Дикинсон, Эмили

Элизабет Дикинсон
англ. Emily Elizabeth Dickinson
Emily dickinson.png
Дата рождения 10 декабря 1830(1830-12-10)
Место рождения Амхерст, Массачусетс
Дата смерти 15 мая 1886(1886-05-15) (55 лет)
Место смерти Амхерст, Массачусетс
Гражданство  США
Род деятельности Поэтесса
Направление Лирика

Э́мили Элизабе́т Ди́кинсон (англ. Emily Elizabeth Dickinson; 10 декабря 1830 года, Амхерст, Массачусетс — 15 мая 1886 года, Амхерст, Массачусетс  ) — американская поэтесса. При жизни её творчество не было известным, но после обнародования стихотворений стала одной из самых значимых личностей в американской поэзии. Дикинсон родилась в известной семье штата, училась в Академии Амхерста в течение семи лет, затем недолго получала образование в Женской семинарии Маунт-Холиок, но оставила учёбу и вернулась в родной дом в Амхерсте[1].

Дикинсон не любила общество и бо́льшую часть жизни провела в уединении. Местные жители считали её эксцентричной: поэтесса любила носить белую одежду и была негостеприимной. В поздние годы она даже не выходила из своей спальни. Дикинсон не была замужем, и большая часть её дружеских отношений основывалась исключительно на переписке. Полное собрание её стихов впервые стало доступно в 1955 году, когда учёный Томас Х. Джонсон опубликовал «Стихи Эмили Дикинсон»[2].

Биография

Детство

Эмили Элизабет Дикинсон родилась 10 декабря 1830 года в семейном доме в Амхерсте, штат Массачусетс в известной, но небогатой семье. Её отец, Эдвард Дикинсон, был юристом в Амхерсте и попечителем колледжа Амхерст, служил в Палате представителей Массачусетса, позднее в Сенате Массачусетса и представлял 10-й избирательный округ Массачусетса в 33-м Конгрессе США (1853 — 1855). 6 мая 1828 года он женился на Эмили Норкросс из Монсона. У них было трое детей: Уильям Остин (1829-1895), Эмили Элизабет, Лавиния Норкросс (1833-1899)[3].

Дети семьи Дикинсон

Дикинсон посещала начальную школу в своём округе. Её образование было «амбициозно классическим для викторианской девушки». Желая, чтобы дети получили хорошее образование, отец следил за их успехами, даже когда уезжал по делам. Дикинсон в письмах тепло отзывалась о своём отце, а у матери же отмечала холодность и отстранённость. 7 сентября 1840 года Дикинсон и её сестра Лавиния поступили в Академию Амхерста[3].

Юность

Дикинсон провела в академии семь лет, она посещала занятия по английскому языку и классической литературе, латыни, ботанике, геологии, истории, «философии разума» и арифметике. Директор школы позже вспоминал, что Дикинсон была «очень умной» и «отличной ученицей, с примерным поведением, добросовестной во всех школьных обязанностях». Несмотря на то что она пропустила несколько семестров из-за болезни, она наслаждалась напряжённой учёбой и писала подруге, что академия была «очень хорошей школой».

Дикинсон с юных лет узнала, что значит терять близких ей людей. Она тяжело перенесла утрату троюродной сестры и близкой подруги. Вспоминая этот случай два года спустя, она написала:

«Мне казалось, что я тоже умру, если мне не разрешат присматривать за ней или хотя бы смотреть на её лицо».

Она впала в такую меланхолию, что родители отправили её к родственникам в Бостон, чтобы она пришла в себя. Поправив здоровье и настроение, девушка вскоре вернулась в Академию Амхерста, чтобы продолжить учёбу. В этот период она познакомилась с людьми, которые стали её друзьями на всю жизнь: Абиа Рут, Эбби Вуд, Джейн Хамфри и Сьюзен Хантингтон Гилберт (которая позже вышла замуж за брата Дикинсон Остина).

В 1845 году в Амхерсте произошло религиозное возрождение, в результате которого 46 однокурсников Дикинсон исповедовали веру. В следующем году Дикинсон написала подруге[4]:

«Я никогда не испытывала такого совершенного покоя и счастья, как в то короткое время, когда я чувствовала, что нашла своего Спасителя».

10 августа 1847 года Дикинсон начала посещать женскую семинарию Маунт-Холиок Мэри Лайон (которая позже стала колледжем Маунт-Холиок) в Саут-Хэдли и проучилась здесь десять месяцев. Вернувшись в Амхерст, Дикинсон занималась домашними делами: выпечкой для семьи и с удовольствием посещала местные мероприятия в подающем надежды студенческом городке[5].

Ранние влияния и письменность

В восемнадцать лет Эмили познакомилась с молодым адвокатом по имени Бенджамин Франклин Ньютон. Хотя их отношения не были романтическими, Ньютон оказал на неё формирующее влияние и стал вторым из ряда мужчин, которых Дикинсон называла по-разному: наставником, учителем или мастером. Ньютон высоко ценил в ней поэтический талант. Когда он умирал от туберкулёза, то написал ей, что хотел бы дожить до того момента, когда она достигнет величия, которое он предвидел. Дикинсон была знаком не только с Библией, но и с современной популярной литературой. Так, на неё повлияли Письма Лидии Марии Чайлд из Нью-Йорка[2][6].

Портрет Эмили за работой

Взрослая жизнь и уединение

В начале 1850 года Дикинсон написала[5]:

«Этой зимой Амхерст полон веселья... О, это очень большой город!»

Вскоре после очередной смерти близкого человека её приподнятое настроение сменилось меланхолией. Директор Академии Амхерста Леонард Хамфри внезапно умер от «воспаления мозга» в возрасте 25 лет. Через два года после его смерти она призналась своей подруге Абии Рут, насколько сильно она опечалена[4]:

«... некоторые из моих друзей ушли, а некоторые из моих друзей спят — спят сном кладбищенским — вечерний час печален — когда-то это был мой час занятий — мой учитель отошёл в мир иной, и от открытого листа книги и от учёного в школе одинокого наворачиваются слёзы, и я не могу их смахнуть; я бы не стала, если бы могла, потому что это единственная дань, которую я могу отдать ушедшему Хамфри».

В 1850-х годах самыми крепкими и нежными отношениями Дикинсон были отношения с её невесткой Сьюзен Гилберт. За время их дружбы Дикинсон отправила ей более трёхсот писем. Сьюзен поддерживала поэтессу, играя роль «самой любимой подруги, наставницы, музы и советчицы», чьим редакторским предложениям Дикинсон иногда следовала. В письме к Сьюзен в 1882 году Дикинсон сказала:

«За исключением Шекспира, вы рассказали мне больше, чем кто-либо из ныне живущих».

В начале 1860-х годов Эмили написала много различных писем и стихотворений, а в 1866 году их было меньше. В жизни Дикинсон произошло много потерь: умирали друзья, родные, прислуга, любимая собака. В это время отношение к жизни Дикинсон начало меняться: она не покидала дом без необходимости, не приглашала к себе гостей, а в 1867 году стала разговаривать с посетителями через закрытую дверь. В округе люди видели её редко и всегда она была одета в белое[5].

Последние годы

В 1880-е годы в семье Дикинсон умер отец, мать, младший племянник, и Эмили в 1884 году она написала:

«Умирания были слишком глубокими для меня, и прежде чем я смогла поднять своё сердце после одного из них, пришло другое».

Позднее Эмили заболела, а 15 мая 1886 года Дикинсон умерла в возрасте 55 лет. Причиной смерти стала болезнь Брайта[5].

Творческое наследие

При жизни Дикинсон было опубликовано всего десять стихотворений и одно письмо. Сестра Лавиния после смерти Эмили обнаружила сборник из почти 1800 стихотворений и опубликовала первый том спустя четыре года. Полное собрание стихотворений Дикинсон было опубликовано в 1955 году Томасом Х. Джонсон. Стихотворения Дикинсон значительно редактировались и изменялись по сравнению с их рукописными версиями[4].

В творчестве поэтессы выделяют три периода, произведения каждого из них имеют общие черты.

  • До 1861 года. В этом периоде стихи чаще всего были шаблонными и сентиментальными.
  • 1861-1865 годы. Это был её самый творческий период. Лирика представляет собой её самые энергичные и креативные работы. По подсчётам Джонсона, в 1860 году она написала 35 стихотворений, в 1861 году — 86, в 1862 году — 366, в 1863 году — 141, в 1864 году — 174. Именно в этот период Дикинсон полностью раскрыла темы, касающиеся природы, жизни и смерти.
  • После 1866 года: только треть стихотворений Дикинсон была написана в последние двадцать лет её жизни, когда поэтическое творчество значительно замедлилось по причине утрат и переживаний. В этот период она больше не собирала свои стихи в сборники[7].

Тематика произведений

  • Цветы и сады. Исследователи творчества поэтессы считают, что стихи и письма Дикинсон почти полностью посвящены цветам и что отсылки к садам часто относятся к «воображаемому миру, в котором цветы (часто) являются символами действий и эмоций».
  • Стихотворения, посвящённые Мастеру. Дикинсон оставила большое количество стихотворений, адресованных «синьору», «сэру» и «Мастеру», которого она называла «возлюбленным на всю вечность». Эти исповедальные стихотворения часто «пронизаны самоанализом».
  • Болезни. Стихи Дикинсон отражают её «раннее и пожизненное увлечение» болезнями, умиранием и смертью, наступившей разными способами: «распятие, утопление, повешение, удушение, замерзание, преждевременное погребение, расстрел, нанесение ножевых ранений и гильотина».
  • Евангельские стихи. В течение всей своей жизни Дикинсон писала стихи, отражающие её интерес к учению Иисуса Христа, и многие из них действительно посвящены ему.
  • Неоткрытый континент. Учёный Сюзанна Джухас считает, что Дикинсон воспринимала разум и дух как осязаемые места, которые можно посетить, и что большую часть своей жизни она жила в них[2].

Переводы на русский язык

Переводом на русский язык стихотворений Эмили Дикинсон занимались несколько человек. Самыми популярными являются работы Веры Марковой. Она знаменита переводами древней и новой японской поэзии.

Также работал над произведениями Эмили профессиональный переводчик Аркадий Гаврилов. Он знаменит переводами американской литературы. Гаврилов много времени посвятил поэзии Дикинсон, стараясь как можно точнее передать смысл и чувства стихотворений[8].

Работал над переводами Дикинсон Григорий Кружков. Его работы также передают чувства и размышления лирической героини: кроткую любовь, думы о жизни и смерти, мудрость. Ещё переводчик сохранил особенность поэтики Дикинсон: написание многих существительных с прописной, а не строчной буквы. Этим приёмом Эмили будто заново давала имена вещам и явлениям[6][9].

Леонид Ситник также много работал над стихотворениями Дикинсон. В своих работах переводчик отразил простоту и вечность лирических произведений[10].

Литература

  • Стихотворения / Пер. В.Марковой. М.: Художественная литература, 1981
  • Стихотворения / Сост. А. Глебовская, С. Степанов. Разн. переводы. Спб.: «Симпозиум», 1997, 2001

Примечания

  1. Эмили Дикинсон. Биограф (сайт). Дата обращения: 13 марта 2025.
  2. 2,0 2,1 2,2 Эмили Дикинсон (Emily Elizabeth Dickinson). Лаборатория Фантастики (сайт). Дата обращения: 13 марта 2025.
  3. 3,0 3,1 Альфред Хабеггер. Эмили Дикинсон. Американский поэт. Британская энциклопедия, Inc (сайт). Дата обращения: 13 марта 2025.
  4. 4,0 4,1 4,2 Мазикина Л. Эмили Дикинсон: как старая дева оказалась гениальной поэтессой. Новый очаг (сайт). Дата обращения: 13 марта 2025.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Курий С. Эмили Дикинсон: почему её называют «Белой затворницей»?. Школа жизни.ру (сайт). Дата обращения: 13 марта 2025.
  6. 6,0 6,1 Кружков Г. Новые переводы Григория Кружкова и Ины Близнецовой. Русский толстый журнал как исторический феномен (сайт) (2009). Дата обращения: 13 марта 2025.
  7. Биография Эмили Дикинсон. Знаменитые люди (сайт). Дата обращения: 13 марта 2025.
  8. Иванов Г. Жизнь и творчество Эмили Дикинсон. Международный клуб православных литераторов «Омилия» (9 ноября 2014). Дата обращения: 13 марта 2025.
  9. Стихи Эмили Дикинсон в переводе Кружкова зазвучали с прозрачной ясностью оригинала. Год литературы (сайт) (14 февраля 2024). Дата обращения: 13 марта 2025.
  10. Визель М. Стихотворения. Словесность (сайт). Дата обращения: 13 марта 2025.