Полат, Евгения Семёновна
Евгения Семёновна Полат | |
---|---|
Дата рождения | 12 февраля 1937 |
Место рождения | город Ленинград, РСФСР |
Дата смерти | 28 мая 2007 (70 лет) |
Место смерти | город Москва, Россия |
Страна | СССР → Россия |
Научная сфера | педагогика |
Место работы | Лаборатория дистанционного обучения ИСМО РАО |
Учёная степень | доктор педагогических наук |
Учёное звание | профессор, 1995 год |
Известна как | Разработчик теории и практики применения метода проектов |
Евге́ния Семёновна По́лат (12 февраля 1937, Ленинград, РСФСР, СССР — 28 мая 2007, Москва, Российская Федерация) — советский и российский педагог, доктор педагогических наук (1989), профессор (1995), преподаватель и эксперт ИИТО ЮНЕСКО[1], руководитель Лаборатории дистанционного обучения Научно-исследовательского института содержания и методов обучения Российской академии образования, академик Международной академии наук по информатизации, информационным процессам и технологиям. Автор исследований по обучению иностранным языкам, методу проектов, теории и практики дистанционного обучения, педагогическим технологиям личностно-ориентированного подхода, использованию интернет-технологий и ресурсов в системе образования[2].
Биография
Детство и юность
Евгения Семёновна Полат родилась зимой, 12 февраля 1937 года, в Ленинграде. В детстве Евгения Семёновна пережила тяжелые годы блокады. Несмотря на трудности, она хорошо училась и проявляла интерес к различным дисциплинам. В 1954 году Евгения Семёновна решила поступила в Ленинградский государственный педагогический институт им. А. И. Герцена. Успешно пройдя обучение и окончив институт в 1958 году по специальности учитель английского и немецкого языков, Евгения Семёновна устроилась работать воспитателем в школу-интернат № 40 родного города Ленинграда[3].
Переезд в Москву
Выйдя за муж в 1962 году, Евгения Семёновна с мужем переехала в Москву и устроилась работать преподавателем английского языка в Московском суворовском военном училище. Она посвятила много времени и сил работе с суворовцами, опыт обучения и воспитания которых был превращен в исследования и научные труды. Евгения Семёновна проработала там 10 лет[2].
Аспирантура и научная деятельность
В 1972 году Евгения Семёновна решила продолжить обучение в аспирантуре НИИ школьного оборудования и технических средств обучения Агентства печати «Новости» СССР. Её знания и полученный ранее опыт воспитателя и преподавателя позволили успешно защитить кандидатскую диссертацию по специальности «Методика обучения иностранным языкам». Пытливый ум, привыкший к постоянному обучению, интересы в области воспитания и трудовой путь сподвигли Евгению Семёновну к продолжению научной работы. В 1989 году Евгения Семёновна защитила докторскую диссертацию в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А. И. Герцена[4].
В период с 1980 года по 1984 год Евгения Семёновна работала учёным секретарем НИИ средств обучения и учебной книги АПН СССР. Это работа оказала большое влияние на будущего учёного и помогла увидеть новые горизонты своего развития. У Евгении Семёновны появились новые профессиональные цели и задачи[4].
В 1984 году Евгения Семёновна возглавила лабораторию дидактики школьного оборудования в этом институте, став её заведующей и заведующей лабораторией средств обучения иностранным языкам НИИ стратегии развития образования РАО. Евгения Семёновна возглавляла обе лаборатории одиннадцать лет до 1995 года[2].
В 1995 году Евгении Семёновне Полат было присвоено учёное звание профессора[3].
Начиная с 1996 года и до самого конца своей жизни, до 2007 года, Евгения Семёновна работала заведующей лаборатории дистанционного обучения НИИ общего среднего образования РАО[2].
С 1975 года по 1985 год Евгения Семёновна Полат работала в составе участников секции программированного обучения Российского педагогического общества, в экспертном совете Института «Открытое общество» (издательский проект; мегапроект «Высшая школа» до 2001 года); в разработке программы Фулбрайт и программы «Межрегиональные исследования в общественных науках». Евгения Семеновна была членом Высшей аттестационной комиссии Российской Федерации и членом Национального фонда подготовки кадров[2].
Квалификация и знания являются единственным стойким преимуществом в современном обществе. Если человек умеет учиться, достигать цели и получать знания, то ему легче повысить свой профессиональный уровень и приобрести новые знания, — что и нужно в жизни. | ||||
Евгения Семёновна Полат
|
Сфера научных интересов
Научные интересы Евгении Семёновны были разносторонние, но в основном сосредоточены в области дистанционного обучения, информационных технологий в образовании и телекоммуникационных проектов. Она внесла значительный вклад в решение проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий в систему образования, занималась теоретическими и практическими проблемами дистанционного обучения. Её видение этого вопроса опережало время и не сразу было понято педагогическим сообществом. При этом полученные Евгенией Семёновной научные результаты актуальны и сейчас, они сегодня имеют научную новизну, практическую и научную ценность как для школ, так и для институтов, успешно внедрены в практику обучения курсов дистанционного обучения, которые были разработанных под руководством замечательного педагога и учёного[5].
Метод проектов
Евгения Семёновна разработала и апробировала дидактическую систему личностно-ориентированного подхода, реализованного с помощью использования проектной деятельности учащихся. Относительно метода проектов было написано несколько трудов, в которых чётко описаны основные требования к использованию данного метода, даны понятие «учебный проект» и понятие «исследовательский проект». В своей работе «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» отметила, что умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации преподавателя, его инновационной методике обучения и развития учащихся. Концептуальной основой педагогической системы Евгения Семёновна считала учащихся[5].
Наши учащиеся завтра — это люди, призванные принимать важные решения. | ||||
Евгения Семёновна Полат
|
Результаты
Евгения Семёновна за время своей трудовой деятельности опубликовала свыше 200 научных работ, под её чутким руководством защищено более 20 кандидатских диссертаций[5].
Евгения Семёновна Полат является автором многочисленных изданий, в которых ей удалось отразить принципиально новый подход к системе образования, имеющий проблемную направленность, формирующую у обучающихся критическое мышление, умение работать с информацией. На постоянной основе, осенью на базе Московского Государственного университета экономики, статистики и информатики проходит Международная научно-практическая конференция «Полатовские чтения»[6].
Экспериментальная площадка и методики
На протяжении многих лет Евгения Семеновна сотрудничала с гимназией № 1527 города Москвы, являлась руководителем экспериментальной площадки по организации и сопровождению международных проектов с партнерами из Германии, Австрии[6].
Евгения Семеновна посвятила много лет разработке теории и практике применения метода проектов в школьном образовательном процессе, как в очной, так и в дистанционной формах[1]. Это направление деятельности привлекало ученую на протяжении многих лет. В своих работах она впервые разработала классификацию типов проектов, представив типологию проектов и их признаки. Она сумела подробно описать методику организации и проведения ученических проектов разных типов, доказала их эффективность для формирования предметных и общеучебных умений[4].
Вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. | ||||
Евгения Семёновна Полат
|
Под руководством Евгении Семёновны Полат была разработана методика проведения телекоммуникационных проектов, как российских, так и международных. Ею разработана дидактическая система, для использования в очной и дистанционной формах[6].
Основные педагогические труды
Евгенией Семёновной были проведены научные исследования, результаты которых нашли отражение в её трудах[5]:
- Дистанционное обучение : [учебное пособие для студентов пед. вузов] / [Е. С. Полат и др.]; Под ред. Е. С. Полат. — Москва : Владос, 1998. — 190 с. : ил.; 22 см. — (Учебное пособие для вузов).; ISBN 5-691-00194-9
- Интернет в гуманитарном образовании : [учебное пособие для студентов вузов] / [Е. С. Полат и др.] ; Под ред. Е. С. Полат. — Москва : Владос, 2001. — 271 с.; 20 см. — (Учебное пособие для вузов).; ISBN 5-691-00689-4
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : [учебное пособие] / [Е. С. Полат и др.]; под ред. Е. С. Полат. — 4-е изд., стер. — Москва : Академия, 2009. — 268, [1] с. : ил., табл.; 22 см. — (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).; ISBN 978-5-7695-6156-6
- Педагогические технологии дистанционного обучения : [учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям (ОПД.Ф.02 — Педагогика)] / [Е. С. Полат и др.]; под ред. Е. С. Полат. — 2-е изд., стер. — Москва : Академия, 2008. — 391, [1] с. : ил., табл.; 22 см. — (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).; ISBN 978-5-7695-5407-0 (В пер.)
- Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: [ учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 050706 (031000) — Педагогика и психология ; 050701 (033400) — Педагогика] / [Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина.] — 3-е изд., стер. — Москва : Академия, 2010. — 364, [1] с. : ил.; 22 см. — (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).; ISBN 978-5-7695-7057-5
- Теория и практика дистанционного обучения : [учебное пособие для вузов] / [Е. С. Полат [и др.]; под редакцией Е. С. Полат. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 434 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13159-8
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Васильева Е.В. Женские имена современной российской педагогики в новом выпуске библиотечного проекта «Круг интересов» . ДВФУ. Дата обращения: 24 марта 2024.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Евгения Полат . Люди. Дата обращения: 20 марта 2024.
- ↑ 3,0 3,1 Полат Евгения Семеновна . PeopleLife.RU. Дата обращения: 31 марта 2024.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Полат Евгения Семёновна . posts24.ru. Дата обращения: 22 марта 2024.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 Александр Фёдоров. Полат Евгения Семёновна . evartist.narod.ru. Дата обращения: 22 марта 2024.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Алексаненкова М.В. Московский педагог Всероссийского масштаба . Школьная страна (20 августа 2013 года). Дата обращения: 22 марта 2024.
Ссылки
- Диссертация Е. С. Полат «Теоретические основы составления и использования системы средств обучения иностранному языку для средней общеобразовательной школы: на примере английского языка»Это статья-заготовка. Вы можете помочь проекту, дополнив эту статью, как и любую другую в Знание.Вики. Нажмите и узнайте подробности.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 12 февраля
- Родившиеся в 1937 году
- Родившиеся в СССР
- Умершие 28 мая
- Умершие в 2007 году
- Учёные по алфавиту
- Незавершённые статьи
- Незавершённые статьи, требующие уточнения шаблона
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN