Рождественский вертеп
Рождественский вертеп — воспроизведение сцены Рождества Христова средствами различных искусств (скульптура, театр и др.). Рождественский вертеп представляет собой картину Рождества младенца Иисуса: маленькая пещера, в ней — хлев, там — три основные фигуры: сам Иисус, Дева Мария и Иосиф. Помимо них, часто присутствуют образы пастухов, волхвов, ангелов, а также животных: быков, ослов, коз и овец. Иногда добавляются детали окружающего ландшафта или городского пейзажа[1].
Появление вертепа
Вертепы пришли из Италии. Согласно традиции после 8 декабря, а точнее, после одного из главных католических церковных праздников, Дня непорочного зачатия Девы Марии, в домах, в церквях и на площадях начинают мастерить презепио (ит.) — скульптурные сценки, изображающие рождение Иисуса Христа[1].
Слово «рresepio» происходит от латинского praesepire (ограждать) или praesaepium (стойло, хлев, ясли). Сейчас более употребительно второе значение этого слова — «ясли» и «детская кроватка». Кто не знает старинную. Считается, что в римской базилике Санта Мария Маджоре хранятся фрагменты деревянных яслей, в которые Дева Мария положила маленького Иисуса Христа. В этой базилике сохранился и самый старый презепио, дошедший до наших дней. В 1280 году по заказу Папы Гонория IV он был высечен из мрамора скульптором Арнольфо ди Камбио[1].
В Умбрии в городке Ассизи уверены, что возникновение вертепов связано со Святым Франциском Ассизским, который установил первые «ясли» в 1223 году в Греччо. По свидетельству, в том же году папа Гонорий III дал благословение на создание вертепов перед Рождеством. Через сто лет после Франциска Ассизского вертеп во время Рождественских праздников делали уже во всех итальянских церквях[1].
Сюжет вертепа
В основе любого вертепного представления лежит сюжет о Рождестве. Ангел возвещает о рождении Бога. Новорожденному Младенцу приходят поклониться пастухи, три волхва. Волхвы рассказывают о встрече с Иродом, которому они сообщили о рождении будущего великого Царя. Ангел предупреждает Волхвов, чтобы они не ходили к Ироду, не выдавали ему Христа (Ирод боится, что родившийся Царь отнимет у него власть). Волхвы уходят домой другим путем[2].
Вертепная композиция
В верхней части игрались драмы религиозного содержания, в нижней — комические сценки. Верхняя часть («небо») оклеивалась голубой бумагой, на задней её стене устраивались макет пещеры и фигуры Марии, Иосифа, Богомладенца Христа и домашних животных. Нижняя часть — «земля» или «дворец» — оклеивалась яркой цветной бумагой или фольгой, посередине на небольшом возвышении устраивался «трон», на котором находилась кукла, изображающая царя Ирода. На дне ящика были прорези, по которым кукловод передвигал стержни с куклами. Кукол обычно вырезали из дерева, изредка лепили из глины, красили и наряжали в матерчатую или бумажную одежды. Крыша вертепа всегда украшалась Вифлеемской звездой, возвестившей миру о рождении Спасителя[3].
Виды вертепа
- Статичная вертепная композиция — из фигурок, особенно популярная в наши дни в православных домах; символ о напоминании о Рождестве. Более того, чаще всего в России вместо фигурок Святого семейства в центр просто ставят икону Рождества. А возле православных храмов в канун Рождества Христова сейчас часто строятся снежные или ледяные вертепы[2].
- Вертепный театр — рождественское представление с помощью кукол — такой жанр был очень популярен в Восточной Европе, в Польше, на Украине. Это спектакль о Рождестве, в котором участвовали куклы волхвов, пастухов, ангелов, царя Ирода. В небольшом ящике («вертепе») устраивали кукольный театр, в котором разыгрывались сюжеты на рождественскую тему. С вертепом и колядками ряженые ходили вечером по деревне, поздравляя соседей[2].
- Живой вертеп — театральные рождественские сценки, в которых играют не куклы, а люди. Возрождается в новом виде в современности[2].
Основные персонажи вертепа
Святое Семейство — объемные фигуры Богомладенца Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и праведного Иосифа. Младенец Христос изображается лежащим в яслях или на руках у сидящей Богородицы. Иногда все фигуры Святого Семейства заменяются иконой Рождества Христова[3].
Ангел — фигура ангела, который возвестил пастухам о рождении Спасителя[3].
Три волхва — фигуры волхвов, которые пришли поклониться родившемуся Спасителю и принесли Ему дары. Несмотря на то, что согласно Евангелию, волхвы пришли уже в дом, а не в пещеру (МФ 2:11), они также часто являются частью композиции вертепа[3].
Пастухи с овцами — фигуры тех пастухов, которые пришли в пещеру поклониться родившемуся Спасителю. Как правило, одного из пастухов изображают с ягненком на плечах или в руках, ягненок в данном случае — символ Христа как Агнца Божия[3].
Вол, осел — фигуры тех животных, которые, согласно Преданию, находились в вертепе в момент рождения Спасителя, а потом согревали Его своим теплым дыханием[3].
Вифлеемская звезда — небесное явление, названное так волхвами, согласно Евангелию от Матфея. Увидев её на восходе и решив, что родился «царь Иудейский», они пришли в Иерусалим, чтобы поклониться Ему. Не найдя там искомого, волхвы отправились в Вифлеем Иудейский, где звезда указала им место, в котором увидели Святое Семейство[3].
В зависимости от масштабов и сюжетной наполненности вертепа, региональных традиций и фантазий автора, в композицию вертепа могут быть включены и другие персонажи, например, царь Ирод, Рахиль, солдаты, слуги волхвов (иногда десятки фигур), их верблюды, лошади и даже слоны, многочисленные жители Иудеи, разные животные и птицы, вплоть до персонажей местного быта и фольклора[3].
Вертепы в России
В России вертепы был популярны до революции. Но с 1917 года началась антирелигиозная пропаганда и первыми под удар попали традиции и обряды, связанные именно с Рождеством. Увы, многие из них были забыты на многие годы[4].
В России более популярны (особенно в XVIII-XIX вв.) были вертепы театральные — короткие кукольные представления с рождественским сюжетом. Вертепами также назывались деревянные двух- или трехэтажные переносные ящики-домики, где, собственно, и разыгрывался спектакль. Публике показывали сцены из Священного Писания — рождественскую мистерию. Причем рождественскую драму показывали не только в светских домах, но и в домах священников. А к концу XVIII века в Петербурге сложилась династия вертепщиков — семья Колосовых, на протяжении почти целого столетия хранивших традиции исполнения спектаклей[4].
Расцвет вертепов пришелся на XIX век, когда они стали популярны не только в центральной России, но и в Сибири. Вплоть до конца столетия вертеп странствовал по городам и селам, вместе с тем переживая «обмирщение» и превращаясь из кукольной драмы с библейским сюжетом в светское народное представление. Вертеп стал состоять из двух частей: рождественской мистерии и веселой музыкальной комедии с местным колоритом. Но уже к концу века балаганные сценки, игравшиеся в нижнем этаже, оказались более значимы, чем события «горнего яруса»[4].
Октябрьская революция 1917 года и последовавшая вслед за ней антирелигиозная кампания решили судьбу рождественских представлений. Они, как и традиционная Елка, оказались под строгим запретом. Вскоре были утрачены тексты вертепных спектаклей и забыты секреты вождения кукол. Только в 1980 году Фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского занялся восстановлением традиционного вертепа. Покровский обратился за помощью к известному исследователю кукольного театра режиссеру Виктору Новацкому. Фольклорист изучил белорусский, украинский и русский вертепы, тщательно исследовал вертепные ящики в Театре имени Сергея Образцова, в Бахрушинском музее. Собирая по крупицам элементы вертепной традиции, выявляя характерные особенности отдельных вертепов, Новацкий отреставрировал текст представления и «оживил» рождественских кукол. Его вариант действа стал образцом[4].
Ссылки
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Рождественские вертепы – история, традиции, музеи и выставки . Колокольная галерея. Дата обращения: 7 января 2024.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 ИСТОРИЯ РОЖДЕСТВЕНСКОГО ВЕРТЕПА И СОВРЕМЕННЫЕ СЦЕНКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ . ЯндексДзен. Дата обращения: 7 января 2024.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 Вертеп . Центр развития туризма и гостеприимства Ивановской области. Дата обращения: 7 января 2024.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 Традиции и история рождественского вертепа . Журнал "Фома". Дата обращения: 7 января 2024.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |