Карнавал в Рио-де-Жанейро

Карнавал в Рио-де-Жанейро
Desfile Portela 2014 (906185).jpg
Тип Культурный, религиозный
Значение празднование перед постным сезоном Великого поста
Отмечается с 1723 года
Дата пятница перед Пепельной средой (51 день до Пасхи)
Празднование парады, вечеринки, представления под открытым небом
Связан с Карнавал, Бразильский карнавал, Пепельная среда, Великий пост
Танцовщица

Карнавал в Рио-де-Жанейро (порт. carnaval carioca, carnaval do Rio, Rio carnaval) ― ежегодный фестиваль; один из главных национальных праздников Бразилии. Проходит в феврале-марте в течение четырёх дней (с субботы по вторник) и заканчивается в ночь на Пепельную среду, перед началом Великого поста по католическому календарю (даты проведения карнавала подвижные). Первый карнавальный фестиваль в Рио-де-Жанейро состоялся в 1723 году[1]. Официально карнавал был признан праздником в 1920-х годах, когда был установлен его современный формат

Это праздник, где сотни школ самбы, разделённых на пять групп, демонстрируют свои парады и украшения. Они объединяют людей из одного района или с общими культурными корнями, чтобы вместе участвовать в карнавале.

Для проведения мероприятий в городе было возведено уникальное сооружение — Самбодром (1984, архитектор Оскар Нимейер). Это впечатляющая 700-метровая улица, оборудованная трибунами с обеих сторон, способными вместить до 80 тысяч зрителей.

История

Карнавал — это сложное и многогранное явление, которое возникло на стыке древних языческих ритуалов, церковных обрядов, народных шуток, устной литературы и уличных представлений. Он представляет собой уникальное сочетание жанров и является одним из древнейших театральных форм. Карнавал развивался на протяжении веков в культурах многих народов, особенно в Европе. Латиноамериканские народы, в том числе бразильцы, переняли европейские карнавальные традиции от колонизаторов, но при этом активно использовали и свои собственные народные корни. В результате бразильский карнавал обрёл ярко выраженную национальную самобытность, став своего рода «островом» или «очагом» традиционной культуры[2].

Карнавал в Рио-де-Жанейро прошёл долгий путь развития, претерпев значительные изменения с момента своего зарождения до наших дней. Благодаря своей неутомимой живучести и способности приспосабливаться к меняющимся социально-политическим реалиям, он сменил множество форм и обличий. До XIX века бразильский карнавал, следуя португальским обычаям, назывался «энтрудо» (от латинского «introitus», означающего «вход» или «начало»). Праздновали его за семь недель до Пасхи и за три дня до Пепельной среды, которая знаменует начало Великого поста у католиков. Главным развлечением во время энтрудо было обливание друг друга водой и осыпание различными пачкающими веществами, такими как бобы, горох, мука и другие порошки и жидкости. Изначально, по мнению исследователей, энтрудо представлял собой уличную игру без музыки и танцев[2].

Музыкальное сопровождение и развитие карнавала

Музыкальное сопровождение карнавала начало формироваться лишь в XVIII веке благодаря чернокожим рабам-ремесленникам из Рио-де-Жанейро, которые работали цирюльниками. В свободное время они учились играть на музыкальных инструментах и объединялись в уличные ансамбли, чтобы выступать на различных городских праздниках. Исследователи считают, что основной период в становлении бразильского карнавала и его музыкального стиля пришёлся на последние двадцать лет XIX века и первые тридцать лет XX века[2].

В середине XIX века, по мере того как карнавал в Рио-де-Жанейро обретал большую организованность, зародилось первое музыкальное сопровождение в виде песен зе-перейра. Эта традиция марширующих барабанщиков, пришедшая из Португалии, где они участвовали в религиозных торжествах, прочно укоренилась в Бразилии. К 1850 годам зе-перейра, одетые в португальском стиле с рубахами, широкими кожаными поясами и деревянной обувью, и издающие оглушительный грохот своими барабанами бумбо, стали неотъемлемой частью уличных карнавалов Рио-де-Жанейро. Важным этапом в развитии аутентичной карнавальной музыки Рио-де-Жанейро стало появление в конце XIX века уникального медленного карнавального жанра — марша-раншо, который стал первой авторской композицией, сочиненной специально для карнавала. Развитие жанра было обусловлено появлением усовершенствованных карнавальных форм — раншос (порт. ranchos), где музыка играла ключевую роль[2].

Раншос были яркими, украшенными процессиями, в которых участвовали многочисленные персонажи в костюмах. Во главе шествия шли знаменосец, карнавальный король и королева, а также три мастера-дирижёра, отвечавшие за музыкальное, вокальное и танцевальное сопровождение. Мелодичные и нежные марши-раншо оказали значительное влияние на уличные карнавалы, способствуя переходу от народных форм к более профессиональному и авторскому музыкальному творчеству. В то время как на улицах Рио-де-Жанейро в конце XIX века процветали самобытные вокально-инструментальные жанры, в закрытых салонах городской элиты по-прежнему доминировали европейские танцы[2].

Развитие в XIX — начале XX века

Ла матиче, машише, маттечиче или максиксе, иногда называемая бразильским танго, танец, возникший в Рио-де-Жанейро в 1868 году.

В конце XIX — начале XX века карнавальная музыка окончательно сформировалась как триединое целое, включающее танец, вокал и исполнение на музыкальных инструментах. Важную роль в этом процессе сыграл уличный театр Рио-де-Жанейро, где популярные комедии сопровождались польками и машише с пением и стихами. Эти мелодии быстро подхватывались народом и звучали повсюду: на улицах, в барах, на карнавальных балах и во время праздничных шествий. Пение постепенно стало неотъемлемой составляющей музыкального оформления бразильского карнавала[3].

Дальнейшее развитие карнавальной музыки происходило благодаря популяризации военно-духовых оркестров на карнавале в начале XX века, которые маршировали по улицам Рио-де-Жанейро, своей громкой оживленной музыкой увлекая за собой танцующую толпу. Вскоре у каждого оркестра появилась своя команда капоэйристов, которые «зажигали» публику своими акробатическими танцами перед началом выступления. Быстрый темп и резкие движения капоэйры вдохновили оркестры, изменив манеру исполнения маршевой музыки. Военные марши, исполняемые оркестрами, приобрели ритмику капоэйры, став более лёгкими и подвижными («подпрыгивающими»)[4].

Так родилась маршинья — новый жанр карнавальной музыки, представляющий собой быстрый, танцевальный марш в мажорном ключе и двухдольном размере. В отличие от сентиментальных и лиричных произведений марша-ранша, маршинья, как правило, отличалась поэтическими текстами с ярко выраженным сатирическим и вольным содержанием. В основе «Маршинья» лежат полька, кадриль, вальс, чарльстон. Постепенно маршинья распространилась среди самых широких слоев населения Рио-де-Жанейро, благодаря творчеству ансамблей уличных музыкантов — шоро, состоявшие из гитар, флейты, кларнета, бубна, а также бразильских струнных инструментов: бандолины и кавакиньо. Маршинья пользовалась огромной популярностью на карнавале в начале XX века, а в 1917 году в Рио-де-Жанейро на сцене появился новый музыкальный жанр — городская карнавальная самба[4].

Возникновение самбо

Самба (танец)

Происхождение городской карнавальной самбы до сих пор вызывает споры среди учёных. Многие считают, что она возникла из смешения разных музыкальных стилей. Считается, что само название «самба» происходит от ангольского слова семба (порт. semba), обозначающего «столкновение пупками». Жители бедных кварталов Рио-де-Жанейро, в основном потомки бывших рабов африканского происхождения и люди смешанной расы, испытали сильное влияние религии кандомбле. Это привело к расцвету фольклорной самбы-де-рода. После религиозных церемоний устраивались народные гуляния, где все желающие могли петь и танцевать. Жрицы кандомбле, известные как байаны, не только проводили обряды, но и готовили традиционные африканские блюда и сладости, помогали шить карнавальные костюмы и часто принимали у себя дома представителей творческой элиты, связанной с карнавалом. Со временем дома байан в Рио-де-Жанейро превратились в центры притяжения для известных музыкантов и композиторов. В доме Тиа Сиаты (1854—1924), известной своими шумными музыкальными вечеринками, в 1917 году была создана первая городская карнавальная самба «Pelo telephone» («По телефону»)[5].

Городская самба, возникшая в Рио-де-Жанейро на фоне музыкального разнообразия, вобрала в себя черты предыдущих карнавальных жанров. От маршиньи она получила лёгкость, быстрый темп и остроту текстов. Синкопированный ритм лунду (также пишется как ланду или ландум)[6] и матчиш (машише) стал основой аккомпанемента. Машише также повлиял на танцевальные элементы самбы: чувственность, экспрессию и ритмическую свободу. От шоро самба унаследовала импровизационность и мелодическую гибкость[4]. Особенности школ самбы сделали их идеальным форматом для масштабных празднеств. Уже почти век они являются главной карнавальной формой Рио-де-Жанейро и олицетворяют современный бразильский карнавал[7]

Инструментальный компонент школ

В основе музыкального сопровождения школ самбы лежит ансамбль ударных инструментов, известный как «батерия». Эта «батерия» задает ритм для вокальных партий и координирует движения всех участников шествия. Звучание достигается за счёт наложения и взаимодействия ритмических рисунков, создаваемых различными ударными инструментами, каждый из которых выполняет свою роль в общем ансамбле.

Главную роль в звучании «батерии» играет индивидуальный стиль игры музыкантов-ударников. Эти уникальные особенности, которые сложно передать нотной записью, являются определяющими, в то время как [ноты служат лишь упрощённой инструкцией. Каждая школа самбы обладает своими уникальными чертами в инструментальном компоненте, включая состав инструментов, характерные ритмические рисунки и музыкальные фразы, которые отличают одну школу от другой[8].

Подготовка к параду

Репетиции начинаются задолго до праздника. Каждая школа самбы выбирает одну узнаваемую бразильскую тему (например, политику, природу или спорт). Для воплощения выбранной темы школы создают оригинальные песни, костюмы и танцевальные номера. Сначала выступают десять лучших школ, за которыми следуют коллективы из младших лиг. Переход школы в другую категорию зависит от её успехов в прошлом году. Особое место в шествии отводится повозкам, на которых едут так называемые «дестаквес» — основной состав выступающих. Некоторые повозки везут гигантские человеческие фигуры или марионетки. На этих повозках также располагаются группы гимнастов и акробатов. Возле повозок танцуют «пасситас» — полуобнаженные танцовщицы из элитных коллективов. Каждая тематическая процессия проходит по всей длине Самбодрома. Зрительские места разделены: общие сектора расположены слева от движения, а дорогие ложи для почётных и богатых гостей — справа. В одной из лож находится жюри[9].

Карнавал в Рио-де-Жанейро — событие мирового масштаба, о котором пишут и говорят все: от бразильских до международных СМИ. Круглосуточные репортажи с места событий транслируются на местных телеканалах. Ведущие мировых телеканалов, включая российские, приезжают в Рио, чтобы делиться впечатлениями и комментировать происходящее[9].

Парад-соревнование школ самбы

Король Момо — образ короля карнавала

К началу 1980-х годов парад-соревнование школ самбы стал организацией национального масштаба и главным источником дохода в секторе туризма. В связи с этим в 1984 году в Рио-де-Жанейро был воздвигнут Самбодром — гигантская платформа с трибунами, специально предназначенная для выступлений школ самбы[7].

Каждую ночь на Самбодроме выступают по шесть школ, каждая из которых насчитывает от 4 до 6 тысяч участников. Во время парада каждая школа представляет танцевальную композицию самбы. Для безупречного выступления она дифференцирована и разделена на специализированные секции, называемые алами, которые выходят на сцену по очереди. Основными секциями являются: передовой отряд, ала байан, Старая Гвардия, секция ударных инструментов[8]. Жюри из 40 человек оценивает все элементы представления: музыку, костюмы, платформы и, в первую очередь, слаженность и синхронность движений танцоров, которые двигаются в такт музыке, задаваемой свистками и барабанами. Завершает мероприятие парад победителей, в котором участвуют лучшие школы самбы, определённые по итогам «битвы»[1].

В Рио-де-Жанейро карнавал — это не только парад официальных школ самбы. Здесь существует более 150 карнавальных групп, которые не связаны строгими правилами и рады всем, кто хочет присоединиться. Главные персонажи карнавала — это[1]:

  • Королева: её выбирают на год вперёд из множества претенденток в ходе конкурсов красоты
  • Король Мому: муж королевы
  • Маландру: весёлый и остроумный бродяга, своего рода шут карнавала

Роль Короля Мому исполняет мужчина в возрасте от 18 до 50 лет, весом не менее 110 кг. До 1940-х годов его изображала кукла[1]

Согласно регламенту, каждая школа самбы на карнавальном параде имеет в своем распоряжении примерно полтора часа. За этот отведенный срок вся многочисленная команда школы должна преодолеть Самбодром и успешно завершить своё выступление в установленное время[10].

Уличные карнавалы

Кордао-да-Бола-Прета, старейший квартал на карнавале в Рио-де-Жанейро

Карнавал в Рио-де-Жанейро утратил свою прежнюю стихийность и народный дух, став тщательно спланированным и строго организованным зрелищем. Теперь это дорогостоящее театрализованное представление, которое оказалось практически недоступным для малоимущих жителей города[10].

Уличные карнавалы в Рио-де-Жанейро, которые считаются более доступными для простых бразильцев, в отличие от мероприятий на Самбодроме, где выступают профессионалы в роскошных костюмах. Оба вида карнавала — важная часть бразильской жизни, но уличный карнавал, который называют «блоками», более демократичен и доступен каждому. Чтобы принять участие в уличном карнавале, особых требований нет. Уличные празднования начинаются задолго до официальных карнавальных дней и продолжаются после их завершения. Бразильцы танцуют, веселятся и развлекаются на уличных «блоках». Желающих принять участие в карнавале очень много. Иногда для проведения праздника перекрывают целые улицы и даже районы[11].

Влияние и значимость

Карнавал в Рио-де-Жанейро не только развлекает, но и способствует культурному обмену и экономическому развитию региона. Это событие укрепляет национальную идентичность Бразилии и способствует развитию туристической индустрии.

  • Экономическое значение — карнавал приносит экономике Рио миллиарды долларов ежегодно за счёт туризма, отелей, ресторанов, транспорта и продажи сувениров. В период подготовки создаёт до 150 тысяч временных рабочих мест[12].
  • Культурное значение — единение людей во время праздничных мероприятий считается одним из способов формирования гражданского общества и укрепления национальной идентичности.
  • Социальные и политические темы — с годами карнавал стал сценой для социального и политического выражения. Многие самба-школы используют свои выступления, чтобы подчеркнуть насущные проблемы, такие как расовое неравенство, политическая коррупция и экологические проблемы[13][12].

Литература

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Погадаев В. А. Бразильский карнавал. Большая российская энциклопедия 2004—2017. old.bigenc.ru. Дата обращения: 24 октября 2025.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Конопалева Е. В. Музыка Карнавала в Рио-де-Жанейро: история и современность // Вестник КемГУКИ : журнал. — 2013. — № 25. — С. 166—176. — ISSN 2078-1768.
  3. Конопалева Е. В «Музыка Карнавала в Рио-де-Жанейро: история и современность», 2013, с. 170.
  4. 4,0 4,1 4,2 Конопалева Е. В «Музыка Карнавала в Рио-де-Жанейро: история и современность», 2013, с. 171.
  5. Конопалева Е. В «Музыка Карнавала в Рио-де-Жанейро: история и современность», 2013, с. 172.
  6. стиль афро-бразильской музыки и танца, с происхождением от африканского народа банту и португальцев
  7. 7,0 7,1 Конопалева Е. В «Музыка Карнавала в Рио-де-Жанейро: история и современность», 2013, с. 173.
  8. 8,0 8,1 Конопалева Е. В «Музыка Карнавала в Рио-де-Жанейро: история и современность», 2013, с. 175.
  9. 9,0 9,1 Феоктистов П. «Заметки православного священника о Бразильском карнавале (комментарий в свете веры. Седмица. RU. sedmitza.ru (7 декабря 2006). Дата обращения: 25 октября 2025.
  10. 10,0 10,1 Конопалева Е. В «Музыка Карнавала в Рио-де-Жанейро: история и современность», 2013, с. 174.
  11. Золотухин Е. Евгений Золотухин Фотоистория Карнавала в Рио: как на фоне войн прошел самый знаменитый праздник Планеты Фотоистория Карнавала в Рио: как на фоне войн прошел самый знаменитый праздник Планеты. www.ridus.ru (3 июня 2023). Дата обращения: 25 октября 2025.
  12. 12,0 12,1 Селиванова М. Горячая самба в Рио. ria.ru/. Дата обращения: 25 октября 2025.
  13. Бразильский карнавал: Самый зрелищный фестиваль в мире. insights.made-in-china.com/ru (3 марта 2025). Дата обращения: 25 октября 2025.

Ссылки