Пафнутьево-Боровский монастырь
Монастырь | |||
Пафнутьев-Боровский монастырь | |||
---|---|---|---|
Рождества Пресвятой Богородицы Пафнутьев Боровский монастырь | |||
![]() | |||
55°12′50″ с. ш. 36°31′58″ в. д. / 55.21398° с. ш. 36.53266° в. д. (G) (O) (Я) | |||
Страна |
![]() |
||
Регион | Калужская область | ||
Город | Боровск | ||
Местоположение | микрорайон Роща | ||
Конфессия | Православие | ||
Епархия | Калужская, 1-е благочиние (Боровский район) | ||
Тип | мужской | ||
Основатель | Пафнутий Боровский | ||
Дата основания | 1444 | ||
Дата упразднения | 1923—1991 | ||
Здания | |||
собор Рождества Пресвятой Богородицы • церковь Ильи Пророка • церковь Митрофана Воронежского • трапезный храм Рождества Христова | |||
Известные насельники | Иосиф Волоцкий, Дионисий, боярыня Морозова, Фотий (Мочалов) | ||
Реликвии и святыни | мощи преподобного Пафнутия Боровского | ||
Настоятель | наместник епископ Тарусский Иосиф (Королёв) | ||
Статус | действующий | ||
Сайт | http://www.pafnuty-abbey.ru | ||
|
|||
![]() |
Пафну́тьево-Бо́ровский монасты́рь (Пафну́тьев-Боро́вский монасты́рь) — мужской монастырь Калужской епархии Русской православной церкви, расположенный на окраине города Боровска Калужской области.
История
Монастырь основан преподобным Пафнутием Боровским в 1444 году на возвышенности при впадении реки Истерьмы в Протву. После смерти Пафнутия игуменом[1] монастыря стал его ученик, преподобный Иосиф Волоцкий, который вскоре, из-за нежелания братии принять общежительный устав, ушёл в Волоколамское княжество и основал новую обитель — Иосифо-Волоколамский монастырь.
На месте первой, деревянной, Рождественской церкви в 1467 году был построен белокаменный Рождественский собор (не сохранился). Роспись первого собора является самой ранней известной работой иконописца Дионисия: по свидетельству жития преподобного Пафнутия, Дионисий выполнил роспись под началом старца Симонова монастыря — иконника Митрофана.
Через 117 лет, в 1586 году собор был почти полностью разобран, и на его месте по воле царя Фёдора Иоанновича архитектором Фёдором Конем поставлен новый, пятиглавый[2]. В кладке его фундамента использовались блоки с росписью XV века. Так фрагменты росписи Митрофана и Дионисия сохранились до нашего времени (они находятся в Музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва в Москве и Боровском филиале Калужского областного краеведческого музея).
В XVI веке монастырь был окружён каменными стенами и укреплениями, обитель превратилась в сильную пограничную крепость. В это время была построена и каменная трапезная с храмом во имя Рождества Христова. В 1523 году была построена звонница, которая в 1688 году заменена колокольней: по желанию её заказчика, князя Константина Щербатова, она повторяет формы колокольни Высоко-Петровского монастыря в Москве.
Ограда монастыря, включая наиболее древнюю сохранившуюся круглую башню, была построена сразу после завершения строительства собора и колокольни — после 1523 года[3]. Остальные дошедшие до нас башни и прясла стен были построены, когда разрушенный монастырь восстанавливал после Смутного времени мастер Трефил Шарутин: Тайницкая, Георгиевская и Оружейная в 1635 году, а самые поздние башни — Сторожевая и Входная — в 1636 году или после него[3]. Общий план крепости, рассчитанный на оборону напольной «приступной» стены, характерен для XIV—XV веков. Башни, часто поставленные вдоль напольной стороны крепости, были рассчитаны на активное сопротивление. К концу XVI века такой тип крепости уже устарел. Распространение получили крепости более регулярного типа, рассчитанные на всестороннюю оборону[3].
