Клоун
Кло́ун (от лат. colōnus — «крестьянин — грубиян») — артист в цирке, в театре, в кино, который работает в жанре клоунады и использует методы буффонады, гротеска, пантомимы для выражения эмоций, слов и действий своего героя по заранее написанной и отрепетированной клоунской репризе[1].
Известные клоуны советского периода: Юрий Никулин[2], Михаил Румянцев (Карандаш)[3], Олег Попов[4], Леонид Енгибаров[5] и другие. В данное время клоуны различных амплуа представляют свои программы на радость зрителей в цирковых и эстрадных шоу, а также на фестивалях уличных театров. В России эти фестивали проходят в городах Архангельск, Пермь, Старица (Тверская область) и других[6][7][8][9][10]. Профессии клоуна можно обучиться в «Государственном училище циркового и эстрадного искусства им. М. Н. Румянцева» (Карандаша)[11] или на новом курсе[12].
История клоунады
Клоунада как самостоятельный театральный жанр оформилась в период перехода от XVIII к XIX веку. Существенное влияние на становление жанра оказало творчество английского комического актёра Джозефа Гримальди (Joseph Grimaldi, 1778 —1837 годы). Будучи представителем пантомимической традиции, Гримальди систематизировал и обогатил арсенал выразительных средств клоунады: разработал характерные гримы и костюмы, усовершенствовал приёмы физической комедии, ввёл в репертуар ряд устойчивых комических ситуаций и трюков[1].
В формировании и развитии русской клоунады прослеживается влияние нескольких традиционных культурных феноменов. Прежде всего, существенное воздействие оказал народный кукольный театр, ключевым персонажем которого выступал Петрушка. Этот образ, наделённый ярко выраженными комическими чертами, во многом предопределил стилистику и характерную манеру исполнения в отечественной клоунаде[1].
Не менее значимым фактором стало распространение лубочных картинок — особого вида народного изобразительного искусства. Их отличительной чертой являлась острая сатирическая направленность, которая через визуальные образы транслировала комические сюжеты и характеры, впоследствии нашедшие отражение в цирковом и театральном искусстве[13].
Важную роль в становлении клоунской традиции сыграли скоморохи — первые профессиональные актёры на Руси. В их репертуар входили небольшие сатирические пьески, среди которых наиболее известны «Ермак» и «Царь Ирод». Скоморошьи представления заложили основы импровизационной игры, гротеска и пародийности, ставших неотъемлемыми элементами клоунады[1].
В середине XIX века в России получили широкое распространение арлекинады — комедийные представления с характерными персонажами итальянской комедии дель арте. Они проникли в отечественную культуру через ярмарочные балаганы, куда их привнесли шпильманы — странствующие артисты и зазывалы. Арлекинады обогатили русскую клоунаду новыми сюжетными схемами, типами комических персонажей и приёмами сценической игры[1].
Клоунада в мире
Клоун Рональд Макдональд — талисман и узнаваемый символ сети ресторанов McDonald’s. По степени популярности этот персонаж занимает второе место в мире, уступая лишь Санта Клаусу. При этом распространённое заблуждение о том, что Рональд является основателем компании, не соответствует действительности. Тем не менее в структуре McDonald’s ему отведена особая роль — он занимает почётную должность Chief Happiness Officer («Руководитель радости»). Кроме того, Рональд Макдональд служит символом Благотворительного фонда «Дом Рональда Макдональда». Фонд был основан в 1984 году и на сегодняшний день осуществляет свою деятельность в 52 странах, оказывая помощь детям с различными заболеваниями[14].
Клоунада в России
Цирковая клоунада
В 1873 году в истории отечественного циркового искусства произошло знаковое событие: братья Никитины основали первый русский стационарный цирк. Среди трёх братьев особую роль в формировании национальной клоунской традиции сыграл Аким Никитин, выступавший в амплуа клоуна в маске Ивана — дурака. Этот образ, укоренённый в русском фольклоре, позволил органично соединить цирковую эксцентрику с национальной комической традицией, задав вектор развития отечественной клоунады. В последней четверти XIX века в российском цирке окончательно оформились два базовых клоунских амплуа — Рыжий и Белый, составившие устойчивый дуэт, ставший каноническим для жанра. Характеристика амплуа: Рыжий («рыжий клоун») — персонаж эксцентричный, неуклюжий, наивный; его образ строится на нарочитой неловкости, комических промахах и буффонных приёмах. Визуально выделяется ярким, зачастую пёстрым костюмом и характерным гримом с преобладанием красных тонов. Белый («белый клоун») — фигура контрастная, исполненная сдержанной грации и мнимой респектабельности; его комизм рождается из столкновения высокомерного поведения с абсурдными ситуациями. Традиционно облачается в строгий белый костюм и использует минималистичный грим с преобладанием белил. Дуэт Рыжего и Белого выстроен на принципе антитезы: их взаимодействие базируется на контрасте характеров, манер и пластики, что создаёт устойчивую драматургическую основу для цирковых реприз. Эта бинарная модель, заимствованная из европейской традиции, была творчески переосмыслена в российском цирке и стала фундаментом для развития национального клоунского искусства[1].
Различают ещё несколько амплуа клоунов: это Буффонадный клоун, Ковёрный клоун, Клоун — дрессировщик, Клоун — мим, Клоун — прыгун, Музыкальный клоун и другие[15].
Клоун — дрессировщик, это артист цирка, который выступает с дрессированными животными: кошками, собаками, обезьянами и другими животными. Дмитрий Юрьевич Куклачёв в «Театре кошек» показывает представления с кошками в образе клоуна с 1990 года[16].
Медицинская (больничная) клоунада
Более подробно см. в статье «Больничная клоунада»
Сегодня медицинская клоунада постепенно выходит за рамки благотворительных акций и праздничных мероприятий, трансформируясь в самостоятельную терапевтическую практику с чёткими профессиональными стандартами. Ключевое отличие новой модели — переход от эпизодических выступлений к системной психосоциальной поддержке в медицинских учреждениях. Медицинский клоун становится не просто артистом, а специалистом, который: обеспечивает регулярную эмоциональную поддержку пациентов; помогает родственникам справляться со стрессом; снижает психоэмоциональное напряжение медицинского персонала. Для полноценного признания медицинской клоунады как профессии необходимо обеспечить: 1. Чёткие квалификационные требования: профильное обучение с выдачей диплома/сертификата; обязательные знания в области медицинской психологии и медицинской деонтологии; владение специализированными арт‑терапевтическими методиками. 2. Систему непрерывного образования. 3. Социально‑экономические гарантии: официальное трудоустройство в медучреждениях; конкурентоспособную заработную плату; социальные льготы, предусмотренные для медицинских работников. 4. Институциональное признание: включение в реестр профессий; разработку профессионального стандарта; интеграцию в систему здравоохранения на федеральном уровне. Формирование профессии медицинского клоуна принесёт пользу всем участникам процесса: пациентам — стабильное снижение тревожности и болевого синдрома; родственникам — психологическая разгрузка в период лечения близких; врачам — уменьшение эмоционального выгорания; учреждениям — повышение качества медицинской помощи и репутации. Таким образом, медицинская клоунада эволюционирует от волонтёрской инициативы до полноценной профессии с чёткими компетенциями, системой подготовки и достойной оплатой труда. Это позволит обеспечить непрерывную терапевтическую поддержку в медицинских учреждениях и закрепить статус специалиста‑клоуна как неотъемлемого звена системы здравоохранения. В АНО "Центр развития медицинской клоунады «ЗДЕСЬ С ТОБОЙ» разрабатывают методические материалы для медицинских клоунов и ищут спонсора для проведения научных исследований[17][18][19].
Фестивали, конкурсы клоунов
В России ежегодно проходят фестивали уличных театров, где участвуют клоуны. В г. Архангельск с 26 июня по 29 июня 2025 года прошёл XXXI фестиваль уличных театров. На нём участвовали Клоун Авабука и Клоунесса Скрипа (Санкт-Петербург), Театр клоунов ПАМПУШ (Москва) и другие артисты из разных городов и стран[7].
Второй Фестиваль Новой Клоунады — проект Нового Русского Цирка при поддержке Президентского фонда культурных инициатив продолжался три месяца и закончился 19 апреля 2024 года[20]. Цель фестиваля: возрождение и модернизация отечественной клоунады; формирование нового образа национального юмора; создание культурного символа — современного клоуна как инфлюенсера для молодёжи. Основная часть мероприятия — Лаборатория, включавшая: мастер‑классы; лекции;тренинги от теоретиков и практиков театрального и циркового искусства. В работе участвовали драматурги, режиссёры, хореографы, композиторы, художники по костюму и гриму, артисты[21]. Их совместная деятельность — обмен опытом, разработка реприз, экспериментирование с образами — стала значимым явлением для отечественной клоунады. Итогом фестиваля стал показ номеров, продемонстрировавший творческие результаты проекта[22][23].
Первый фестиваль клоун‑ и мим‑театров «Карандаш-фест», посвящённый артисту советского цирка Михаилу Румянцеву (псевдоним — Карандаш), состоялся в городе Старица (Тверская область) в августе 2025 года. Мероприятие привлекло несколько тысяч зрителей. Фестиваль получил широкое международное освещение в средствах массовой информации. Благодаря профессиональной фотосъёмке Павла Беднякова (фотограф Associated Press), мероприятия фестиваля были представлены в ряде авторитетных зарубежных изданий: британской прессе (The Guardian, The Independent), канадской La Presse, а также в газетах десяти штатов США. Помимо печатной прессы, событие привлекло внимание мировых телеканалов, использовавших материалы агентства Reuters. Репортажи о клоунском фестивале транслировались на следующих телеканалах: индийский The Daily Guardian; мексиканский A Tiempo; китайский NTD; CNN Индонезия; пакистанский Dawn News и др. Таким образом, «Карандаш‑фест» вошёл в число наиболее заметных мировых событий первых выходных августа[10].
Фильмы про клоунов
«Клоун и дым» (1968 год). Режиссёры: Нинель (Нелли) Ненова — Цулая, Гено (Геннадий) Цулая, в ролях: Пантелеймон Крымов. Короткометражный фильм, созданный на основе реальных событий, переносит зрителя в декабрь 1943 года — в концентрационный лагерь Бухенвальд. В рождественскую ночь один из узников, зарегистрированный под номером 156238, решается на смелый поступок. Он пробирается в барак, где содержатся дети, и приносит с собой скромную ёлочку. Дерево украшено лишь красной звёздочкой и кусочками жестяных консервных банок. Этот простой жест преображает мрачное пространство. В ту ночь стены барака впервые наполняются искренним детским смехом, а слёзы на лицах ребят — только от переполняющего их счастья. Всё благодаря выступлению необыкновенного артиста — клоуна по прозвищу Хаха[24].
Награды
На Международном цирковом фестивале в Монако в 2019 году коллектив «Королевский цирк Гии Эрадзе» (структурное подразделение «Росгосцирка») добился значительного успеха, удостоившись двух высших наград мероприятия — «Золотого клоуна» и «Серебряного клоуна», которые традиционно именуют цирковым «Оскаром». «Золотой клоун» — высшая награда фестиваля — присуждена коллективу «Королевский цирк Гии Эрадзе». Это первый случай в истории современной России, когда цирковой коллектив получил столь престижную награду. «Серебряный клоун» — вручён группе акробатов под руководством Михаила Филинова за номер «Встречные качели»[25].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Гурович В. А. Клоунада. БРЭ. Дата обращения: 16 ноября 2025.
- ↑ Никулин, Юрий Владимирович. ТАСС. Дата обращения: 16 ноября 2025.
- ↑ Болотин В. Десять занимательных фактов из биографии клоуна Карандаша. ФГБУ «Редакция «Российской газеты» (9 декабря 2013). Дата обращения: 16 ноября 2025.
- ↑ Попов, Олег Константинович. ТАСС. Дата обращения: 16 ноября 2025.
- ↑ Биография Леонида Енгибарова. РИА НОВОСТИ (2 марта 2020). Дата обращения: 16 ноября 2025.
- ↑ Фестиваль уличных театров в Архангельске вошел в топ-15 культурных событий России этого лета. Газета "Правда Севера" (7 сентября 2017). Дата обращения: 16 ноября 2025.
- ↑ 7,0 7,1 XXXI Международный фестиваль уличных театров 26-29 июня 2025. Архангельский молодёжный театр Виктора Панова. Дата обращения: 16 ноября 2025.
- ↑ «Флюгер» закрутил Пермь в вихре уличного театра. Фоторепортаж. Информационное агенство URA.RU (10 августа 2025). Дата обращения: 16 ноября 2025.
- ↑ В Тверской области прошёл фестиваль, посвящённый клоуну Карандашу. ТАСС (2 августа 2025). Дата обращения: 16 ноября 2025.
- ↑ 10,0 10,1 Фестиваль в Старице вошел в список самых ярких событий выходных во всем мире. Карандаш-фест. Дата обращения: 16 ноября 2025.
- ↑ Специальности. ФГБПОУ "Государственное училище циркового и эстрадного искусства им. М. Н. Румянцева (Карандаша)".. Дата обращения: 16 ноября 2025.
- ↑ Профессия клоун. Институт театрального искусства им. Народного артиста СССР И. Д. Кобзона. Дата обращения: 16 ноября 2025.
- ↑ Полякова В. А. Лубочная картинка как средство повышения уровня профессионального мастерства сергиевских и богородских игрушечников // Традиционное прикладное искусство и образование. — 2020. — № 4 (35).
- ↑ Болотин В. Десять фактов о ресторанах McDonald's, которые вы могли не знать. ФГБУ «Редакция «Российской газеты» (14 января 2014). Дата обращения: 13 ноября 2025.
- ↑ Гурович В. А. Буффонадный клоун. БРЭ (20 мая 2022). Дата обращения: 16 ноября 2025.
- ↑ Хожателева Ю. Самому мимимишному театру России исполнилось 25 лет: Куклачев и его 300 кошек // АО ИД "Комсомольская правда" : сайт. — 2015. — 17 октября.
- ↑ Год работы медицинских клоунов в ЕМС. Группа компаний Европейский медицинский центр (14 октября 2025). Дата обращения: 16 ноября 2025.
- ↑ О нас.. Автономная некоммерческая организация "Центр развития медицинской клоунады "ЗДЕСЬ С ТОБОЙ". Дата обращения: 16 ноября 2025.
- ↑ Мы в СМИ. Автономная некоммерческая организация "Центр развития медицинской клоунады "ЗДЕСЬ С ТОБОЙ". Дата обращения: 16 ноября 2025.
- ↑ В Москве пройдет следующий этап Лаборатории II Фестиваля Новой Клоунады. Президентский фонд культурных инициатив (22 марта 2024). Дата обращения: 16 ноября 2025.
- ↑ Доцент кафедры Драматургии и Киноведения Константин Фёдоров принял участие в Лаборатории и во Втором фестивале новой клоунады в Москве. С-Петербургский Государственный институт кино и телевидения (СПбГИКиТ) (2 мая 2024). Дата обращения: 16 ноября 2025.
- ↑ Второй Фестиваль Новой Клоунады. ФКУ «Цифровая культура. Дата обращения: 16 ноября 2025.
- ↑ Глазами клоунов: итоги Второго Фестиваля новой клоунады. РСИ "Первый национальный" (28 мая 2024). Дата обращения: 16 ноября 2025.
- ↑ Клоун и дым. ВГТРК/ГТК Телеканал «Россия». Дата обращения: 16 ноября 2025.
- ↑ Чернышов Павел. Артисты «Росгосцирка» завоевали «Золотого клоуна». АО "ИД "КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА" (21 января 2019). Дата обращения: 16 ноября 2025.