Полат, Евгения Семёновна

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Евгения Семёновна Полат
ЕС Полат.jpg
Дата рождения 12 февраля 1937(1937-02-12)
Место рождения город Ленинград, РСФСР
Дата смерти 28 мая 2007(2007-05-28) (70 лет)
Место смерти город Москва, Россия
Страна  СССР Россия
Научная сфера педагогика
Место работы Лаборатория дистанционного обучения ИСМО РАО
Учёная степень доктор педагогических наук
Учёное звание профессор, 1995 год
Известна как Разработчик теории и практики применения метода проектов

Евге́ния Семёновна По́лат (12 февраля 1937, Ленинград, РСФСР, СССР — 28 мая 2007, Москва, Российская Федерация) — советский и российский педагог, доктор педагогических наук (1989), профессор (1995), преподаватель и эксперт ИИТО ЮНЕСКО[1], руководитель Лаборатории дистанционного обучения Научно-исследовательского института содержания и методов обучения Российской академии образования, академик Международной академии наук по информатизации, информационным процессам и технологиям. Автор исследований по обучению иностранным языкам, методу проектов, теории и практики дистанционного обучения, педагогическим технологиям личностно-ориентированного подхода, использованию интернет-технологий и ресурсов в системе образования[2].

Биография

Детство и юность

Евгения Семёновна Полат родилась зимой, 12 февраля 1937 года, в Ленинграде. В детстве Евгения Семёновна пережила тяжелые годы блокады. Несмотря на трудности, она хорошо училась и проявляла интерес к различным дисциплинам. В 1954 году Евгения Семёновна решила поступила в Ленинградский государственный педагогический институт им. А. И. Герцена. Успешно пройдя обучение и окончив институт в 1958 году по специальности учитель английского и немецкого языков, Евгения Семёновна устроилась работать воспитателем в школу-интернат № 40 родного города Ленинграда[3].

Переезд в Москву

Выйдя за муж в 1962 году, Евгения Семёновна с мужем переехала в Москву и устроилась работать преподавателем английского языка в Московском суворовском военном училище. Она посвятила много времени и сил работе с суворовцами, опыт обучения и воспитания которых был превращен в исследования и научные труды. Евгения Семёновна проработала там 10 лет[2].

Аспирантура и научная деятельность

В 1972 году Евгения Семёновна решила продолжить обучение в аспирантуре НИИ школьного оборудования и технических средств обучения Агентства печати «Новости» СССР. Её знания и полученный ранее опыт воспитателя и преподавателя позволили успешно защитить кандидатскую диссертацию по специальности «Методика обучения иностранным языкам». Пытливый ум, привыкший к постоянному обучению, интересы в области воспитания и трудовой путь сподвигли Евгению Семёновну к продолжению научной работы. В 1989 году Евгения Семёновна защитила докторскую диссертацию в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А. И. Герцена[4].

В период с 1980 года по 1984 год Евгения Семёновна работала учёным секретарем НИИ средств обучения и учебной книги АПН СССР. Это работа оказала большое влияние на будущего учёного и помогла увидеть новые горизонты своего развития. У Евгении Семёновны появились новые профессиональные цели и задачи[4].

В 1984 году Евгения Семёновна возглавила лабораторию дидактики школьного оборудования в этом институте, став её заведующей и заведующей лабораторией средств обучения иностранным языкам НИИ стратегии развития образования РАО. Евгения Семёновна возглавляла обе лаборатории одиннадцать лет до 1995 года[2].

В 1995 году Евгении Семёновне Полат было присвоено учёное звание профессора[3].

Начиная с 1996 года и до самого конца своей жизни, до 2007 года, Евгения Семёновна работала заведующей лаборатории дистанционного обучения НИИ общего среднего образования РАО[2].

С 1975 года по 1985 год Евгения Семёновна Полат работала в составе участников секции программированного обучения Российского педагогического общества, в экспертном совете Института «Открытое общество» (издательский проект; мегапроект «Высшая школа» до 2001 года); в разработке программы Фулбрайт и программы «Межрегиональные исследования в общественных науках». Евгения Семеновна была членом Высшей аттестационной комиссии Российской Федерации и членом Национального фонда подготовки кадров[2].

Aquote1.png Квалификация и знания являются единственным стойким преимуществом в современном обществе. Если человек умеет учиться, достигать цели и получать знания, то ему легче повысить свой профессиональный уровень и приобрести новые знания, — что и нужно в жизни. Aquote2.png
Евгения Семёновна Полат

Сфера научных интересов

Научные интересы Евгении Семёновны были разносторонние, но в основном сосредоточены в области дистанционного обучения, информационных технологий в образовании и телекоммуникационных проектов. Она внесла значительный вклад в решение проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий в систему образования, занималась теоретическими и практическими проблемами дистанционного обучения. Её видение этого вопроса опережало время и не сразу было понято педагогическим сообществом. При этом полученные Евгенией Семёновной научные результаты актуальны и сейчас, они сегодня имеют научную новизну, практическую и научную ценность как для школ, так и для институтов, успешно внедрены в практику обучения курсов дистанционного обучения, которые были разработанных под руководством замечательного педагога и учёного[5].

Метод проектов

Евгения Семёновна разработала и апробировала дидактическую систему личностно-ориентированного подхода, реализованного с помощью использования проектной деятельности учащихся. Относительно метода проектов было написано несколько трудов, в которых чётко описаны основные требования к использованию данного метода, даны понятие «учебный проект» и понятие «исследовательский проект». В своей работе «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» отметила, что умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации преподавателя, его инновационной методике обучения и развития учащихся. Концептуальной основой педагогической системы Евгения Семёновна считала учащихся[5].

Aquote1.png Наши учащиеся завтра — это люди, призванные принимать важные решения. Aquote2.png
Евгения Семёновна Полат

Результаты

Евгения Семёновна за время своей трудовой деятельности опубликовала свыше 200 научных работ, под её чутким руководством защищено более 20 кандидатских диссертаций[5].

Евгения Семёновна Полат является автором многочисленных изданий, в которых ей удалось отразить принципиально новый подход к системе образования, имеющий проблемную направленность, формирующую у обучающихся критическое мышление, умение работать с информацией. На постоянной основе, осенью на базе Московского Государственного университета экономики, статистики и информатики проходит Международная научно-практическая конференция «Полатовские чтения»[6].

Экспериментальная площадка и методики

На протяжении многих лет Евгения Семеновна сотрудничала с гимназией № 1527 города Москвы, являлась руководителем экспериментальной площадки по организации и сопровождению международных проектов с партнерами из Германии, Австрии[6].

Евгения Семеновна посвятила много лет разработке теории и практике применения метода проектов в школьном образовательном процессе, как в очной, так и в дистанционной формах[1]. Это направление деятельности привлекало ученую на протяжении многих лет. В своих работах она впервые разработала классификацию типов проектов, представив типологию проектов и их признаки. Она сумела подробно описать методику организации и проведения ученических проектов разных типов, доказала их эффективность для формирования предметных и общеучебных умений[4].

Aquote1.png Вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Aquote2.png
Евгения Семёновна Полат

Под руководством Евгении Семёновны Полат была разработана методика проведения телекоммуникационных проектов, как российских, так и международных. Ею разработана дидактическая система, для использования в очной и дистанционной формах[6].

Основные педагогические труды

Евгенией Семёновной были проведены научные исследования, результаты которых нашли отражение в её трудах[5]:

  1. Дистанционное обучение : [учебное пособие для студентов пед. вузов] / [Е. С. Полат и др.]; Под ред. Е. С. Полат. — Москва : Владос, 1998. — 190 с. : ил.; 22 см. — (Учебное пособие для вузов).; ISBN 5-691-00194-9
  2. Интернет в гуманитарном образовании : [учебное пособие для студентов вузов] / [Е. С. Полат и др.] ; Под ред. Е. С. Полат. — Москва : Владос, 2001. — 271 с.; 20 см. — (Учебное пособие для вузов).; ISBN 5-691-00689-4
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : [учебное пособие] / [Е. С. Полат и др.]; под ред. Е. С. Полат. — 4-е изд., стер. — Москва : Академия, 2009. — 268, [1] с. : ил., табл.; 22 см. — (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).; ISBN 978-5-7695-6156-6
  4. Педагогические технологии дистанционного обучения : [учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям (ОПД.Ф.02 — Педагогика)] / [Е. С. Полат и др.]; под ред. Е. С. Полат. — 2-е изд., стер. — Москва : Академия, 2008. — 391, [1] с. : ил., табл.; 22 см. — (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).; ISBN 978-5-7695-5407-0 (В пер.)
  5. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: [ учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 050706 (031000) — Педагогика и психология ; 050701 (033400) — Педагогика] / [Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина.] — 3-е изд., стер. — Москва : Академия, 2010. — 364, [1] с. : ил.; 22 см. — (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).; ISBN 978-5-7695-7057-5
  6. Теория и практика дистанционного обучения : [учебное пособие для вузов] / [Е. С. Полат [и др.]; под редакцией Е. С. Полат. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 434 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13159-8

Примечания

  1. 1,0 1,1 Васильева Е.В. Женские имена современной российской педагогики в новом выпуске библиотечного проекта «Круг интересов». ДВФУ. Дата обращения: 24 марта 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Евгения Полат. Люди. Дата обращения: 20 марта 2024.
  3. 3,0 3,1 Полат Евгения Семеновна. PeopleLife.RU. Дата обращения: 31 марта 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 Полат Евгения Семёновна. posts24.ru. Дата обращения: 22 марта 2024.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Александр Фёдоров. Полат Евгения Семёновна. evartist.narod.ru. Дата обращения: 22 марта 2024.
  6. 6,0 6,1 6,2 Алексаненкова М.В. Московский педагог Всероссийского масштаба. Школьная страна (20 августа 2013 года). Дата обращения: 22 марта 2024.

Ссылки