В 1610 году монастырь был осаждён литовско-польским войском Лжедмитрия II. В монастыре держал оборону князь Михаил Волконский, но обитель в результате предательства была взята и сожжена. В ней погибли несколько тысяч защитников, монахов и укрывшихся мирян. Среди погибших был и бывший архимандрит Троице-Сергиева монастыря Иоасаф Боровский, вдохновитель Троицкой обороны. По окончании Смуты представители Свято-Пафнутиева монастыря участвовали в Земском соборе 1613 года, грамоту которого об избрании на царство Михаила Романова подписал и пафнутиевский игумен Иона.
В конце 1640-х годов Пафнутиево-Боровский монастырь возглавлял игумен Павел, который в 1652 году был одним из кандидатов на патриарший престол. Вновь избранным патриархом Никоном был поставлен во епископа Коломенского и Каширского. В годы реформ патриарха Никона епископ Павел, а также некоторые руководители монастыря и боровский протопоп Полиевкт выступили против церковных реформ и приняли сторону ревнителей древнего благочестия. Боровские противники реформ иеромонах Полиевкт Боровский и епископ Павел Коломенский были казнены.
В начале 1660-х годов в Пафнутиево-Боровском монастыре после никоновской реформы некоторое время находился в заточении руководитель староверов протопоп Аввакум, а в 1670-х в стенах монастыря, а позже и Боровского городского острога содержались под стражей и были уморены голодом боярыня Морозова (в иночестве Феодора) и её сестра княгиня Евдокия Урусова.
Монастырь являлся усыпальницей князей Репниных-Оболенских, которые способствовали развитию монастыря. Благодаря стараниям Марии Мироновны, жены боярина Бориса Репнина, и их сына, князя Ивана, в монастыре сделали придел во имя пророка Илии (1670)[4].
В 1764 году в ходе секуляризационной реформы Екатерины II у монастыря были отобраны почти все монастырские имения, земли и льготы, были оставлены 33 монаха и послушника. В 1812 году расположение монастыря на пути армии Наполеона повлекло за собой разграбление и частичное разрушение обители. Монастырь был сожжён французами, но вскоре после изгнания Наполеона вновь был восстановлен[5].
Эпоха советского периода оказала, пожалуй, самое негативное влияние на монастырь. После национализации обители в 1919 году монастырь за несколько десятилетий был превращен практически в руины. Были сняты колокола, здания начали приходить в запущение.
В 1923 году монастырь закрыли, его имущество отошло Отделу по делам Музеев и охране памятников Народного комиссариата просвещения (Главмузею), на базе монастырского хозяйства монахи, пытаясь сохранить обитель, создали сельскохозяйственную коммуну, вскоре распущенную. В дальнейшем в помещениях бывшего монастыря разместили исправительную колонию. В 1935 году на его территории была создана Школа механизации сельского хозяйства. Во время Великой Отечественной войны в монастырском комплексе размещались части немецкой армии, после войны были построены нефтебаза, гаражи, мастерские, учебные корпуса школы механизации.
В 1960-е годы было принято решение о передаче помещений храма краеведческому музею, произведены реставрационные работы, в ходе которых реставраторы столкнулись со множеством трудностей: им пришлось заливать новые фундаменты, восстанавливать стены, реставрировать храмы и здания[5]. Были извлечены 194 белокаменных блока, из них на 29 сохранились фрагменты сюжетной и декоративной живописи начала XVI века. До наших дней сохранился каменный собор (второй) Рождества Богородицы (1588) с колокольней, церковь Ильи Пророка (1670), каменные стены с башнями (XVI–VII века). Древнейшим из сохранившихся сооружений монастыря является построенная в 1511 году каменная двухэтажная трапезная с церковью Рождества Христова[6].
В 1968 году в монастырском комплексе был открыт Боровский краеведческий музей, в 1984 году — Музей декоративно-прикладного искусства (оба работали на общественных началах). В 1987 году на базе общественных музеев был создан филиал Калужского государственного областного краеведческого музея.
Новейшая история обители началась в марте 1991 года, когда монастырь был передан Русской православной церкви и вновь открыт. Тогда же, в марте 1991 года, монастырю была возвращена церковь Ильи Пророка, в которой поначалу проводились все монастырские службы. Из близлежащей приходской церкви, находящейся в селе «Роща», было перенесено монастырское распятие. В монастырский собор Рождества Богородицы была перенесена часть мощей преподобного Пафнутия — она сохранялась во Псково-Печерском монастыре и была перевезена оттуда архиепископом Калужским и Боровским Климентом.
27 сентября 1993 года был определён подворьем монастыря храм в честь Преображения Господня (Спаса «за верхом») в городе Калуге[7]. Монастырю принадлежит также Никитский скит в деревне Колодези[8]. В 1994 году по случаю совпадения двух юбилейных дат — 550-летия обители и 600-летия рождения Пафнутия — монастырь посетил патриарх Московский и всея Руси Алексий II[9]. Он совершил торжественное богослужение, крестный ход. В 1995 году начались постоянные богослужения в соборе Рождества Богородицы, там был построен иконостас, устроен придел в честь преподобного Пафнутия.
14 сентября 1996 года на колокольню подняты колокола[10][11]. В 1997 году был открыт храм Святой великомученицы Ирины[12].
Настоятели и наместники
- схиигумен Пафнутий Боровский (1444—1477)
- игумен Иосиф (Санин) (1477—1478)
- игумен Герасим (Смердков) (1478—1487)
- игумен Арсений (1488—1511)
- игумен Пафнутий (1534—1555)
- игумен Вениамин (1555—1567)
- игумен Гурий (1567—1571)
- игумен Киприан (1571—1572)
- игумен Тихон (1572—1580)
- игумен Феодосий (1580—1588)
- игумен Варлаам (1588—1592)
- игумен Иоасаф (1592—1608)
- игумен Никон (1608—1610)
- игумен Иона (1613—1620)
- игумен Иосиф (1620—1650)[13]
- игумен Симеон (1650—1651)
- игумен Иосиф (1651—1652)
- игумен Павел (1652—1653)
- игумен Сильвестр (1653—1654)
- игумен Стефан (1654—1656)
- игумен Дорофей (1656—1661)
- игумен Мисаил (1661—1663)
- игумен Тихон (1663—1665)
- игумен Парфений (1665—1667)
- игумен Игнатий (1667—1672)
- игумен Иов (1672—1676)
- игумен Леонтий (1676—1681)
- архимандрит Ефрем (1681—1683)
- архимандрит Иоасаф (1683—1685)
- архимандрит Феофан (1685—1691)
- архимандрит Даниил (1691—1693)
- архимандрит Корнилий (1693—1704)
- иеродиакон Иосиф (Бурцов) (1704—1708)
- архимандрит Корнилий (1708—1711) снова
- архимандрит Серапион (1711—1714)
- схиархимандрит Арсений (1714—1724)
- архимандрит Дорофей (1727—1742)
- архимандрит Мельхиседек (1742—1745)
- архимандрит Варфоломей (Любарский) (29 июня 1745—1747)
- архимандрит Митрофан (Шеинков) (1747—1763)
- Константин (Борковский) (? — 1767)
- архимандрит Сильвестр (Буявинский) (1772—1799)
- архимандрит Мисаил (…—1808)
- архимандрит Феофилакт (Ширяев) (1814—1821)
- архимандрит Венедикт (Григорович) (1821—1833)
- архимандрит Виталий (Щепетев) (8 июня 1833 — 27 июня 1837)
- архимандрит Геннадий (Горнецкий) (25 августа 1837 — 8 марта 1867)
- архимандрит Алексий (Житецкий) (1915—1919)
- игумен Вадим (Рындюк) (20 июня 1991 — 20 февраля 1992)
- игумен Гавриил (Москаленко) (12 марта 1992 — 15 октября 1999)
- епископ Серафим (Савостьянов) (15 октября 1999 — 16 апреля 2016) и/о, затем наместник
- иеромонах Пафнутий (Архипов) (12 апреля 2016 — 28 января 2021)
- епископ Иосиф (Королёв) (30 января — 30 декабря 2021)
- игумен Пафнутий (Габидулин) (с 29 декабря 2022 года; c 30 декабря 2021 года — и. о. наместника; с 29 декабря 2022 года — наместник, с 15 января 2023 года — игумен)
Галерея
Литература
- Меркелова В. Н. Пафнутьев-Боровский монастырь (краткий обзор исследований и реставрации 1955—1975 гг.). // Реставрация и исследования памятников культуры. Вып. II. — М., 1982.
- Антипов А. А. Живые корни России: Историко-краеведческие очерки. — Боровск, 1994. — 204 с. — 1000 экз. — ISBN 5-900346-04-8.
- Осипов В. И. Пафнутьев Боровский монастырь: страницы истории . — Боровск, 2018. — С. 172—190. — 288 с. — ISBN 978-5-9908923-0-9.
- Иосиф (Королёв), иером. Пафнутиев Боровский в честь рождества пресвятой Богородицы мужской монастырь // Православная энциклопедия. — М., 2019. — Т. LV : «Пасхальные споры — Петр Дамаскин». — С. 76-90. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-062-2.
Примечания
- ↑ От греч. ἡγούμενος — руководитель
- ↑ Валерий Васильевич Габрусенко. Фёдор Конь – великий инженер-строитель XVI века (10 апреля 2023). Дата обращения: 28 января 2025.
- ↑ Перейти обратно: 3,0 3,1 3,2 Косточкин В. В. Государев мастер Федор Конь Архивная копия от 6 ноября 2010 на Wayback Machine. — М.: Наука, 1964.
- ↑ Власьев Г. А. Потомство Рюрика: материалы для составления родословий. — Т. 1. Князья Черниговские. Ч. 2. — СПб.: Т-во Р. Голике и И. Вильборг, 1906. — С. 423.
- ↑ Перейти обратно: 5,0 5,1 Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь . Азбука паломника. Дата обращения: 30 января 2025.
- ↑ Корсакова Н. Л. Колокольня церкви Рождества Христова Пафнутьев-Боровского монастыря (Калужская обл.) . Институт культурных программ. Дата обращения: 30 января 2025.
- ↑ Священник Евгений Холявко. Официальный сайт Калужской епархии - приходы - город Калуга - Храм в честь Преображения Господня (Спаса «за верхом») Подворье Свято-Пафнутьев Боровского монастыря . Официальный сайт Калужской митрополии. Дата обращения: 19 мая 2022. Архивировано 21 мая 2022 года.
- ↑ Священник Евгений Холявко. Официальный сайт Калужской митрополии - Калужская епархия - епархия сегодня . Официальный сайт Калужской митрополии. Дата обращения: 19 мая 2022. Архивировано 1 июня 2022 года.
- ↑ Священник Евгений Холявко. Монастыри Калужской епархии - Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь . Официальный сайт Калужской митрополии. Дата обращения: 18 июня 2022. Архивировано 20 ноября 2021 года.
- ↑ В 1859 году, по данным описи, в монастыре было девять колоколов, из которых до наших дней сохранился небольшой колокол с надписью, указывающей на дату изготовления: «6996 (1487) года, месяца октября 10 дня. А делал его Федька Пушечник». В настоящее время этот колокол является экспонатом музея в Коломенском
- ↑ Официальный сайт Пафнутьевского монастыря (недоступная ссылка). Дата обращения: 24 августа 2012. Архивировано 25 августа 2012 года.
- ↑ Сегодня . www.pafnuty-abbey.ru. Дата обращения: 28 января 2025. Архивировано 11 сентября 2016 года.
- ↑ Иосиф (игумен Пафнутиева боровского монастыря) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
Ссылки
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Объекты культурного наследия России по алфавиту
- Объекты культурного наследия России в Калужской области
- Объекты культурного наследия России федерального значения
- Четырёхстолпные монастырские храмы XVI века
- Пафнутьево-Боровский монастырь
- Бывшие филиалы Исторического музея
- Монастыри Рождества Пресвятой Богородицы
- Здания и сооружения Боровска
- Монастыри Калужской области
- Появились в 1444 году в России
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN