Члены предложения
Чле́ны предложе́ния — структурно-семантические компоненты предложения, выраженные полнозначными словами или словосочетаниями. Термин «Члены предложения» возник из-за отсутствия однозначного соответствия между морфологическими классами или подклассами слов и выполняемыми ими в предложении синтаксическими функциями. Система членов предложения сложилась в результате последовательного членения простого повествовательного предложения, взятого в его максимально развернутой и связной форме, на функциональные элементы. Различаются главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (определение, дополнение, обстоятельство)[1][2].
Грамматическая основа предложения
Любое предложение, рассматриваемое как синтаксическая структура, содержит грамматическую основу.
Грамматическая основа предложения — это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов. В зависимости от типа предложения, грамматическая основа формируется по-разному:
В двусоставном предложении (с двумя главными членами):
- Подлежащее (кто? что?)
- Сказуемое (что делает? что с ним происходит? В односоставном предложении (с одним главным членом):
- Глагольная форма (выражает действие или состояние)
В труде «Русская грамматика — 80» грамматическая основа идентифицируется со структурной схемой предложения, служащей шаблоном для построения кратких, ничем не расширенных предложений. Грамматическая основа — это наименьший необходимый элемент структуры предложения[3].
Она может быть представлена одним элементом (в односоставных предложениях) или двумя (в двусоставных предложениях). Элементы, формирующие грамматическую основу, называются компонентами предикативной основы и в предложении выступают в качестве главных членов (предикативного ядра)[4][5].
Актуальное и грамматическое членение предложения
Ключевой особенностью предложения как средства языка является его коммуникативная роль, способность выступать в качестве основного средства общения. Эта роль проявляется через актуальное членение предложения, которое предполагает выделение уже известной и новой информации. Актуальное членение тесно взаимодействует с грамматическим разбором предложения (определением его членов), но служит другой цели — показывает, как информация организована в процессе коммуникации. Это приобретает особую значимость в следующих ситуациях[3]:
- Анализ членов предложения, не несущих морфологических признаков.
- Определение границ членов предложения.
- Разграничение типов предложений по структуре.
Только благодаря актуальному членению можно правильно определить грамматическую структуру подобных конструкций. Следовательно, коммуникативный подход помогает более глубоко понять его грамматическую структуру и правильно интерпретировать структурные особенности в зависимости от конкретного контекста общения[5].
Понятие о члене предложения как структурно-семантическом компоненте
Современная образовательная система базируется на структурно-семантической методологии синтаксического анализа. Основные аспекты характеристики членов предложения: формально-структурные свойства и содержательные аспекты[5].
I. Формально-структурные свойства
- Функция в организации грамматической структуры.
- Морфологическое воплощение.
- Вид синтаксической зависимости.
- Позиционная организация в высказывании[5].
II. Содержательные аспекты
- Лексическое значение.
- Грамматическая семантика.
- Коммуникативная значимость[5].
В рамках школьной программы преимущественное внимание уделяется формальным признакам, особенно морфологическому выражению синтаксических элементов. Как подчеркивала В. В. Бабайцева: «Член предложения представляет собой структурно-семантическую единицу, находящуюся в системе синтаксических отношений». Р. Н. Попов акцентировал: «Члены предложения — это языковые элементы, реализующие в высказывании предикативные, определительные, объектные или обстоятельственные функции». Данный подход позволяет рассматривать предложение как целостную систему взаимосвязанных элементов, где формальные и содержательные характеристики находятся в неразрывном единстве[5].
Принципы классификации членов предложения
Основные подходы к классификации
В синтаксисе выделяют два основных подхода к классификации членов предложения[4]:
- По их морфологической форме (формальный признак).
- По смысловому значению (семантике).
Современные методики преподавания синтаксиса, как в школах, так и в высших учебных заведениях, основываются на структурно-семантическом направлении, которое объединяет оба эти принципа.
Уровни классификации
Первый уровень классификации предполагает разделение на главные и второстепенные члены предложения. Критерием такого разделения является участие в грамматической основе:
- Главные члены (подлежащее и сказуемое) формируют ядро предложения.
- Второстепенные члены не входят в состав грамматической основы.
Второй уровень классификации учитывает структурно-семантические признаки, то есть:
- способ морфологического выражения;
- смысловую функцию.
Современный синтаксис стремится к комплексному анализу, учитывающему оба этих аспекта[4].
Главные и второстепенные члены предложения
Разделение на главные и второстепенные члены происходит на основе следующих критериев[1]:
- Принадлежность к грамматической основе.
- Главные члены несут основное смысловое содержание, а второстепенные поясняют их.
- Главные члены характеризуются предикативными отношениями.
- Второстепенные члены характеризуются атрибутивными, объектными и обстоятельственными отношениями.
Понятие второстепенных членов теряет смысл без наличия главных. Подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения с точки зрения грамматики, однако они не всегда являются носителями основной информации. Второстепенные члены предложения подчинены главным или другим второстепенным членам с грамматической точки зрения, но в смысловом отношении могут быть более значимыми[1].
Главные члены предложения
Главные члены предложения являются частью структурной схемы, образуя предикативный центр.
Подлежащее
Подлежащее — главный член предложения, обозначающий предмет и связанный грамматически со сказуемым. Оно отвечает на вопросы «Кто?» или «Что?» и подразумевает вопрос «О ком или о чём идёт речь?». При синтаксическом разборе предложения подчёркивается одной чертой. Термин «предмет» используется в данном контексте в широком смысле[6].
| Части речи, которыми выражается подлежащее | Например |
|---|---|
| Существительное | Папа уехал на работу. |
| Местоимение | Они пришли в библиотеку. |
| Прилагательное | Больной требовал тишины. |
| Причастие | Опоздавшие извинились перед учителем. |
| Инфинитив | Курить — здоровью вредить! |
| Междометие | Громкое «Ау!» раздалось в лесу. |
| Наречие | Сегодня наступило неожиданное быстро. |
| Числительное | Семь — его счастливое число. |
| Фразеологически свободное, но синтаксически связанное словосочетание
со значением совместности, если сказуемое стоит во множественном числе |
Бить баклуши было его любимое занятие. |
Сказуемое
Сказуемое — главный член предложения, обозначающий действие подлежащего. Оно отвечает на вопрос «Что делает подлежащее?». При синтаксическом разборе предложения подчёркивается двумя чертами[6].
| Вид сказуемого | Способ выражения | Например |
|---|---|---|
| Простое глагольное | Глагол в личной форме | Солнце светит. |
| Составное глагольное | Модальный глагол плюс инфинитив | Я хочу играть на фортепиано. |
| Краткое прилагательное плюс глагол связка плюс инфинитив | Я рада была прочитать книгу. | |
| Составное именное | Глагол-связка плюс существительное | Саша была большая умница. |
| Глагол-связка плюс прилагательное | Солнце выглядит ослепительным на дальнем горизонте. | |
| Глагол-связка плюс числительное | Моё любимое число — два. | |
| Глагол-связка плюс местоимение | Эта книга будет моя. | |
| Глагол-связка плюс причастие | Диктант был уже написан. | |
| Глагол-связка плюс инфинитив | Моя мечта — поехать в путешествие. | |
| Глагол-связка плюс наречие | Обувь ей была впору. | |
| Глагол-связка плюс слово категории состояния | В доме стало тепло. | |
| Глагол-связка плюс синтаксически неделимое состояние | Ваш учитель — Екатерина Александровна. | |
| Глагол-связка плюс фразеологизм | Ваш муж — ни рыба ни мясо. |
| Главные члены предложения | |
|---|---|
| Подлежащее | Сказуемое |
| обозначает, о ком или о чём говорится
в предложении и отвечает на вопросы Кто? или Что? |
обозначает, что говорится о подлежащем и
отвечает на вопросы: что делает? что сделает? что будет делать? что делали? |
| Мама ушла на работу. | Мама ушла на работу. |
| Грамматическая основа предложения | |
По количеству грамматических основ, можно понять какое предложение:
- двусоставные (подлежащее и сказуемое). Пример: Катенька (подлежащее) пришла (сказуемое) в школу.
- односоставные (есть только подлежащее или только сказуемое). Примеры: Небо (подлежащее)! Темнело (сказуемое).
Второстепенные члены предложения
Второстепенными называются члены предложения, не входящие в его грамматическую основу (предикативный центр). Их основная функция — уточнять, дополнять и конкретизировать главные члены, делая речь более информативной и выразительной.
Основные виды второстепенных членов
Определение
Определение характеризует предмет, указывая на его качества, свойства или признаки. Графическое обозначение: волнистая линия. Разновидности:
- согласованное («красивая картина»);
- несогласованное («крышка чайника»);
- приложение («река Волга»).
Выражение: прилагательные, причастия, местоимения, числительные.
Дополнение
Дополнение обозначает предмет, связанный с действием (объект, результат, адресат). Графическое обозначение: пунктирная линия (с предлогом, если имеется). Разновидности дополнения: прямое/косвенное, глагольное/именное. Выражение: чаще всего существительные, местоимения, числительные. Вопросы: всех косвенных падежей.
Обстоятельство
Обстоятельство характеризует действие или признак по различным параметрам. Графическое обозначение: пунктир с точкой. Основные виды: образа действия, времени, места, причины, цели, условия, уступки, степени, сравнения[7].
Распространённость предложений
Нераспространённые предложения содержат только грамматическую основу. Пример: «Птицы поют». Распространённые включают второстепенные члены. Пример: «Перелётные птицы громко поют весной». Таким образом, второстепенные члены играют важную роль в построении развёрнутых, содержательных высказываний, обогащая основную информацию дополнительными смысловыми оттенками[7]
| Определение | Дополнение | Обстоятельство | |
|---|---|---|---|
| Что обозначает | непредикативный
признак предмета (при сущ.) |
объект действия (при гл.) | признак действия (при гл.) или
признак признака |
| Чем выражен | прилагательным | ||
| существительным | |||
| числительным | причастием | фразеологизмом | |
| причастием | прилагательным | деепричастием | |
| местоимением | местоимением | деепричастным оборотом | |
| наречием | словосочетанием или фразеологизмом | наречием | |
| инфинитивом | |||
| Характер связи | полное согласование | ||
| управление | |||
| примыкание | |||
| Выражаемые отношения |
|
|
|
| Типы |
|
|
|
Однородные члены предложения
Однородными членами предложения называются те, которые выполняют одинаковую синтаксическую функцию. Они отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос, выступают одним и тем же членом предложения. Однородными членами могут быть главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (определения, дополнения и обстоятельства). Соединяются с помощью союзов и, а, но, да. Перед союзами а, но, да (= но) всегда ставится запятая. Однородные члены предложения произносятся с интонацией перечисления. Схемы предложений с однородными членами[7]:
| Схема | Пример предложения |
|---|---|
| …О, О, О. | Девочка рисовала, лепила, читала. |
| …О и О. | Этим летом игры были весёлые и интересные |
| О, но (да) О. | Компот был кислый, но вкусный. |
| О, а О. | На море мы не купались, а играли. |
| и О, и О, и О. | В нашей реке водятся и карп, и лещ, и сом. |
| О и О, О и О, О и О. | В парке я увидела Екатерину и Марию, Ангелину и Венеру, Александру и Виолету. |
Литература
Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. В 2 частях -Под ред. Дибровой Е. И.— М., 2008.. Ч1 — 480 c., Ч2 — 624 c.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. Ярцевой В. Н.. — 1990.
- ↑ Лингвистический энциклопедический словарь. Коллекция текстов. Дата обращения: 6 июля 2025.
- ↑ 3,0 3,1 «Русская грамматика». Наука (издательство). Дата обращения: 6 июля 2025.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Ч.2 // Современный русский язык / под ред. Е.И. Дибровой. — М., 2001.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 Т.2 // Русская грамматика / под ред. Н.Ю.Шведовой. — М., 1980. — С. 97.
- ↑ 6,0 6,1 Практическое пособие для начальной школы / сост. В. Т. Голубь. — Воронеж, 2011.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 Штоль А. А. Русский язык в таблицах: Учебно-справочное пособие. — 2002. — 160 с.
Ссылки
Ключевые научные работы и электронные ресурсы
- Буслаев Ф. И. «Историческая грамматика русского языка» (1858 год) — логико-психологический подход.
- Виноградов В. В. «Основные вопросы синтаксиса» (1955 год) — классификация членов предложения.
- Ломоносов М. В. «Российская грамматика» (1755 год) — первая систематизация членов предложения в русском языке.
- Национальный корпус русского языка — примеры реального употребления.
- Шахматов А. А. «Синтаксис русского языка» (1925 год) — семантический анализ.
- Юсупова З. Р. «История исследования порядка слов и теории актуального членения» (Cyberleninka) .