Церковь Спаса на Нередице

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Православный храм
Церковь Спаса на Нередице
VNovgorod NereditsyChurch VN264.jpg
Страна  Россия
Местоположение Новгородская область,
Новгородский район,
деревня Спас-Нередицы
Конфессия Православие
Тип здания Крестово-купольный храм
Архитектурный стиль Новгородский
Основатель Ярослав Владимирович
Дата постройки 1198 год
Дата упразднения 1941 год
Статус
Герб

Культурное наследие народов
Российской Федерации

Федерального значения
рег. № 531510004420006

Состояние Не действует, музей
Сайт

novgorodmuseum.ru

Флаг ЮНЕСКО Объект всемирного наследия
Historic Monuments of Novgorod and Surroundings: The Church of Our Saviour at Nereditsa
(Исторические памятники Великого Новгорода и окрестностей: Церковь Спаса на Нередице)
Ссылка № 604-006 в списке объектов всемирного наследия (en)
Критерии ii, iv, vi
Регион Европа и Северная Америка
Включение 1992 (16-я сессия)

Церковь Спаса на Нередице — (Спас на горе Нередице, Спас-Нередица) — храм Преображения Господня, расположенный в 1,5 км к югу от Великого Новгорода на правом берегу бывшего русла Малого Волховца[1]. В настоящее время один из выдающихся памятников монументальной живописи Древней Руси, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История

Руины церкви, 1947 год.

Церковь Спаса на Нередице была построена в 1198 году[2][3][4] на правом берегу ручья Малый Волховец, неподалеку от Новгородского городища, по заказу князя Ярослава Владимировича[5]. Храм, ставший собором Спасо-Нередицкого монастыря, был возведен в память об умерших сыновьях князя[6].

В Новгородской Первой летописи старшего извода 1198 года сообщается:

«Въ то же лЂто заложи церковь камяну князь великыи Ярославъ, сынъ Володимирь, вънукъ Мьстиславль, въ имя святого Спаса Преображения НовегородЂ на горЂ, а прозвище Нередице; и начаша дЂлати мЂсяця июня въ 8, на святого Федора, а кондяша мЂсяця септября»

Традиционное название церкви связано с её местоположением. «Нередицы» означает «не в ряду» города, — так называли местность, лежащую за пределами Словенского конца Великого Новгорода, и невысокий холм, на котором стоит храм[7].

О зодчем, который строил храм Спаса на Нередице, ничего не известно. С учётом сложившейся в Новгороде строительной ситуации в XII веке, есть основание предполагать, что архитектором был Коров Яковлич. Именно его строительная артель находилась в то время в городе[8].

Одновременно с возведением храма было решено построить и Спасо-Нередицкий монастырь. История его создания и дальнейшего бытия не содержала в себе никаких выдающихся событий. В начале XVII века он был приписан к мужскому Юрьеву монастырю, а в 1764 году и вовсе упразднен. После церковь Спаса Преображения на Нередице в Новгороде была переведен в разряд приходских. К XIX веку от Нередицкой обители остался лишь Спасский храм с пристройкой 1975 года и шатровая колокольня. Первоначальный вид здания уже к тому времени был изменён различными перестройками. В 1892 году встал вопрос о реставрации церкви. Было произведено архитектурное обследование помещений, составление сметы и определение необходимых работ[8].

Во время Великой Отечественной войны Спасо-Преображенский храм оказался в самом эпицентре боевых действий. Огнем вражеской артиллерии церкви и её фрескам был нанесен необратимый ущерб. Рухнули стены, своды и купол. Уцелели лишь некоторые части здания и незначительные фрагменты древней росписи[8][9].

В 1944 году ленинградскими студентами под руководством историка, археолога и автора книг о Великом Новгороде М. Каргера были начаты работы по консервации уцелевших остатков Нередицкой церкви. Следующий цикл восстановительных работ был произведен в 1958 году под руководством Г. Штендера. Именно эта реставрация считается наиболее полной и удачной. По сохраненным обмерным чертежам удалось воссоздать храм в своем первоначальном облике и сохранить его оригинальные формы XII века[8].

Архитектурные особенности

Архитектурная композиция Спасской церкви по праву считается классическим примером мастерства новгородского зодчества конца XII века.

Церковь Спаса на Нередице представляла собой кубического типа крестово-купольную постройку, почти квадратную в плане, с четырьмя столбами внутри, несущими единственный купол. Узкий, щелевидный ход в толще западной стены вел на хоры. В отличие от более ранних построек, только средняя часть хор была открыта вовнутрь церкви. В северо-западном и юго-западном углах, на полатях, помещались небольшие приделы. Открытая в церковь средняя часть хор и угловые приделы были размещены не на сводах, как раньше, а на деревянном накате. Церковь Спаса на Нередице не блистала геометрической точностью линий и форм; стены её были непомерно толсты, кладка груба, хотя и повторяла старую систему чередования камня и плоского кирпича на растворе извести с примесью толченого кирпича. Кривизна линий, неровность плоскостей, скошенность углов — все это придавало церкви Спаса на Нередице особую пластичность, столь отличающую новгородское и псковское зодчество от памятников владимиро-суздальской архитектуры и унаследовавшего владимиро-суздальскую строительную технику зодчества ранней Москвы[10].

Лопатки на всех сторонах фасада разделены на прясла, окна выполнены в традиционно пирамидальной форме, а верхушка барабана содержит мастерски выполненный новгородский аркатурный фриз, на нижнем крае которого находится оригинальный поребрик. Хоры построены в западной части церкви, к ним ведёт добротная лестница вдоль западной стены. Трансепт и хоры разделены стеной, образующей характерные угловые каморы[6].

В восточной части церкви был оборудован алтарь, в юго-западной на хорах находился придел Никиты Халкидонского. Одной из особенностей архитектуры храма являются алтарные чаши полукруглой формы, расположенные снизу в алтарных стенах. Для центральной апсиды они выполняли функцию синтрона — скамьи для представителей духовенства, а в западной стороне служили для погребальных нужд.

Архитектурный ансамбль и уникальная внутренняя роспись не сохранились в оригинальном исполнении. В течение 1956—1958 годов был составлен проект, и началось строительство под руководством Григория Штендера. Строение и росписи выполнены профессионально и не производят впечатления «новодела».

Основание и стены выполнены из плитняка. Неровности стен изнутри частично покрыты фресками[6].

Фрески

Летом 1199 года церковь Спаса Преображения была расписана. Роспись храма представляла собой наиболее драгоценный памятник Новгородской монументальной живописи XII века. Храм славился своими фресками далеко за пределами России. К сожалению, основная часть росписей до наших дней не сохранилась[11]Церковь Спаса на Нередице. www.votpusk.ru. Дата обращения: 5 августа 2024.</ref>.

Иконографическая программа, лежащая в основе росписи церкви Спаса на Нередице, наряду с другими живописными ансамблями того времени составлялась духовным лицом, отвечая при этом личным требованиям заказчика. В основе иконографической программы лежат два сюжета: тема евхаристической жертвы и тема Воскресения. Страшный суд — одна из важнейших композиций храма — занимает практически всё пространство западной стены[12].

Все столбы, стены, своды, арки, купол храма были покрыты фресками. В церкви было изображено Вознесение Господне, ниже, в барабане — пророки, в подпружных арках — медальоны с изображением сорока мучеников. На стенах и столбах расположены отдельные фигуры и композиции. Вся западная стена храма была занята композицией «Страшный суд». Само изображение праведников и грешников и их местоположения в композиции определено главной фигурой Христа-Судии во славе. Лики святых, идущих на суд, расположены справа от фигуры Христа. Их шесть. Это шествие возглавляет изображение Апостола Петра, который подводит группу избранных к вратам рая. Слева от Христа — изображение Ангелов Господних, сгоняющих грешников в огненную реку[12].

Нижнюю часть стен покрывала орнаментальная роспись, иллюстрации к тексту Евангелия, многочисленные изображения воинов, мучеников, Отцов Церкви. В росписи храма можно встретить ряд сюжетов, возникших по инициативе заказчиков. Например, в поясе Святых изображены Борис и Глеб, а также «ктиторская» композиция с изображением князя Ярослава Владимировича[12].

Н. В. Пивоварова в своей работе «Фрески церкви Спаса на Нередице» пишет: «Тему райского блаженства и адских мучений развивают картины в южном и северном простенках нефа: „Пламенное оружие“ (охраняемый огненным херувимом вход в Царствие Небесное) и „Лоно Авраамово“; символ адских мучений и „Богатый в адском пламени“. Таким образом, в общую систему росписи оказываются вовлеченными изображения в южной (ктиторской) и северной арксольных нишах: надгробный ктиторский портрет и полуфигура святой равноапостольной Фёклы»[12].

Реставрация монументальной живописи храма проводилась по инициативе Новгородского музея-заповедника специалистами Межрегионального Научного Реставрационного Художественного Управления (МНРХУ, г. Москва) под руководством художника-реставратора первой категории Татьяны Ромашкевич. В ходе реставрации были проведены окончательное укрепление красочного слоя, шпаклёвка мелких утрат, выполнен подбор колеров для штукатурных восполнений. На стену храма возвращена собранная из фрагментов композиция — Святая великомученица Юлиания[13].

Раскопки в церкви Спаса на Нередице

Раскопки осуществлялись в связи с запланированным в процессе реставрационных работ на памятнике понижением уровня пола до отметки пола первоначального храма. После снятия пола из каменных плит, положенного в XVIII веке, обнаружилось, что под ним находилась мощная (до 70 см) песчаная подсыпка, одновременная этому полу. Подсыпка была сделана одномоментно, она закрыла нижние части фресок на стенах и некоторые существовавшие в церкви конструкции[14][15].

После снятия подсыпки были открыты сложенные из плинфы и плитнякового камня первоначальные престолы: два прямоугольных столбика, сохранившиеся на разную высоту, сооруженные в 1198 году. Один престол расположен в средней апсиде, а другой, меньший, — в северной апсиде, жертвеннике. В восточной части жертвенника у основания престола найдена створка бронзового креста-энколпиона, относящаяся, видимо, к началу XIII века, и медная иконка с изображением святых Власия и Иоанна (рубеж XIV—XV вв.). В результате исследования плит разобранного пола удалось обнаружить крышки престолов, вытесанные из известняка и имеющие характерные канты на лицевой поверхности и отпечатки от кладки столбиков на тыльной стороне[14].

В результате расчистки подсыпки под пол открыты значительные участки первоначальной живописи 1199 года: мраморировки, подражающие полированным мраморным плитам византийских церквей (на западной и восочной столбах, в жертвеннике и на стенах), и хорошо сохранившиеся и ранее неизвестные полотенца в средней апсиде. В дьяконнике в засыпке шурфа начала XX века обнаружено большое количество фрагментов росписи со стен этой части храма. Повсеместно в процессе расчистки поздней подсыпки под пол открывались участки известково-цемяночной заливки под пол 1198 года. Встречено много поливных керамических плиток, из которых был настлан пол[14].

В дьяконнике обнаружен каменный сборный саркофаг, частично нарушенный, основанием которого служила заливка под пол 1198 года. Саркофаг, собранный из известняковых плит, в основании имел брусковые кирпичи, относящиеся по размерам к рубежу XIII—XIV вв. В саркофаге расчищен костяк молодого мужчины. Рядом с костяком найден кожаный витой ремешок и две книжные застежки. По технике сооружения саркофага и местоположению в дьяконнике это погребение может быть идентифицировано как погребение московского князя Афанасия Даниловича, совершенным в храме Спаса в 1322 году[16]. В южной и западной частях храма ниже уровня пола 1198 года открыты несколько погребений в колодах, обернутых берестой. Эти погребения, вероятнее всего, монашеские, относятся к XIII—XIV векам[14][17].

Церковь сегодня

Сегодня эта церковь, восстановленная буквально из небытия, в 1992 году по решению ЮНЕСКО включена в список всемирного наследия[18][19] и функционирует как музей. До настоящего времени продолжается подборка фрагментов фресковой живописи, извлеченной из завалов, для возвращения её вновь на стены храма.

Примечания

  1. Церковь Спаса на Нередице, Новгород. architectstyle.livejournal.com. Дата обращения: 5 августа 2024.
  2. Церковь Спаса на Нередице. www.culture.ru. Дата обращения: 5 августа 2024.
  3. Церковь Спаса в Нередицах. Дата обращения: 30 октября 2024.
  4. Церковь Спаса Преображения на Нередице. К 825-летию храма. novgorodmuseum.ru. Дата обращения: 5 августа 2024.
  5. Церковь Спаса Преображения на Нередице. it-s-a-wonderful-world.ru. Дата обращения: 5 августа 2024.
  6. 6,0 6,1 6,2 Церковь Храм Спаса на Нередице. Дата обращения: 5 августа 2024.
  7. Восставшая из пепла: церковь Спаса на Нередице в Великом Новгороде
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 Церковь Спаса на Нередице. 101mesto.com. Дата обращения: 5 августа 2024.
  9. Копии фресок. www.nereditsa.ru. Дата обращения: 5 августа 2024.
  10. М. К. Каргер. Церковь Спаса на Нередице — последняя княжеская церковь в Новгороде. jan-pirx.livejournal.com. Дата обращения: 5 августа 2024.
  11. Церковь Спаса на Нередице. 101mesto.com. Дата обращения: 5 августа 2024.
  12. 12,0 12,1 12,2 12,3 Записки реставратора: опыт восстановления церкви Спаса Преображения на Нередице. Часть 1.. teolog.info. Дата обращения: 5 августа 2024.
  13. Церковь Спаса Преображения на Нередице. www.visitnovgorod.ru. Дата обращения: 5 августа 2024.
  14. 14,0 14,1 14,2 14,3 В.Седов. Раскопки в церкви Спаса на Нередице. www.rusarch.ru. Дата обращения: 5 августа 2024.
  15. Церковь Спаса на Нередице, Новгород. architectstyle.livejournal.com. Дата обращения: 5 августа 2024.
  16. Древности Спасо-Преображенского собора Переславля-Залесского: новые археологические открытия и новые граффити. www.archaeolog.ru. Дата обращения: 5 августа 2024.
  17. Спас на Нередице. arch-heritage.livejournal.com. Дата обращения: 5 августа 2024.
  18. История архитектуры средних веков. middleages.totalarch.com. Дата обращения: 5 августа 2024.
  19. Церковь Спаса на Нередице. tonkosti.ru. Дата обращения: 5 августа 2024.

Литература

  • 800-летию Нередицы посвящается / Санкт-Петербургский институт истории РАН
  • Богословский Н. Г. Новгородские древние святыни: I. Спасо-Нередицкий монастырь близ Новгорода // Христианское чтение. — 1877. — Ч. II. — № 11—12. — С. 637—642;
  • Булкин В. А. Архитектурно-строительная ситуация в новгородском зодчестве. Конец XII — начало XIII в. // Генезис и развитие феодализма в России. Проблемы идеологии и культуры. Межвузовский сборник. (Проблемы отечественной и всеобщей истории, вып. 10). — Л., 1987. — С. 217—223;
  • Булкин В. А. Два эпизода из истории новгородского зодчества XII в. // Памятники средневековой культуры. Открытия и версии. Сб. ст. к 75-летию В. Д. Белецкого. — СПб., 1994. — С. 53—60;
  • Булкин В. А. Притвор Нередицкой церкви // Санкт-Петербургский Фонд культуры. Программа «Храм». Сб. мат-лов. Вып. 8. Чтения памяти Николая Ефимовича Бранденбурга (1839—1903) (тезисы докладов). — СПб., 1995. — С. 181—189;
  • Булкин В. А. Церковь Михаила Архангела на Прусской улице в Новгороде и новгородское зодчество начала XIII в. // Древнерусское искусство. Русь. Византия. Балканы. XIII век. — СПб., 1997. — С. 386—387, 390;
  • Булкин В. А. Нередица // София. Издание Новгородской епархии. — Новгород, 1998. — № 3. — С. 9—14;
  • Булкин Вал. А. Спасо-Нередицкая церковь и зодчество конца XII — начала XIII в. // Скифы. Хазары. Славяне. Древняя Русь. Межд. науч. конф., посв. 100-летию со дня рождения проф. Михаила Илларионовича Артамонова. СПб., 9—12 декабря 1998 г. Тезисы докладов. — СПб., 1998. — С. 183—185.
  • Булкин В. А. Спасо-Преображенская церковь на Нередице и новгородская архитектурная школа XII в. // Церковь Спаса на Нередице: от Византии к Руси. К 800-летию памятника. — М., 2005. — С. 33—50.
  • Буров В. А., Ломакина М. А. Художник М. В. Ломакина — исследователь живописи церкви Спаса на Нередице // Новгород и новгородская земля. История и археология. — Новгород, 1999. — С. 232—234.
  • Буров В. А. Исследование М. В. Ломакиной о фресках Нередицы // Церковь Спаса на Нередице: от Византии к Руси. К 800-летию памятника. — М., 2005. — С. 290—308.
  • Грабарь И. Э. Упрощённый тип храма // История русского искусства. — М.: Изд. И. Н. Кнебеля, 1910. — Т. 1: Архитектура. Допетровская эпоха. — С. 181—204. — 508 с.
  • Ласковский В. П. Путеводитель по Новгороду. — Новгород: Губернская тип., 1910. — 274 с.
  • Муравьёв М. В. Новгород Великий. — Л.: Ком. популяризации художественных изд., 1927. — 139 с.
  • Памятники архитектуры в дореволюционной России. Очерки истории архитектурной реставрации / ред. А. С. Щенков. — М.: Терра — Книжный клуб, 2002.
  • Коллектив авторов. Памятники архитектуры в Советском Союзе. Очерки истории архитектурной реставрации / ред. А. С. Щенков.. — М.: Памятники исторической мысли, 2004. — 696 с. — ISBN 5-88451-146-9.
  • Покрышкин П. П. Отчёт о капитальном ремонте Спасо-Нередицкой церкви в 1903 и 1904 годах. // Материалы по археологии России. — № 30. — 1906.
  • Строков А. А. Памятники древнего Новгорода. — Л.: ОБЛОНО, 1937. — 52 с.
  • Строков А. А., Богусевич В. А. Новгород Великий. — Л.: б. и., 1939. — 256 с.
  • Церковь Спаса на Нередице: от Византии к Руси. К 800-летию памятника / под ред. О. Е. Трефиловой. — М.: Индрик, 2005.
  • Щербатова-Шевякова Т. С. Нередица. Монументальные росписи церкви Спаса на Нередице. — М.: Галарт, 2004. — 254 с. — ISBN 5-269-01023-2.
  • Коллектив авторов. Чтения по исследованию и реставрации памятников художественной культуры Северной Руси памяти Николая Васильевича Перцева (Перцевские чтения) / Белов С. П., Рыбаков А. А., Сальников А. Л.. — Вологда, 1999. — 104 с.

Ссылки