Поздеев, Андрей Геннадьевич

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Андрей Геннадьевич Поздеев
Дата рождения 27 сентября 1926(1926-09-27)
Место рождения Нижний Ингаш, Енисейская губерния
Дата смерти 12 июля 1998(1998-07-12) (71 год)
Место смерти Красноярск, Россия
Гражданство  СССР
 Россия
Жанр Пейзаж, портрет, натюрморт, автопортрет, графика
Стиль Реализм, Авангард, Абстракция

Андрей Геннадьевич Поздеев (27 сентября 1926, Красноярский край, Нижний Ингаш, СССР — 12 июля 1998, Красноярск, Россия) — российский, советский художник, выпускник Красноярской художественной школы имени Василия Ивановича Сурикова, с 1961 года член Союза художников СССР. Участвовал в Великой Отечественной войне, служил на Дальневосточном флоте. Картины Поздеева находятся в музеях России и за рубежом, в частности в Третьяковской галерее и Русском музее[1].

Биографические данные

Детство и юность

Андрей Геннадьевич Поздеев родлся 27 сентября 1926 года в посёлке Нижний Ингаш Красноярского края в семье Геннадия Даниловича, почтового служащего, и Евдокии Ивановны, простой крестьянки. Хотя реальным местом рождения Андрея Поздеева является село Заозёрное, именно здесь, в роддоме он и появился на свет, а в Нижнем Ингаше не было ни акушерского пункта, ни акушера.

Всегда гордился своим происхождением — он выходец из коренной сибирской семьи, в роду кузнецы, столяры-краснодеревщики. В семье было много историй, передававшихся из поколения в поколение, так по одной из семейных историй, прадедом Андрея Генадьевича по материнской линии был цыган, именно этим объясняется смуглость и чёрный цвет волос художника. А дед по материнской линии очень отличался рыжим цветом волос от всех остальных родственников. Свой большой нос Андрей Геннадьевич объяснял наличием в родословной польских корней. Ангарские корни матери, Евдокии Ивановны, в девичестве Овсянниковой, и отца, коренного сибиряка с берегов Енисея, способствовали становлению Поздеева как человека, близкого к земле, природе, Сибири. В семье до рождения Андрея уже было двое детей: Коля и Антонина, через год после его рождения семья пополнилось ещё одной дочкой — Зиной. Из-за работы отца Андрей с семьёй часто менял место жительства, но чаще всего это были посёлки, расположенные по берегам Енисея[2]. Отец Поздеева очень любил охоту и рыбалку, поэтому выбирал места, где можно было рыбачить и охотиться, мечтал он и сына Андрея приобщить к своему хобби, но это не получилось. После Нижнего Ингаша семья переселилась в город Енисейск, с которым связаны ранние воспоминания Андрея Геннадьевича о своём детстве. Самое печальное воспоминание — смерть старшего брата Николая, который, страдая припадками, утонул в Краснотуранске во время одного из приступов[3].

Рисование было одним из любимых занятий Андрея Поздеева, когда ему исполнилось 5 лет, он нашёл в сундуке основу для красок и начал рисовать везде, где только мог. Отец Поздеева, Геннадий Данилович говорил:

Вот Адька пошёл в меня. Я, когда учился в городском, тоже рисовал картину с небом, травой и пень, а пень всё не удавался

В школе тоже заметили тягу подростка к рисованию и называли «талантливым мальчиком». Как и у всех подростков, у Андрея Поздеева был сложный подростковый период: учась в четвёртом классе, он изменился, из скромного мальчика превратился в хулигана. Семья переехала в Тюхтет, здесь Андрей стал пропускать уроки в школе, увлёкся «блатной» романтикой, сбегал из дома, общался с неблагополучными ребятами, здесь ему тоже пригодился талант, он создавал рисунки для тату.. Так и на теле Андрея Поздеева появились татуировки, позднее художник говорил, что они — выставка, которую он всегда носит с собой. Впоследствии, в интервью журналу «Лад» художник вспоминал[4]:

Мы тогда долго жили в Тюхкете — мой пятый, шестой, седьмой класс. Летом перед пятым классом батюшка обнаружил, что я растатуирован. Отец решил, что надо прекращать с этим бродягой и приспособить его куда-то на учёбу. Написал я заявление и послал документы и рисунки в Омское художественное училище, и началась война 22 июня. Всё. Учёба кончилась

Годы Великой Отечественной войны

В начале Великой Отечественной войны, в 1941 году, когда отец и старшая сестра ушли на фронт, Поздеев, не закончив 7 классов, работал на Красноярском комбайновом заводе: вытачивал боеприпасы, боеголовки для мин. Жил в Николаевке, где снимал квартиру, спал, укрывшись телогрейкой. Мороз, недоедание, тяжёлая работа привели к тому, что Поздеев тяжело заболел. Но, так как все труженики тыла приравнивались к мобилизованным, то ни выходных, ни больничного не было. Подросток решил поехать домой в Тюхтет и сбежал с Красноярска. За самовольную отлучку с работы Андрей Геннадьевич получил реальный срок: 6 месяцев колонии, которые провёл в СИЗО-1, где были камеры для малолетних преступников. Во время пребывания в тюрьме Поздеев рисовал стенгазету, оформлял Красный уголок. После окончания срока вместе с другими подростками был отправлен на учёбу в ремесленное училище на станции Енисей[5]. В училище готовили железнодорожников, Поздеев учился на сцепщика вагонов.

В 1943 году Андрей Геннадьевич добровольцем ушёл на фронт, попал на Дальний Восток, где участвовал в военных действиях: в дальнобойной артилеррии был связистом-проволочником. В конце 1945 года участвовал в боях по разгрому Японской Квантунской армии, за что был награждён медалью «За победу над Японией». Война оставила неизгладимый след в душе художника, наряду с героическим подвигом — грязь, смерть, кровь.

Послевоенные годы

После окончания войны Андрей Поздеев служил на Курильских островах, на острове Кунашир. Здесь также пригодился его художественный талант, он много рисовал на брезенте, создавая подобие ковров. Климат Курил не подходил молодому Поздееву, он тяжело заболел воспалением лёгких, туберкулёзом. Вначале лечился в больнице города Тапохара, но так как лечение не привело к выздоровлению, был комиссован. Демобилизовался в Минусинск, где в то время жила его семья. В Минусинске климат, близость семьи помогли частично победить заболевание. В 1947 году Поздеев поступтл на работу в Минусинский музей, где оформлял выставки, экспозиции. Кроме этого работал художником в ремесленном училище и вёл кружок рисования во Дворце пионеров. В Минусинске он много работал, рисовал. За год в Минусинске художник создал более трехсот живописных полотен. В 1948 году, участвуя в выставке, представил на ней 22 полотна и выпустил каталог картин. В 1950 году Андрей Геннадьевич отправился в Красноярск, чтобы учиться живописи. В Красноярске он вначале поступает в общество «Художник», а затем в художественную школу имени В. И. Сурикова. Проучившись год, Поздеев получил свидетельство с отличными оценками. Далее в течение трёх лет он посещал разные классы, изучая разные техники рисования. Одновременно с художественной школой учится в школе рабочей молодёжи № 10, где в то время практически все ученики были фронтовиками. Здесь в 1954 году познакомился со своей будущей женой Валентиной Михайловной Крючковой, которая преподавала русский язык в 10 классе. В июле 1956 года они стали жить вместе[2].

С 1956 года Поздеев работал художником-копиистом в Художественном фонде. Осенью он принимает участие в выставке художников-сибиряков в Иркутске, был принят кандидатом в члены Красноярского отделения Союза художников РСФСР. В Союз художников Поздеев был принят в 1961 году, а в 1964 году состоялась выставка его работ, на которой было представлено около 100 живописных и 90 графических работ.

Последние десятилетия

В 1980 году, благодаря ходатайству Председателя Красноярского Союза художников Юрия Павловича Ишханова, Андрей Поздеев получил новую просторную мастерскую, над мастерской располагалась квартира Андрея Геннадьевича и Валентины Михайловны. Художник много писал, картины раскупались, росла слава Поздеева в России и за её пределами. Организовывались персональные выставки в Москве и других городах. В 1998 году получил Диплом и серебряную медаль Академии художеств.

12 июля 1998 года Андрей Поздеев скончался в Красноярске в своей мастерской. Похоронен на кладбище Бадалык. После себя он оставил большое наследие, до сих пор находятся картины Андрея Геннадьевича, которые он просто так дарил друзьям и просто знакомым. Он говорил, что хочет быть бедным, чтобы быть свободным[6].

Творчество

Поздеев рисовал с раннего детства, находя в этом отдушину, в 1937 году участвовал в краевом конкурсе детского рисунка, посвящённом юбилею Александра Сергеевича Пушкина. Его рисунок был признан лучшим, и юный художник даже получил денежную премию. Это было первое признание и первая награда. Учась в ремесленном училище, Андрей Поздеев впервые попробовал рисовать маслом, сам изготавливал подрамники, на простынях делал грунт. В этот период он создал картины «Морской бой», «Артиллерийский бой». «Пехотный бой».

Андрей Геннадьевич начинал свой путь художника как реалист, первые его картины написаны в духе времени и реалистично. Со временем Поздеев стал принимать участие в так называемых «акварельных группах», суть которых сводилась к тому, что художники выезжали за пределы столицы и рисовали в свободной манере, не отдавая дань тому или иному направлению. Затем они обменивались своими работами, это было чем-то наподобие курсов по совершенствованию мастерства: столичные живописцы. делясь своими творческими наработками, вдохновляли художников с периферии.

Андрей Поздеев стал активным участником таких акварельных групп, под воздействием которых изменилось его восприятие окружающей действительности: Город получил новое наполнение, он стал похож на живое существо, немного нервное, сказывающееся на настроение художника. Андрей Геннадьевич перешёл на новый уровень своего творчества, разительно отличающийся от предыдущего: от реальности он многоступенчато двигался к абстракции.

В 1960-е годы у художника сформировалось определённая теория творчества: душа есть огонь, через который художник смотрит на мир. В творчестве преобладает живописный мазок, символы: квадрат, круг. треугольник, которые, повторяясь, задавали определённый ритм, в основе которого — символ гармонии Вселенной, выраженной в единстве пифагоровой системе чисел и принципа золотого сечения.

Художественная эрудиция, создание новой символической системы формы, новые открытия в живописи — всё это привело к тому, что Андрей Поздеев стал родоначальником сибирской школы авангарда, которую можно поставить в один ряд с мировым искусством XX века. При этом Поздеев сохранил свою уникальность, свой неповторимый стиль, что выделяет его среди других художников: русское фольклорное начало цветокомпозиционного решения картин, мифологическое мышление — не имеет аналога в творчестве современных российских и мировых художников[7].

Андрей Поздеев проявил себя и как художник портретист, среди его работ много портретов и фигур человека, которые представлены то как символы, например полотно «Адам и Ева», то как портреты в полном смысле. Поздеев считал, что когда картина создана, в ней появляется душа. С портретов художника смотрят глаза, наполненные светом и надеждой. Портрет отца «Геннадий Данилович», написанный в 1974 году, проникнут грустью, у глаз складки, бровь иронично поднята, но от него веет добротой и верой. Некоторые портреты выполнены в наивной детской манере, как, например, картина 1984 года «Супружеский портрет», здесь через детскую наивность и непосредственность показана открытость человеческой души, любовь и вера. Автопортрет, созданный в 1985 году отличается от предыдущей картины геометричностью, колючестью, строгостью, но в глазах изображения читается та же наивность, доброта и вера[8].

Особое место в творчестве Андрея Поздеева занимают автопортреты, которых за свою жизнь он создал около 70: 40 живописных и 30 графических. Большинство из них были написаны в 19701990 годы. Все эти работы — это результат подробного, честного изучения самого себя как человека, художника, осмысление роли художника в этом мире. К автопортретам можно отнести работы «Художник», «Художник и модель», «В Мастерской». Ранние графические автопортреты выполнены карандашом и или тушью[9].

Наиболее известным Андрей Поздеев стал в 1993 году, когда в Москве состоялась его выставка, это событие вызвало огромный интерес как к самому художнику, так и к его творчеству, были изданы альбомы работ, написаны монографии и статьи о работах. Большой пласт работ художника связан с Заповедником «Столбы» и одним из красивейших мест Кузмичёвой поляной, расположенной возле реки Калтат, протекающей в заповеднике. В так называемой, калтатской серии Поздеев уходит от натуры, видимой реальности, творчески преобразовывает её. Жена Андрея Поздеева. Валентина Михайловна Поздеева вспоминала, что калтанские картоны — это пик его работы, весь дом был обклеен сохнувшими от краски полотнами. Работы калтанского цикла насыщены вербальными образами, литературной стилизацией.

Некоторые полотна художника и Калтатского цикла:

  • «Здесь живёшь ты» (1960 год) — основа композиции картины — треугольник избы, на который нанизываются травы. Картина веет сказочностью, вместе с тем подчёркивается единение человека и природы: крыша избушки заросла травой.
  • «В цветах одного лета» (1967 год) — композиционно картина выстроена так, что розовые цветовые вспышки постепенно от самых ярких уходят к более блёклым.
  • «Ветви над рекой» (1970 год) — взгляд зрителя на картину идет как бы через трубу, ветви, обвитые паутиной, скрепляют между собой разные берега реки.
  • "Скала «Воробушки» (1970 год) — панорамный пейзаж от малого к большему.
  • «Прибежал Конёк-Горбунок» (1971 год) — сказочная картина, показывающая свободного Конька, он живёт один, на свободе, а не в табуне.
  • «В долине Калтата» (1971 год) — полотно динамично, чередование крупных и малых гор, размер которых уменьшается по мере удаления от первого плана.
  • «Портрет Виталия Крейнделя» (1974 год) — портрет создавался на Кузмичёвой поляне, первый вариант был автором уничтожен, так как был очень похож на оригинал: Поздеев избегал в своих портретных работах фотографичности[10].

Работы 1980—1990 годов

  • «Абстракции» (1980 год) — круговая центричная композиция, цветовое насыщение: белый, чёрный, жёлтый, красный и голубой цвета.
  • «Букет» (1980 год) — противопоставление вертикалей и горизонталей.
  • «Декоративное панно» (1980 год) — напоминает картину «Ветви над рекой».
  • «Птица» (1983 год) — ночная птица закрывает крылом солнце, неся за собой темноту.
  • «Пейзаж с луной» (1985 год) — множество деревьев, словно затянутых тканью, и мерцающая одинокая луна.
  • «Корабль. Декоративное панно» (1987 год) — колорит работы заключён в сочетании-противопоставлении оранжевого и синего цветов.
  • «Тигр. Декоративное панно» (1989 год) — отождествление себя с тигром, Поздеев подчёркивал, что он не зря родился в год тигра.
  • «Красеи земли. Цветы и солнце» (1997 год) — белый диск солнца царит над землей, которая отвечает ему цветовым размахом.

В 1980 годы Поздеев увлёкся чтением Библии и книг по Священной истории, это привело к переосмыслению жизни. На основе этих книг были созданы картины:

  • «Голгофа»
  • «Моление о чаше»
  • «Сотворение мира»
  • цикл «Жизнь человека»[11]

Выставки

Память, награды

  • Награждён серебряной медалью Российской академии художеств.
  • 2000 год — в центре Красноярска на улице Мира установлен бронзовый памятник художнику: Андрей Поздеев с зонтиком.
  • 2000 год — на основании обращений красноярцев и при поддержке городских властей мастерская Поздеева стала мастерской-музеем художника.
  • В средней школе № 69 открыт музей памяти Андрея Поздеева[12].

Примечания

  1. Поздеев Андрей Геннадьевич. Интернет-газета newclab.ru. Дата обращения: 6 декабря 2023.
  2. 2,0 2,1 Андрей Поздеев. Красноярский Дом Дружбы народов. Дата обращения: 6 декабря 2023.
  3. Русаков Э. Свободен, как солнечный зайчик. — Красноярск: Звезда Полынь, 2009. — С. 3—7. — 250 с.
  4. Сибирский художник - Андрей Поздеев. Художники Сибири. Музейный блог. Дата обращения: 8 декабря 2023.
  5. Война с Японией и «Краски Земли» Андрея Поздеева. Мемориал. Красноярск (2010). Дата обращения: 8 декабря 2023.
  6. Грицай А. Андрей Поздеев. Биографический очерк. Школьный музей художника Андрея Поздеева (2001). Дата обращения: 8 декабря 2023.
  7. Коробейникова Т. С. Сибирский авангард как культурный феномен (на материале творчества художников 1960-1980 годов XX века) // Вестник Томского государственного университета : журнал. — 2011. — № 352. — С. 70—73.
  8. Кантор А. М. Поздеев Андрей. ART.Каталог.COM (1992). Дата обращения: 8 декабря 2023.
  9. Белоусова-Лебедева В.Н. Графические портреты Адрея Поздеева // Искусство Евразии. — 2016. — № 1. — С. 84—88.
  10. Серикова Т. Ю. Андрей Поздеев: от видимого к свервидимому // Вестник КГПУ имени В.П. Астафьева : журнал. — 2011. — № 3. — С. 44—48.
  11. Поздеев Андрей Геннадьевич. КрасКомпас. Дата обращения: 8 декабря 2023.
  12. Андрей Поздеев. Арт-галерея Современное сибирское искусство. Дата обращения: 6 декабря 2023.

Ссылки