Кушак
Куша́к (др.-рус. кушакъ, укр. куша́к, тур. kušak, крымскотат. kušak) — пояс для стягивания одежды в области талии. Кушак бывает разного размера, цвета, шьётся из разных тканей и может быть не только функциональным элементом наряда мужской или женской одежды, но и использоваться в качестве украшения. Кушак служил для подпоясывания верхней одежды. Зачастую кушак не завязывали, а подтыкали под него концы[1].
Значение кушака в народной культуре
Производство поясов на Руси исследователи прослеживают с XIII века. В книге «Русские: семейный и общественный быт» указана терминология поясов, в которую включены следующие названия: голупец, именной, крайка, опояска, плетешок, подживотник, подпояска, подпоясок, покрома, покромка, покромь, кушак, падживотник, окрайка, пояс, поясок, сетка, словесный, столбунец, столбовой, суконник, черес[2]. Помимо поясов местного производства, бытовали привозные восточные (иранские, персидские) пояса — кушаки. Кушаки и местного изготовления, и привозные были шелковые, дорогие. В XVI веке — XVII веке такими кушаками опоясывалась верхняя княжеская одежда. В XVIII веке в связи с изменением моды в одежде высших сословий шелковые кушаки бытовали исключительно среди купечества и зажиточного крестьянства. Московская мануфактура, учитывая изменение спроса, стала выпускать кушаки, рассчитанные на относительно широкого потребителя, — более дешёвые[3]. Для толстой пряжи, на дешёвые кушаки использовалась шерсть с остатков овчины при дублении — «кислая»[4]. Широкие матерчатые кушаки ярких цветов были важной принадлежностью мужской одежды начиная с XIV века. Рядовые горожане поверх кафтана подпоясывались кумачными или бумажными кушаками, богатые — кушаками из более дорогих привозных материй, с особо украшенными концами, которые свисали книзу[5]. Широкие мужские кушаки и некоторые узкие пояски обычно не имели кистей[6]. Часто кушаки складывались в несколько раз: они были шерстяные, шёлковые, а иногда переплетались золотом и серебром. Концы кушака висели впереди[7].
Правящее сословие могло иметь кованные из благородного металла пояса — золотые и серебряные, с дорогими каменьями; кожаные, со всякими украшениями пластинами, наподобие скифских, и тканые шёлковые кушаки с золотой и серебряной нитью. Такие пояса и кушаки не характерны для бытования в народной среде[8]. В народе употреблялся узкий тканый узорчатый кушак-покромка либо широкий цветной кушак, скрученный жгутом, с концами, заткнутыми по бокам. «Распояской», без кушака, ходили только маленькие дети. Зажиточные люди подпоясывались высоко, под грудь, чтобы выпирал живот, бедняки — низко, почти по кострецу[9]. В дальнейшем, в XVIII век — XIX век , широкие цветные кушаки сохранились главным образом в одежде простонародья, в частности у городского мещанства.
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
(А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»[10])
Очень распространена была манера подпоясывать широкие халаты красным или синим кушаком. Вместе с тем в ходу ременные пояса разных ширины и цвета, но без набора блях. В военной форме преобладали ременные пояса, и лишь некоторые офицеры в известных случаях подпоясывались форменным шарфом, то есть тем же кушаком[11].
Традиции и обряды, связанные с кушаком
Испокон веков кушак и другие схожие предметы одежды служили оберегом от злых сил, охраняли живот, то есть жизнь (цслав.). В селах Рязанской губернии, когда свадебный поезд был готов к отъезду, дружка возвращался в избу специально за кушаком, чем подчеркивалось особое значение этого предмета одежды. Удары поясом на свадьбах сопровождались пожеланиями удачи, способствовали таковой[12]. Отец и мать, взяв дочь за руку, отдавали её жениху. Отец брал плеть и ударял ею свою дочь, говоря: «По этим ударам ты, дочь, знаешь своего отца. Теперь эта власть переходит в другие руки. Вместо меня, за ослушание тебя будет бить твой муж!». Плеть передавалась жениху, который, принимая её, говорил: «Беру как подарок, но думаю, что в ней нужды иметь не буду.» И затыкал плеть за кушак[13].
В Касимовском уезде Рязанской губернии, связав жениха и невесту кушаком, стукали их головами, чтобы жили «ладно да гладко»[14].
В Новгородской губернии невеста одаривала приехавших дружек жениха полотенцами, которые они перебрасывали через правое плечо и повязывали у бедра узлом. В это время подружки невесты «перекрещивали» дружек через другое плечо кушаками[15].
В Тамбовской губернии на девичник невеста ждала «позыватых» — подруг, опоясанных пестрыми кушаками или вышитыми полотенцами. К кистям рук у них прикреплялись специальные маленькие полотенчики[16].
Литература
- Беловинский Л. В. Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа XVIII — начало XX в. — М.: Эксмо, 2007. — 783 с.
- Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. В 4 ч.. — М.: Институт русской цивилизации, 2014. — С. 560. — 688 с.
- Калашникова Н. М. «Пояса со словесами...»: коллекция поясов из собрания Российского этнографического музея. — М.: Северный паломник, 2001. — 262 с.
- Рабинович М. Г. Очерки материальной культуры русского феодального города. — М.: Наука, 1988. — 309 с.
- Русские: семейный и общественный быт. — М.: Наука, 1989. — 336 с.
- Терещенко А. В. Быт русского народа: в 2 т.. — М.: Институт русской цивилизации, 2014. — 857 с.
Примечания
- ↑ Калашникова Н. М. «Пояса со словесами...»: коллекция поясов из собрания Российского этнографического музея. — М.: Северный паломник, 2001. — С. 260. — 262 с. — ISBN 5-02-008751-3.
- ↑ Русские: семейный и общественный быт. — М.: Наука, 1989. — С. 245. — 336 с. — ISBN 5-02-009917-1.
- ↑ Русские: семейный и общественный быт. — М.: Наука, 1989. — С. 233. — 336 с. — ISBN 5-02-009917-1.
- ↑ Клыков С. С. Пояс как элемент комплекса женского костюма // Народный костюм и обрядность на Русском Севере : материалы VIII Каргопольской научной конференции : сборник. — 2004.
- ↑ Рабинович М. Г. Очерки материальной культуры русского феодального города. — М.: Наука, 1988. — С. 261. — 309 с. — ISBN 5-02-009891-4.
- ↑ Клыков С. С. Пояс как элемент комплекса женского костюма // Народный костюм и обрядность на Русском Севере : материалы VIII Каргопольской научной конференции : сборник. — 2004.
- ↑ Терещенко А. В. Быт русского народа: в 2 т.. — М.: Ин-т русской цивилизации, 2014. — С. 223. — 857 с. — ISBN 978-5-4261-0092-3.
- ↑ Русские: семейный и общественный быт. — М.: Наука, 1989. — С. 233. — 336 с. — ISBN 5-02-009917-1.
- ↑ Беловинский Л. В. Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа XVIII - начало XX в.. — М.: Эксмо, 2007. — С. 340. — 783 с. — ISBN 978-5-699-24458-4.
- ↑ Пушкин А. С. Евгений Онегин. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2023. — С. 288. — ISBN 978-5-00195-977-9.
- ↑ Рабинович М. Г. Очерки материальной культуры русского феодального города. — М.: Наука, 1988. — С. 262. — 309 с. — ISBN 5-02-009891-4.
- ↑ Русский народный пояс . kirmuseum.ru. Дата обращения: 6 августа 2024.
- ↑ Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. В 4 ч.. — М.: Институт русской цивилизации, 2014. — С. 611. — 688 с. — ISBN 978-5-4261-0096-1.
- ↑ Пояс в русских бытовых обрядах . zoroastrian.ru. Дата обращения: 6 августа 2024.
- ↑ Русские: семейный и общественный быт. — М.: Наука, 1989. — С. 242. — 336 с. — ISBN 5-02-009917-1.
- ↑ Русские: семейный и общественный быт. — М.: Наука, 1989. — С. 243. — 336 с. — ISBN 5-02-009917-1.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |