Геймплей
Геймпле́й или игрово́й проце́сс (англ. gameplay) — это термин, используемый для описания взаимодействия игрока с видеоигрой. Он охватывает такие аспекты, как правила игры, сюжет, цели и методы их достижения, а также общий опыт игрока. Впервые термин стал популярным в 1980-х годах с ростом популярности видеоигр и с тех пор остается ключевым понятием в игровой индустрии. Важность геймплея заключается в его способности создавать уникальный и увлекательный опыт для игроков, определяя успех игры[1].
Основные компоненты геймплея
Игровые механики
Игровые механики представляют собой правила и системы, которые определяют, как игрок взаимодействует с игрой. Эти механики делятся на основные, первичные и второстепенные.
- Основные механики: Основная механика — это фундамент игры, на котором строится весь геймплей. Например, в Mario основная механика — это прыжки, в то время как в Call of Duty — стрельба из оружия.
- Первичные механики: Первичные механики поддерживают основную, добавляя разнообразие. Например, в Mario это может быть скольжение по стенам, а в Call of Duty — перезарядка оружия.
- Второстепенные механики: Второстепенные механики добавляют глубину игровому процессу. Примеры включают использование специальных предметов, таких как огненные цветы в Mario или гранаты в Call of Duty[2].
Игровые петли
Игровые петли (англ. gameplay loops) — это повторяющиеся последовательности действий, которые выполняет игрок. Хорошие игровые механики делают эти петли плавными и удовлетворительными. Например, в платформере игрок может прыгать на врагов, собирать предметы, такие как яблоки для восстановления здоровья, и решать головоломки. Каждая такая петля поддерживает основное игровое действие и делает игровой процесс увлекательным. Примеры игровых петель включают:
- Короткие петли: Включают базовые действия, такие как прыжки и атаки.
- Длинные петли: Включают более сложные последовательности, такие как выполнение квестов в ролевых играх, которые могут включать открытие квеста, путешествие, выполнение задачи и получение награды.[3]
Препятствия и вызовы
Препятствия и вызовы, с которыми сталкивается игрок, являются важной частью геймплея. Они создают напряжение и интерес, стимулируя игрока находить решения и адаптироваться к новым условиям. Это могут быть как физические препятствия в игровом мире, так и интеллектуальные задачи. Например, в стелс-игре игрок может столкнуться с системой лазерных лучей, которую необходимо обойти, чтобы успешно проникнуть на охраняемый объект. Эта система может включать несколько уровней сложности, требуя от игрока тщательного планирования маршрута и использования различных гаджетов или способностей персонажа для временного отключения лазеров. Ошибка может привести к обнаружению и провалу миссии, заставляя игрока проявлять осторожность и внимательность[2].
Взаимодействие с миром
Взаимодействие игрока с игровым миром включает использование объектов, управление персонажами и взаимодействие с другими игроками. Современные игры часто предлагают интерактивные и динамичные миры, которые реагируют на действия игрока, создавая более глубокий и погружающий опыт. К примеру, в песочнице игрок может вступать во взаимодействие с окружающей средой, изменяя ландшафт и создавая структуры. В Minecraft игрок может копать землю, строить здания из различных материалов и создавать сложные механизмы. Эти действия оставляют заметный след в игровом мире, делая его уникальным для каждого игрока. Изменения окружающей среды могут также влиять на других существ и системы в игре, создавая более глубокое ощущение живого, реагирующего мира[2].
Структура, вариативность и символические системы
Геймплей можно рассматривать как баланс между структурой и вариативностью. Структура обеспечивается правилами и механиками, которые определяют, как игрок может взаимодействовать с игрой. Эти правила служат нормами, ограничивающими поведение игрока, но при этом предоставляют достаточно свободы для принятия решений и адаптации к изменяющимся условиям игры, что делает игровой процесс более интересным и динамичным. Вариативность позволяет игроку исследовать и изучать проблемы, что делает игровой процесс обучающим и увлекательным. Таким образом, геймплей выступает как символическая система, где правила и механики помогают создавать структуру и одновременно позволяют игроку проявлять креативность и гибкость в рамках установленных норм[4].
Измерение качества геймплея
Качество геймплея можно оценить по нескольким параметрам:
- Обучаемость: Насколько легко игроку освоить игру.
- Погружение: Насколько игра захватывает и удерживает внимание игрока.
- Эмоции: Какие чувства и эмоции вызывает игра.
- Удовлетворение: Насколько игрок доволен своим игровым опытом.
- Эффективность: Насколько эффективно игрок может достигать своих целей.
- Мотивация: Насколько игра мотивирует игрока продолжать играть.
- Социализация: Возможности для взаимодействия с другими игроками[1].
Примеры геймплея в различных жанрах
Экшн-игры (Action)
Экшн-игры сосредоточены на физических вызовах, требующих от игрока быстрой реакции и координации движений. Они включают широкий спектр поджанров, таких как файтинги, шутеры и платформеры. В экшн-играх геймплей часто сосредоточен на боях, акробатике и преодолении препятствий. Примеры включают серии Street Fighter, Devil May Cry и Assassin’s Creed. В этих играх игроки часто сталкиваются с непрерывным потоком врагов и должны использовать различные навыки и тактики для победы[2].
Ролевые игры (RPG)
Ролевые игры сосредоточены на развитии персонажа, исследовании мира и выполнении заданий. Основные элементы включают прогрессию уровня, получение новых умений и предметов, а также борьбу с врагами. Примеры включают серии Final Fantasy и Pathfinder. В этих играх геймплей часто строится вокруг выполнения квестов, улучшения навыков персонажа и взаимодействия с другими персонажами и миром.[2]
Шутеры от первого лица (FPS)
Шутеры от первого лица сосредоточены на точности стрельбы, реакции и стратегии. Основные элементы включают разнообразие оружия, управление боеприпасами и тактическое перемещение по уровням. Примеры включают Call of Duty и Battlefield. В этих играх важно не только умение стрелять, но и стратегическое планирование своих действий, чтобы эффективно справляться с врагами и достигать целей миссий.[2]
Стратегические игры
Стратегические игры требуют от игроков управления ресурсами, планирования и тактического мышления. Эти игры могут быть пошаговыми или происходить в реальном времени. Примеры включают серию Civilization и StarCraft. В таких играх геймплей часто включает управление армиями, постройку баз и разработку стратегий для победы над противниками[2].
Симуляторы
Симуляторы предлагают игрокам опыт, имитирующий реальную жизнь или фантастические сценарии. Основные элементы включают исследование, сбор ресурсов и выполнение различных задач. Примеры включают The Sims и Farming Simulator. В этих играх игроки могут создавать и управлять персонажами или объектами, чтобы достичь определенных целей или просто наслаждаться процессом создания и управления[3].
Платформеры
Платформеры сосредоточены на преодолении препятствий и решении головоломок с помощью прыжков и других акробатических элементов. Примеры включают Super Mario и Celeste. В этих играх важна точность управления и реакция игрока, чтобы успешно преодолевать уровни и достигать целей игры[5].
Приключенческие игры
Приключенческие игры сочетают в себе элементы исследования, решения головоломок и повествования. Примеры включают серию The Legend of Zelda и Uncharted. Геймплей в этих играх часто включает изучение окружающего мира, взаимодействие с персонажами и решение головоломок[5].
Гоночные игры
Гоночные игры сосредоточены на скорости и управлении транспортными средствами. Примеры включают серию Need for Speed и Mario Kart. Геймплей в этих играх часто включает участие в гонках, улучшение транспортных средств и использование различных тактик для победы. Игроки должны учитывать физику движения, выбор трассы и стратегию использования ускорений и других бонусов для достижения успеха[5].
Стелс-игры
Стелс-игры фокусируются на скрытности и стратегическом планировании. Игрокам необходимо избегать обнаружения, используя укрытия, отвлечения и тихое устранение врагов. Примеры включают серию Metal Gear Solid и Hitman. Геймплей в этих играх часто требует тщательного изучения окружения и планирования действий для успешного выполнения миссий[5].
Головоломки
Головоломки требуют от игроков решения задач и логических проблем. Эти игры часто включают разнообразные типы головоломок, от простых матч-3 до сложных логических задач. Примеры включают Tetris и Portal. Геймплей в этих играх акцентируется на мышлении и стратегии, требуя от игроков находить решения для продвижения вперед[5].
Хоррор
Хоррор-игры фокусируются на создании атмосферы страха и напряжения. Основные элементы включают темные и зловещие окружения, ограниченные ресурсы и угрожающие враги. Игроки часто сталкиваются с неожиданными событиями и пугающими ситуациями, что усиливает эффект погружения. Примеры включают серии Resident Evil и Silent Hill. В этих играх геймплей часто сочетает исследование, решение головоломок и выживание в условиях постоянной опасности[5].
Игры на выживание
Игры на выживание сосредоточены на управлении ограниченными ресурсами и стратегическом планировании для выживания в неблагоприятных условиях. Основные элементы включают сбор ресурсов, строительство убежищ и создание инструментов и оружия. Примеры включают игры серии Minecraft и Rust. В этих играх геймплей требует от игроков тщательного планирования своих действий и адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды[5].
Спортивные игры
Спортивные игры имитируют реальные виды спорта, такие как футбол, баскетбол и гонки. Основные элементы включают реалистичную физику, управление командами и соревнования с другими игроками. Примеры включают серию FIFA и NBA 2K. В этих играх геймплей сосредоточен на точном управлении и стратегическом планировании для достижения победы[5].
Музыкальные и ритмические игры
Музыкальные и ритмические игры требуют от игроков синхронизации своих действий с музыкальными ритмами. Основные элементы включают нажатие кнопок в такт музыке и выполнение танцевальных движений. Примеры включают Hi-Fi Rush и Metal: Hellsinger[5].
Многопользовательские онлайн игры
Многопользовательские онлайн игры (MMO) предлагают игрокам взаимодействие с тысячами других игроков в общем виртуальном мире. Примеры включают World of Warcraft и Final Fantasy XIV. Геймплей в этих играх включает кооперативное выполнение заданий, участие в массовых сражениях и развитие персонажей через совместные усилия и торговлю с другими игроками[5].
Инновации в геймплее
Виртуальная реальность и дополненная реальность
Виртуальная реальность (VR) и дополненная реальность (AR) предоставляют новые возможности для погружения в игру и взаимодействия с игровыми мирами. Игроки могут использовать VR-гарнитуры для полного погружения в виртуальные миры, что делает игровой процесс более реалистичным и захватывающим. AR позволяет интегрировать игровые элементы в реальный мир, что открывает новые возможности для взаимодействия и геймплея. Например, игра Pokémon Go использует AR для размещения виртуальных покемонов в реальном мире, позволяя игрокам ловить их с помощью своих смартфонов[5].
Искусственный интеллект
Искусственный интеллект (AI) играет важную роль в развитии геймплея, создавая более живых неигровых персонажей (NPC). Искусственный интеллект также используется для процедурной генерации контента, что позволяет создавать уникальные игровые миры[6].
Примеры неудачных геймплейных решений
Отсутствие уникальных игровых эффектов у оружия
Различные виды оружия, такие как меч, пылающий меч, молниеносный меч и световой меч, сами по себе не создают уникальные игровые механики. Они лишь представляют собой вариации базовой механики атаки с разными типами урона. Даже если враги уязвимы к определенным типам урона, это не делает каждое оружие отдельной механикой. Истинная игровая механика возникает, когда оружие обладает уникальными эффектами, например, пылающий меч может поджигать вампиров, а молниеносный - наносить электрический урон по площади[2].
Лишение игрока свободы в решении задач
Сценарии, вынуждающие игрока использовать определенную механику для прохождения, хороши в качестве обучающих, но их повторное использование приводит к скучной игровой петле, не дающей пространства для роста и творчества игрока. Для вовлекающего геймплея необходимо вводить новые осложняющие факторы, заставляющие игрока находить новые решения задачи, используя ранее выученные механики по-новому[2].
Отсутствие значимого выбора из-за однообразного урона оружия
Оружие с разными характеристиками урона за одно действие (меч +4 урона, булава +8 урона) отличаются лишь уроном в секунду. Это приводит к отсутствию значимого выбора - игрок будет использовать самое мощное оружие. Хороший дизайн подразумевает, что оружие должно обладать разными способностями взаимодействия с игровым миром, вынуждая игрока делать осмысленный выбор, учитывая разные ситуации[2].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 What is Gameplay? (англ.). Techopedia (21 декабря 2016). Дата обращения: 26 мая 2024.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 2,9 Video Game Mechanics (англ.). Game Design Skills (3 апреля 2022). Дата обращения: 26 мая 2024.
- ↑ 3,0 3,1 Perfecting A Core Gameplay Loop (англ.). GameDesigning (12 сентября 2023). Дата обращения: 26 мая 2024.
- ↑ Understanding Gameplay (англ.). Game Whispering (9 января 2014). Дата обращения: 26 мая 2024.
- ↑ 5,00 5,01 5,02 5,03 5,04 5,05 5,06 5,07 5,08 5,09 5,10 Virutal Reality vs Augmented Reality in Gaming: Pros and Cons (англ.). IndustryWired (14 ноября 2023). Дата обращения: 31 мая 2024.
- ↑ Introducing NVIDIA ACE For Games - Spark Life Into Virtual Characters With Generative AI (англ.). NVIDIA (28 мая 2023). Дата обращения: 31 мая 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |