Шестиугольное обучение
Шестиуго́льное обучение — набор шестиугольных карточек (гексов)[1].
Каждый из шестиугольников — определённые знания, отдельная смысловая единица (понятие, событие, явление) в виде текста или изображения. Это могут быть слова, фразы, предложения, понятия, даты, причины и последствия каких-либо событий. «Гексы» (hexagon) соединяются друг с другом благодаря лексическим, грамматическим и фонетическим категориям. Форма шестигранных карточек способствует творческой работе учащихся. Этот метод развивает у учащихся умения обобщать и систематизировать знания[1].
История
Одна из загадок природы — пчелиные соты. По словам ученого Дарвина Чарльза, этот продукт пчелиного творчества абсолютно идеален в плане соотношения экономии полезного пространства, строительного материала — воска, и труда работниц улья. Геометрия пчелиных сот такова, что каждый элемент имеет правильную форму шестигранника и совершенно одинаковый размер, именно это является причиной такого прочного сцепления. Опытным путём доказано, что никакая другая геометрическая форма не способна вынести такую же нагрузку, как шестигранные ячейки. По форме шестиугольники напоминают пчелиные соты, поэтому на уроках их также можно называть сотами[2].
Теория Тара Рассела
Технология шестиугольного обучения появилась в школах Великобритании, и впервые её использование на уроке подробно было описано британским учителем истории Таром Расселом окончившим университет Оксфорда по специализации современная история и преподававшим в частной гимназии Вулверхэмптоне, Англия. Технология шестиугольного обучения Тара Рассела помогает смещать фокус с простого пересказа прочитанного материала из учебника на его анализ через призму собственного восприятия и мышления[3].
Теория Биггса Джона Бервилла и Коллиса Кевина
Метод шестигранного обучения входит в концепцию обучения SOLO (структура наблюдаемых результатов обучения). Эта концепция была разработана Биггсом Джоном Бервиллом и Коллисом Кевином в 1982 году. Она описывает уровень взаимодействия учащегося с концепцией, идеей или предметной областью[4].
Этапы развития:
- 1 стадия — когда обучающиеся не имеют никакого знания или понимания изучаемой темы. Обучающийся обычно отвечает «Я не понимаю».
- 2 стадия — обучающиеся имеют ограниченное знание темы — они могут просто знать один отдельный факт по теме. Таким образом, типичный ответ может быть: «У меня есть некоторое понимание этой темы»
- 3 стадия — обучающийся знает несколько фактов по этой теме — но не может связать их вместе. Поэтому типичным ответом может быть «Я знаю кое-что об этой теме» или «Я собрал некоторую информацию по этой теме».
- 4 стадия — обучающиеся могут связываться друг с другом и объяснять несколько идей по соответствующей теме. Таким образом, типичный ответ ученика может быть: «Я вижу связи между информацией, которую я собрал».
- 5 стадия — обучающиеся могут не только связать множество связанных идей, но и связать их с другими более крупными идеями и концепциями. Таким образом, ответ обучающегося на этом уровне может звучать так: «Размышляя и оценивая свое обучение, я могу взглянуть на картину в целом и связать вместе множество разных идей»[5].
Использование шестиугольников — способ эффективно реализовать концепцию SOLO в классе. Обучающимся дают набор многослойных шестиугольников и просят написать ключевые слова из темы на них. Затем они должны связать воедино написанные слова. Сделав это, они могут начать составлять предложения, связывающие ключевые слова вместе — переходя к полному абзацу. Это способ развить дискуссию и групповую работу. Таким образом, метод шестигранного обучения позволяет уйти от пассивного слушания к активной форме работы обучающихся, что приводит к повышению эффективности занятий[6].
Основы шестиугольного обучения
В основе технологии шестиугольного обучения заложена математическая модель шестиугольников (гексов), позволяющая самостоятельно создавать логические связи, объединяя и обобщая пройденный материал по всему разделу.
Этапы работы с шестиугольниками
- первый этап характеризуется отбором и распределением шестиугольников на категории, которые обучающиеся устанавливают сами.
- на втором этапе необходимо найти связи между распределенными шестиугольниками и объяснить приоритетность их выбора.
Результат работы с шестиугольниками
Учащиеся, анализируя учебный материал, получают возможность выбора приоритетов, собственной классификации и обосновывают свои представления по поставленной учебной задаче. Заполняя шестиугольники, они сами выбирают, как их соединить. Может получиться «ромашка», линия, соты и другие фигуры. В данном контексте важным является тот факт, что итоговый продукт деятельности заранее не известен, что в полной мере создает условия для проявления учащимися «свободы слова» и «свободы выбора» при решении поставленных задач, делая тем самым процесс персонализированным, или личностно-значимым[7].
Главное здесь обозначить точный порядок каждой темы, которая заключается в отдельном шестиугольнике, и связать её с основной проблемой, которая была обозначена в самом начале. Сопоставляя каждую грань шестиугольника, учащимся предлагается самостоятельно формулировать причину связей понятия и процесса по заданной теме, анализируя учебный материал и развивая как творческое, так и критическое мышление. На финальном этапе работы получившуюся схему из шестиугольников используют для выполнения задания[8].
Алгоритм построения шестиугольного обучения
Отбор материала для шестиугольников
В её основу может быть положена структура исторического знания: факт, событие, явление, процесс или его содержание, связанное с деятельностью определенной исторической личности, характеристикой понятия, хронологическими рамками события. Можно отбирать материал с учётом основных вопросов:
- конкретное событие или понятие
- участники события
- место события
- время/хронология события
- причины, результаты, выводы и т.д[9].
Работа с шестиугольниками
Шестиугольники вырезаются из бумаги и могут размещаться на парте или доске.
Их размер может быть произвольным: если это демонстрационный материал — лучше сделать их крупными, если гексы содержат материал для индивидуальной работы, работы в парах или в группах — они могут быть небольшими.
Шестиугольники соединяются гранями друг с другом благодаря определенным логическим связям, которые учащимся необходимо установить, соединив карточки. Соединённые вместе шестиугольники создают единую смысловую картину, визуализированный образ учебного материала[10].
Варианты использования шестиугольного обучения
1. Вписать учебный материал в шестиугольники, разрезать их и предложить собрать мозаику, то есть получается учебный материал, записанный при помощи гексов, из которых им нужно собрать пазл.
2. Оставить шестиугольники пустыми для заполнения, чтобы можно было выразить своё мнение по заданной проблеме. В таком случае учебной задачей является прибавление пунктов в каждой из категорий по мере работы над темой.
3. Работа может быть как индивидуальной, так и групповой. Каждая из групп заполняет свои шестиугольники. Затем группы обмениваются и стараются собрать мозаику своих товарищей.
4. Маркированные шестиугольники. Гексы могут быть разного цвета, и тогда каждый цвет будет объединять учебный материал в определенную категорию. Получается задание — соединить шестиугольники, устанавливая между этими категориями различные связи. В данном случае цвет отражает определённую квалификацию, то есть учебный материал распределяется по каким-либо общим признакам.
5. Гексы могут быть с изображениями, из которых учащиеся складывают коллаж.
6. Предложить (или попросить их найти самостоятельно) несколько ключевых смысловых отрывков (письменных или визуальных) с заданием: добавить к каждому утверждению или иллюстрации цепочку категорий и понятий, которые они вспомнят или узнают при изучении темы.
7. Предложить выделить наиболее важные или интересные факты в каждой из категорий и быть готовым объяснить свой выбор.
8. Составить по гексу рассказ или короткое эссе[11].
Преимущества шестиугольного обучения
Среди плюсов шестиугольного обучения можно отметить[12]:
- сотрудничество. Эта технология позволяет ученикам в процессе обучения сотрудничать в парах и группах, создавать, общаться и критически мыслить, а это требуемые навыки XXI века;
- модификация. Использование шестиугольников наглядно оживляет урок любого предмета;
- интерактивность. Технология привлекает к обучению каждого ученика, занимательность и интерактивность заданий вызывает большой интерес у ребёнка;
- запоминание объёмного материала происходит быстро и легко;
- эффективная систематизация материала. У каждого учащегося при сборке мозаики из шестиугольников складывается своя неповторимая система знаний, что служит реализации деятельностного и дифференцированного подходов к обучению;
- технологию можно адаптировать к любой возрастной категории. Её можно применять не только на обучающих и внеурочных занятиях, но и на собраниях родителей, в начальной и средней школе;
- эффективная реализация развивающего потенциала конкретного урока;
- развитие логики, критического мышления, навыков публичного выступления[12].
Недостатки шестиугольного обучения
- на подготовку уходит много времени (подбор материала, подготовка, распечатка и другое);
- на начальной стадии применения метода не все ученики активно включаются в работу;
- в процессе групповой работы возникают затруднения в коммуникации[13].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 П.С. Иванова. Шестигранное обучение как метод развития критического мышлени . 1 сентября. Дата обращения: 18 июля 2023.
- ↑ С.Ю. Лепешко. Гексагональный метод обучения на 1 ступени общего среднего образования . Академия развития творчества. Дата обращения: 21 июля 2023.
- ↑ Нугманова Ф.И., Каримова А.А., Хасанова О.В. Технология шестиугольного обучения как условие эффективной организации формирующего контроля . Мир науки. Дата обращения: 18 июля 2023.
- ↑ «Использование технологии шестиугольного обучения . Психологическая энциклопедия. Дата обращения: 21 июля 2023.
- ↑ «Использование технологии шестиугольного обучения . Психологическая энциклопедия. Дата обращения: 21 июля 2023.
- ↑ Е.А. Грехова. Шестиугольное обучение как один из приёмов развития критического мышления . Продленка. Дата обращения: 21 июля 2023.
- ↑ Ж.М. Серикпаева. Приём «шестиугольное обучение» как один из способов развития критического мышления Источник: https://neuroplus.ru/tehnologiya-shestiugolnogo-obucheniya-chto-eto-takoe.html . Семей. Дата обращения: 21 июля 2023.
- ↑ Т. Кныш. Мастер-класс «Шестиугольное обучение как один из приёмов технологии визуализации учебной информации, способствующий осмысленному усвоению учащимися учебного материала» . Пинск. Дата обращения: 18 июля 2023.
- ↑ П.С. Иванова. Шестигранное обучение как метод развития критического мышления . 1 сентября. Дата обращения: 21 июля 2023.
- ↑ Знание. Шестиугольное обучение как один из приемов развития критического мышления . Знание. Дата обращения: 18 июля 2023.
- ↑ Хлынцева Ю.В. Технология «интерактивный гексагон», или Шестиугольное обучение в начальной школе . Школьная педагогика. Дата обращения: 18 июля 2023.
- ↑ 12,0 12,1 Нугманова Ф.И., Каримова А.А., Хасанова О.В. Технология шестиугольного обучения как условие эффективной организации формирующего контроля . Мир науки. Дата обращения: 18 июля 2023.
- ↑ Ю.В. Хлынцева. «ТЕХНОЛОГИЯ «ИНТЕРАКТИВНЫЙ ГЕКСАГОН» ИЛИ ШЕСТИУГОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ . Лидер. Дата обращения: 18 июля 2023.
Литература
- Аствацатуров Г. О. Шестиугольное обучение как образовательная технология [электронный ресурс] http://didaktor.ru/shestiugolnoe-obuchenie-kak-obrazovatelnaya-texnolo -giya
- Загашев И. О., Заир — Бек С. И., Муштавинская И. В. «Учим детей мыслить критически», Санкт — Петербург, Издательство Альянс «Дельта», 2003
- Обучение с помощью шестиугольника [электронный ресурс] http://www.classtools.net/blog/using-hexagon-learning-for-categorisation-linkage-and-prioriti-sation
- Полат Е. С. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования», Москва, 2001
- Применение приемов технологии развития критического мышления [электронный ресурс] http://xn---- 8sb3aemcew1d.xn -p1ai/primenenie-priemov-tehnologii-razvitiya-kritiches-kogo-myshleniya-cherez-chtenie-i-pismo-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury
- Селевко Г. К. «Современные образовательные технологии», Москва, «Народное образование», 1998
- Технология развития критического мышления [электронный ресурс] https://- www.classtools.net/hexagon
- Технология развития критического мышления [электронный ресурс] https://nspor- tal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2014/11/05/tekhnologiya-razvitiya-kriticheskogo
- Формирование функциональной грамотности у младших школьников [электрон-ный ресурс] http://www.niro.nnov.ru /?id=49718&template=print
- Хлынцева Ю. В. Технология «интерактивный гексагон», или Шестиугольное обучение в начальной школе // Школьная педагогика. — 2019. — № 3. — С. 18-20.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |