Тун пайрам
Тун пайрам | |
---|---|
Тун пайрам – хакасский национальный летне-весенний праздник Тун, возрождённый в 1980-е годы | |
Тип | Хакасский |
Официально | c 1980 года |
Иначе | тун айран |
Значение | хак. «тун» — первый, первородный»; «айран» — кисломолочный напиток особой закваски; «пайрам» — праздник. |
Отмечается | Хакасия |
В период с | конца мая |
По | начало июня |
Празднование | на поляне, на речном берегу, на холме. |
Традиции | используются обряды, направленные на убережение скота от болезней, мора и краж и на увеличение его плодовитости |
Тун пайра́м — хакасский традиционный праздник в период летнего выпаса скота, праздник первого айрана (кислого напитка, приготовляемого из перебродившего коровьего молока). Имеет статус официального праздника с 1980 года[1].
Проводится обычно в конце мая — начале июня после перекочёвки скотоводов с зимника на летник. Связан с почитанием скотоводства — основы традиционного хакасского хозяйства[2].
Название праздника
Первоначальное название праздника — «тун айран» происходит от хакасских слов «тун» — первый, первородный и «айран» — кисломолочный напиток особой закваски из коровьего молока. Из него готовятся много других блюд и напитков, в том числе айран арағазы (вино из айрана)[3].
Термин «пайрам» (байрам, бейрам) иранского происхождения, распространён в Центральной Азии, где так называют праздники, в том числе и такие, как Курбан байрам (праздник приношения жертвы) и Ураза байрам (мусульманский праздник разговения после поста).
Позже в названии древнего праздника произошло изменение. К названию «тун» с узким смыслом был добавлен термин «пайрам», обозначающий большой, всенародный праздник»[4].
Переименование праздника тун айран на тун пайрам связано с новыми советскими условиями жизни и более широким значением слова «пайрам», которое обозначает «большой, всенародный праздник». В результате чего в этом празднике стали сочетаться древние скотоводческие обычаи тун айрана и новые сельскохозяйственные традиции, связанные с завершением посевных работ.
Историко-этнографическая характеристика
Истоки праздника
История праздника начинается в древнетюркскую эпоху. Праздник проводился в конце мая – начале июня, когда скотоводы перекочёвывали со своими стадами с зимних пастбищ на летние. В это время домашний скот восстанавливал свои силы после зимы, питаясь первым зелёным кормом. Коровы начинали давать много молока, из которого хакасы делали айран и другие молочные продукты[5].
В это время и праздновался тун айран, во время которого с помощью разных религиозных обрядов народ пытался уберечь скот от болезней, мора и краж[3].
Ритуалы праздника
По обычаям, первую молочную пищу надо было съесть в тот же день, не оставляя на завтра. Очень важно было проследить, чтобы первый айран и другие молочные напитки не проливались на землю, потому что их считали священными.
На празднике музыканты исполняли песни на хакасских народных музыкальных инструментах: чатхане, хомысе, хобрахе и других. На большом поле проводились импровизированные конкурсы исполнителей тахпахов – тахпахчи[5].
Обязательным на празднике тун айрана был обряд освящения Ызыха — священного коня, которого заранее выбирали по определённым критериям. Считалось, что этот конь был хранителем скота и благополучия скотоводов. Во время ритуала освящения Ызыха один из старейшин подходил к коню, окуривал его богородской травой, омывал молоком, произнося ритуальные слова, призывающие к плодородию земли и увеличению поголовья стада. К гриве и хвосту коня привязывали белые и красные ленточки, а потом, сняв уздечку, коня отпускали на свободу[6].
Первоначально во время праздника разыгрывалось театрализованное жертвоприношение рода харга, в котором участвовали герои — юноши с повязками улдурба на голове. Они на конях ехали по ходу солнца. Первым ехал Алып с огнём в руках. Второй всадник держал ритуальную берёзу - Пай Хазын. А третий богатырь вёл за собой Ызыха. Всадники поочерёдно кланялись старейшине, и, получив благословение, зажигали священный огонь тун айрана. Ритуальную берёзу Пай Хазын они привязывали к сарчине и коня Ызыха. Затем старейшина айраном окроплял берёзу, огонь и коня, произнося священные слова[7]:
С золотой листвой, с серебряной берестойПусть корни твои будут вечными, Пай Хазын.
О! Великий Огонь, ты согреваешь замёрзших.
О! Великий Огонь, ты кормишь голодных.
Дай счастья трудовому народу.
Белой кобылицы белое молоко пусть не кончается.
Белой коровы айран пусть не переводится.
Белого неба дождь пусть польётся.
Белой степи трава пусть зазеленеет.
Пасущийся скот пусть будет всегда сытым.
Трудовой народ пусть будет всегда счастливым.
Пусть не переводятся
Богатства цветущей Хакасии.
Спортивные мероприятия
После ритуальной части устраивались спортивные состязания.
- ат чарызы (конные скачки),
- кӱрес (борьба),
- охчаа атары (стрельба из лука),
- тас хабары (поднятие камня),
- айтыс (соревнование по исполнению тахпаха).
Победителей угощали айраном, дарили подарки[6].
История изучения праздника
Впервые о празднике тун пайрам написал немецкий ученый-энциклопедист Иоганн Георг Гмелин (1709 — 1755). В 1739 году он вместе с Герхардом Фридрихом Миллером пять месяцев путешествовал по Хакасско-Минусинскому краю и собрал ценный этнографический материал о хакасах[4].
О празднике тун айран рассказывали и другие известные исследователи. Так, Пётр Симон Паллас в начале XVIII века писал[5].
Самый большой праздник у качинских татар... , как и у всех прочих язычников, есть Весенний (Тун), когда они кобыл доить начинают. Это бывает в июне, который и называют по тому улуг шилкер ай.... По первой разгулке собираются соседи из разных улусов в одно место и приносят на чистом поле, наиболее на холме, торжественную жертву...При праздничных жертвах имеет всегда присутствовать их кам или волх. И тогда они посвящают лошадь – Ызых. Посвящённый таким образом Ызых всякую весну, когда этот праздник Тун бывает, освещается снова, моют его молоком, с полынью (ирбен) топленым, и ею же окурив, хвост и гриву, раскрася красными и белыми лоскутками, пущают в поле на волюПётр Симон Паллас, учёный и путешественник
Вместе с Петром Симоном Палласом в Академической экспедиции участвовал немецкий учёный Иоганн Готлиб Георги (1729 — 1802), который собрал небольшие сведения о различных народах Сибири. В дальнейшем эта информация вошла в первую энциклопедию народов Российской империи. Рассказывая о культуре хакасов, Иоганн Готлиб Георги использовал в основном материалы учёных, с которыми путешествовал. Праздник тун айран он называл «Урыс»[4].
Все шаманские язычники празднуют в году три праздника, а именно: вешний, летний и осенний. Вешний праздник есть новый их год. И они жертвуют в сие время первую траву и первенцев от скота, а особливо молоко, и просят при том о ниспослании на весь год благословения. …у качинцев разводит кам для вешнего праздника (Урыс) на речном берегу или на казистом высоком месте огонь, приносит моление, повёртывая небольшой значок, и брызжет понемногу кислого молока к солнцу, луне, рекам и горам их области, а наконец то же самое делает и на долю сатаны. Остатком освященного молока кропит всяк в своей юрте все, а что затем останется, выпивают».Иоганн Готлиб Георги, немецкий учёный
Исследователь Сибири Александр Васильевич Адрианов в 1909 году писал, что тун айран мог проводиться и в мае, когда коровы давали хорошие удои. Тун айран стали праздновать в выходные дни, когда все свободны от работы[6].
В советское время учёный-этнограф, кандидат исторических наук Кузьма Михайлович Патачаков (1922 — 1998) описал праздничное застолье, перед которым проводился обряд почитания фетишей и Хозяйки Огня. По словам Патачакова, во время тун айрана хакасы выставляли на стол праздничную еду: потхы, саламат, пызлах, молочные и мясные блюда. Затем хозяин наливал себе молочное вино, называемое в Хакасии араға, и окроплял им дом. Сначала брызгал вверх и по сторонам, а затем — в огонь. Хозяйка дома бросала в костёр небольшие кусочки от каждого блюда, таким образом угощая духов и прося благополучия для семьи, хозяйства, скота. И только после этого ритуала начиналось праздничное застолье[4].
Описание тун пайрама представлено также в работах хакасского учёного-этнографа, доктора исторических наук Виктор Яковлевич Бутанаева.
Возрождение праздника
В первые годы советской власти праздник тун айран перестал существовать, потому что отношение власти к религии в то время было в основном негативное. Поэтому связанные с религиозными представлениями национальные праздники воспринимались как пережитки прошлого, от которых нужно избавляться.
И только в 1980 году в год 50-летия Хакасской автономной области было решено возродить праздник тун пайрам. Авторами сценария были ученые Виктор Яковлевич Бутанаев и Юрий Николаевич Забелин[5].
Местные руководители идею о проведении праздника какое-то время не принимали. Однако «инициативной группе удалось убедить руководство в необходимости проведения такого праздника лишь после того, как состоялась аудиенция с первым заместителем председателя облисполкома Геннадием Казьминым»[5].
Первый Тун Пайрам состоялся 21 июня 1980 года на Базинской поляне в Аскизском районе. На праздник прибыло несколько тысяч людей. Режиссёр хакасского драматического театра Эльза Михайловна Кокова «постаралась сделать праздник ярким и красочным. При его оформлении не обошлось без помощи Красноярского крайисполкома, предоставившего для тун пайрама десять красочных юрт. Военные из Абаканского гарнизона привезли на праздник передвижную электростанцию и организовали местную телефонную связь. Хакоблпотребсоюз обеспечил гостей напитками и едой»[5].
Тун пайрам 1990-х — 2000-х годов
За время существования Республики Хакасии праздник тун пайрам значительно изменился. Если в начале 1990-х годов этот праздник был ориентирован на древние ритуалы, то в начале 2000-х годов он превратился в фольклорный фестиваль[8].
В 1993 году основной идеей республиканского праздника тун пайрам была идея поклонения Матери – Земле[8].
Современный тун пайрам в Хакасии опирается на традиции, но также носит авторский характер создания и проведения торжеств. Сценарий тун пайрама разрабатывался педагогом кафедры родного языка и литературы Хакасской национальной гимназии им. Н.Ф. Катанова Л. А.Тиниковой, искусствоведом и драматургом А. Чапрай[8].
Главной героиней тун пайрама 1996 года стала покровительница хакасского народа Кун Арыг, тоскующая по родной земле. На празднике было представлено, как Кун Арыг, много лет скитавшейся по чужим землям, вернулась на родину, а вместе с ней в Хакасию возвратились добро, мир и радость. Таким образом, главной идеей праздника стало сохранение исторической памяти, возвращение утраченных традиций[9].
Праздник тун пайрам в 2001 году имел республиканский статус и проходил на Базинской поляне. На праздник приехали делегации различных районов Хакасии, которые готовили свои юрты, где демонстрировали достижения мастеров народного творчества. Главной героиней праздника была Хозяйка земли — царица Хакасии, которая окропила все стороны света молоком, пожелала хакасскому народу добра и счастья, зажгла ритуальный огонь тун пайрама. Затем был показан обряд почитания священной берёзы Пай Казын». На это дерево все желающие, в том числе глава Республики Хакасия Алексей Иванович Лебедь, повязали разноцветные ленточки — чаламы[9].
На празднике т конные скачки, которые проводятся определенным правилам[5].
Дистанция заезда – от 3 до 10 километров. Старт находился вдали от места проведения праздника, но финиш всегда в центре, и всегда возле него толпились сотни зрителей, ждавшие исхода скачек. Специальные лица отвечают за порядок на скачках: они определяют, какая лошадь и какой седок пришли первыми. Они же дают звания лошадям победителям в заездах. Всадников-победителей угощают айраном, вручают призы: скот, деньги и так далееВиктор Бутанаев, этнограф, доктор исторических наук, профессор
Летом 2002 года было было решено перенести празднование тун пайрама на День республики Хакасии — 3 июля. В этот раз тун пайрам был проведён в форме спартакиады. Этническая составляющая праздника была сведена к минимуму[9].
В 2007 году празднование тун пайрама было организовано на Сагайской поляне Аскизского района 1 — 2 июля. Оно совпало с проведением мероприятий, посвященных 300-летию добровольного вхождения Хакасии в состав Российского государства. В эти дни проходили театрализованные представления, спортивные соревнования, ярмарка изделий художественных ремесел и декоративно-прикладного искусства — Город мастеров, где можно было увидеть хакасские национальные костюмы, украшения, музыкальные инструменты. Многие изделия народных промыслов сочетают хакасские и русские традиции[9].
Тун пайрам 2007 года проходил как театрализованное представление под названием «Легенда о посланнике неба Алтан Арчоле». На празднике были организованы различные мероприятия: концерт, конкурс хакасской кухни, юрт, фестиваль национальной одежды народов Хакасии, конкурс родов, выставка изделий народных мастеров и умельцев, фестиваль исполнителей хакасского традиционного музыкального фольклора, спортивные соревнования по национальным видам спорта. На торжественном открытии праздника провели ритуал торжественного зажжения священного огня. Главным героем театрализованного представления был богатырь Алтын Арчол, который принёс на землю Хакасии справедливость и порядок[10].
Литература
- Анненко, А. Н. Свобода и простор для деятельности… (Юрий Забелин) / А. Н. Анненко // Ада чир-суу — Отечество : краеведческий альманах / ГБУК РХ «Национальная библиотека им. Н. Г. Доможакова». Том Выпуск 4. — Абакан : Б. и., 2018. — С. 66-71.
- История енисейских кыргызов : [монография] / В.Я. Бутанаев, Ю.С. Худяков ; Хакас. гос. ун-т им. Н. Ф. Катанова, Ин-т ист. и права. – Абакан : Изд-во Хакас. гос. ун-та, 2000. – 272 c. – Библиогр. в примеч.: с. 193-225.
Примечания
- ↑ Бутанаев В. Я., Верник А. А., Ултургашев А. А. Народные праздники Хакасии. — Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им Н. Ф. Катанова, 1999. — 76 с.
- ↑ Идимешева И.В., Идимешев В.В. Тун пайрам - праздник первого айрана // Педагогика любви. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции «Х Волковские этнопедагогические чтения» : сборник. — 2016. — С. 171—173..
- ↑ 3,0 3,1 Абдина Р.П., Кызласов А.С., Бурнаков А.А. Этнотуризм в Республике Хакасия: проблемы и перспективы // Развитие социально-экономического, научно-технологического потенциала регионов как фактор укрепления позиции России в современном мире. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной Десятилетию науки и технологий в Российской Федерации, Году молодежи в Республике Хакасия. : сборник. — 2023. — С. 16.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 Бурнаков А.А. Традиционный хакасский праздник тун айран: анализ источников // Материалы международного симпозиума хакасского эпоса, VIII Международной научной конференции «Народы и культуры Саяно-Алтая и сопредельных территорий», посвященной 300-летию открытия памятников енисейской письменности и Году хакасского эпоса в Республике Хакасия : сборник. — 2021. — С. 273.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 Болганова И.Н. Тун пайрам: история и современность // Наука и общество: взгляд молодых исследователей. Материалы шестнадцатой Всероссийской научной конференции школьников и студентов с международным участием. Абакан, 2022 : сборник. — 2022. — С. 164.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Абдина Р. П. Анкета-паспорт объекта нематериального культурного наследия Республики Хакасия «Хакасский национальный праздник Тун айран (Тун пайрам)» // Министерство культуры Республики Хакасия : официальный сайт. — 2020.
- ↑ Келина (Глушаница) И.С., Самушкина Е.В. Современная праздничная культура Республики Хакасия: традиции и новации (конец XX - начало XXI в.) // Гуманитарные науки в Сибири : журнал. — 2006. — № 3. — С. 49 - 50. — ISSN 0869-8651.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 Павлова Е.Ю., Келина И.С. Праздник тун пайрам и современные народные художественные промыслы в Республике Хакасия // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий : журнал. — 2007. — Т. 13. — С. 477.
- ↑ 9,0 9,1 9,2 9,3 Павлова Е.Ю., Келина И.С. Праздник тун пайрам и современные народные художественные промыслы в Республике Хакасия // Проблемы этнографии, антропологии Сибири и определённых территорий, : журнал. — 2007. — Т. 13. — С. 477 - 478.
- ↑ Самушкина, Е. В. Празднования, посвященные 300-летию добровольного вхождения Хакасии в состав Российского государства. Символическое пространство современной праздничной культуры // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. — 2007. — Т. 13. — С. 482. — ISSN 2227-6548.
Ссылки
- Программа республиканского праздника «Тун пайрам» | Министерство культуры Республики Хакасия
- Тун пайрам | Министерство культуры Республики Хакасия