Гильотина
Гильоти́на (фр. guillotine) — механизм для осуществления смертной казни путём отсечения головы. Основной элемент — тяжёлое косое лезвие массой 40—100 кг, движущееся по вертикальным направляющим. Лезвие поднимается на высоту 2—3 метра и удерживается защёлкой. Осуждённого фиксировали на горизонтальной скамейке, шею закрепляли между двумя досками с выемкой. Верхняя доска подвижна. Казнь производилась открытием защёлки, после чего лезвие падало, обезглавливая жертву. Широко применялась во Франции с эпохи Великой французской революции до отмены смертной казни в 1981 году[1].
История
История гильотины началась в 1789 году, когда доктор Жозеф-Игнас Гильотен, избранный в Учредительное собрание, предложил реформировать систему смертной казни во Франции. В декабре того же года он внёс предложение о единообразном способе казни через обезглавливание с помощью механического устройства. Целью было сделать казнь быстрой, менее болезненной и равной для всех сословий. Идея Гильотена была принята после продолжительных дебатов и включена в уголовный кодекс с 1791 года. Изначально планировалось использовать меч, но этот метод оказался неудобным. Вопрос о способе казни передали специальной комиссии, где доктор Антуан Луи предложил использовать машину с треугольным лезвием. 20 марта 1792 года был ратифицирован декрет, предписывающий использование этого метода для всех приговорённых к смерти.
Первые испытания гильотины провели на трупах в Бисетре или Сальпетриере. 25 апреля 1792 года на Гревской площади в Париже состоялась первая публичная казнь с использованием гильотины. Казнили вора Николя Пеллетье, а исполнителем выступил палач Шарль Анри Сансон. Толпа, привыкшая к более зрелищным казням, была разочарована быстротой процесса. Во время разработки устройство получило прозвища «луизетта» и «маленькая луизон» в честь доктора Луи, но вскоре закрепилось название «гильотина» по имени доктора Гильотена. Существует распространённый миф о том, что Гильотен сам был казнён своим изобретением, однако это не соответствует действительности. Он пережил революцию и умер естественной смертью в 1814 году[2].
Гильотина стала символом Французской революции. За пределами Франции гильотина не сразу получила распространение. Связь устройства с эпохой террора вызывала настороженность в других европейских странах. Однако в 1853 году гильотина была введена в Саксонии под названием Fallschwert или Fallbeil, а затем распространилась и в других германских государствах.
Во Франции гильотина продолжала использоваться до второй половины XX века. Последняя публичная казнь во Франции состоялась 17 июня 1939 года в Версале, когда был казнён немецкий серийный убийца Ойген Вейдман. Из-за скандала, вызванного поведением толпы и прессы, было принято решение проводить казни за закрытыми дверями на территории тюрем.
Последняя казнь гильотиной во Франции и Западной Европе была произведена 10 сентября 1977 года в Марселе. Казнённым стал тунисец Хамида Джандуби. В 1981 году во Франции была отменена смертная казнь, что положило конец эпохе гильотины[2].
Обезглавливание гильотиной. Французская революция
Вскоре гильотина переместилась на площадь Революции (ныне площадь Согласия), где произошло большинство казней революционного периода. Знаковым событием стала казнь короля Людовика XVI 21 января 1793 года. Это событие продемонстрировало, что перед новым законом все равны, независимо от социального статуса[3].
Процесс казни сопровождался определёнными ритуалами. В последнее утро осуждённому объявляли:
Мужайтесь, (следует фамилия)! Час искупления настал (фр. Du courage… l’heure de l’expiation est venue). Затем спрашивали, не угодно ли ему папиросу или рюмку рома.
В приговоре указывалось, что осуждённому отсекут голову на публичном месте именем французского народа (фр. il aura la tête tranchée sur une place publique au nom du peuple français).
Публичность казней привлекала большое количество зрителей. Существовало поверье, что отрубленная голова сохраняет сознание ещё около десяти секунд. Поэтому палач поднимал отсечённую голову и показывал толпе, чтобы казнённый мог в последний миг увидеть насмехающуюся над ним толпу. В период Террора (1793—1794) гильотина работала практически непрерывно. Среди известных жертв этого периода были королева Мария-Антуанетта, казнённая 16 октября 1793 года, и лидеры революции Жорж Дантон и Максимилиан Робеспьер, обезглавленные соответственно 5 апреля и 28 июля 1794 года. Массовые казни вызывали неоднозначную реакцию в обществе. С одной стороны, они воспринимались как торжество революционной справедливости, с другой — вызывали страх и отвращение.
Несмотря на ассоциацию с революционным террором, гильотина осталась основным методом смертной казни во Франции и после революции. В 1870-х годах была введена усовершенствованная модель системы Берже, которая была разборной для удобства транспортировки. Казни теперь проводились перед воротами тюрем, а не на центральных площадях. С 1851 по 1899 год в Париже приговорённые содержались в тюрьме Ля-Рокет (La Roquette), перед воротами которой и происходили казни. Позже местом казней стала площадь перед тюрьмой Санте. Использование гильотины во время Французской революции и последующие годы оставило глубокий след в культурной памяти Франции и Европы. Этот метод казни стал символом как революционных преобразований, так и государственного насилия, породив множество дебатов о гуманности и целесообразности смертной казни[4].
В Германии
В Германии гильотина, известная как Fallbeil (падающий топор) или Fallschwert (падающий меч), использовалась с XVII—XVIII веков. В 1853 году гильотина была официально введена в Саксонии, а затем распространилась и в других германских государствах. Немецкая модель гильотины отличалась от французской: она была ниже, имела металлические вертикальные стойки и лебёдку для подъёма более тяжёлого ножа. До 1936 года в некоторых землях Германии параллельно практиковалось обезглавливание при помощи топора. После унификации законодательства в 1933 году гильотина стала стандартным методом смертной казни для гражданских лиц в Третьем рейхе. Военнослужащих и лиц, обвинённых в государственной измене, обычно расстреливали.
В нацистской Германии гильотинирование применялось к уголовным преступникам и участникам движения Сопротивления. По оценкам историков, между 1933 и 1945 годами в Германии и Австрии было обезглавлено около 40 тысяч человек. Многие борцы Сопротивления из оккупированных стран, не принадлежавшие к регулярной армии, считались обычными преступниками и отправлялись в Германию для казни на гильотине. Одним из наиболее известных мест проведения казней была берлинская тюрьма Плётцензее. Здесь были казнены многие противники нацистского режима, в том числе члены группы «Красная капелла» и участники заговора 20 июля 1944 года. В Плётцензее гильотина находилась в специальном помещении, замаскированном под сарай во внутреннем дворе тюрьмы. Среди известных лиц, казнённых на гильотине в Германии, были:
- Маринус ван дер Люббе — обвинённый в поджоге Рейхстага, казнён в январе 1934 года.
- Ильза Штёбе — журналистка и участница антинацистского сопротивления, казнена 22 декабря 1942 года.
- Юлиус Фучик — чехословацкий журналист и деятель Коммунистической партии, казнён 8 сентября 1943 года.
- Вера Оболенская — русская княжна, участница французского Сопротивления, казнена 4 августа 1944 года[5].
- Муса Джалиль — татарский поэт и участник антифашистского подполья, казнён 25 августа 1944 года вместе с соратниками[6].
После Второй мировой войны гильотина продолжала использоваться в Западной Германии (ФРГ) до отмены смертной казни в 1949 году. В Восточной Германии (ГДР) гильотина применялась до 1966 года, когда её заменили на расстрел. Последняя казнь на гильотине в ГДР была проведена 28 июня 1966 года в Дрездене, когда был казнён Хорст Фишер, бывший врач концлагеря Освенцим.
В современной Германии гильотина является музейным экспонатом. Несколько сохранившихся экземпляров выставлены в музеях, в том числе в Музее криминалистики в Берлине и в Баварском национальном музее в Мюнхене. Эти экспонаты служат напоминанием о мрачных страницах истории и используются для образовательных целей, стимулируя дискуссии о смертной казни и правах человека[2].
В Италии
В Италии гильотина была введена в 1819 году в Папской области. Главным местом проведения казней стал Рим, где экзекуции проходили на Пьяцца дель Пополо и у замка Святого Ангела. Итальянская версия гильотины отличалась от французской: она имела прямое лезвие и угловатые «тиски» для фиксации тела осуждённого. Большинство казней в Риме проводил долгожитель-палач по фамилии Бугатти, занимавший эту должность до 1865 года. Последняя казнь гильотиной в Риме состоялась 9 июля 1870 года. После объединения Италии гильотина была отменена вместе с «папским» правом.
Одной из известных казней стала экзекуция карбонариев Анжело Таргини и Леонида Монтанари 23 ноября 1825 года на Пьяцца дель Пополо. Это событие вызвало общественный резонанс, и в память о казнённых в Риме был установлен памятник. Первоначальная надпись на монументе гласила:
По приказу папы, без доказательств и без судебной защит (итал. Ordinata dal Papa, senza prove i senza difesa)
В 1909 году эти слова были замазаны гипсом по соглашению с Ватиканом, но позже проявились вновь[7]. Использование гильотины в Италии было относительно кратковременным по сравнению с Францией и Германией. После отмены в Папской области гильотина не получила широкого распространения в других частях объединённой Италии. Вместо неё использовались другие методы смертной казни, в частности, повешение[2].
«Сухая гильотина»
«Сухая гильотина» — термин, не связанный с механизмом для обезглавливания. Это выражение использовалось для описания каторги в Кайенне (Французская Гвиана) в XVIII—XX веках. Название возникло из-за крайне тяжёлых условий: тропический климат и распространение лихорадок приводили к высокой смертности среди заключённых. По некоторым данным, шансы выжить не превышали 3 %. Во время Великой французской революции, особенно в период термидорианского Конвента и Директории, каторжную тюрьму Синнамари называли «сухой гильотиной» из-за высокой смертности среди политических ссыльных[8].
В искусстве
Механизм смертной казни оставил глубокий след в мировом искусстве, став символом революционного террора и государственного насилия. Литературные произведения неоднократно обращались к теме гильотинирования, исследуя его психологические и социальные аспекты. Виктор Гюго в новелле «Последний день приговорённого к смерти» (1829) погружает читателя в мысли осуждённого, ожидающего неминуемой казни, создавая тем самым веский аргумент против высшей меры наказания. Русский писатель Иван Тургенев в своём эссе «Казнь Тропмана» (1870) представляет гильотину как парадоксальное сочетание изящества и смертоносности, уподобляя её шее лебедя. Это сравнение подчёркивает жуткий контраст между внешней эстетикой механизма и его зловещим предназначением[9].
Поэтическое осмысление гильотины нашло отражение в творчестве Георгия Шенгели. Его драматическая поэма «Доктор Гильотен» (1922) посвящена создателю устройства, а в пьесе «1871 год» (1920) автор изображает символический акт уничтожения гильотины восставшим народом, знаменуя отказ общества от насильственных методов. Изобразительное искусство также не обошло стороной тему гильотины. Множество гравюр и полотен, созданных в период Французской революции, запечатлели сцены казней, зачастую наполняя их политическим подтекстом. Художники XX столетия обращались к образу гильотины как к метафоре, олицетворяющей политическое подавление и социальную несправедливость.
Кинематограф использовал гильотину в исторических картинах, посвящённых Французской революции и другим эпохам. Яркий пример — заключительная сцена фильма «Двое в городе» (1973), где казнь героя Алена Делона становится мощным антисмертным манифестом. Культурологический анализ гильотины представлен в исследовании Герулда «Гильотина: легенды и мифы» (1992). Автор рассматривает влияние этого орудия казни на коллективное сознание и его отражение в различных видах искусства[9].
Примечания
- ↑ Гильотина . old.bigenc.ru. Дата обращения: 26 ноября 2024.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Сидорчик А. Рождённая революцией. История французской гильотины . aif.ru (20 марта 2014). Дата обращения: 26 ноября 2024.
- ↑ Морозова Е. В. Людовик XVI. Непонятый король. — Молодая гвардия, 2018.
- ↑ Филиппов А. Гильотина: всеобщая уравнительница, предтеча газовых камер, детище эпохи Просвещения . portal-kultura.ru (25 апреля 2022). Дата обращения: 26 ноября 2024.
- ↑ Вера Оболенская. Русская княгиня, противостоявшая нацистам . histrf.ru. Дата обращения: 26 ноября 2024.
- ↑ Казнен в плену Германии — предатель советской Родины. Муса Джалиль . bessmertnybarak.ru. Дата обращения: 26 ноября 2024.
- ↑ Мереминский С. Г., Токарева Е. С. Папская область. — Пасхальная хроника, 2019. — С. 530-536.
- ↑ Каторга в Кайенне . www.zakonia.ru. Дата обращения: 26 ноября 2024.
- ↑ 9,0 9,1 Брумфилд У. К. Приглашение на казнь: Тургенев и Тропман. — Знание. Понимание. Умение., 2015. — С. 244-254.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |