Корепанов-Камский, Геннадий Михайлович

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Корепанов-Камский
Геннадий Михайлович
Портрет
Дата рождения 18 августа 1929(1929-08-18)
Место рождения деревня Ягвуково, Удмуртская АССР, СССР
(ныне Дебёсский район Удмуртии)
Дата смерти 4 мая 2001(2001-05-04) (71 год)
Место смерти Ижевск,
Удмуртская Республика,
Россия
Страна  СССР, Флаг России Россия
Профессии композитор, певец, педагог, музыкально-общественный деятель
Инструменты фортепиано
Жанры опера, оперетта, симфоническая музыка, песня
Награды

Генна́дий Миха́йлович Коре́панов-Ка́мский (18 августа 1929, деревня Ягвуково, Дебёсский район, Удмуртская АССР — 4 мая 2001, Ижевск, Удмуртская Республика) — композитор, певец, педагог, музыкально-общественный деятель, один из представителей музыкальной культуры Удмуртской Республики[1].

Вторую часть фамилии — Камский — Геннадий Михайлович Корепанов был вынужден взять, чтобы не было путаницы с ещё одним удмуртским композитором Германом Афанасьевичем Корепановым, который старше его на несколько лет и имел уже широкую известность в музыкальной культуре[2].

Корепанов-Камский Г. М. внёс огромный вклад в развитие национальной музыкальной культуры. Его творчеству принадлежит первая удмуртская оперетта «Любушка» и первый удмуртский балет «Италмас», написанный по поэме удмуртского писателя М. П. Петрова о девушке по имени Италмас, превратившейся в цветок[1]. Большую известность Геннадий Михайлович Корепанов-Камский получил как певец-исполнитель своих собственных произведений и народных песен[2].

Биография

Родился Геннадий Михайлович Корепанов-Камский в небольшой деревне Ягвуково Дебёсского района, в простой крестьянской семье[3]. Родители растили и воспитывали 7 детей. Музыкальная одарённость Геннадия Михайловича проявилась ещё в детстве. Он сам научился играть на балалайке, гитаре и баяне и часто выступал на деревенских праздниках[4]. В родительском доме всегда звучали народные песни. Геннадий Михайлович рано остался сиротой[5], но родители смогли передать своему сыну — будущему композитору — любовь к народным песням, которая сохранилась у него на всю жизнь и нашла яркое отражение в творчестве[2].

Профессиональное музыкальное образование Геннадий Михайлович получил в Ижевском музыкальном училище, где он обучался с 1947 по 1949 годы[5]. В 1958 году он окончил Московскую консерваторию имени П. И. Чайковского, по классу вокала Г. И. Тица, а спустя 12 лет в 1970 году — Казанскую консерваторию, класс композиции А. С. Лемана и Н. Г. Жиганова[1].

Трудовая деятельность

Трудовая деятельность Геннадия Михайловича началась в военное время, с 1943 года в колхозе «Яг», где он проработал до 1947 года[2]. С 1947 года, обучаясь в Ижевском музыкальном училище, Корепанов-Камский Г. М. начал работать в хоре Удмуртского радио[5]. Именно с этого года вся его дальнейшая жизнь была связана с музыкой.

После окончания Ижевского музыкального училища Геннадий Михайлович поступил в Музыкальное училище при Московской консерватории, а затем служил в рядах Советской Армии солистом в ансамбле Московского военного округа. После окончания службы он продолжил своё обучение в Московской консерватории им. П. И. Чайковского по классу вокала. По завершению обучения в консерватории Геннадий Михайлович начал работать в Удмуртском музыкально-драматическом театре в качестве артиста-солиста[2]. Здесь он проработал до 1965 года и в этом же году был принят солистом хора Удмуртского телевидения и радио[1]. С 1967 по 1970 годы Корепанов-Камский Г. М. обучался в Казанской консерватории на теоретико-композиторском факультете[2].

В 1970 году Геннадий Михайлович работал в Ижевском музыкальном училище преподавателем теоретических дисциплин и вокала. А с 1971 по 1976 год он был директором музыкального училища, продолжая преподавательскую деятельность до 1985 года. С 1985 по 1988 год Геннадий Михайлович являлся директором Музыкального театра УАССР[1].

Геннадий Михайлович большое внимание уделял и музыкально-общественной деятельности. Значимым событием для Удмуртии стало13 марта 1973 года. В этот год был создан Союз композиторов Удмуртской АССР. Геннадий Михайлович стал его первым председателем. Являясь председателем Союза композиторов УАССР до 1988 года, Корепанов-Камский Г. М. с 1985 года параллельно исполнял обязанности Секретаря Правления Союза композиторов РСФСР[2].

За свою трудовую деятельность Геннадий Михайлович Корепанов-Камский дважды избирался депутатом Верховного Совета Удмуртской АССР 6-го и 10-го созывов[1], а также был членом Городского Совета Ижевска, членом Удмуртского обкома КПСС[5].

Творческая деятельность

Все произведения Корепанова-Камского Г. М. ― это сочетание классических музыкальных жанров с этническими самобытными фольклорными напевами Удмуртии[4]. Его творчество имело успех и народное призвание. Геннадия Михайловича часто называли «певец земли удмуртской», «певец прикамских зорь», «удмуртский соловей», «удмуртский Моцарт», «Великий сын удмуртского народа»[2].

Именно Геннадий Михайлович написал для удмуртского зрителя первую оперетту «Любушка»[4], премьера которой состоялась в 1959 году на сцене Музыкально-драматического театра Удмуртии. Корепанов-Камский Г. М. — выпускник Московской консерватории по классу вокала, артист Удмуртского музыкально-драматического театра — на сцене исполнил одну из главных ролей своей оперетты. Первая национальная оперетта была принята публикой с восторгом и имела большой успех, что отразилось на композиторской деятельности в целом. Сам Корпенов-Камский Г. М. после исполнения оперетты стал Лауреатом Государственной премии УАССР[2].

В 1961 году Геннадий Михайлович написал первый удмуртский балет «Италмас» по одноимённой поэме М. П. Петрова о девушке, превратившейся в цветок. Балет впервые был поставлен в Удмуртском театре оперы. В нём также, как и в других произведениях композитора, тонко переплетаются черты балетного жанра с народным фольклором[2].

В 1963 году была представлена зрителям знаменитая опера-балет «Чипчирган», сюжет которой также основан на легендах и преданиях Удмуртии. В 1967 году композитор написал оперу «Россиянка», которая рассказывала о подвиге кавалеристки Антонины Пальшиной из города Сарапула. Позднее в 1987 году на сцену вышла ещё одна опера «Заговор», написанная по реальным событиям, происходящим в Удмуртии. В основе либретто суд над крестьянами, подозреваемыми в ритуальном убийстве и жертвоприношениях языческим богам, известное как Мултанское дело.

Кроме театральных произведений, Геннадий Михайлович уделял внимание симфоническому и песенному жанру. Народная песня для композитора имела большое значение. Среди всех его произведений насчитывается более 300 песен и обработок народных мелодий[2]. Ко многим песням Геннадий Михайлович сам писал слова и сам исполнял их. В его песнях рассказывается о природе, быте и традициях удмуртского народа. Большую известность получили «Горыны потон», «Паськыт Кам» и «Песня об Ижевске»[4]. Геннадий Михайлович написал немало произведений и для детей. В детских песенных миниатюрах, учитывая психологию ребёнка, он ярко создавал образы, используя различные музыкальные находки[1].

Произведения

  • Оперетта «Любушка» Либретто Л. Перевозчикова и К. Полякова (1959).
  • Опера «Россиянка» Либретто Ю.Сизых (1967); «Заговор» Либретто Э. Вериго и В. Курочкина по мотивам романа М. Петрова «Старый Мултан»(1987).
  • Опера-балет «Чипчирган» Либретто В. Садовникова и Г. Корепанова-Камского (1963).
  • Балет «Италмас» Либретто В. Никитина по поэме М. Петрова (1961).
  • Симфонические произведения: «Старый Мултан» симфоническая поэма (1976); «Поэма о матери» (1955); «Тыловайская сюита» (1969); «Четыре увертюры» (1950—1980-е гг.); «Симфоническая сюита имени Кузебая Герда» (1998) и др.
  • «Азин» Героико-романтическая оперетта. Либретто К. Полякова (1978)[2].
  • Пьесы для скрипки и фортепиано.
  • Хоры без сопровождения и с сопровождением фортепиано.
  • Сюита для ансамбля деревянных духовых инструментов «Деревенские танцы» (1958)[6].
  • Произведений для детей: «Воробей»; «Кукушка» и др.
  • Песни «Горыны потон», «Паськыт Кам» и «Песня об Ижевске»[4].
  • Сборник стихотворений для детей «Чучубей» («Синичка»)[6].
  • «Когда поют соловьи». Либретто И. Гаврилова (1962).
  • «Романтики». Либретто Г. Фере (1980).
  • «Мы вас ждем». Либретто Г. Фере и Л. Розова (1982).
  • Концерт-поэма для скрипки с оркестром (1971).
  • Поэма для струнного оркестра и фортепиано (1965).
  • Пять струнных квартетов (1972—1990, в том числе № 3- «Языческий»,1990).
  • Фортепианные пьесы, среди них — «Удмуртская баллада», «Лесная сюита», токката и двойная фуга, многочисленные пьесы для детей.
  • Вокальный цикл «Обрядовые песни», слова народные (1972),
  • Романсы, в том числе «Сюлэм» («Сердце», сл. М. Покчи-Петрова),
  • Песни и обработки народных мелодий (более 300).
  • Музыка к спектаклям[6].

Факты о композиторе

Звания и награды

  • Заслуженный деятель искусств УАССР (1960).
  • Народный артист УАССР (1970).
  • Лауреат Государственной премии УАССР (1971, 1979).
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1980).
  • Орден Трудового Красного Знамени (1970).
  • Орден Дружбы народов (1986).
  • Орден Дружбы (1996).
  • Почётный гражданин Удмуртской республики (1998).
  • Почётный гражданин Дебёсского района (1999)[3].
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945»[5].

Литература

  1. Богомолова, З. А. Музыка — жизнь и любовь моя: о творчестве Г. М. Корепанова-Камского. — Удмуртия: Ижевск, 2004. — С. 19.
  2. Богомолова, З. А. Крезьгур — яратонэ но улонэ: [слово о композиторе Г. М. Корепанове-Камском]. — Ижевск: Вордскем кыл, 2005. — Т. 11/12. — С. 23.
  3. Вафина, Э. Фортепианная музыка композиторов Удмуртии. — Казань: Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, 2005. — Т. 3 : спец. вып., ч. 3.. — С. 150—152.
  4. Гаврилова-Решитько, М. В. Вай кидэ, бӧляке!: [о дебес. землячестве «Байгурезь»]. — Ижевск: Герд, 1999. — С. 3.
  5. Голубкова, А. Н. Музыкальная культура Удмуртии: (Культура 40-60-х гг. Общий обзор). — Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2004. — С. 189—191.
  6. Красновская, Е. Г. Композитор и поэт: [о поэт. творчестве композитора Г. М. Корепанова-Камского]. — Ижевск: Италмас, 2007. — Т. 1. — С. 25—29.
  7. Романова, Г. Крезьгурчилэн ӝожез но шумпотонэз: [композитор Г. М. Корепанов-Камский]. — Ижевск: Ашальчи, 2001. — С. 17.
  8. Толкач, Ю. Л. Музыка — жизнь и лю-бовь моя / З. А. Богомолова. — Ижевск: Удмуртия, 2005. — С. 19.
  9. Толкач, Ю. Л. Счастливая песня под названием жизнь: (К 75-летию со дня рождения Г. М. Корепанова-Камского). — Ижевск: Удмурт. ун-т, 2004. — С. 10.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Корепанов-Камский Геннадий Михайлович. кино-театр.ру (11.06.2020). Дата обращения: 15 июня 2024.
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 «Он родины красу увековечил в звуках» – музыкальный гений автора первых удмуртских оперетт и балетов Геннадия Корепанова-Камского. Информационное агентство Удмуртия (03.10.2019). Дата обращения: 17 июня 2024.
  3. 3,0 3,1 Кедрова О. Г. Г. М. Корепанов-Камский - певец земли удмуртской. Мультиурок (22.08.2022). Дата обращения: 16 июня 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Геннадий Михайлович Корепанов-Камский. Певец земли удмуртской. Удмуртия. Дата обращения: 17 июня 2024.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 SergiusV. Корепанов-Камский Геннадий Михайлович. Родная Вятка краеведческий портал (07.12.2020). Дата обращения: 17 июня 2024.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 Геннадий Михайлович Корепанов-Камский. Централизованная библиотечная система города Глазова (20.08.2023). Дата обращения: 16 июня 2024.
  7. В Удмуртии законодательно установили 14 праздников и 19 памятных дат. Государственный совет Удмуртской Республики (24.11.2020). Дата обращения: 16 июня 2024.