Курес

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Куреш

Куре́с (Куре́ш, Хуре́ш) — традиционный вид спорта у тюркских народов, где целью является бросить противника на спину. В этой борьбе разрешены захваты за верхнюю часть тела, проводится в стойке, и проходы в ноги запрещены. Можно также проводить захваты за куртку и за пояс. В зависимости от региона, этот вид борьбы имеет свои местные названия: «Куреш» на Алтае, «Хуреш» в Тыве и «Курес» в Хакасии[1].

Несмотря на незначительные национальные отличия, основные правила и принципы борьбы остаются общими. Этот вид борьбы является важным элементом этнической экологии хакасского народа[2]. Является объектом нематериального культурного наследия Республики Хакасия[1].

Курес (также известный как кореш, гореш, кюреш и другими вариантами написания) является традиционной борьбой у многих тюркских народов, проживающих в Центральной Азии. Этот вид борьбы распространен в таких странах как Узбекистан, Казахстан, Киргизия, Туркменистан, Азербайджан, Турция, Иран и некоторых других странах. Куреш также входит в программу многих международных соревнований, включая Всемирные игры кочевников и Игры исламской солидарности[3].

Описание

Борьба куреш на марке Узбекистана

Борьба на поясах является одним из самых известных и популярных видов спорта у тюркских народов. Этот вид спорта имеет глубокие исторические корни и является неотъемлемой частью национальной культуры и традиций этих народов[2]. Хакасская борьба имеет важное значение в культуре этноса хакасов, и одной из ключевых смысловых единиц в этой борьбе является матерчатый пояс (кушак) «хур». Слово «хур» восходит к древнетюркскому «qur» и имеет несколько значений, таких как пояс, кушак, положение, чин, достоинство, ряд, очередь, последовательность. В древнетюркском обществе пояс был тесно связан с позиционированием человека в мире и социуме[1].

По версии Вячеслава Куларовича Даржа, наименование борьбы «хуреш» образовано от «хур» (кур) + «еш» (иш), аффикса со значением средства или орудия. Понятие «кур» (хур) связано с древней формой обращения к высшим силам «курай-курай», которое в свою очередь, связано с сакральным значением воды и Верхнего Мира. В традиционном хакасском мировоззрении особое отношение к конкретным пространствам проявляется в экологичном поведении человека. Освящённое пространство связывается с понятием «ээзi» («дух» — хозяин местности), требующим почтительного отношения[1].

Борьба является обязательным атрибутом традиционных семейных, календарных и религиозных праздников у хакасов, и проводится в почитаемых природных местах. Место состязания маркируется обрядовыми действиями, поскольку считается, что за борцами наблюдают не только люди, но и иные силы Среднего и Верхнего мира. Победитель получает признание не только в человеческом, но и в божественном мире[1].

Борцы, одетые в специальные широкие пояса-кушаки «хур», ухватывают друг друга за эти пояса и стараются повалить соперника на землю. При этом запрещено отпускать руки от пояса соперника, ставить подножки и наносить удары. Весовая категория борцов может быть различной. Схватка проводится до трёх побед одного из участников. Борьба отличается своей динамичностью и напряжённостью, требует от спортсменов высокой физической подготовки, силы, ловкости и выносливости[2].

Приёмы в борьбе на поясах немногочисленны, однако каждый из них требует мастерства и точности исполнения. Особое значение имеет стратегия ведения борьбы, способность предвидеть действия соперника и оперативно реагировать на них[2].

Борьба на поясах у тюркских народов Саяно-Алтайского региона является не только спортивным состязанием, но и важным элементом национального фольклора и традиций. Она символизирует мужество, силу и стойкость этих народов, их уважение к традициям и истории[2]. Через борьбу курес проходит воспитание молодежи, формирование характера, воли к победе и уважения к противнику. Таким образом, курес направлен на формирование не только физических, но и духовных качеств личности. Курес используется в системе образования и воспитания как средство физического развития, а также для познания культурного и исторического наследия народов. Это способствует развитию национального самосознания и патриотизма среди молодого поколения[4].

История борьбы

Борьба Куреш на празднике Дервиза в Крыму, 1920-е годы

Хакасская национальная борьба Курес является одним из древних видов спорта, который имеет глубокие исторические корни и восходит к средневековым мужским играм степных народов. В те времена, когда все мужчины были воинами, умение владеть оружием, ездить верхом и бороться были необходимыми навыками для выживания. Несмотря на появление огнестрельного оружия, традиции конных скачек и борьбы сохранялись и продолжали развиваться[5].

Соревнования по борьбе проводились на всех народных празднествах, ярмарках и свадьбах. Особенно популярными они были в городе Аскиз, который был центром Степной Думы объединённых племён и местом сбора жителей окрестных аалов. Победитель схватки получал деньги и ценные вещи, собранные от зрителей, или выигрывал приз, выставленный одним из борцов[5].

Правила могли различаться в зависимости от региона и аала. Существовали два крайних варианта борьбы: «чаба хуҷах» — на поясах и «узун хол», напоминающий монгольскую барильду. В некоторых аалах подножки и подсечки применялись, в других они были запрещены. Перед встречей борцов из разных аалов правила оговаривались отдельно[5].

Регламент соревнований зависел от числа участников. При малом числе борцов они мерились силами до двух побед из трёх раз, что гарантировало от случайностей. Когда желающих набиралось много, то боролись до первого поражения. Победитель встречался со следующим претендентом, а проигравший заканчивал выступления[5].

До установления советской власти в Хакасии спортивный учёт отсутствовал, однако народная молва прославляла сильных борцов и их подвиги, которые передавались из поколения в поколение. С приходом советской власти спорт был подчинён Всевобучу — всеобщему воинскому обучению, целью которого была физическая подготовка призывной молодёжи. Первым массовым спортивным мероприятием, которое было взято на учёт, стал слёт Всевобуча, прошедший 23 мая 1920 года в аале Ах тигей (ныне часть города Абакана), где были проведены соревнования по куресу, поднятию гирь и конные скачки[5].

В состязаниях принимали участие спортсмены из спортивных кружков города Черногорска, рудников «Юлия» и «Улень», села Аскиза и других населённых пунктов. Сельские спортсмены часто вызывали на соревнования рабочих рудников, которые уже были знакомы с основами спорта и имели лучшую подготовку, чем сельские спортсмены. К сожалению, результаты этих состязаний не сохранились[6].

В 1928 году соревнования по куресу вошли в программу Спартакиады Хакасского автономного округа, которая была частью Всесоюзной Спартакиады. Однако, информации о результатах и участниках сохранилось крайне мало[5].

В 1930 году в Аскизе был проведён представительный турнир по куресу, посвящённый образованию Хакасской автономной области. В соревнованиях собралось 30 участников, среди которых выделялись борцы из Апчинаева и Усть-Киндырлы. Судьями были старики, которые давали советы участникам, а все споры решали на месте[5].

После Великой Отечественной войны развитие хакасской борьбы курес замедлилось из-за потерь многих опытных борцов и тренеров на войне. В советский период главное внимание стало уделяться международным видам спорта, и народные виды спорта, такие как курес, оказались в тени. В 1958 году в связи с празднованием 250-летия присоединения Хакасии к России вспомнили о куресе и планировали провести чемпионат области. Однако, из-за отсутствия традиций борьбы в большинстве районов, чемпионат не удалось провести. Вместо него была проведена показательная схватка между чемпионом Аскизского района Михаилом Топоевым и ветераном куреса Павлом Боргояковым. Организационные проблемы привели к тому, что Боргоякову пришлось бороться с руководителем районной спортивной делегации Ильей Трояковым. События 1958 года дали новый импульс развитию куреса на местах, и он стал проводиться на Дне механизатора в совхозах после окончания весенних полевых работ[5].

В 1969 году кандидат педагогических наук Леонид Николаевич Сагалаков опубликовал книгу «курес», в которой описывает историю национальной борьбы хакасов и перспективы развития этого вида спортивных состязаний в Хакасии. Автор изучил состояние и процесс развития хакасской борьбы. Книга Леонида Сагалакова до сих пор остается актуальной и востребованной, придавая новый импульс развитию данного вида спорта на современном этапе. Автор лично знакомился с представителями старшего поколения, которые охотно делились своими знаниями по технике и правилам ведения этого вида состязаний. Поэтому книга является своеобразным руководством по «курес»[1][4].

В 2002 году вышла монография Артёма Никитича Асочакова, в которой уделено внимание хакасской борьбе на протяжении различных исторических периодов. Автор, опираясь на научные исследования предшественников, пишет о том, что народные виды спорта, такие как борьба, стрельба из лука, и конные скачки, пережили века. Он подробно описывает условия проведения борьбы, требования к схватке и поведению победителя. Ценность книги заключается в том, что автор обращается не только к истокам и процессу становления, но и предпосылкам развития хакасской борьбы в перспективе[1].

Пособиями для учителей физкультуры и тренеров стали книги «Хакасские народные игры и состязания»[7], авторами которых стали Геннадий Николаевич Кидиеков и другие, а также книга «Хакасские народные игры и состязания»[8], выпущенная Александром Гордеевичем Кильчичаковым и Николаем Устиновичем Сагалаковым. В них содержится описание различных национальных видов спорта, включая «курес»[1].

Кураш на Московском Сабантуе московских башкир

С 1970-х годов хакасская борьба приобрела современные черты. Разработана форма борцов и утверждены единые правила. Проводятся разного рода первенства и республиканские соревнования. В СССР хакасская борьба была включена в программу Спартакиады народов Сибири и Дальнего Востока по национальным видам спорта. На сегоднящний день соревнования по борьбе курес проводятся ежегодно на национальных праздниках, во время которых сотни хакасских мужчин с интересом наблюдают за выявлением человека, достойного звания алыпа. На праздниках «Чыл Пазы», «Тун Пайрам» на соревнованиях по хакасскому куресу встречаются спортсмены занимающееся вольной борьбой, греко-римской борьбой, дзюдо и самбо[9].

В XXI веке в мировом спорте произошли значительные изменения, которые коснулись и куреса. Была образована Всемирная федерация поясной борьбы, которая начала проводить чемпионаты мира, причем не только среди мужчин, но и среди женщин. Правила поясной борьбы немного отличаются от куреса. В ней у мужчин введены пять весовых категорий — 66 кг, 73 кг, 81 кг, 90 кг, свыше 90 кг. Во избежание путаницы в куресе решили перейти на них, добавив 58 кг. Это новшество было введено на Спартакиаде Хакасии 2006 года[5].

Международные соревнования борьбы на поясах «Кубок мира»[10]
1 2007 Карачаевск, Карачаево-Черкесская Республика
2 2011 Октябрьский, Башкортостан
3 2012 Уфа
4 2014 Оренбург
5 2015 Алушта, Крым
6 2017 Оренбург
7 2019 Вильнюс, Литва
8 2021 Уфа
9 2022 Казань
10 2023 Верхняя Пышма, Свердловская область

Курес стал обязательной частью праздника «Тун пайрам» и других национальных праздников. Для популяризации «куреса» были созданы книги, написаны статьи, и проведены соревнования, включая турниры, посвящённые памяти выдающихся борцов и тренеров. Например, традиционный ежегодный Фестиваль по «куресу» проводится в поселке Солнечном Усть-Абаканском районе. Также, проводится ежегодный Республиканский турнир по хакасской национальной борьбе «курес», посвящённый памяти мастера спорта СССР по греко-римской борьбе Аркадия Мамышева в Аскизе[1].

В 2021 году была создана Федерация национальных видов спорта Республики Хакасия, а также открыт Центр спортивной национальной борьбы в Хакасии, что свидетельствует о росте значимости и популярности «куреса»[1].

Деятельность учреждений культуры также включает соревнования по хакасским народным играм и состязаниям, включая «курес», в рамках различных празднеств и мероприятий, таких как «Алыптар ойыннары — Богатырские состязания» в рамках Международного дня защиты детей, проводимых Государственное автономное учреждение культуры Республики Хакасия «Хакасский республиканский национальный музей-заповедник»[1].

Атрибуты борьбы

Костюм борца в хакасской национальной борьбе традиционно состоял из хакасской рубахи, шаровар и мягкой обуви без каблуков «пойтах». На поясе борца обязательно присутствовал матерчатый кушак «хур», который играл важную роль в борьбе. В настоящее время костюм борца более упрощён и состоит из спортивных брюк и обуви без рантов, каблуков и гвоздей. Также разрешается выступать в борцовском трико или спортивной футболке. Хуры (кушаки) для борьбы должны быть красного (жёлтого) и синего (зелёного) цвета, иметь длину 2,5-3 м и ширину 50 см, при этом они не должны содержать твердых включений. Арбитр во время соревнований выходит в хакасской рубашке или белой судейской форме. Ковёр для соревнований представляет собой круг диаметром 6 или 9 метров, в качестве исключения могут использоваться квадратные ковры[1].

Правила борьбы

Приёмы

В куресе разрешены следующие броски (приёмы):

приёмы с использованием рук:

  • «пас азыра» — бросок противника через голову;
  • «нанга снлiп» — бросок через бедро;
  • «пилш пыга пазып» — сваливание противника через сгиб поясницы с помощью силы рук;
  • «ынлахтапдыра~тастаи» — раскручивание противника в воздухе с помощью силы рук[11].

приёмы с использованием ног:

  • «азах саап» — подсечка;
  • «упфах пазып» — зацеп ног снаружи;
  • «ыргах сурып» — обхват ног изнутри;
  • «ткке кодiрш» — поднятие противника на колено[11].

приёмы запрещенные в борьбе

Во время борьбы в куресе запрещается:

  • наносить удары ногой;
  • делать подсечку выше колена;
  • ставить подножку;
  • захватывать противника за ноги руками;
  • захватывать за пальцы;
  • захватывать ниже пояса[1].

Условия победы

Условия победы в хакасской борьбе следующие:

  • соперник считается побеждённым, если он прикоснулся к земле любой частью тела или упал на четыре конечности:
  • необходимо свалить противника с ног на землю силой рук или приемами ног.;
  • если оба борца упадут, то зафиксируется ничья;
  • если после броска противник приземлился на ноги, то борьба продолжается:
  • при проведении приёмов борцы не должны выпускать из рук пояс «хур» соперника;
  • общая победа присуждается после трёх схваток[1].

Соревнования

Формы соревнований

Асрлар Садоси. Национальная борьба Кураш, Бухара, 2011

Соревнования делятся на личные, лично-командные и командные. В личных соревнованиях определяются места, занятые участниками в каждой весовой категории, в командных — командами, в лично-командных одновременно определяются места, занятые участниками и командами[1].

Способы соревнований

Соревнования могут проводиться различными способами:

  • с выбыванием после двух поражений: Участник заканчивает выступления после того, как потерпит два поражения.
  • по круговому способу: Каждый участник (команда) встречается с каждым другим участником (командой) данной весовой категории.
  • с делением на подгруппы: Участники (команды) делятся на две группы, в которых по одной из систем выявляют тех, кто встретится в стыковых встречах за первое-второе, третье — четвёртое места и так далее..
  • по олимпийской системе: Участник выбывает из соревнований после первого поражения.
  • утешительные встречи за третьё место: участники утешительных кругов разыгрывают третье место после того, как выявятся два финалиста, которые разыгрывают первое - второе места[1].

Определение мест

При определении мест в соревнованиях применяются следующие правила:

  1. Порядковый номер каждого борца (команды) определяется по жребию и сохраняется за ним до конца соревнования, независимо от системы проведения.
  2. При проведении соревнований по олимпийской системе, делению на подгруппы и утешительным встречам, финалисты разыгрывают первое-второе места.
  3. Победителем считается участник (или команда), получивший наибольшее число очков. Если двое имеют одинаковое количество очков, то более высокое место отдаётся участнику, победившему в личной встрече. Если после взаимных встреч у трёх финалистов окажется одинаковое количество очков, учитываются очки, полученные за всё соревнование, и применяются дополнительные критерии для определения победителя.
  4. Четвёртое и последующие места определяются в зависимости от круга выбытия борцов. В случае одновременного выбытия, места распределяются в следующей последовательности: по наибольшему числу набранных очков, по победе во взаимной встрече, по числу побед, по наименьшему времени, затраченному на победы.
  5. Участник, выбывший из-за болезни, но вошедший в следующий круг, занимает последнее место в этом круге.
  6. Участникам, не явившимся на схватку, а также снятым с соревнований за неэтичное поведение, место не определяется.
  7. При проведении соревнований по круговому способу, участнику, выбывшему из-за болезни, определяется место с учётом поражений со временем в пропущенных им схватках.

Таким образом, определение мест в соревнованиях предполагает справедливое учет результатов и соблюдение спортивной этики[1].

Разделение на группы

Участники соревнований по национальной борьбе Хакасии делятся на следующие возрастные группы:

1. Юноши младшего возраста — от 14 до 15 лет.

2. Юноши старшего возраста — от 16 до 17 лет.

3. Взрослые — от 18 лет и старше.

Также выделяют ветеранов 35 лет и старше. Юноши 17 лет в виде исключения могут быть допущены к соревнованиям взрослых.

Участники делятся на следующие весовые категории:

I. Юноши младшего возраста II. Юноши старшего возраста III. Взрослые
1. Наилегчайшая — до 32 кг.

2. Легчайшая — до 35 кг.

3. Полулёгкая — до 38 кг.

4. Лёгкая — до 42 кг.

5. Полусредняя — до 46 кг.

6. Средняя — до 50 кг.

7. Полутяжёлая — до 55 кг.

8. Тяжёлая — до 60 кг.

9. Свыше 60 кг

1. Легчайшая — до 42 кг.

2. Полулёгкая — до 46 кг.

3. Лёгкая — до 50 кг.

4. Полусредняя — до 55 кг.

5. Средняя — до 60 кг.

6. Полутяжёлая — до 66 кг.

7. Тяжёлая — до 73 кг.

8. Свыше 83 кг

1. Лёгкая — до 55 кг.

2. Полусредняя — до 60 кг.

3. Средняя — до 66 кг.

4. Полутяжёлая — до 73 кг.

5. Тяжёелая — до 81 кг.

6. Свыше 81 кг.

Среди взрослых может

проводиться абсолютное первенство

Ритуал начала и завершения поединка

Перед началом схватки борцы занимают позиции на противоположных концах ковра. Один из участников надевает красный хур, а другой — синий. Арбитр приглашает их в центр ринга для проверки завязок хуров. После этого спортсмены и арбитр обмениваются рукопожатиями. Борцы берут хуры друг друга взаимным захватом, правая рука проходит под левой рукой соперника. Арбитр проверяет, что обе руки находятся на спине соперника, спрашивает о готовности борцов и, получив подтверждение, дает сигнал к началу схватки[1].

После завершения поединка для объявления результата арбитр становится лицом к аудитории, бойцы выстраиваются по обеим его сторонам. После объявления победителя арбитр поднимает его руку вверх, а затем спортсмены и арбитр вновь обмениваются рукопожатиями[1].

Ковёр с изображением бойца (ковёр выставлен в Музее олимпийской славы в Ташкенте, Узбекистан).

Проведение поединка

  1. Продолжительность схватки для взрослых борцов составляет пять минут, для старших юношей — четыре минуты, а для младших — три минуты.
  2. Схватки проходят без перерыва на отдых.
  3. В соревнованиях в абсолютной категории предварительные схватки длительностью две минуты, а финальная — пять минут.
  4. Схватка начинается, останавливается и возобновляется по сигналу арбитра.
  5. В случае неисправности в костюме борца, развязывания или ослабления хура, схватка приостанавливается на не более двух минут для каждого борца за все время схватки. Если борец не может продолжить схватку после истечения этого времени, ему засчитывается поражение. Аналогичные правила действуют в случае травмы спортсмена и оказания медицинской помощи.
  6. Результатом схватки может быть победа (поражение) на туше или по баллам.
  7. Если ни один из борцов не смог одержать победу за отведенное время, назначается дополнительное время для выполнения приема, которое не может превышать трёх минут. Победитель определяется по активности[1].

Оценка поединка

  1. Технические действия борцов в ходе схватки оцениваются арбитром и двумя судьями.
  2. Если возникает разногласие между судьями в оценке приема или фиксации туше, решение принимается на основании большинства голосов судейской коллегии[1].

Персоналии

Персоналии (краткие сведения о людях, связанных с объектом «Хакасский национальный вид спорта «курес»:

1. Аданаков Анатолий Николаевич (1948) — мастер спорта по вольной борьбе (1971), выступал в весовой категории до 57 кг; серебряный призёр чемпионата Сибири, Урала и Дальнего Востока (1971); серебряный призёр чемпионата Красноярского края (1970), тренер.

2. Бельтреков Александр Сергеевич (1963) — тренер, открыл в селе Солнечном новый центр спортивной национальной борьбы в Хакасии.

3. Боргояков Владимир Иннокентьевич (1965) — мастер спорта СССР по греко-римской борьбе, мастер спорта РСФСР по «Национальным видам спорта (курес)».

4. Бурнаков Геннадий Леонтьевич (1965) — мастер спорта по СССР классической борьбе, мастер спорта РСФСР по «Национальным видам спорта (курес)».

5. Дежнёва Анастасия Ивановна (Харитонова) (1983) — призёр чемпионатов России по вольной борьбе, чемпионка мира по борьбе на поясах.

6. Зырянова Татьяна Сергеевна (1993) — шестикратная чемпионка мира по борьбе на поясах, победитель в борьбе на поясах на XXVII Всемирной летней Универсиаде в 2013 году в Казани.

7. Кильчичаков Александр Гордеевич (1949) — заслуженный работник физкультуры и спорта Республики Хакасия, мастер спорта России и СССР по греко-римской борьбе, тренер-преподаватель, воспитавший 10 мастеров спорта СССР и России, мастера спорта международного класса.

8. Майнагашев Александр Михайлович (1956) — старейшина спортивной и национальной борьбы, мастер спорта СССР по греко-римской борьбе.

9. Мамышев Аркадий Борисович (1964) — мастер спорта СССР по греко-римской борьбе, чемпион Сибири 1996 года в куресе, победитель республиканских спартакиад 1996 г.ода и 2002 года, 2000 года (абсолютное первенство).

10. Мылтыгашев Михаил Фомич (1953) — тренер, мастер спорта СССР по вольной борьбе.

11. Сагалаков Валерий Васильевич (1966) — призёр чемпионатов Сибири 1996 и 1997 годов, победитель Спартакиады республики по куресу в 1998 и 2000 годах.

12. Сагалаков Леонид Николаевич (1935) — тренер, инициатор проведения соревнований, мастер спорта СССР по гимнастике. Систематизировал хакасскую национальную борьбу «Курес», издал книгу о правилах и приемах. Это позволило официально признать данный вид спорта и начать проведение соревнований[12]

13. Толмашов Петр Дмитриевич (1949) — мастер спорта СССР по греко-римской борьбе борец.

14. Топоев Сергей Тимофеевич (1966) — мастер спорта СССР по вольной борьбе, победитель многих турниров, в том числе международных соревнований на призы Ивана Ярыгина 1990 года, призёр чемпионата Сибири 1996 года, победитель Спартакиады Хакасии 1994 года по куресу.

15. Чебодаев Никифор Ильич (1952) — заслуженный учитель Хакасии, мастер спорта России по куресу.

16. Чепчигашев Станислав Афанасьевич (1965) — призёр чемпионата Сибири 1997 года, победитель Спартакиады Хакасии 1994 и 2000 годов.

17. Чертыков Юрий Карпович (1964) — мастер спорта РСФСР по национальной борьбе, семикратный чемпион чемпионатов Сибири[1].

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 1,18 1,19 1,20 1,21 Кулимеева В. К. Курес. Министерство культуры Республики Хакасия. Дата обращения: 11 марта 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Народные хакасские праздники. Хакасия - земля пяти стихий. Дата обращения: 11 марта 2024.
  3. World Belt Wrestling Committee | United World Wrestling. UWW. Дата обращения: 11 марта 2024.
  4. 4,0 4,1 Артамонова Н.Я. Национальная борьба в культурном наследии коренных народов республик Тыва и Хакасия: историографический обзор // Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова : журнал. — 2019. — С. 102—107. — ISSN 2305-1256.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 5,7 5,8 Курес в Аскизском районе // Аскизский труженик РИА «Аскиз» : сайт. — 2019. — 30 июля.
  6. Домогашев О. С. Влияние октябрьских событий 1917 года на развитие национальных видов спорта // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова : журнал. — 2018. — С. 66—68. — ISSN 2305-1256.
  7. Челтыгмашев А. И., Кидиеков Г. Н., Сербигешев А. Е., Толмашова Ж. Г. Хакасские народные игры и состязания : Пособие для учителя. — Абакан: Хакас. кн. изд-во, 1996. — 62 с. — ISBN 5-7091-0076-5.
  8. Кильчичаков А.Г., Сагалаков Н.У. Хакасские народные игры и состязания. — Абакан: Хакасское книжное издательство, 2007. — 111 с.
  9. Мандзяк А.С., Артеменко О.Л. Энциклопедия традиционных видов борьбы народов мира. — Минск: Минск, 2010. — С. 477. — 562 с.
  10. История борьбы на поясах. Международная федерация борьбы на поясах. Дата обращения: 11 марта 2024.
  11. 11,0 11,1 Бутанаев В. Я., Верник А. А. Детские игры и спортивные состязания народов Хакасии / Ответ. редактор — зав. отделом этнографии Института археологии и этнографии РАН доктор исторических наук Гемуев Измаил Нухович. — Абакан: ТОО «Чахаях», производственно-коммерческая фирма «Олев», 1995. — С. 25.
  12. Курес – хакасская национальная борьба // Земля таштыпская : газета. — 2013. — 27 августа.

Ссылки