Члены предложения

Чле́ны предложе́ния — структурно-семантические компоненты предложения, выраженные полнозначными словами или словосочетаниями. Термин «Члены предложения» возник из-за отсутствия однозначного соответствия между морфологическими классами или подклассами слов и выполняемыми ими в предложении синтаксическими функциями. Система членов предложения сложилась в результате последовательного членения простого повествовательного предложения, взятого в его максимально развернутой и связной форме, на функциональные элементы. Различаются главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (определение, дополнение, обстоятельство)[1][2].

Грамматическая основа предложения

Любое предложение, рассматриваемое как синтаксическая структура, содержит грамматическую основу.

Грамматическая основа предложения — это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов. В зависимости от типа предложения, грамматическая основа формируется по-разному:

В двусоставном предложении (с двумя главными членами):

  • Подлежащее (кто? что?)
  • Сказуемое (что делает? что с ним происходит? В односоставном предложении (с одним главным членом):
  • Глагольная форма (выражает действие или состояние)

В труде «Русская грамматика — 80» грамматическая основа идентифицируется со структурной схемой предложения, служащей шаблоном для построения кратких, ничем не расширенных предложений. Грамматическая основа — это наименьший необходимый элемент структуры предложения[3].

Она может быть представлена одним элементом (в односоставных предложениях) или двумя (в двусоставных предложениях). Элементы, формирующие грамматическую основу, называются компонентами предикативной основы и в предложении выступают в качестве главных членов (предикативного ядра)[4][5].

Актуальное и грамматическое членение предложения

Ключевой особенностью предложения как средства языка является его коммуникативная роль, способность выступать в качестве основного средства общения. Эта роль проявляется через актуальное членение предложения, которое предполагает выделение уже известной и новой информации. Актуальное членение тесно взаимодействует с грамматическим разбором предложения (определением его членов), но служит другой цели — показывает, как информация организована в процессе коммуникации. Это приобретает особую значимость в следующих ситуациях[3]:

  1. Анализ членов предложения, не несущих морфологических признаков.
  2. Определение границ членов предложения.
  3. Разграничение типов предложений по структуре.

Только благодаря актуальному членению можно правильно определить грамматическую структуру подобных конструкций. Следовательно, коммуникативный подход помогает более глубоко понять его грамматическую структуру и правильно интерпретировать структурные особенности в зависимости от конкретного контекста общения[5].

Понятие о члене предложения как структурно-семантическом компоненте

Современная образовательная система базируется на структурно-семантической методологии синтаксического анализа. Основные аспекты характеристики членов предложения: формально-структурные свойства и содержательные аспекты[5].

I. Формально-структурные свойства

  1. Функция в организации грамматической структуры.
  2. Морфологическое воплощение.
  3. Вид синтаксической зависимости.
  4. Позиционная организация в высказывании[5].

II. Содержательные аспекты

  1. Лексическое значение.
  2. Грамматическая семантика.
  3. Коммуникативная значимость[5].

В рамках школьной программы преимущественное внимание уделяется формальным признакам, особенно морфологическому выражению синтаксических элементов. Как подчеркивала В. В. Бабайцева: «Член предложения представляет собой структурно-семантическую единицу, находящуюся в системе синтаксических отношений». Р. Н. Попов акцентировал: «Члены предложения — это языковые элементы, реализующие в высказывании предикативные, определительные, объектные или обстоятельственные функции». Данный подход позволяет рассматривать предложение как целостную систему взаимосвязанных элементов, где формальные и содержательные характеристики находятся в неразрывном единстве[5].

Принципы классификации членов предложения

Основные подходы к классификации

В синтаксисе выделяют два основных подхода к классификации членов предложения[4]:

  1. По их морфологической форме (формальный признак).
  2. По смысловому значению (семантике).

Современные методики преподавания синтаксиса, как в школах, так и в высших учебных заведениях, основываются на структурно-семантическом направлении, которое объединяет оба эти принципа.

Уровни классификации

Первый уровень классификации предполагает разделение на главные и второстепенные члены предложения. Критерием такого разделения является участие в грамматической основе:

  1. Главные члены (подлежащее и сказуемое) формируют ядро предложения.
  2. Второстепенные члены не входят в состав грамматической основы.

Второй уровень классификации учитывает структурно-семантические признаки, то есть:

  • способ морфологического выражения;
  • смысловую функцию.

Современный синтаксис стремится к комплексному анализу, учитывающему оба этих аспекта[4].

Главные и второстепенные члены предложения

Разделение на главные и второстепенные члены происходит на основе следующих критериев[1]:

  1. Принадлежность к грамматической основе.
  2. Главные члены несут основное смысловое содержание, а второстепенные поясняют их.
  3. Главные члены характеризуются предикативными отношениями.
  4. Второстепенные члены характеризуются атрибутивными, объектными и обстоятельственными отношениями.

Понятие второстепенных членов теряет смысл без наличия главных. Подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения с точки зрения грамматики, однако они не всегда являются носителями основной информации. Второстепенные члены предложения подчинены главным или другим второстепенным членам с грамматической точки зрения, но в смысловом отношении могут быть более значимыми[1].

Главные члены предложения

Главные члены предложения являются частью структурной схемы, образуя предикативный центр.

Подлежащее 

Подлежащее — главный член предложения, обозначающий предмет и связанный грамматически со сказуемым. Оно отвечает на вопросы «Кто?» или «Что?» и подразумевает вопрос «О ком или о чём идёт речь?». При синтаксическом разборе предложения подчёркивается одной чертой. Термин «предмет» используется в данном контексте в широком смысле[6].

Части речи, которыми выражается подлежащее Например
Существительное Папа уехал на работу.
Местоимение Они пришли в библиотеку.
Прилагательное Больной требовал тишины.
Причастие Опоздавшие извинились перед учителем.
Инфинитив Курить — здоровью вредить!
Междометие Громкое «Ау!» раздалось в лесу.
Наречие Сегодня наступило неожиданное быстро.
Числительное Семь — его счастливое число.
Фразеологически свободное, но синтаксически связанное словосочетание

со значением совместности, если сказуемое стоит во множественном числе

Бить баклуши было его любимое занятие.

Сказуемое

Сказуемое — главный член предложения, обозначающий действие подлежащего. Оно отвечает на вопрос «Что делает подлежащее?». При синтаксическом разборе предложения подчёркивается двумя чертами[6].

Вид сказуемого Способ выражения Например
Простое глагольное Глагол в личной форме Солнце светит.
Составное глагольное Модальный глагол плюс инфинитив Я хочу играть на фортепиано.
Краткое прилагательное плюс глагол связка плюс инфинитив Я рада была прочитать книгу.
Составное именное Глагол-связка плюс существительное Саша была большая умница.
Глагол-связка плюс прилагательное Солнце выглядит ослепительным на дальнем горизонте.
Глагол-связка плюс числительное Моё любимое число — два.
Глагол-связка плюс местоимение Эта книга будет моя.
Глагол-связка плюс причастие Диктант был уже написан.
Глагол-связка плюс инфинитив Моя мечта — поехать в путешествие.
Глагол-связка плюс наречие Обувь ей была впору.
Глагол-связка плюс слово категории состояния В доме стало тепло.
Глагол-связка плюс синтаксически неделимое состояние Ваш учитель — Екатерина Александровна.
Глагол-связка плюс фразеологизм Ваш муж — ни рыба ни мясо.
Главные члены предложения
Подлежащее Сказуемое
обозначает, о ком или о чём говорится

в предложении и отвечает на вопросы Кто? или Что?

обозначает, что говорится о подлежащем и

отвечает на вопросы: что делает? что сделает? что будет делать? что делали?

Мама ушла на работу. Мама ушла на работу.
Грамматическая основа предложения

По количеству грамматических основ, можно понять какое предложение:

  • двусоставные (подлежащее и сказуемое). Пример: Катенька (подлежащее) пришла (сказуемое) в школу.
  • односоставные (есть только подлежащее или только сказуемое). Примеры: Небо (подлежащее)! Темнело (сказуемое).

Второстепенные члены предложения

Второстепенными называются члены предложения, не входящие в его грамматическую основу (предикативный центр). Их основная функция — уточнять, дополнять и конкретизировать главные члены, делая речь более информативной и выразительной.

Основные виды второстепенных членов

Определение

 Определение характеризует предмет, указывая на его качества, свойства или признаки. Графическое обозначение: волнистая линия. Разновидности:

  • согласованное («красивая картина»);
  • несогласованное («крышка чайника»);
  • приложение («река Волга»).

Выражение: прилагательные, причастия, местоимения, числительные.

Дополнение

Дополнение обозначает предмет, связанный с действием (объект, результат, адресат). Графическое обозначение: пунктирная линия (с предлогом, если имеется). Разновидности дополнения: прямое/косвенное, глагольное/именное. Выражение: чаще всего существительные, местоимения, числительные. Вопросы: всех косвенных падежей.

Обстоятельство

Обстоятельство характеризует действие или признак по различным параметрам. Графическое обозначение: пунктир с точкой. Основные виды: образа действия, времени, места, причины, цели, условия, уступки, степени, сравнения[7].

Распространённость предложений

Нераспространённые предложения содержат только грамматическую основу. Пример: «Птицы поют». Распространённые включают второстепенные члены. Пример: «Перелётные птицы громко поют весной». Таким образом, второстепенные члены играют важную роль в построении развёрнутых, содержательных высказываний, обогащая основную информацию дополнительными смысловыми оттенками[7]

Определение Дополнение Обстоятельство
Что обозначает непредикативный

признак предмета (при сущ.)

объект действия (при гл.) признак действия (при гл.) или

признак признака

Чем выражен прилагательным
существительным
числительным причастием фразеологизмом
причастием прилагательным деепричастием
местоимением местоимением деепричастным оборотом
наречием словосочетанием или фразеологизмом наречием
инфинитивом
Характер связи полное согласование
управление
примыкание
Выражаемые отношения
  • атрибутивные
  • атрибутивно-объективные
  • атрибутивно-обстоятельственные
  • объективные
  • объективно-атрибутивные
  • субъектно-объективные
  • обстоятельственные
  • определительные
Типы
  • согласованное
  • несогласованное
  • прямое
  • косвенное
  • времени
  • места
  • цели
  • причины
  • уступки
  • образа действия
  • меры и степени
  • условия

Однородные члены предложения

Однородными членами предложения называются те, которые выполняют одинаковую синтаксическую функцию. Они отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос, выступают одним и тем же членом предложения. Однородными членами могут быть главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (определения, дополнения и обстоятельства). Соединяются с помощью союзов и, а, но, да. Перед союзами а, но, да (= но) всегда ставится запятая. Однородные члены предложения произносятся с интонацией перечисления. Схемы предложений с однородными членами[7]:

Схема Пример предложения
…О, О, О. Девочка рисовала, лепила, читала.
…О и О. Этим летом игры были весёлые и интересные
О, но (да) О. Компот был кислый, но вкусный.
О, а О. На море мы не купались, а играли.
и О, и О, и О. В нашей реке водятся и карп, и лещ, и сом.
О и О, О и О, О и О. В парке я увидела Екатерину и Марию, Ангелину и Венеру, Александру и Виолету.

Литература

Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. В 2 частях -Под ред. Дибровой Е. И.— М., 2008.. Ч1 — 480 c., Ч2 — 624 c.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. Ярцевой В. Н.. — 1990.
  2. Лингвистический энциклопедический словарь. Коллекция текстов. Дата обращения: 6 июля 2025.
  3. 3,0 3,1 «Русская грамматика». Наука (издательство). Дата обращения: 6 июля 2025.
  4. 4,0 4,1 4,2 Ч.2 // Современный русский язык / под ред. Е.И. Дибровой. — М., 2001.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 Т.2 // Русская грамматика / под ред. Н.Ю.Шведовой. — М., 1980. — С. 97.
  6. 6,0 6,1 Практическое пособие для начальной школы / сост. В. Т. Голубь. — Воронеж, 2011.
  7. 7,0 7,1 7,2 Штоль А. А. Русский язык в таблицах: Учебно-справочное пособие. — 2002. — 160 с.

Ссылки

Ключевые научные работы и электронные ресурсы