Православная иконография Иисуса Христа

Материал из «Знание.Вики»

Православная иконография Иисуса Христа (христологический ряд) включает многочисленные варианты изображения Христа в православном искусстве. Основными типами являются Пантократор и Спас Нерукотворный.

Список

Название Икона Описание
Ангел Великого совета Christ Angel of Great Advice (Ochride).jpg Ангел Великого совета — одно из символических именований Христа, заимствованное из Ветхого Завета (Ис. 9:6). Послужило источником для особого типа изображения Христа в виде Архангела с крыльями, которое встречается как самостоятельно, так и в составе различных символико-догматических композиций («Сотворение мира», «И почил Бог в день седьмый…» и других)[1]. Образ оказал влияние на сложение в русском искусстве XVI века иконографии Иисуса Христа «Благое Молчание».
Благое Молчание
(Спас Благое Молчание, Ангел Благого Молчания)
Spas Blagoe Molchanie ikona.jpg
Иван Дьяконов (?). Икона из местного ряда центрального иконостаса церкви Илии Пророка в Ярославле.
Спас Благое Молчание — иконографический тип изображения Иисуса Христа в ангельском чине, до воплощения, в виде Безбородого Юноши с крыльями за спиной, в белой далматике с широкими рукавами, кайма и пояс которой украшены жемчугом. Руки сложены крест-накрест и прижаты к груди, как при причастии. Свиток или книга принципиально отсутствуют. Нимб ещё не крестчатый, а подобен восьмиконечной звезде (единственный иконографический тип изображения Христа с нимбом Господа Саваофа). Звезду образуют два квадрата, один из которых обозначает Божественность Творца-Вседержителя, а другой знаменует собой мрак непостижимости Божества. Этот сюжет появляется в России в XV веке, он восходит к византийской иконографии Ангела Великого Совета.
Ангел Великого Совета, крест нательный.
Великий Архиерей Spas Arhierey Velikiy.jpg Спас Великий Архиерей  — символическое изображение Христа в образе Священника. Библейским источником иконографии служит, по всей видимости, 109 псалом: «Ты еси Иерей вовек по чину Мелхиседекову…» (Пс. 109:4).
Ветхий денми Vethiy Denmi 01.jpg Христос Ветхий денми (Ветхий днями) — изображение Иисуса Христа в облике Седовласого Старца. Одежды традиционны для икон Христа, нимб обычно кресчатый.

Эпитет «Ветхий деньми», как и источник иконографии восходят к Ветхому Завету. В видении пророка Даниила Бог описывается в виде Старца — «воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна» (Дан. 7:9). Понимание библейского Ветхого денми как Бога-Отца, Первого Лица Святой Троицы, приводит к таким формально запрещённым иконографическим схемам изображения Троицы, как Отечество и Сопрестолие. Догмат о неизобразимости Бога-Отца и неоднократно описываемые в Библии антропоморфные облики Божества (Быт. 3:8; Быт. 32:24—30; Исх. 6:3, Исх. 33:23; Дан. 7:9, 13 и др.), приводят к выводу о том, что видимым людям являлось второе Лицо Троицы, Бог-Сын. В иконописи подобная точка зрения выражается в надписывании имени Иисуса Христа над изображением Ветхого денми.

Первые изображения Христа Ветхого денми известны не позднее VI века (церковь святой Констанции в Риме). В русской иконографии можно отметить фрески церкви Спаса на Нередице (Новгород Великий, XII век).

Всевидящее Око Eye of Providence (icon).jpg Всевидящее Око — состоит из четырёх концентрических кругов. От меньшего центрального круга исходят четыре луча. Внутри изображение благословляющего Христа Эммануила. Надпись на окружности: «Очи мои на верныя земли, чтобы они пребывали при мне» (Пс. 100:6). Второй круг изображает лицо с 4-ми глазами. Надпись на окружности: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей» (Лк. 1:46—48). Над третьим кругом возвышается Богородица. Надпись на окружности: «Угль Исайи проявляли солнце из Девической утробы, возсия во тьме, заблуждшим благоразумия просвещение подавая». Четвёртый круг изображает звездное небо. Над изображением Богородицы возвышается изображение благословляющего обеими руками Саваофа с нимбом в виде восьмиконечной звезды. Вокруг него окружность с надписью: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея» (Ис. 6:3). В концах четырёх лучей, исходящих из меньшего круга изображения 4 крылатых животных с нимбами (орел, телец, лев, человек) — символ 4 евангелистов. Вокруг животных поясняющие надписи: Матфей писан ангел, посол Господень; Марко писан орлим, возлете на небеса; Лука писан Телчим, Мир; Иоанн писан лев, во гробе положиша.
Деисус Deisus Yaroslavl.jpg Икона или группа икон, имеющая в центре Христа Пантократора, а справа и слева от него соответственно — Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционных жесте молитвенного заступничества. Может включать в себя аналогичные изображения апостолов, св. отцов, св. мучеников и пр. Основной догматический смысл деисусного чина — посредническая молитва, заступничество за род людской перед лицом грозного Небесного Царя и Судии.

Ангельский деисус — название иконографической композиции, включающей Христа Эммануила и двух архангелов — Михаила и Гавриила. Существует ошибочное мнение, что данная композиция представляет собой символическое изображение Троицы[2].

Добрый Пастырь Shep01.jpg Добрый Пастырь — символическое именование и изображение Иисуса Христа, заимствованное из Ветхого Завета и повторенное Христом в Новом Завете в аллегорическом описании своей роли учителя. Иисус изображается виде безбородого юного пастуха с жезлом, окруженного пасущимися овцами, или же, согласно евангельской притче, — с заблудшей овцой, вскинутой на плечи (Лк. 15:3-7).

Была распространена в раннехристианском искусстве, затем сошла на нет. В иконописи появляется в регионах, находящихся под западным влиянием.

Древо Иессеево Drevo Ieseevo.jpg Икона Древо Иессеево часто представляет лежащего на земле Иессея, из груди которого разрастается родословное древо с изображениями предков Христа в медальонах.
Единородный Сыне и Слове Божий Edinorodniy syn.jpg Фактически — Новозаветная Троица. В центре иконы изображены мир разума и духовный мир Земли с твердью. Образ мира разума — Премудрость или Свет Разума со свитками Истины, управляющая человеческими душами. Выше изображен Господь Бог Творец и Созидатель Земли и Неба. В Его нимбе видим два квадрата, образ полноты знаний духовного мира и мира разума. Управляют днем и ночью на Земле Солнце и Луна. Слева виден Дворец Царствия Небесного. Ниже изгнанные из рая в змея лукавого владения Адама и Еву за первородный грех — нарушение первой заповеди Господа Бога: не ешь плодов с дерева добра и зла, смертию умрешь. Образ смерти — ад, где предстоит вечное пребывание грешным душам в адских мучениях.
Лоза Истинная
(Виноградная лоза)
Spas Loza Istinnaya ikona.jpg Спас Лоза Истинная — редкий иконографический тип, изображающий Христа в соответствии с евангельскими словами: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь» (Ин. 15:1), «Аз есмь лоза, вы же гроздие» (Ин. 15:5). В ранних вариантах (XV век) Христос окружён лозой, в ветвях которой изображены Богородица, Иоанн Предтеча и апостолы (то есть евангельская фраза передаётся буквально). В более поздних (XVII—XVIII века) вариантах усиливается евхаристическое содержание, на лозе, вырастающей в руках или из прободённого ребра Спасителя, виноградная гроздь, которую Христос отжимает в потир. Из символико-аллегорической композиция превращается в дидактически-назидательную. В греческом варианте икона подписывается «Άμπελος», что, собственно и означает «виноградная лоза».
Недреманное Око Nedremannoe Oko ikona.jpg Спас Недреманное Око (Христос Анапесон) — особый иконографический тип, представляющий Христа в виде отрока, диагонально возлежащего на ложе с открытыми глазами, подперев правой рукой голову. Ему предстоят Богородица и Ангел, над ложем — летящий ангел с орудиями страстей. В качестве фона чаще всего используется цветущий сад. Икона появилась в XIV в. на горе Афон
Не рыдай Мене, Мати Ne ryday Mene Mati.jpg Не рыдай Мене, Мати… — иконографическая композиция, представляющая Христа во гробе: обнажённое тело Спасителя наполовину погружено в гроб, голова приопущена, глаза закрыты, руки сложены крест-накрест. За спиной Христа крест, часто с орудиями страстей.
Происхождение честных древ Животворящего Креста Proishozhdenie chestnih drev (1510).jpeg Развитие иллюстрации к 11-му кондаку Акафиста Богоматери «Пение всякое побеждается». Смысл данного сюжета связан с цельбоносным «Спасовым источником» у монастыря Всемилостивого Спаса при городской стене Константинополя, куда на праздник Происхождения Честных Древ Креста Господня направлялся крестный ход из Софии Константинопольской с частицей Истинного Креста, постоянно хранившейся в императорских покоях.
София Премудрость Божия Holy Wisdom (Karelia, 17 c.).jpg
Спас Вседержитель
(Пантократор)
Isus od Zrze.jpg Вседержитель или Пантократор (греч. παντοκράτωρ — всевластный) — центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию. Спаситель может изображаться в рост, сидя на троне, по пояс, или огрудно. В левой руке свиток или Евангелие, правая обычно в благословляющем жесте. Образ Христа Вседержителя используется в одиночных иконах, в составе деисусных композиций, в иконостасах, стенных росписях и т. д. Так, этот образ традиционно занимает пространство центрального купола православного храма.

Существует несколько подтипов:

  • Спас в силах — Христос изображен на фоне красного квадрата (символ Земли), который вписан в синий овал (мир духовный). Поверх синего овала — красный ромб (символ мира невидимого).
  • Спас на престоле
  • Психосостер (Душеспаситель)
  • Елеемон (Милующий)
Спас оплечный (Спас оглавный) Spas oplechniy (Moscow, 15 c.).jpg Источником иконографии послужила часто используемая в искусстве раннего Средневековья композиционная формула, заключающая оплечное изображение Спасителя или святого в медальоне.
Спас в рост Christ All Mercy (13 c.).jpg
Спас Нерукотворный
(Нерукотворенный Убрус Господень)
Ushakov Nerukotvorniy.jpg Нерукотворный Образ Иисуса Христа, Спас на убрусе, Мандилион — один из основных типов изображения Христа, представляющий Его лик. Изображение обычно оглавно. Два основных варианта:
  • на убрусе (плате)
  • или чрепии, на керамиде (черепице, кирпичной кладке — «Чрепие», Святая Керамида, Керамидион).
  • На Руси сложился особый вид Нерукотворного Образа — «Спас Мокрая брада» — изображение, в котором борода Христа сходится в один тонкий кончик.
Спас Эммануил Ushakov Christ Emmanuel.jpg Спас Эммануил, Еммануил — иконографический тип, представляющий Христа в отроческом возрасте. Наименование образа связано с пророчеством Исаии, исполнившемся в Рождестве Христовом (Мф. 1:21-23). Имя Эммануил присваивается любым изображениям Христа-отрока — как самостоятельным, так и в составе композиций икон Богородицы с Младенцем, Отечества, Собора Архангелов и др.
Царь Иудейский Jesus Christ fragment.JPG Христос Царь Иудейский — композиция католического происхождения, представляющая Христа в терновом венце и багрянице. Изображение чаще всего поколенное, руки Спасителя связаны, в правой руке трость. (См. также Ecce Homo и Муж скорбей).

Источник названия и иконографии — евангельская сцена поругания Христа римскими солдатами (Мф. 27:27-30).

Царь Славы
(Христос во гробе)
Tapeinosis-Kastoria-12C.jpg Иконографическая композиция, представляющая поясное изображение Христа, обнаженного по пояс, с низко опущенной головой.
Царь царем и Предста Царица Tsar Tsarem (Palekh, 19 c.).jpg Царь царем (Царь царей) — особый эпитет Христа, заимствованный из Апокалипсиса (Откр. 19:11-17), а также иконографический тип, изображающий Иисуса Христа как «Царя царствующих и Господа господствующих» (1Тим. 6:15). Самостоятельные иконы Царя царем встречаются редко, чаще подобные изображения входят в состав особой деисусной композиции. Обычно Христос изображается в окружении мандорлы, в царском одеянии, со множеством диадем на голове, образующих тиару, со скипетром, завершающимся крестом, в левой руке, от левого плеча в сторону («из уст») направлен меч. Иногда символические атрибуты Царя Царей изображаются и на образе смешанной иконографии «Архиерей Великий — Царь Царей»[3].
Церковь Христова Church of Christ icon.jpg
Хвалите Господа с небес Praise the Lord from the Heaven (Yaroslavl, 15 c.).jpg Сложная иконографическая композиция, иллюстрирующая 148-й псалом. Верхняя часть посвящена воспеванию небес, в центре которой — Христос, восседающий на престоле в окружении ангелов. Ниже размещены группы пророков, апостолов, святителей и все праведные народы, внизу — реальные и мифические звери.
Христос Агнец Божий
(Се Агнец)
Icon of Christ Agnus Dei (15 c.).jpg
Христос Халки, Христос Халкит Zlaty vlasy (13th c., Assumption Cathedral).jpg Христос Халки (Христос Халке) — иконографический образ Христа, в котором за Его головой изображён крест, а нимб отсутствует. (По другой версии — Спас в рост)
Христос в темнице
(«Спас Полунощный», «Спаситель в темнице», «Сидящий Спаситель», «Страдающий Христос», «Бичуемый Христос»)
Христос в темнице. Каргопольский музей.jpg Христос в темнице — сюжет православной скульптурной иконографии, широко распространённый в народной культуре XVII—XIX веков. Скульптура изображает заточение Иисуса Христа после пыток (или во время них), ожидающего восхождения на Голгофу. Христос изображался сидящим, с терновым венцом на голове и, обычно, с прижатой к щеке правой рукой.
Предвечный Младенец
(Богомладенец Христос на руках святого праведного Симеона Богоприимца)
Явленный Образ.jpg
Предвечный Младенец — иконографический тип изображения Иисуса Христа в виде Богомладенца сидящего на руках. Обычно характерен для иконографии Богородичных икон. Но, имеется единственное исключение — иконы изображающие Богомладенца на руках святого праведного Симеона Богоприимца.

Явленный 11/24 мая 1800 года Образ в Красном Селе Санкт-Петербурга Предвечного Младенца на руках святого праведного Симеона Богоприимца.

См. также

Литература

  • Бобров Ю. Г. Основы иконографии древнерусской живописи. — СПб.: Аксиома, Мифрил, 1996. — 256 с. — (Малая история культуры). — ISBN 5-86457-024-9.
  • Кондаков Н. П. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Лицевой иконописный подлинник. — Т. I. — СПб.: Комитет попечительства о русской иконописи, 1905 (репринт. изд. — М.: Паломникъ, 2001).
  • Припачкин И. А. Иконография Господа Иисуса Христа. — М.: Паломникъ, 2001. — 224 с. — ISBN 5-87468-110-8.
  • Энциклопедия православной иконы. Основа богословия иконы. — СПб.: Сатисъ, 2002. — С. 105. — 336 с. — ISBN 5-7373-0208-3.

Примечания

  1. Несусвет. А-Б: Иллюстрированный Словарь по Иконописи. nesusvet.narod.ru. Дата обращения: 9 ноября 2017. Архивировано 10 ноября 2017 года.
  2. Несусвет. Д-Е: Иллюстрированный Словарь по Иконописи. nesusvet.narod.ru. Дата обращения: 9 ноября 2017. Архивировано 10 сентября 2012 года.
  3. ИКОНОГРАФИЯ ИИСУСА ХРИСТА: Иллюстрированный Словарь по Иконописи. nesusvet.narod.ru. Дата обращения: 9 ноября 2017. Архивировано 24 мая 2012 года.

Ссылки