Историческое время

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»

Историческое времяпонятие, используемое историками для построения логичной, связной, непротиворечивой и обоснованной картины развития человечества, в которой каждое событие занимает своё неповторимое положение.

Время как концепция истории

Время играет ключевую роль в исторической науке, являясь её основной опорой. Некоторые историки полагают, что оно представляет собой своего рода историческую субстанцию[1], в рамках которой происходят все события прошлого. Современные теории утверждают, что история движется во времени и составляет уникальную часть прошедших эпох. «Другими словами, историк не получает время как данность, существующую до начала его исследования. Время создается самим историком через его профессиональную деятельность»[1].

Как и пространство, время помогает историкам организовывать события в их мыслях. Без этой структуры, события превратились бы в хаотичный набор образов и представлений, которые невозможно осмыслить.

Время и история связаны неразрывно. История развёртывается через последовательность уникальных событий, упорядоченных по принципу «раньше, чем», создавая тем самым понятие времени.

Историческое время представляет собой особую форму времени, используемую историками для воссоздания картины прошлого. Его характеристики зависят от предмета исследования — прошлого, а также от теоретических подходов к формированию образа прошлого в конкретные исторические периоды[2].

Формирование исторического времени

Доисторическая эпоха

Историческое время формируется постепенно. В доисторическую эпоху, когда перемен нет, нет и нужды в историческом времени, которое создается, чтобы точно фиксировать изменения относительно друг друга. Понятий «до» и «после» текущего момента вполне достаточно для описания обычных событий. Даже в эпоху древних цивилизаций историческое время было очень примитивным. Дж. Уитроу утверждает, что[3]

У египтян было слабое историческое чувство или представление о прошлом и будущем. Они видели мир как статичный и неизменный, созданный полностью готовым творцом. Исторические события, таким образом, представляли собой лишь поверхностные нарушения установленного порядка или повторяющиеся события неизменного значения. Прошлое и будущее - совершенно не интересные сами по себе - полностью подразумевались в настоящем... Даже для греков вся история сводилась к их современности.

В науке считается, что впервые историческое время стало доступно для осознания первыми земледельцами на рубеже неолитической эпохи. Повторяемость циклов природы вызвало к жизни понятие земледельческий цикл времени.

Первые цивилизации

Развитие категории времени всегда влияло на историописание. Вначале, когда время прошлого измерялось правлениями вождей, понтификатами, царствованиями, историк мог создавать только локальные истории, такие как истории отдельных племен или народов, городов (полисов) и т. д. Объединить их и создать единую историю было невозможно из-за отсутствия единой категории исторического времени.

Как и все другие виды времени, создаваемые человеком, историческое время не является неизменным. Жан-Поль Сартр писал[4]:

Мы должны понять, что ни люди, ни их действия не находятся во времени: время, как конкретное свойство истории, создается людьми на основе их изначального времяполагания

Периодизация истории неразрывно связана с системой летоисчисления. Наиболее распространенной является хронология нашей эры, основанная на Рождестве Христовом. Существуют и другие системы, такие как древнеримское летоисчисление, начинающееся с 753 года до нашей эры, а также византийская, иудейская и древневавилонская традиции. Также известно циклическое летоисчисление в Китае, которое начинает свой отсчет с 2578 года до нашей эры, и календари народов Америки, начинающиеся с конца IV тысячелетия до нашей эры. Исламское летоисчисление отсчитывается от Хиджры — переселения пророка Мухаммеда и первых мусульман из Мекки в Медину, которое произошло 16 июля 622 года.

Еще один древний метод периодизации истории заключается в разделении исторического процесса на эпохи в зависимости от правления отдельных правителей или династий. Многие ранние периодизации основывались именно на принципе династического управления. Так, древние египтяне определяли периоды своей истории в зависимости от действующей династии. Этот принцип также актуален в современном Японии и для периодизации древнекитайской истории. В России широко применяется деление дореволюционного периода на эпохи Рюриковичей и Романовых[5].

XX век

До XIX столетия историки пользовались традиционными концепциями времени, и только начиная с середины 1930-х годов они стали различать календарное и историческое время[6].

Календарное время — это астрономическое, однородное, формальное, непрерывное и количественное время, используемое в календарях и часах. Историческое время — это темпоральное воплощение социального опыта. Оно содержательное, качественное, прерывное и относительное. Каждая историческая реальность, будь то процесс, отношение, связь или явление, существует в рамках своего уникального исторического времени. У каждого исторического явления есть свой ритм, частота и периодичность.

Идеалистическое восприятие исторического времени базируется на кантовской идее времени как априорного свойства человеческого сознания[6].

Время - это не что иное, как форма внутреннего чувства, то есть созерцание нас самих и нашего внутреннего состояния.

В рамках идеалистического подхода к истории время является основополагающим понятием человеческого мышления, которое упорядочивает хаос реального мира в сознании человека, придавая ему последовательность, свойства, формы и течение в соответствии с мировоззрением историка. Главное отличие идеалистического понимания времени от материалистического заключается в том, что материализм рассматривает время как объективно существующее явление, а идеализм — как свойство сознания.

Историческое время в контексте идеализма определяется ключевыми мировоззренческими концепциями той эпохи, в которой работает конкретный историк. Историческое время может варьироваться по продолжительности, даже если временные отрезки формально одинаковы. Понятия эпохи и периода, тесно связанные с категорией времени, отличаются своими характеристиками, которые в основном формируются преобладающими в обществе идеями.

Историческое время и мировоззрение

Временные категории зависят от объекта применения и мировоззрения, придающего историческому времени значение и определяющего его формы и параметры. В мифологических системах время определяется смыслом преобладающего мифа, разделяемого обществом или автором истории. В христианском контексте время направлено на духовное путешествие души к Спасителю и спасению. В марксистской парадигме время используется для освобождения от эксплуатации и достижения земного рая — коммунизма. В марксизме, как и в христианстве, время продолжается, но с наступлением коммунизма история завершается, так как прекращаются изменения и развитие, наступает последний этап жизни человечества. В либеральной идеологии история завершается победой свободного общества, после чего время продолжается, что и привело Ф. Фукуяма к провозглашению конца истории[7].

Историческое время изменчиво и по отношению к прошлому, и к будущему. Оно определяется преобладающими мировоззренческими концепциями, доминирующими в обществе. Согласно зороастризму, мир существует 12 тысяч лет. В христианской традиции считалось, что начало времен приходится на 5508 год до н. э., что составляет чуть более семи с половиной тысяч лет. Современные научные представления оценивают возраст Вселенной более чем в 13 миллиардов лет.

Будущее историческое время также определяется доминирующими мировоззренческими представлениями. Библию буквально воспринимали лишь кратковременно после кончины Иисуса Христа. Второе пришествие Мессии, Страшный суд и конец времен должны были наступить при жизни поколения, современного Христу. Сам Иисус говорил об этом: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» [Евангелие от Матфея. 16:28].

Отдельные исторические школы формируют свои временные концепции. К примеру, школа Анналов использовала разработанную Ф. Броделем теорию трех времен: кратковременного, среднесрочного и долговременного. В данном контексте время историка относится к долговременному периоду, а краткое и среднее время — это категории, применяемые социологами[8]

Шкала времени

Для организации исторических событий по отношению друг к другу используется хронологическая шкала, которая позволяет точно определять временные рамки каждого события. Историческое событие не только фиксируется на конкретной точке этой шкалы, но и имеет четкое пространственное расположение.

Хронология помогает выстроить не только последовательность событий, но и, при необходимости, выявить причинно-следственные связи между ними. Поэтому хронологическая шкала является ключевым инструментом для историков. В отличие от писателей, историки строго соблюдают хронологию и не могут позволить себе разместить историческую личность или событие в несоответствующий временной отрезок, так как это нарушает одно из фундаментальных требований исторической науки[9]

Историк и время

Историк формирует в своем воображении образ прошлого, и время, которое он включает в этот образ, не является лишь его личным восприятием — оно складывается из тех представлений о времени, которые приняты в обществе на данный момент. То, какое именно время и каким образом историк включает в свою реконструкцию прошлого, зависит также от его целей и задач.

Время в историческом контексте, так же как и образ прошлого, созданный историком, является субъективным. Однако это не значит, что оно ничем не отличается от времени в литературных произведениях, которые не обязаны строго следовать хронологической шкале. Историческое время возникает там, где происходят изменения, которые ранее были невозможны. Это новое формируется человеческим творчеством и создает историю. Историческое время служит для упорядочивания этих изменений в сознании человека и помогает реконструировать прошлое. Там, где нет изменений, нет и истории. В неизменном круговороте доисторического существования прошлое, настоящее и будущее неразличимы.

Историческое время необходимо историку для создания целостной, непротиворечивой и убедительной картины прошлого, в которой каждому событию отведено свое уникальное место. Как отмечает Реймон Арон:[10]

Событие имеет мимолетный и пунктирный характер. Завершившись, оно пропадает... В целом, оно существует только в сознании: либо как акт сознания в своей мгновенности, либо как интенциональный объект какого-либо акта. Мгновенное восприятие или схваченность мгновенности, оно недоступно, неуловимо, выходит за рамки всякого знания

Историк связывает время своего рассказа с астрономическим временем, используя календарь, и таким образом организует события. Время помогает ему создать убедительную картину прошлого.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Про А. Двенадцать уроков по истории. — М.: Изд. центр РГГУ, 2000. — С. 105-116. — 333 с. — ISBN 5-7281-0425-8.
  2. Идеалистический подход к истории. Сайт историка Г.И. Герасимова. Дата обращения: 7 октября 2024.
  3. Уитроу, Джеральд Джеймс. Естественная философия времени [Текст] / Дж. Уитроу ; общ. ред. М. Э. Омельяновского ; пер. с англ. Ю. Молчанова, В. Скурлатова, С. Шушурина. - 3-е изд., стер. — М.: УРСС, 2004. — 401 с. — ISBN 5-354-00923-5.
  4. Савельева И.М, Полетаев А.В. История и время: в поисках утраченного. — М.: Языки русской культуры, 1997. — С. 93-94. — 800 с. — ISBN 5785900254.
  5. Пашинцев Е.В. Периодизация всемирной истории [Текст] : критика классического формационного учения : монография / Е. В. Пашинцев ; Федеральное агентство ж.-д. трансп., Фил. Федерального гос. бюджетного образовательного учреждения высш. проф. образования "Уральский гос ун-т путей сообщ.", Челябинский ин-т путей сообщ. — Екатеринбург: Изд-во УрГУПС, 2014. — С. 56. — 671 с. — ISBN 978-5-94614-260.
  6. 6,0 6,1 Историческая категория времени // Философия и культура. — 2018. — № 4. — С. 28-38.
  7. Фукуяма Фрэнсис. Конец истории и последний человек / Фрэнсис Фукуяма ; [пер. с англ. М. Б. Левина]. — М.: Изд-во ACT: Полиграфиздат, 2010. — 588 с. — ISBN 978-5-17-059140-4.
  8. Философия и методология истории. — Москва: Прогресс, 1977. — С. 115-142. — 334 с.
  9. Герасимов Г.И. Историческое время // Философия и культура. — № 4. — С. 28-38. — ISSN 10.7256/2454-0757.2018.4.24924.
  10. Арон Р. Избранное: Введение в философию истории. — Москва :Per Se; СПб: Унив. кн, 2000. — 543 с. — ISBN 5-7914-0023-3.