Стендап (жанр)
Стенда́п–коме́дия (стенда́п) (англ. stand-up comedy) — жанр комедийного искусства, в котором комик выступает перед живой аудиторией, общаясь напрямую со зрителями. Исполнителя называют стенда́п-ко́миком, ко́миком или стенда́пером. Выступления обычно проходят в специализированных комедийных клубах, барах, театрах и других публичных местах[1].
Материал стендап-комиков преимущественно состоит из монологов, включающих остроумные наблюдения, шутки и истории. Некоторые исполнители дополняют свои выступления музыкальными инструментами, фокусами. Стендап распространяется через живые выступления, а также посредством аудио- и видеозаписей, телевидения и интернет-платформ[2].
Содержание
Содержание стендап-выступлений характеризуется разнообразием тем и подходов к их раскрытию. Комики часто обращаются к повседневным ситуациям, социальным проблемам и личному опыту, преподнося их через призму юмора.
Структура выступления обычно включает в себя несколько компонентов:
- «Сетап» — вступительная часть шутки, которая создаёт контекст и ожидания у аудитории.
- «Панчлайн» — неожиданная концовка, вызывающая смех.
Опытные комики комбинируют эти элементы, создавая сложные комедийные конструкции. Темы стендапа охватывают широкий спектр: от бытовых ситуаций до политики и философских вопросов. Многие комики специализируются на определённых областях, например, на отношениях, культурных различиях или социальной критике. Часто затрагиваются табуированные темы, что позволяет публике по-новому взглянуть на привычные вещи[1].
Техника подачи материала играет лидирующую роль в стендапе. Комики используют различные приёмы:
Важным аспектом является умение взаимодействовать с аудиторией, реагировать на её реакцию и импровизировать:
- дополнять выступления музыкальными элементами, создавая комедийные песни или пародии;
- использовать реквизит или визуальные фишки для усиления юмористического эффекта;
- устраивать комедийные лекции или интерактивные шоу с участием зрителей.
Содержание стендапа часто отражает текущие социальные тенденции и культурный контекст. Комики выступают в роли своеобразных комментаторов общества, высмеивая его недостатки и противоречия. Стендап не только развлекательный, но и социально значимый жанр, способным влиять на общественное мнение[1].
История
Греческие корни
Истоки стендап-комедии можно проследить до древнегреческой паррезии, практиковавшейся в V веке до нашей эры Парресия представляла собой форму свободного высказывания, где оратор выражал свои мысли без цензуры и страха перед последствиями. Выступления способствовали развитию демократии в Афинах и стали предшественницей современного стендапа.
Философы-киники, такие как Диоген Синопский, использовали паррезию для критики социальных норм и власти. Их выступления часто включали элементы юмора и сатиры, что роднит их с современными стендап-комиками. Диоген, известный своими эксцентричными выходками, мог считаться прототипом стендап-комика, использующего шокирующие приёмы для донесения своих идей[3].
Аристофан, древнегреческий комедиограф, внёс вклад в развитие комедийного жанра. Его пьесы, насыщенные политической сатирой и социальной критикой, часто включали монологи, напоминающие современный стендап. Аристофан использовал юмор как инструмент для обсуждения серьёзных общественных проблем.
Эпикурейцы, последователи философа Эпикура, также практиковали форму публичных выступлений, близкую к стендапу. Они использовали юмор и иронию для обсуждения философских концепций, делая их доступными для широкой аудитории. Традиция сочетания интеллектуального содержания с развлекательной формой стала характерной чертой многих современных стендап-выступлений.
Платон в своих диалогах часто использовал юмор и иронию, демонстрируя силу остроумия в философских дискуссиях. Его метод майевтики, искусства задавать вопросы для стимулирования критического мышления, можно рассматривать как прообраз интерактивного элемента в стендап-комедии[4].
Европейские варьете
Европейские варьете, появившиеся в начале XVIII века, стали предшественниками современной стендап-комедии. Театр «Варьете», открывшийся в Париже в 1720 году, положил начало новому формату развлечений, включавшему музыкальные сценки и фарсы. Название «варьете» стало нарицательным, распространившись по всей Европе и США.
В разных странах варьете приобретали национальные особенности. В Англии они известны как мюзик-холлы, во Франции — как кафе-шантаны. Комедия была одним из ключевых элементов варьете, наряду с музыкальными и танцевальными номерами. Выступления комиков в варьете отличались краткостью и динамичностью, что впоследствии стало характерной чертой стендапа.
Варьете создали уникальную атмосферу непосредственного контакта артиста с публикой. Комики часто обращались к актуальным социальным темам, используя юмор как инструмент критики и комментария общественных явлений[5].
Великобритания
В Великобритании развитие стендап-комедии тесно связано с традицией мюзик-холлов XVIII-XIX веков. Мюзик-холлы предоставляли площадку для выступлений комиков, чьи номера подвергались предварительной цензуре канцелярией лорда великого камергера Англии. Закон о театрах 1968 года отменил театральную цензуру, что значительно расширило творческие возможности комиков.
Послевоенный период ознаменовался упадком мюзик-холлов из-за конкуренции со стороны телевидения и радио. К 1970-м годам мюзик-холлы практически исчезли, уступив место новым форматам комедийных выступлений. Клубы для рабочих стали новыми площадками для комиков, где они выступали наряду с певцами и другими артистами.
Популярные комики из клубов быстро перешли на телевидение, создавая варьете-шоу, которые снимались непосредственно в клубах. Переход способствовал широкому распространению комедийного жанра и формированию новой аудитории. С 1970-х годов в Великобритании начал преобладать американский стиль стендапа.
В 1979 году открылся лондонский комедийный клуба Comedy Store, названный в честь американского аналога. С 1979 года ознаменовалась новая эра в британской комедии, приблизив её к современному формату стендапа. Многие британские комики попали под влияние американских коллег, что привело к синтезу британских традиций и американского стиля выступлений.
Британская стендап-сцена породила множество известных комиков, таких как Эдди Иззард, Джимми Карр и Рики Джервейс, которые стали популярны не только в Великобритании, но и за её пределами. Их успех способствовал дальнейшему развитию и международному признанию британской школы стендапа[6][5].
США
Развитие стендап-комедии в США тесно связано с традицией водевиля, популярной в конце XIX-начале XX века. Марк Твен, хотя и не являлся стендап-комиком в современном понимании, считается предвестником жанра благодаря своим публичным выступлениям, напоминавшим современный стендап.
К 1930-м годам водевиль пришёл в упадок из-за роста популярности кинематографа, телевидения и радио. Бывшие артисты водевиля переходили в новые медиа или прекращали творческую деятельность. Комики начали выступать в ночных клубах, многие из которых контролировались мафией.
В 1940-х годах появился термин «стендап-комедия». Приставка stand-up в жаргоне мафии означала нечто «проверенное» или «надёжное». Впоследствии термин потерял изначальный смысл и стал обозначать комика, выступающего на сцене.
1950-е годы ознаменовались выходом комедии из-под контроля организованной преступности и формированием независимой комедийной сцены. В послевоенный период произошёл «взрыв» стендап–комедии: по всей Америке открывались новые комедийные клубы. К 1970 году стендап стал основной формой юмористического выступления на сцене в США.
У истоков американского стендапа стояли такие комики, как Ленни Брюс, Ричард Прайор, Джордж Карлин, Билл Косби и Вуди Аллен[7]. Эти «первопроходцы» сталкивались с цензурой и юридическими проблемами из-за содержания своих выступлений. Ленни Брюс неоднократно подвергался арестам за непристойность, а номер Джорджа Карлина «Семь ругательств» стал предметом судебного разбирательства в Верховном суде США.
1980-е годы стали периодом первого «бума» стендап-комедии. Появились национальные суперзвёзды, вышедшие из стендапа: Эдди Мёрфи, Джерри Сайнфилд, Розанна Барр. Стендап-комедия транслировалась на многих телеканалах, открывались новые клубы, и в жанр приходило множество новых комиков.
В 1990-х годах наступил кризис перенасыщения рынка. Избыток комедийных клубов привёл к снижению качества выступлений, что повлекло падение популярности жанра и закрытие многих заведений. Однако это не остановило развитие стендапа, а лишь привело к его трансформации и появлению новых форматов выступлений[8][5].
Россия
В России развитие стендап-комедии имеет свою уникальную историю, тесно связанную с советской эстрадной традицией. Выступления таких артистов, как Аркадий Райкин, Михаил Жванецкий, Ян Арлазоров и Михаил Задорнов, пользовались популярностью ещё с советских времён. Исполнители выступали перед живой аудиторией и обращались к ней напрямую. Они создали фундамент для развития современного российского стендапа.
Термин «стендап» в советское время не использовался применительно к этим артистам, но их творчество ретроспективно рассматривается как предшественник жанра в России. Аркадий Райкин стал пионером сатирического монолога, часто затрагивая острые социальные темы в своих выступлениях.
Интерес к стендапу в западном стиле начал формироваться в России на фоне распространения записей и переводов выступлений зарубежных комиков. Первым шоу на российском телевидении, позиционировавшим себя как «стендап-шоу», стала передача «Центральный микрофон» на канале СТС, вышедшая в конце 2012 года. В 2013 году на телеканале ТНТ было запущено шоу Stand Up, ставшее одним из ключевых проектов в популяризации жанра в России. В 2014 году на СТС стартовал проект «Ленинградский Stand-Up клуб», расширивший представление аудитории о формате стендап-комедии.
Современная российская стендап-сцена характеризуется разнообразием стилей и подходов, сочетая в себе элементы традиционной советской сатиры и западного стендапа. Комики затрагивают широкий спектр тем, от бытовых ситуаций до острых социальных и политических вопросов, адаптируя жанр к российским реалиям[9].
Самые известные комики
Зарубежные
Самыми известными зарубежными комиками признаны[10]:
- Ленни Брюс;
- Ричард Прайор;
- Джордж Карлин;
- Билл Косби;
- Вуди Аллен;
- Эдди Мёрфи;
- Робин Уильямс;
- Джерри Сайнфелд;
- Дара О’Брайен;
- Луи Си Кей;
- Билл Берр;
- Эдди Иззард .
Российские
Самыми известными российскими комиками признаны[11]:
- Евгений Чебатков;
- Сергей Орлов;
- Нурлан Сабуров;
- Александр Малой;
- Стас Старовойтов;
- Зоя Яровицина;
- Ирина Мягкова;
- Павел Дедищев;
- Иван Усович;
- Дмитрий Коваль.
Словарь стендапа
Слова, используемые в стендапе[10]:
- Сетап — начало шутки, заход на то, что скоро зрителю будет смешно, как правило, описание какой-то ситуации.
- Панчлайн (панч) — собственно, сама шутка, самое смешное. Обычно в панчлайне разрушается ожидание, созданное в сетапе.
- Тег — дополнительный панчлайн. Чтобы не придумывать новый сетап, как правило, несмешной, комик, как правило, использует несколько шуток-добивок, которые по-разному поворачивают ситуацию.
- Отыгрыш (или акт-аут) — небольшая сценка, где комик перевоплощается в других людей или даже предметы. Используется обычно для пародии.
- Бит (блок) — шутка, а чаще набор шуток на одну тему. Битом будет и одна короткая шутка на какую-то тему или целая рассказанная история с десятком шуток.
- Сет (выступление) — набор из нескольких битов. Продолжительность — самая разная, от пары минут до пары часов.
- Сетлист — «список битов для сета». Обычно комик пишет их на листке или у себя на руке, чтобы не забыть.
- Спешл — стендап-концерт комика, записанный специально для канала или интернет-сервиса.
- Материал — весь набор шуток, который есть у комика.
- Ванлайн — короткая шутка из одного-двух предложений.
- Сторителлинг — рассказывание историй. Сторителлинг существует внутри стендапа как самая популярная форма рассказа комедии.
- Выступить в тишину — неудачное выступление, когда зрители не смеялись.
- Крикун ( хеклер) — зритель, мешающий выступающему, чаще своими выкриками. Люто нелюбим комиками.
- Открытый микрофон — мероприятие, на котором любой желающий может показать своё творчество на сцене. Название шоу на ТНТ
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Ярцев А. «Юмор. Стендап. Психология сцены. Пособие для артистов и им сочувствующих». — ООО: Издательские решения, 2017. — 122 с. — ISBN 9785449012678.
- ↑ Рупор современности: краткая история и интересные факты о стендапе . VokrugSveta.ru. Дата обращения: 8 ноября 2024.
- ↑ Нахов И.М. Философия киников. — М.,: Наука, 1982. — 223 с.
- ↑ Шахнович М. М. Эпикуреизм // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН. — 2-е изд. испр. и доп.. — М.,: Мысль, 2010.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 История стендапа: как «низкое» искусство стало всемирным хитом . Теории и практики. Дата обращения: 8 ноября 2024.
- ↑ Как появился стендап . artforintrovert.ru. Дата обращения: 8 ноября 2024.
- ↑ Allen W. Mere Anarchy. — Ebury Press, 2007. — 163 с.
- ↑ Откуда мы знаем о Стиве Мартине и Эми Шумер ...или краткая история о том, как появился стендап. . biletmarket.ru (14 мая 2018). Дата обращения: 8 ноября 2024.
- ↑ Микрофон и барный стул: что происходит со стендапом в России . Газета.ру. Дата обращения: 8 ноября 2024.
- ↑ 10,0 10,1 Комики в городе. Что такое стендап и зачем он нужен . Петербургский дневник (2 января 2019). Дата обращения: 8 ноября 2024.
- ↑ 10 лучших стендап-комиков России и их шутки: Нурлан Сабуров, Алексей Щербаков и Ирина Мягкова . Комсомольская правда. Дата обращения: 8 ноября 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |