих одного леспромхоза «Своя ноша не тянет» (1959), повесть о речниках "Капитан «Смелого» (1960), повесть «Юноша и машина» (1962), сборник из двух повестей «Смерть Егора Сузуна. Стрежень» (1963). В 1965 году была напечатана повесть о «трудных подростках» «Операция «Икс два нуля» (Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство).

С 1967 года Виль Липатов жил и работал в Москве. Занимал должность специального корреспондента газет «Правда», «Известия» и «Литературная газета»; являясь профессиональным писателем, преподавал в Литературном институте имени М. Горького, был секретарем Правления Союза писателей РСФСР.

С конца 1960-х годов Виль Липатов публиковал свои произведения в журнале «Знамя». Почти ежегодно выходили его повести отдельными изданиями, многие из них были экранизированы («Глухая Мята», «Стрежень», «Деревенский детектив», «Сказание о директоре Прончатове», «Серая мышь», «Ещё до войны»), большими тиражами печатались романы в разных издательствах страны, на основе которых также были сняты фильмы («И это все о нём», «Игорь Саввович»)[4].

С 1976 года по 1979 год занимал должность секретаря правления Союза Писателей СССР. Летом 1978 года, за год до смерти, Виль Липатов в последний раз посетил Тогур и Томск. Скончался 1 мая 1979 года в Москве от оторвавшегося тромба. Похоронен на Кунцевском кладбище[5].

Творчество

В ранний период творчества В. В. Липатова с 1956 года по 1966 его писательство уже не было ученическим. Пришедший в литературу одновременно с писателями поколения войны, но сам не затронутый ею, сосредоточился на судьбах тружеников — рыболовов, лесорубов, инженеров и водителей, чья борьба за высокие показатели тесно переплеталась с нравственными исканиями[1]. Первым значимым произведением стал роман «Шестеро» (1958), где герои преодолевали стихийные бури в тайге ради спасения леспромхоза, а повести "Капитан «Смелого», «Смерть Егора Сузуна» и другие («Своя ноша не тянет», «Глухая Мята», «Зуб мудрости») раскрывали драмы людей через их испытания в профессии. В центре этих произведений — становление молодых героев под влиянием старших, таких как капитан Валов и Егор Сузун. Липатов мастерски воплощал образ Сибири в многообразии её красок и оттенков, предчувствуя будущие экологические проблемы. Его творчество находило широкий общественный резонанс благодаря искренности и реалистичности изображённых судеб.

С началом нового этапа с 1967 года по 1969 год Липатов сосредоточился на проблемах профессионализма, призвания и социальной ответственности в повестях «Деревенский детектив», «Лида Вараксина» и особенно — «Сказание о директоре Прончатове». Эти произведения выделялись нестандартными характерами героев: честный Анискин, талантливый Прончатов (позднее полковник УВД Сиротин) сталкивались с системой, требующей ловкости для достижения благих целей. Липатов тонко и ненавязчиво критиковал общественные пороки через художественную аргументацию, что привлекло внимание ортодоксальной литературной критики эпохи застоя. Его героев стали обвинять в «деревенском Мэгре» или «сибирском Остапе Бендере», а методы осуждения включали манипуляции общественным мнением через письма читателей, опубликованные в «Литературной газете». Так Виль Владимирович Липатов перешёл от описания героического труда к глубокому анализу социальных противоречий своего времени, став одним из первых критиков советской действительности.

В период, когда Липатов расширял горизонты своего творчества, он все чаще отходил от традиционного реализма, введя в свои произведения элементы условности и поиска новой художественности. Особенно заметными в этом новом направлении стали романы «И это всё о нём» (1974) и «Игорь Саввович» (1977). Липатов вводит элементы притчевой модификации, которые прослеживаются уже в названии («Сказание о директоре Прончатове», «Житие Ванюшки Мурзина» и «И это всё о нём»). Этот подход предполагает использование условных символов и образов, где каждое действие и персонаж несут глубокий смысл, выходящий за рамки конкретных бытовых деталей. Символы и образы становятся ключевыми, отражая жизненные и нравственные категории, значимые для всего общества[6].

Введение «говорящих» фамилий героев, напоминающее традиции Фонвизина и Грибоедова, становится мощным художественным приёмом. Так, фамилии Столетов и Гасилов, не просто олицетворяют противоположные жизненные принципы — вечную правду и способность погасить искренность и жизненные стремления, — но и символизируют борьбу между высокими идеалами и цинизмом, который может разрушить не только индивидуальные судьбы, но и общественные устои. Виль Липатов, переосмысливая традиционные формы реализма, создавал уникальную художественную систему, где условность и символизм становятся мощными инструментами для глубокого анализа социальных и нравственных проблем, обращаясь к вечным темам человеческой жизни.

Липатов, развивая своё художественное мастерство и углубляясь в анализ социальных явлений, всё чаще обращался к горькому сарказму как выразительному инструменту раскрытия проблемы порочности советского общества. Его герои становятся жертвами не только внешних обстоятельств, но и внутренней разрушенности системы ценностей, что делает его произведения актуальными даже спустя десятилетия после написания[6].

Последний свой роман «Лев на лужайке» Виль Липатов дописывал уже в больнице, будучи тяжело больным. Данное произведение было опубликовано только спустя 10 лет после написания, в 1988 году[7].

Библиография

  • Шестеро: Повесть. — М., 1958.
  • Капитан «Смелого»: Повесть // Новый мир. — 1959. — № 10.
  • Своя ноша не тянет: Повесть-хроника. — Чита, 1959.
  • Глухая Мята: Повесть // Новый мир. — 1960. — № 5—6.
  • Стрежень: Повесть // Новый мир. — 1961. — № 4—5.
  • Зуб мудрости: Повесть. — Чита, 1961.
  • Юноша и машина: Повесть. — Чита, 1962.
  • Смерть Егора Сузуна: Повесть. — Чита, 1963.
  • Чужой: Повесть // Новый мир. — 1964. — № 3.
  • Операция «Икс два нуля». — Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1965.
  • Деревенский детектив // Знамя. — 1967. — № 10.
  • Лида Вараксина // Знамя. — 1968. — № 12.
  • Сказание о директоре Прончатове // Знамя. — 1969. — № 1—2.
  • Серая мышь: О проблеме алкоголизма в СССР // Знамя. — 1970. — № 12.
  • Ещё до войны // Знамя. — 1971. — № 9—10.
  • И это всё о нём: Роман // Знамя. — 1974. — № 9—11.
  • Самолётный кочегар. — 1975.
  • Игорь Саввович: Роман // Знамя.— 1977.— № 7—9.
  • Житие Ванюшки Мурзина, или Любовь в Старо-Короткине (1977) // Знамя. — 1978. — № 8—9.
  • Повесть без названия, сюжета и конца… // Новый мир. — 1978. — № 4—6.
  • Лев на лужайке. (1978) — М., 1988.
  • Дом на берегу. — М., 1983[8]

Экранизации произведений

Память

Сквер имени Виля Владимировича Липатова, село Тогур

С 1982 года по 1991 год Томской областной организацией Союза журналистов СССР была утверждена премия имени В. Липатова.

Мурал, посвященный Вилю Владимировичу Липатову, село Тогур

3 августа 1987 года Центральной библиотеке города Асино присвоено имя Виля Владимировича Липатова. Улица Промышленная была переименована в улицу имени В. В. Липатова. Установлена мемориальная доска на доме по улице имени Ленина, № 21.

Присвоение наименования улицы Липатова в городе Асине, селе Тогуре и городе Чите.

С 1988 года в городе Колпашево и селе Тогур районной библиотекой периодически проводятся «Липатовские чтения».

К 90-летию Липатова в Тогуре был обустроен сквер с скульптурой участкового Анискина — главного героя его произведения «Деревенский детектив», что стало символом его творческого наследия[10].

В 2022 году, к 95-летию со дня рождения писателя, в Тогуре, в доме культуры «Лесопильщик», открылся музей имени Виля Липатова[11].

В 2023 году Леонтий Андреевич Усов, известный российский скульптор и заслуженный художник, подарил музею Липатова деревянную скульптуру «Липатов и Анискин», ставшую значимым дополнением экспозиции.

С 2022 года в регионе ежегодно проходит просветительский Липатовский фестиваль «И это всё о нём», организованный совместно усилиями различных культурных и образовательных учреждений, включая Тогурскую СОШ им. С. В. Маслова и структуры Томского государственного университета[4].

В 2023 году в Тогуре на здании по улице Свердлова появился мурал, посвящённый Вилю Липатову, став ярким художественным акцентом в истории села[12].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Виль Липатов. Муниципальная информационная библиотечная система г. Томска. Дата обращения: 3 февраля 2025.
  2. 2,0 2,1 2,2 И это всё о нем. Проект «Хранители Родины». Дата обращения: 5 февраля 2025.
  3. 3,0 3,1 Виктор Лойша. Виль Липатов как продукт эпохи // Красное знамя : сайт (web—версия). — 2017. — 10 апреля.
  4. 4,0 4,1 «АРТ-планета» АНО Центр развития самодеятельной культуры и искусства. Виль Владимирович Липатов. Биография. АРТ-планета» АНО Центр развития самодеятельной культуры и искусства. Дата обращения: 4 февраля 2025.
  5. Могила писателя на Кунцевском кладбище. Кладбища Москвы. Дата обращения: 4 февраля 2025.
  6. 6,0 6,1 Скатов Н. Н. Русская литература XX века: прозаики, поэты драматурги: био-библ. словарь в 3 т.. — М.: ОЛМА —ПРЕСС, 2005. — С. 440. — 720 с. — ISBN 5-94848-262-6.
  7. Сергей Заплавный. «Непроливашка» Липатова // «Сибирские огни» : Литературный журнал. — 2018. — Апрель (№ 4).
  8. Виль Владимирович Липатов. Библиографический указатель / А. В. Яковенко. — Томск, 2015. — 136 с.
  9. Экранизация произведений Виля Липатова. Муниципальная информационная библиотечная система г. Томск. Дата обращения: 4 февраля 2025.
  10. Сергей Ермаков. И это всё о нём. Хранители Родины. Дата обращения: 4 февраля 2025.
  11. Первый в России музей Виля Липатова открыт в селе Тогур. Московский Комсомолец (12 июля 2022). Дата обращения: 4 февраля 2025.
  12. Рыбалов, А. Третий Липатовский фестиваль «И это всё о нём» начал свою просветительскую деятельность.. Общественно-политическая газета Колпашевского муниципального района «Советский Север» (9 октября 2024). Дата обращения: 4 февраля 2025.