Какая грусть! Конец аллеи... (стихотворение)
Какая грусть! Конец аллеи... | |
---|---|
Какая грусть! Конец аллеи... | |
Автор | Афанасий Афанасьевич Фет |
Язык оригинала | Русский |
Дата написания | 1861 |
«Какая грусть! Конец аллеи…» — литературное произведение Афанасия Афанасьевича Фета. Стихотворение было написано в 1862 году и относится к жанру «пейзажная лирика»[1].
История создания
Год написания разбираемого стихотворения «Какая грусть! Конец аллеи…» — 1862. Зарисовка посвящена одновременно спящей, замёрзшей до весны зимней природе и тяжёлым раздумьям лирического героя, который ощущает апатию и уныние. И то, и другое состояние прекратится только с наступлением весны. С 1860-х годов лирика Фета постепенно меняется. Атмосфера гармонии и красоты сменяется обречённости. Основные мотивы творчества поэта приобретают «сомнительные» краски, то есть А. А. Фет ярче обрисовывает противоположные стороны излюбленных им тем, он пишет о человеческом одиночестве и об обманчивости красоты[2].
В поэзии Фета зимний образ встречается чаще с проникновенными оттенками уныния и утраты, нежели с чарами волшебства. Постепенно времена года становятся универсальными символами состояний природы и души человека, могут олицетворять изменчивость жизни и её цикличность. Осень и зима рассматриваются поэтом как периоды отступления, угасания, но и как время переосмысления, внутреннего роста и возрождения. Их описание в стихах наполнено утончёнными образами, символами и метафорами, вызывающими размышления и чувственные отклики у читателя. Таким образом, зима в лирике Фета предстаёт не только как суровое время года, но и как период внутреннего преображения и духовного воззрения[3].
Поэт начинает произведения с зимне-осеннего периода, как с нынешней действительности, с окружающей его реальности, а заканчивает воспоминаниями, надеждами о весне и лете. Эта отличительная черта поздней лирики Фета.
«Какая грусть! Конец аллеи...» является частью сборника «Соловьиное эхо».
Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез в пыли,
Опять серебряные змеи
Через сугробы поползли.
На небе ни клочка лазури,
В степи всё гладко, всё бело,
Один лишь ворон против бури
Крылами машет тяжело.
И на душе не рассветает,
В ней тот же холод, что кругом,
Лениво дума засыпает
Над умирающим трудом.
А всё надежда в сердце тлеет,
Что, может быть, хоть невзначай,
Опять душа помолодеет,
Опять родной увидит край,
Где бури пролетают мимо,
Где дума страстная чиста, —
И посвящённым только зримо
Цветёт весна и красота.
Начало 1862[4]
Тема, жанр, композиция
Аллея, встречающаяся в стихотворении, становится символом пути жизни, который приводит к неизбежному концу. Конец аллеи отражает конец пути, окончание некоего этапа жизни или определённого периода. Этот образ вызывает у автора чувство грусти и тоски, так как он осознает утрату чего-то важного и неповторимого.
Природные образы, такие как лиственные деревья или шелест листьев, усиливают эмоциональную нагрузку стихотворения, создавая атмосферу умиротворения и меланхолии. Уникальность природы, её красота и бесконечность подчёркивают временность и уязвимость человеческого существования.
Таким образом, стихотворение отражает лирическое настроение автора, его внутренние переживания и откровения, используя природные образы как средство выражения. Эмоциональная глубина и метафоричность образов делают произведение более проницательным и запоминающимся для читателя.
Тема
Тема стихотворения «Какая грусть! Конец аллеи…» — это утрата, уныние, печаль и ностальгия. В стихотворении автор обращается к конкретному месту — аллее, которая становится символом прошлого, утраченной радости и счастья. Взгляд в конец аллеи вызывает чувство грусти и тоски, возможно, из-за того, что оно ассоциируется с окончанием чего-то драгоценного и уходом времени[5].
Жанр
Жанр стихотворения «Какая грусть! Конец аллеи… — пейзажная лирика». Поэзия Афанасия Фета часто отличается глубоким лиризмом, отражением внутренних переживаний и состояний души[6].
Композиция
Композиция стихотворения представляет собой монолог, который выражает свои чувства и эмоции, погружаясь в воспоминания о прошлом и утраченном. В стихотворении мелькают образы природы, что создаёт атмосферу меланхолии и грусти, и подчёркивает тему утраты и уныния[7].
Стихотворный размер
Двусложный ямб с ударением на втором слоге.[8]
Средства выразительности
Средство выразительности | Пример |
---|---|
Метафора | «Исчез в пыли», «Опять серебряные змеи через сугробы поползли», «И на душе не рассветает». |
Эпитет | «Над умирающим трудом». |
Лексема | «Рассветает», «холод». |
Анафорические повторы | «Опять с утра исчез в пыли», «Опять серебряные змеи»; «Опять душа помолодеет», «Опять родной увидит край». |
Примечания
- ↑ Афанасий Афанасьевич Фет // cyberleninka.ru.
- ↑ Сборник романсов для средних и высоких голосов на стихи А. А. Фета . search.rsl.ru. Дата обращения: 10 февраля 2024.
- ↑ Список стихотворений Фета . elibrary.ru. Дата обращения: 10 февраля 2024.
- ↑ Стихотворение . library.ru. Дата обращения: 9 февраля 2024.
- ↑ Рассуждение по содержанию стихотворения . portalonline.ru. Дата обращения: 10 сентября 2024.
- ↑ Рассуждение по содержанию стихотворения . portalonline.ru. Дата обращения: 10 сентября 2024.
- ↑ Рассуждение по содержанию стихотворения . portalonline.ru. Дата обращения: 10 сентября 2024.
- ↑ Рассуждение по содержанию стихотворения . portalonline.ru. Дата обращения: 9 февраля 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |