Суханова, Людмила Андреевна

Суханова Людмила Андреевна
Дата рождения 8 декабря 1943(1943-12-08) (81 год)
Место рождения Пермь, СССР
Гражданство  СССР
Флаг России Россия
Род деятельности Школьная учительница, Директор
Награды и премии

Людми́ла Андре́евна Суха́нова (8 декабря 1943, Пермь, СССР) — российский педагог и управленец, заслуженный учитель Российской Федерации, Народный учитель Российской Федерации. Известна как руководитель МАОУ «Гимназия № 2» города Перми, где под её руководством были внедрены инновационные образовательные технологии и программы международного сотрудничества[1][2].

Биография

Людмила Андреевна Суханова родилась 8 декабря 1943 года в Перми. С ранних лет она проявляла интерес к педагогике, что определило её выбор профессии. После окончания школы она поступила в Пермский государственный педагогический институт (ныне ПГГПУ), где получила образование, ставшее основой её профессиональной карьеры. С 1965 года Людмила Андреевна преподавала химию и биологию. Начало её преподавательской деятельности связано с работой в школе № 127 Мотовилихинского района города Пермь. Её организаторские способности и стремление к профессиональному росту не остались незамеченными. В 1978 году Людмила Суханова была приглашена на должность начальника Мотовилихинского районного управления образования города Перми. Этот этап стал важным шагом в её карьере, позволив ей приобрести опыт управленческой работы и понять специфику организации образовательного процесса на региональном уровне[3].

В 1989 году в этом районе была построена новая школа № 137. Именно Людмилу Суханову назначили её директором. С тех пор она бессменно руководит этим учебным заведением. Благодаря её усилиям, в 1992 году школа получила статус гимназии[2].

Карьера

Людмила Андреевна Суханова известна как выдающийся педагог и управленец, чьи инновационные подходы и активная общественная деятельность оказали значительное влияние на развитие системы образования в Пермском крае. Под руководством Людмилы Андреевны, директора высшей квалификационной категории, «Гимназия № 2» трижды становилась лауреатом конкурса «100 лучших школ России». В 2020 году гимназия была признана лауреатом конкурса «100 лучших общеобразовательных организаций Российской Федерации» в номинации «Лучшая гимназия». А в 2021 году стала победителем Всероссийского публичного смотра среди образовательных организаций «Творчески работающие коллективы школ, гимназий, лицеев России»[1].

Педагогическая деятельность

Людмила Андреевна активно внедряет инновационные подходы в образование, делая акцент на индивидуализацию обучения и использование современных технологий. Под её руководством гимназия № 2 города Перми стала инновационной площадкой, где активно применяются интерактивные методы и цифровые ресурсы. Это позволило создать условия для развития творческих способностей учащихся и их подготовки к жизни в высокотехнологичном обществе[3].

Бережливые технологии

С 2017 года гимназия, которой руководит Людмила Андреевна Суханова, работает в статусе «уникальной школы» — школы бережливого производства. В гимназии внедрены в образовательный процесс «бережливые технологии»[2]. В гимназии открыт учебный центр повышения производительности, он помогает учащимся реализовать успешную практику разработки и реализации внутренних проектов. За годы работы учебного центра собрано много практических кейсов в рамках реализации проекта «Бережливая школа», с которыми могут познакомиться в рамках обмена опытом другие образовательные учреждения[4].

Пермская гимназия № 2 реализует проект «Бережливая школа» с 2018 года. Сотрудники гимназии активно принимают участие в создании и работе проектных групп, чтобы улучшить учебные процессы, подать материал для учеников и творчески, и доступно. За это время реализовано 32 бережливых проекта, внедрено 20 различных предложений по улучшениям[5].

  • В 2018 году гимназия стала лауреатом I степени в номинации «Лучший инновационный проект» III Всероссийского смотра-конкурса на лучшую презентацию образовательного (социального) учреждения. В финале конкурса гимназия представила результаты работы по применению методов бережливого производства в образовательном процессе и получила диплом лауреата. Тема презентации — «Бережливая школа»[2].
  • В декабре 2021 года в результате партнёрской проверки «Гимназия № 2» была удостоена статуса федерального образца за внедрение принципов бережливого производства в образовательный процесс[2].

Международное сотрудничество

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) является одним из приоритетных направлений для России. С 2014 года в «Гимназии № 2» города Перми ведется преподавание японского и китайского языков, а также изучение культуры этих стран на постоянной основе в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). Кроме того, гимназисты имеют возможность дополнительно изучать корейский язык. Гимназия сотрудничает с Японским фондом в России и Штаб-квартирой Институтов Конфуция (КНР), являясь сертифицированным центром по сдаче международных экзаменов по японскому и китайскому языкам. Ученики гимназии могут сдавать эти экзамены и получать сертификаты международного образца[6].

Для поддержания высокого уровня образования «Гимназия № 2» активно сотрудничает с учебными заведениями Японии и Китая, включая школу изучения иностранных языков в городе Вакаяма (Япония), школу изучения японского языка Ёсида в городе Токио (Япония), среднюю школу № 2 города Циндао (КНР) и младшую школу «Тхайхан шаньлу» города Циндао (КНР)[6].

На базе гимназии функционирует Класс Конфуция, открытый для изучения китайского языка и культуры, который был признан лучшим в мире среди 154 стран. Выпускники гимназии, имеющие сертификаты по китайскому языку, могут поступать в китайские вузы, так как гимназия имеет представительские центры Национального нефтяного университета города Циндао (КНР) и Пекинского университета связи (КНР). В начале 2020-х годов пять выпускников гимназии поступили в вузы Китая на бюджетной основе[6]. В рамках конкурса на звание «Образцовый Институт и Класс Конфуция» класс Конфуция МАОУ «Гимназия № 2» города Перми был удостоен почётного диплома «Класс Конфуция года». («Confucius Classroom of the Year»)[2].

Развитие информационных технологий

Людмила Суханова активно продвигает использование информационных технологий в учебном процессе. Гимназия № 2 стала одной из первых в регионе, где информационные технологии стали неотъемлемой частью образовательного процесса. В гимназии созданы современные компьютерные классы, внедрены электронные журналы и дневники, а также используются онлайн-платформы для взаимодействия с учениками и родителями. Кроме того, в гимназии развивается цифровая образовательная среда, включающая проведение онлайн-уроков и конференций, а также организацию телемостов. Учебный процесс поддерживается пермской электронной образовательной системой. Для учащихся доступен современный медиацентр, оснащенный уникальным оборудованием и предоставляющий доступ к виртуальному читальному залу Российской Государственной Библиотеки[6].

Общественная деятельность

Людмила Андреевна Суханова активно участвует в конференциях и форумах, делясь своим опытом и способствуя развитию образовательного сообщества. Она является инициатором и организатором различных семинаров и круглых столов, направленных на повышение квалификации педагогов. Она была инициатором и организатором международного форума «Пермь – Восток» (2012 год, 2013 год, 2015 год, 2016 год, 2018 год, 2019 год)[2].

Людмила Юрьевна руководит:

  • работой творческой группы учителей гимназии — участников краевой экспериментальной площадки в рамках всероссийского проекта «Наглядная школа» (с 2015 года);
  • работой творческой группы педагогического коллектива в рамках деятельности муниципального проекта «Уникальные школы города Перми» (с 2017 года)[7]

Её деятельность получила признание не только в Пермском крае, но и на федеральном уровне[8]. Инновационные подходы и управленческие решения Людмилы Андреевны стали основой для разработки региональных и федеральных программ развития образования. «Гимназия № 2» под её руководством стала примером для других образовательных учреждений, а её опыт активно используется в практике[6][9].

Награды

Заслуги Людмилы Андреевны Сухановой получили широкое признание на государственном уровне. В список наград Людмилы Андреевны Сухановой входят:

Методические разработки

Людмила Андреевна Суханова является автором и соавтором ряда публикаций, посвященных вопросам модернизации образования, внедрения информационных технологий и развития международного сотрудничества. Её работы отражают богатый опыт и новаторские подходы, которые она успешно применяет в своей педагогической практике. Основные публикации включают статьи в научных и методических изданиях, а также участие в сборниках и конференциях, посвященных актуальным вопросам образования. Среди наиболее значимых публикаций можно выделить:

  • «Информационные технологии в образовательном процессе: опыт и перспективы» — статья, в которой Людмила Андреевна Суханова делится опытом внедрения цифровых технологий в учебный процесс и их влиянием на качество образования.
  • «Международное сотрудничество в образовании: вызовы и возможности» — работа, посвященная развитию международного образовательного пространства и обмену опытом между школами разных стран.
  • «Инновационные подходы в педагогике: от теории к практике» — публикация, в которой рассматриваются современные педагогические методики и их применение в учебном процессе[3].

Людмила Андреевна активно занимается разработкой и внедрением инновационных образовательных программ и методик. Под её руководством были созданы программы по изучению восточных языков, которые стали основой для развития международного сотрудничества гимназии. Она также разработала методические рекомендации по использованию информационных технологий в учебном процессе, что позволило значительно повысить эффективность обучения и сделать его более интересным для учащихся. Среди наиболее значимых методических разработок можно выделить:

  • Программа по изучению китайского языка «Знакомьтесь, Китай!» — уникальная программа, разработанная под руководством Людмилы Сухановой, которая включает не только изучение языка, но и знакомство с культурой и традициями Китая.
  • Методические рекомендации по внедрению цифровых технологий в образование — руководство, которое помогает педагогам эффективно использовать информационные технологии в учебном процессе, повышая качество образования.
  • Программа развития «Гимназии № 2» «Образование будущего» — комплексная программа, направленная на модернизацию образовательного процесса и внедрение инновационных подходов в обучение[10].

Ценности обучения

Людмила Андреевна построила педагогическую деятельность на нескольких принципах, один из которых — признание заслуг ученика и его мотивация к успеху[13].

И все-таки гимназия - не для всех. Какому ученику вы рады?
- Прежде всего, трудолюбивому.
- Даже если у него весьма средние способности?
- Если человек научен трудиться - это на всю жизнь. Тот, кто готов добиваться всего своим трудом, дорогу себе пробьёт.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Почетные граждане Перми после 1965 года. Библиотеки города Перми. Дата обращения: 11 мая 2025.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Администрация. Управление. МАОУ "Гимназия №2", Пермь. Департамент образования администрации г.Перми. Дата обращения: 20 мая 2025.
  3. 3,0 3,1 3,2 Суханова Людмила Андреевна. Издательский дом ООО Эра Пресс (4 мая 2022). Дата обращения: 20 мая 2025.
  4. Бережливые технологии. МБОУ "Ягульская СОШ". Дата обращения: 11 мая 2025.
  5. Уникальная и бережливая Гимназия №2 города Перми получила в подарок от «ПЦБК» очки дополненной реальности. © «Пермская целлюлозно-бумажная компания», 2025 (12 апреля 2022). Дата обращения: 11 мая 2025.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 Суханова Людмила Андреевна. Эра Пресс. Дата обращения: 11 мая 2025.
  7. Администрация. Управление.. © МАОУ "Гимназия №2", Пермь Департамент образования администрации г.Перми. Дата обращения: 11 мая 2025.
  8. «Из миллиона смогут достичь успеха только пятеро!». «Новый компаньон», 2015 Электронный ресурс.
  9. Суханова Людмила Андреевна. Лучшие педагоги России. Дата обращения: 11 мая 2025.
  10. 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 10,5 Почётный гражданин Перми Людмила Суханова получила поздравительный адрес от имени Главы города. Муниципальное образование город Пермь. Дата обращения: 11 мая 2025.
  11. Шубин И.Н. Решение от 27.05.2008 г № 188 О присвоении почётного звания «Почётный гражданин города Перми» Сухановой Л.А. Архив документов Пермского края (c) 2025. Дата обращения: 20 мая 2025.
  12. Дмитрий Махонин:. Многие из награждаемых в честь 300-летия Перми достойны звания Почетный житель города. Сайт губернатора и Правительства Пермского края. Дата обращения: 11 мая 2025.
  13. Народный учитель Людмила Суханова: Не получается быть слабой Читайте на WWW.PERM.KP.RU: https://www.perm.kp.ru/daily/23544/238015/. Комсомольская правда (2005). Дата обращения: 11 мая 2025.