Дни Турбиных (пьеса)

Дни Турбиных
Дни Турбиных
Издание
Предположительно фотография постановки 1926 года
Жанр роман
Автор Михаил Афанасьевич Булгаков
Язык оригинала русский
Дата написания 1925
Дата первой публикации 1934 год в Бостоне, в 1955 в CCCР

Дни Турбины́хпьеса Михаила Булгакова, созданная на основе его романа «Белая гвардия», существует в трёх версиях.

При жизни Булгакова на родине не печаталась, впервые поставлена на сцене МХАТ Ильёй Яковлевичем Судаковым при участии Константина Станиславского, премьера состоялась 5 октября 1926 года. Постановка имела шумный успех у зрителей и принесла автору широкую известность, несмотря на разгромную кампанию в критике, обвинившей Булгакова в апологетике белого движения[1].

В апреле 1929 года пьеса была исключена из репертуара, однако 16 февраля 1932 года её вновь начали ставить, и она оставалась в программе Художественного театра до июня 1941 года. За период с 1926 по 1941 год спектакль был показан 987 раз[2][3].

История создания

В архивах писателя сохранились данные о том, что 19 января 1925 года он начал создавать пьесу, вдохновляясь романом «Белая гвардия», который тогда публиковался в журнале «Россия». Первые наброски Михаил Булгаков сделал самостоятельно, до того как, в апреле 1925 года, он получил предложение от Художественного театра написать драматизацию. Первоначальная версия пьесы была завершена в сентябре того же года и носила такое же название, как и роман.

В январе 1926 года Булгаков закончил вторую редакцию, а в августе того же года была написана третья, ставшая финальной. Эта версия появилась в процессе репетиций, в ходе которых текст подвергался множеству правок. По словам Александра Маркова, заведующий литературной частью МХАТа, диалоги дополнительно создавались «по меньшей мере 15 участниками». Название, схожее с романом, было отклонено по политическим причинам.

В итоге из множества вариантов, предложенных во время постановки, было выбрано новое название: «Семья Турбиных». В апреле 1929 года «Дни Турбиных» исключили из репертуара из-за обвинений автора в буржуазной идеологии, однако по указанию Иосифа Виссарионовича пьеса была возвращена на сцену и вошла в классический репертуар театра, продолжая идти до июня 1941 года[4][5].

Сюжет

Картина первая

В квартире Турбиных горел камин, Николка играл на гитаре, но его песни раздражали Алексея. Внезапно отключили свет, за окном раздался пушечный выстрел, и Елена забеспокоилась из-за отсутствия мужа. В дом пришёл Виктор Мышлаевский, штабс-капитан, рассказавший о скандале в штабе и своём переводе в Киев под командование Алексея. Пришёл Лариосик, кузен Турбиных, которого разместили в библиотеке. Муж Елены, полковник Тальберг, сообщил, что вынужден срочно уехать в Германию один, оставив жену. Алексей и Николка осудили его за трусость, отказавшись пожать руку на прощание[6].

Картина вторая

Елена опечалена отъездом мужа Тальберга в Берлин. Шервинский, заметив её грусть, приносит цветы и комплименты, что смущает, но радует её. Узнав об отъезде Тальберга, Шервинский не скрывает радости. Елена устраивает ужин в честь отбытия дивизиона Алексея из Киева. Гости веселятся, обсуждают политику.

Шервинский уверен, что слухи о гетмане ложные, а большевики — главная угроза. Мышлаевский, напившись, пытается уйти стрелять по большевикам, но его останавливают, и он уходит в ванную. Лариосик засыпает за столом. Шервинский, оставшись с Еленой, признаётся ей в чувствах, просит развестись с мужем и выйти за него. Елена обещает подумать, так как не любит и не уважает Тальберга, а его бегство окончательно разорвало их связь[6].

Действие второе

Картина первая

Дворец гетмана погружён во тьму, освещён только кабинет. Шервинский, прибывший в кабинет, обнаруживает отсутствие дежурных. Лакей сообщает, что адъютант князь Новожильцев и начальник штаба исчезли после неприятного известия. Шервинский пишет записку для вестового. Входит гетман, возмущённый отсутствием участников совещания.

Шервинский докладывает о бегстве Новожильцева и сообщает, что командующий добровольческой армии сбежал в Германию после прорыва петлюровцев. Немцы отказывают гетману в помощи, предлагая покинуть Киев. Гетмана переодевают в немецкую форму и выносят на носилках. Шервинский, не попавший в поезд, звонит полковнику Турбину, сообщает о бегстве гетмана, забирает свёрток, переодевается в штатское и покидает дворец[6].

Картина вторая

Штаб первой конной дивизии. Вечером телефон не умолкал. В кабинет привели дезертира-сечевика с разбитым лицом. Ротмистр Галаньба допросил его, убедился, что солдат не лжёт об обмороженных ногах, и приказал отправить его в лазарет, а затем наказать пятнадцатью шомполами. Следующим пленным оказался сапожник, чью обувь петлюровцы растащили, а его самого выгнали. Полковник Болботун, узнав о переходе двух полков на их сторону, отправился на переговоры[6].

Действие третье

Картина первая

Коридоры Александровской гимназии оглашаются грохотом дивизиона. Юнкера поют, Николка напевает романс. Офицер докладывает Мышлаевскому о пяти сбежавших студентах. Командир отсутствует, но скоро прибудет. Мышлаевский отправляет юнкеров размять ноги, а второй взвод — ломать парты для растопки печей. Надзиратель Максим в ужасе, но Мышлаевский его прогоняет. Взрывы рядом.

Алексей Турбин приказывает распустить дивизион: гетман бежал, Белое движение проиграло. Юнкера в смятении, офицеры пытаются арестовать Алексея, но Студзинский успокаивает их. Алексей объясняет: народ на стороне врага, сопротивление бессмысленно. Студзинский предлагает отступить к Деникину, но Алексей отвергает.

Юнкера срывают погоны, бросают оружие. Николка обесточивает помещение, Алексей сжигает документы. Мышлаевский поджигает цейхгауз, Алексей отправляет его к Елене. Николка остаётся с братом. Вернувшиеся юнкера сообщают о приближении конницы Петлюры. Алексей приказывает им бежать, а сам остаётся прикрывать. Взрыв ранит Алексея. Гайдамаки врываются в зал, стреляют в Николку, но он убегает[6].

Картина вторая

В квартире Турбиных полутьма. Елена беспокоится за братьев, хочет выйти, но Лариосик не пускает. Внезапно появляется Шервинский с новостями: Петлюра захватил город, гетман сбежал. Просит укрытия, так как скоро начнут искать офицеров. Затем приходят Студзинский и Мышлаевский, успокаивают Елену насчёт Алексея и Николая.

Между Мышлаевским и Шервинским вспыхивает ссора, но Студзинский их останавливает. В окно стучат. Николка возвращается с пробитой головой. Елена, увидев его, догадывается, что Алексея убили, обвиняет офицеров. Студзинский хватается за револьвер, но его останавливают. Елена признаёт свою неправоту. Николка подтверждает гибель Алексея. Елена падает в обморок[6].

Действие четвёртое

В квартире Турбиных готовятся к Крещенскому сочельнику. Елена и Лариосик украшают ёлку. Лариосик признаётся Елене в любви, но она отказывает, так как у неё роман с Шервинским. Лариосик решает напиться. Шервинский приходит с новостями: Петлюра разбит, красные скоро войдут в город, Николка выздоравливает.

Елена соглашается выйти за Шервинского замуж, если он изменится. Тальбергу сообщают о разводе, его портрет сжигают. Николка понимает, что Елена и Шервинский вместе. Лариосик, узнав новость, роняет бутылку водки. В дом приходят Мышлаевский и Студзинский, обсуждают будущее: Студзинский хочет уйти с Петлюрой, Мышлаевский остаться с большевиками. Шервинский объявляет о свадьбе. Появляется Тальберг, Елена сообщает ему о разводе и гибели Алексея. Все собираются у ёлки, Лариосик создаёт уютную атмосферу. Николка поёт, все подхватывают. Студзинский замечает, что для одних это пролог к новой жизни, для других — эпилог[6].

Персонажи

  • Алексей Васильевич Турбин – полковник артиллерии в возрасте тридцати лет.
  • Николай Турбин – юнкер, восемнадцатилетний энергичный юноша.
  • Елена Васильевна Тальберг – сестра Алексей и Николая, очаровательная и высокообразованная молодая женщина.
  • Тальберг Владимир Робертович – муж Елены, полковник генерального штаба, человек с неприятной репутацией.
  • Мышлаевский Виктор Викторович – артиллерист, штабс-капитан, смелый и искренний человек.
  • Шевринский Леонид Юрьевич – поручик, личный адъютант гетмана, долгое время тайно влюблённый в Елену.
  • Студзинский Александр Брониславович – капитан.
  • Суржанский Ларион Ларионович – кузен Турбиных, родом из Житомира[7].

Художественные средства

  • Эпитеты: «Светлая комната», «Тёмные времена», «Крепкая рука».
  • Сравнения: «Как грозы в небе», «Она была как птица в клетке», «Время летело, как ветер».
  • Олицетворения: «Ночь обняла город», «Светлый день смеялся», «Тишина закутала улицы».
  • Антропоморфизм: «Город засыпал», «Смерть подошла близко», «Свет звёзд шептал».
  • Метафоры: «Время — это река», «Жизнь — это борьба», «Судьба крутит нас, как марионеток».
  • Инверсия: «Не отступать и не сдаваться!», «Как же ты меня пугаешь!», «Сколько раз я тебе говорил!».
  • Фразеологизмы: «На коне», «Сквозь тернии к звёздам», «Держать ухо востро»[8].

Критика

Пьеса Михаила Булгакова «Дни Турбиных» получила различную оценку в критике 1920 года.

Представители социологической театральной критики считали, что в драматургии человека необходимо показать как «классового», а основными конфликтами в пьесе должны быть «классовые» конфликты. Они оценивали положительное изображение Михаилом Булгаковым белой гвардии как не соответствующее реальному облику белых офицеров. Критики обвиняли драматурга в отступлении от исторической правды и в том, что он не показал в пьесе прислугу, наличие которой подчеркнуло бы компрометирующее социальное превосходство белогвардейцев.

Анатолий Луначарский в своей критике пьесы «Дни Турбиных» доказывал, что она не опасна в политическом отношении. По мнению критика, несмотря на все старания Булгакова оправдать белую гвардию, «Дни Турбиных» объективно обнаруживают слабость белогвардейского движения и создают представление о далеко не идеальном облике представителей русской интеллигенции.

Также критики сопоставляли пьесу «Дни Турбиных» и роман «Белая гвардия». На основе этого сопоставления они приходили к выводу, что инсценировка романа неудачна, поскольку в пьесе Булгаков отступил от исторической объективности романа и значительно идеализировал облик своих героев[9].

Экранизации

Примечания

  1. Смелянский А.М. Михаил Булгаков в Художественном театре. — М.: Искусство, 1986. — 464 с.
  2. Белая гвардия. polka.academy. Дата обращения: 18 февраля 2025.
  3. «Дни Турбиных». Михаил Булгаков. Жизнь и творчество писателя. Дата обращения: 20 января 2025.
  4. М. Булгаков. «Белая гвардия». magisteria. Дата обращения: 18 февраля 2025.
  5. История создания и постановки пьесы «Дни Турбиных». Михаил Булгаков. Жизнь и творчество писателя. Дата обращения: 20 января 2025.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 «Дни Турбиных» — краткое содержание. СКАЕНГ. Дата обращения: 20 января 2025.
  7. Краткое содержание пьесы Михаила Булгакова «Дни Турбиных». Простудента.ру. Дата обращения: 20 января 2025.
  8. Дни Турбиных. Умново.ру. Дата обращения: 20 января 2025.
  9. Критика о Булгакове и пьесе «Дни Турбиных» в прессе 1920-х годов. m-bulgakov.ru. Дата обращения: 17 февраля 2025.
  10. Дни Турбиных (мини–сериал 1976). Кинопоиск. Дата обращения: 20 января 2025.
  11. Дни Турбиных (1968). mxat.ru. Дата обращения: 21 января 2025.
  12. Белая гвардия (ТВ, 2005). Кинопоиск. Дата обращения: 21 января 2025.
  13. Белая гвардия (сериал 2012). Кинопоиск. Дата обращения: 20 января 2025.
  14. Дни Турбиных. Мастерская. Дата обращения: 21 января 2025.
  15. Дни Турбиных. ФЭСТ. Дата обращения: 21 января 2025.
  16. Дни Турбиных. МОСТ. Дата обращения: 21 января 2025.