Троица (икона Рублёва)

Материал из «Знание.Вики»
Andrey Rublev - Св. Троица - Google Art Project.jpg
Андрей Рублёв
«Троица». 1411 год или 1425—1427
дерево, темпера. 141,5 × 114 см
Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры, Сергиев Посад, Московская область

«Тро́ица» (также «Гостеприи́мство Авраа́ма») — икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублёвым в первой трети XV века. Самое знаменитое из его произведений написанное «в похвалу Сергию Радонежскому» по заказу его ученика и преемника Никона Радонежского[1]. Самое известное и таинственное изображение Бога в истории иконописи[2]. Один из шедевров русского искусства[3].

С 1420 по 1917 года икона находилась в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. С 1918 по 1929 год находилась в Сергиево-Посадском историко-художественном музее. С 1929 по 2023 год находилась в собрании Государственной Третьяковской галереи. 15 мая 2023 года решением Президента России Владимира Путина «в ответ на многочисленные просьбы православных верующих» икона была возвращена Русской православной церкви «на долгосрочное ответственное хранение»[3][4].

Иконография

Икона «Святая Троица» принадлежит к числу немногих сохранившихся произведений, которые в настоящее время относят к творчеству Андрея Рублёва. В вопросе датировки иконы существуют два мнения: ряд ученых предполагают, что она была написана для деревянной церкви Троицкого монастыря, построенной Никоном Радонежским после нашествия Едигея, и датируют икону 1412 годом (первая четверть XV века), другие определяют её 1420 годом, связывая её происхождение с каменным собором монастыря, заложенным в 1422 году[5]. Об авторстве Андрея Рублёва свидетельствует и постановление Стоглавого собора 1551 года, где было указано писать Святую Троицу, «как греческие иконописцы писали и как писал Андрей Рублев»[5].

Самое раннее упоминание о ней содержится во вкладных книгах Троице-Сергиева монастыря 1639 и 1673 годов, которые, в свою очередь, восходят к более древнему, не дошедшему до нас документу — отписным ризным книгам 15741575 года. Согласно этим документам, икона находилась в местном ряду иконостаса Троицкого собора, однако о её принадлежности кисти Рублева монастырские описи ничего не сообщают — она упоминается лишь в связи с дорогим окладом, который был изготовлен для неё по повелению Ивана Грозного[6]. Икона почиталась в Троицко-Мергиевском монастыре как чудотворная. В «Сказании о святых иконописцах» сохранилось свидетельство о том, что Никон Радонежский просил «образ написати пресвятыя Троицы в похвалу отцу своему святому Сергию»[5]. В 1600 году икона была заново украшена драгоценным окладом царём Борисом Годуновым. В 1626 году царь Михаил Фёдорович дал на икону золотые цаты с эмалями и драгоценными камнями. В XVIII веке на икону надели серебряные золочёные чеканные ризы[6]. Прежний же золотой оклад Ивана Грозного был переложен с неё на специально написанную для этого копию. Новый оклад повторил композицию оклада Ивана Грозного. О том, что находившаяся в Троицком соборе икона была исполнена Андреем Рублевым, свидетельствует достаточно поздний источник — «Сказание о святых иконописцах» конца XVII — начала XVIII века: «Преподобный отец Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев … живяше в послушании у Преподобнаго Отца Никона Радонежского. Он повеле при себе образ написати Пресвятыя Троицы в похвалу отцу своему, Святому Сергию Чудотворцу»[7].

Опираясь на многовековой опыт христианской иконографии, Андрей Рублёв создал образ Святой Троицы, в красках воплотив учение о Едином Боге в Трех Лицах. Ветхозаветный рассказ о явлении трёх странников Аврааму, толковавшийся как ветхозаветное откровение Святой Троицы или как явление Господа с двумя ангелами, уже в III-IV веках привлекал внимание христианских художников. Он встречается в росписях римских катакомб, на древнейших евхаристических сосудах, в росписях раннехристианских и византийских храмов. В изображении Святой Троицы художники делали акцент на явлении Второго Лица Троицы, выделяя центральную фигуру — размером, крещатым нимбом, свитком в руке. Новая иконография, созданная Андрее Рублёвым, явилась обобщением длительной истории развития сюжета. Совершенный по красоте образ Святой Троицы Андрея Рублёва вобрал в себя весь духовный и художественный опыт византийского и древнерусского искусства, стал беспримерным по глубине выражением в красках православного учения Церкви о Святой Троице[5]

Описание

Святая Троица была написана яичной темперой. Размер иконы — 142х114 сантиметров. Троица соответствует иконописному сюжету «Гостеприимство Авраама». Это изображение эпизода из восемнадцатой главы библейской книги Бытия. К праотцу Аврааму приходят трое, и тот узнает в гостях Самого Бога — принимает их с почётом и угощает. Андрей Рублев оставил в своем творении только детали, лишенные историзма: ангелы сидят за столом в неспешной беседе, на столе — чаша с головой тельца, на заднем плане — здание, дерево, гора. Фигуры Авраама и Сарры отсутствуют. Каждая деталь иконы имеет свое толкование. Чаша символизирует чашу Евхаристии, а голова тельца — Крестную жертву Спасителя. Форму чаши повторяют своими позами сами ангелы. Дерево, возвышающееся над средним ангелом, напоминает не только о дубе из дубравы Мамре, под которым совершилась историческая встреча Троицы и Авраама, но и древо жизни, плодов которого лишился человек вследствие грехопадения[8].

Над левым ангелом изображено здание — в дорублевской иконографии дом Авраама. Здесь оно указывает на домостроительство нашего Спасения и Церковь — дом Божий. Над правым ангелом видна гора. Все явления Бога в библейской традиции происходили на горах: Синай — место дарования закона, СионХрам и сошествие Святого Духа на апостолов, ФаворПреображение Господне, Голгофа — Искупительная жертва, ЕлеонВознесение Господне. По мнению некоторых специалистов, каждый ангел на иконе изображает Лицо Троицы. Толкования разнятся. По одному из них, средний ангел символизирует Бога Отца — как насадителя древа жизни, левый — Сына — как основателя Церкви, правый — Святой Дух — как Утешителя, пребывающего в мире. По-другому — средний ангел символизирует Сына, на что указывает цвет его одежды, традиционный для изображений Христа: багряный и лазурный. Левый ангел, «строитель», поэтому за его спиной изображен дом Вселенной — Бог Отец. В изображении используется традиционный для средневекового изобразительного искусства прием обратной перспективы — пространство иконы визуально представляется большим, чем реальность, в которой находится зритель[8].

Икона в Троицком соборе

На протяжении почти пятисот лет, с 1420 по 1917 года икона находилась в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. В 1904-1905 годах под наблюдением Московского археологического общества и с разрешения начальства Троице-Сергиевой лавры реставратор Василий Гурьянов расчистил икону от верхних наслоений[3].

В октябре 1918 года, через год после Октябрьской революции, была создана Комиссия по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, в которую входили известные художники Павел Флоренский и Игорь Грабарь. В ноябре 1918 года — январе 1919 года в отделении Центральных государственных реставрационных мастерских при Сергиевском историко-художественном музее была произведена окончательная расчистка иконы от верхних пластов. После этого её оставили в Троицком соборе, но не стали вновь помещать в оклад. Здесь она хранилась до 1929 года[9].

Святая Троица в Третьяковской галерее

Зал Андрея Рублёва в Третьяковской галерее (2014 год)

В 1929 году по распоряжению Народного комиссариата просвещения РСФСР Святая Троица была передана в Государственную Третьяковскую галерею. Изначально предполагалось, что икона будет представлена на временной выставке древнерусского искусства, однако по организационным причинам она не состоялась. Третьяковская галерея оставила икону у себя и в 1930 году ей был присвоен постоянный инвентарный номер. В 1941-1944 годах, во время Великой Отечественной войны, наряду с другими экспонатами Третьяковской галереи она находилась в эвакуации в Новосибирске[9].

С 1997 года ежегодно на День Святой Троицы икона переносилась на богослужение в иколая в Толмачах, обладающий статусом домовой церкви при Третьяковской галерее. В 2007 году Святая Троица была представлена на выставке Европа — Россия — Европа в Новой Третьяковке. В ночь на 17 июля 2022 года икону впервые доставили из Третьяковской галереи в Троице-Сергиеву лавру на празднование 600-летия обретения мощей Сергия Радонежского[9].

Передача «Святой Троицы» Русской православной церкви

Икона Троица в Храме Христа Спасителя 5 июня 2023 года

5 мая 2023 года Министерство культуры Российской Федерации прислало запрос в Третьяковскую галерею на выдачу «Святой Троицы» в Троице-Сергиеву лавру (Сергиев Посад Московская область) на День Святой Троицы. 15 мая Московский патриархат заявил, что «в ответ на многочисленные просьбы православных верующих» Президент Российской Федерации Владимир Путин принял решение о возвращении иконы Русской православной церкви[10][4][3]. Эта инициатива вызвала широкий общественный резонанс. Представители музейного сообщества и искусствоведы, а также реставраторы высказывали опасения относительно сохранности шедевра кисти Андрея Рублева[11].

По благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла образ будет выставлен для общенародного поклонения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в течение года, а затем займет историческое место в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры[10][4][3]. 16 мая Министерство культуры Российской Федерации заявило, что «икона, являющаяся частью государственного музейного фонда Российской Федерации, будет передана Русской православной церкви на долгосрочное ответственное хранение»[4][3].

26 мая Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил что «Святая Троица» вместо года будет выставлена в храме Христа Спасителя всего на две недели, после чего её планируют направить на реставрацию и консервацию[12][11]. 9 июня Министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова сказала, что икону после пребывания в храме отправят на годичную реставрацию в Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И. Э. Грабаря[13].

12 июля Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова подписали договор между Третьяковской галереей и Троице-Сергиевой лаврой о передаче в безвозмездное пользование Троице-Сергиевой лавре иконы «Святой Троицы»[14]. Было решено что после передачи «Святой Троицы» в безвозмездное пользование Русской Православной церкви, она останется в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации[15].

Состояние Святой Троицы по годам

Икона в ризе Середина XIX века — 1904 год 1904 1905—1919 Современное состояние
Rublev trinity riza.jpg
Troitsa Andrey Rublev 1904.jpg
Rublev troitsa raschistka.jpg
Troitsa Andrey Rublev 1905.jpg
Rublev Trinity grayscale.jpg
Икона в годуновском окладе. Фотография 1904 года.
Икона в 1904 году с только что снятым окладом. Подлинная живопись скрыта под слоем записи конца XIX века. В правом верхнем углу на фоне — пробное удаление записей, сделанное в 1904 году (голова и плечо правого ангела и фон с горкой).
Фотография «Троицы» после завершения расчистки Гурьянова
Фотография «Троицы» после поновления Гурьянова, под сплошной гурьяновской записью. Гурьяновская работа была даже его современниками оценена крайне низко, и уже в 1915 году исследователь Сычёв говорил, что реставрация Гурьянова памятник на самом деле скрыла.
При реставрации 1919 года, кроме живописи Рублёва, дошедшей с большими утратами, были оставлены многочисленные записи Гурьянова и записи предыдущих веков. Живописная поверхность иконы ныне представляет собой сочетание разновременных слоёв живописи.

Примечания

  1. «Троица» Рублёва. Третьяковская галерея. Дата обращения: 28 августа 2024.
  2. Созерцая «Троицу». Самое известное и таинственное изображение Бога в истории иконописи. Фома. Дата обращения: 29 августа 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Что известно об иконе "Троица" Андрея Рублева. ТАСС. Дата обращения: 28 августа 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Минкультуры подтвердило, что передает РПЦ "Троицу" "на долгосрочное ответственное хранение". Интерфакс. Дата обращения: 28 августа 2024.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Андрей Рублёв Православная энциклопедия / Под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. — Москва : Церков.-науч. центр "Православ. энцикл.", Т. 1: А — Алексий Студит. — 2000. — 750 с. — ISBN 5-89572-006-4
  6. 6,0 6,1 Оклад «Троицы». — Портал «Культура России». Дата обращения: 28 августа 2024.
  7. Андрей Рублёв. «Святая Троица». Третьяковская галерея. Дата обращения: 29 августа 2024.
  8. 8,0 8,1 Образ "Троица" Андрея Рублева. РИА Новости. Дата обращения: 29 августа 2024.
  9. 9,0 9,1 9,2 Что известно об иконе "Троица" Андрея Рублева. ТАСС. Дата обращения: 29 августа 2024.
  10. 10,0 10,1 Образ «Троица» преподобного Андрея Рублева возвращен Церкви. Patriarchia.ru. Дата обращения: 29 августа 2024.
  11. 11,0 11,1 «Троицу» Рублёва на две недели выставят в Храме Христа Спасителя. Интерфакс (26 мая 2023). Дата обращения: 29 августа 2024.
  12. Песков сообщил, что «Троице» Рублёва предстоит реставрация. Интерфакс (26 мая 2023). Дата обращения: 29 августа 2024.
  13. «У нас нет «недружественных» зрителей и «недружественных» артистов». Известия (9 июня 2023). Дата обращения: 29 августа 2024.
  14. Утвержден договор о передаче Троице-Сергиевой лавре иконы Святой Троицы Рублева. Интерфакс (12 июля 2023). Дата обращения: 29 августа 2024.
  15. В Минкультуры заявили, что икона «Троица» остается в музейном фонде РФ. Интерфакс (19 июля 2023). Дата обращения: 29 августа 2024.

Литература

  • "Троица" Андрея Рублева / Н. Демина. — Москва : Искусство, 1963. — 96 с.
  • Троица Андрея Рублева: Антология / [Сост. и авт. предисл. Г. И. Вздорнов]. — Москва : Искусство, 1981. — 215 с.
  • Андрей Рублев и его эпоха: cборник статей / под ред. М. В. Алпатова. — Москва : Искусство, 1971. — 283 с.
  • Алпатов М. В. Андрей Рублёв. — М.: Искусство, 1972. — 206 с.
  • Кузнецова Т. В. «Троица» Андрея Рублева как музейный экспонат (1918 — 1929 гг.) // Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Материалы III Международной конференции, 25 сентября - 25 сентября 2002 г. — Сергиев Посад: Весь Сергиев Посад, 2004. — С. 328–339.
  • Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа // История русского искусства. — Москва: Издательство АН СССР, 1955. — Т. III. — С. 102—186.
  • Нерсесян Л. В., Суховерков Д. Н. Андрей Рублёв. «Святая Троица»: Похвала преподобному Сергию. — М., 2014. — 68 с. — (История одного шедевра). — ISBN 978-5-89580-073-7.
  • Древнерусская живопись в собрании Государственной Третьяковской галереи. — Москва : Изогиз, 1958. — 19 с.
  • Шередега Н. Н. Образ Святой Троицы Андрея Рублева // Третьяковская галерея : журнал. — 2005. — № 3 (8). — С. 30–39. — ISSN 1729-7621.

Ссылки