Поединок (повесть)
Поединок | |
---|---|
Поединок | |
Жанр | повесть |
Автор | Александр Иванович Куприн |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1902 — 1905 год |
Дата первой публикации | 1905 год (в VI книге сборника издательства «Знание») |
«Поединок» — повесть русского писателя Александра Ивановича Куприна, написанная в период 1902 — 1905 годах и опубликованная в мае 1905 года в VI книге сборника издательства «Знание». В повести описывается история службы и трагической судьбы молодого офицера пехотного полка Русской императорской армии, стоявшего в захолустном гарнизонном городке в конце XIX века. Это произведение было и остаётся выдающимся явлением русской прозы XX века[1] и является самым значительным произведением в творчестве писателя[2][3]. Этой книгой Куприн в известной мере предопределил характер изображения царской армии в литературе, под непосредственным влиянием «Поединка» возникли такие значительные произведения, посвящённые армии, как «Бабаев» Сергея Сергеева-Ценского и «Отступление» Георгия Эрастова[1].
Предыстория
Роман был написан Александром Куприным в 1905 году и напечатан в мае этого же года в шестой книге сборника издательства «Знание». Первое издание «Поединка» вышло в свет с посвящением Максиму Горькому, в котором Александр Куприн написал «Максиму Горькому с чувством искренней дружбы и глубокого уважения эту повесть посвящает автор». По признанию Куприна, влияние Максима Горького определило «всё смелое и буйное в повести»[1][4]. Куприн писал о среде кадрового российского офицерства конца XIX века, им был изображён быт офицеров полка в провинциальном захолустье. Проблематика «Поединка» выходит за рамки традиционной военной повести, автор затрагивал и вопрос о причинах общественного неравенства людей, о возможных путях освобождения человека от духовного гнёта, поднимал проблему взаимоотношений личности и общества, интеллигенции и народа. Основное повествование произведения было построено на перипетиях судьбы молодого честного русского офицера, которого условия армейской казарменной жизни заставляют задуматься о неправильных отношениях между людьми. Повесть «Поединок» уходит корнями в тот период жизни Куприна, когда он приобретал опыт военного человека. Желание служить в армии было у него в юности страстным и романтическим. Куприн закончил Московскую военную гимназию и Александровское военное училище. Куприн использовал собственный опыт военной службы армейским подпоручиком в 46-м Днепровском пехотном полку в провинциальном городе Проскуров Подольской губернии. Со временем служба и показная, нарядная сторона офицерского бытия обернулась своей изнанкой: утомительно однообразными занятиями "словесностью" и отработкой ружейных приёмов с отупевшими от муштры солдатами, попойками в клубе да пошлыми интрижками с "полковыми дамами". Эти годы в армии дали возможность Куприну всесторонне изучить провинциальный военный быт, а также познакомиться с нищей жизнью окраины, с нравами "заштатной" интеллигенции. Работа над повестью «Поединок» в 1902—1905 годах была продиктована желанием осуществить давно задуманный замысел — "хватить" по царской армии, в пехотных гарнизонах которой сосредоточилась вся бесчеловечность, невежество и тупость[5][6][1]. Прототипом городка в повести являлся уездный город, где служил Куприн. Все основные персонажи из повести были взяты писателем из периода его службы в 46-м Днепровском пехотном полку. Прототипами персонажей произведения являлись так же офицеры полка, где Куприн служил: полковой казначей и член полкового суда штабс-капитан Дорошенко был прототипом штабс-капитана Дорошевича. Прототипом Бек-Агамалова является сослуживец Куприна по полку поручик Сослан-бек Бек-Бузаров. Прототипом образа батальонного адъютанта поручика Олизара послужил адъютант поручик Николай Константинович Олифер. Прототипом командира полка полковника Шульговича послужил командир полка времён службы Куприна — полковник Александр Прокофьевич Байковский; по воспоминаниям о нём Куприна:
Однажды полковой командир, в душе прекрасный, добрый и даже сентиментальный человек, но притворявшийся на службе крикуном, бурбоном и грубияном, так закричал на меня по пустячному поводу, что я ему ответил только: Позвольте мне выйти в запас, господин полковник! На другой день я обедал у него. Он был мил, гостеприимен и хлебосолен, как всегда. Сошлись родством по Пензенской губернии. В конце концов он с удивлением спросил меня: Какая же причина заставляет вас уйти из полка и что вы с собой будете делать?[1]
После публикации «Поединка», отвечая на вопрос корреспондента одной из газет, откуда ему так хорошо известен армейский быт, Куприн ответил:
Как же мне не знать... Я сам прошел эту «школу», был армейским офицером, батальонным адъютантом... Если бы не цензурные условия, я бы и не так еще хватил...[1]
Основная сюжетная линия
Захолустный городок на юге России, воинская часть N-ского пехотного полка. В повести описываются будни царской армии второй половины XIX века. В окружении пьянства, разврата и тупой армейской жизни вырисовывается романтичный и светлый образ молодого субалтерн-офицера подпоручика Ромашова, взросление его души и поиск ответов на непростые вопросы, поставленные самой жизнью[6].
Повесть начинается с того, что в 6-й роте, где служит Ромашов проходят учения. Приехавший в роту для проверки командир полка полковник Шульгович отчитывает подпоручика Ромашова за то, что солдаты его взвода встречают командира в ненадлежащем виде и не знают строевых приёмов. Командир полка накидывается на одного солдата-татарина, который не может ответить ему на простой строевой вопрос и Ромашов начинает оправдывать этого солдата, за дерзость он правами полкового командира был подвергнут домашнему аресту на четверо суток. Ромашов все чаще начинает испытывать «мучительное сознание своего одиночества и затерянности среди чужих, недоброжелательных или равнодушных людей». Окончив военное училище, Ромашов думал, что на службе будет заниматься самообразованием, однако вместо этого он имеет «грязную и скучную связь с полковой дамой» «и всё чаще и чаще тяготится и службой, и товарищами, и собственной жизнью». Вместо того чтобы идти в офицерское собрание, он отправляется домой. Придя домой, Ромашов спросил у своего денщика Гайнана, не было ли кого от поручика Николаева, но ответ был отрицательным. У Николаевых Георгий бывал почти ежедневно последние три месяца, в основном из за жены Николаева Александры Петровны (Шурочки), в которую был тайно влюблён. Денщик приносит письмо от любовницы Ромашова, жены капитана Петерсона — Раисы Александровны. Она звала его в следующую субботу в офицерское собрание и приглашала на кадриль. Разорвав письмо, Ромашов решил «в последний раз» пойти в гости к Николаевым, чтоб встретиться с Шурочкой. Владимир Ефимович Николаев, муж Александры Петровны, «должен был держать экзамен в Николаевскую академию Генерального штаба и весь год упорно, без отдыха готовился к нему». Это был уже третий экзамен, два предыдущих года он проваливался и третий был последним его шансом. Шурочка очень хотела, чтобы муж поступил, так как ей претила та жизнь, которой они жили сейчас. Когда Ромашов пришел к Николаевым, во время беседы Шурочка вспомнила о том, что офицерские поединки стали узаконены. Она считала, что русским офицерам поединки необходимы: «тогда у нас не будет в офицерской среде карточных шулеров» и «беспросыпных пьяниц», как офицер Назанский. Выйдя от Николаевых, Ромашов, назло ей, отправляется к Назанскому. Беседуя, офицеры заговорили о любви. Назанский считал, что любовь «имеет свои вершины, доступные лишь единицам из миллионов». Назанский прочёл Ромашову письмо женщины, которую любил. Ромашов понял, что этой женщиной была и его тайная любовь Александра Петровна Николаева. Назанский также догадался о чувствах Ромашова к Шурочке. Придя домой, Ромашов обнаружил письмо от Раисы Александровны Петерсон. Она знала, что Ромашов каждый вечер бывает у Николаевых, и писала, что «жестоко отплатит» ему за предательство по отношению к ней[6].
Ромашов продолжает находится под домашним арестом, в качестве отшельника. К нему пришла Шурочка и принесла пирогов. Ромашов поцеловал женщину в руку. На прощание Шурочка сказала, что он её единственный друг. К Ромашову приезжает полковой адъютант и отвезет к командиру полка. Полковник Шульгович отчитывает Ромашова из-за слухов о том что он жестоко пьёт в офицерском собрании и вне его. После этого разговора командир полка приглашает Ромашова за свой стол обедать в кругу семьи. Домой Ромашов возвращался, «чувствуя себя одиноким, тоскующим, потерявшимся в каком-то чужом, темном и враждебном месте». Однако вскоре Ромашов решается прийти на бал в офицерское собрание. Постепенно начали съезжаться дамы, приехала и его бывшая любовница Раиса Петерсон. В выражении её глаз Ромашову привиделась «какая-то жестокая, злобная и уверенная угроза». Офицеры в собрании обсуждали поединки в армии, их мнения были различны, некоторые считали дуэли глупостью, другие придерживались мнения, что оскорбление можно смыть только кровью. Ромашов, как и обещал накануне, танцевал с Раисой Петерсон кадриль. Во время танца она со злобой говорила, что не позволит с ней так обращаться, что знает, кого он любит и начала громко оскорблять Александру Николаеву. Раиса Петерсон утверждала, что пожертвовала всем ради Ромашова: «я не смела взглянуть в глаза моему мужу, этому идеальному, прекрасному человеку». Ромашов невольно улыбнулся, так как её многочисленные романы были известны всем в полку. Муж Раисы, капитан Петерсон, был «худой, чахоточный человек», он безумно любил жену, поэтому прощал ей все интрижки, но ненавидел лютой ненавистью всех, кто с ней встречался. В дальнейшем во время утренних занятий офицеры обсуждали наказания для солдат. Ромашов считал, что в армии специально «стараются поддерживать в отношениях между офицерами грубость, солдафонство». Во время учений Ромашов выполнял приемы на автомате. Он думал о сказанной одним из офицеров фразе:«Если так думать, то нечего и служить. Надо уходить со службы»[6].
В одно из дней после учений Ромашову принесли письмо от Шурочки, она приглашала его на свои именины на пикник на природе. Подъезжая к дому Николаевых, Ромашов ощутил странное, беспричинное беспокойство. Шурочка радостно встретила его. Во время пикника Шурочка казалась Ромашову особенно очаровательной. Когда вечером все разбрелись по поляне, он с ней отошёл в глубь лесной рощи. Она призналась, что сегодня влюблена в Ромашова, а мужа своего не любит, потому что «он груб, он нечуток, неделикатен». Она поцеловала Ромашова, но после, попросила, чтобы он больше к ним не приходил, так как её мужа из за этого досаждают анонимными письмами и он из-за этого жестоко ревнует её. Офицеры полка готовились к майскому смотру «и не знали ни пощады, ни устали». Ромашов наблюдал, как ротные с особой жестокостью избивают своих солдат. Когда во время смотра приехавшие штабные офицеры объезжали все роты, Ромашов почувствовал, «что эти высокомерные люди живут какой-то особой, красивой, недосягаемой для него, высшей жизнью». Этот смотр стал полным провалом полка, по словам генерала, руководившего смотром, обнаружилось «бездушное, рутинное и халатное отношение офицеров к службе». Во время финального марша Ромашов, опьяненный музыкой и всеобщим волнением, замечтался и повёл вправо, из-за чего вся его полурота «представляла собой безобразную, изломанную толпу». После случившегося он вновь впадает в немилость полкового командира и снова попадает под домашний арест. После этого Ромашов выходит из лагеря и встречает Николаева, который сказал, что нарочно ждал его тут. Он завёл разговор об Александре Петровне. Николаеву начали приходить «хамские анонимные письма» со сплетнями о его жене и Ромашове. Николаев потребовал, чтобы Ромашов сделал всё, чтобы пресечь распространение сплетен. После всего случившегося с ним, Ромашов «стал уединяться от общества офицеров». Он твёрдо понимал, что не останется служить в армии и, когда пройдут обязательные три года службы, уйдет в запас[6].
В конце мая в роте капитана Осадчего, повесился солдат. Вечером того же дня офицеры впали в повальное пьянство, в которое поручик Веткин вовлёк и Ромашова. Ночью, уже изрядно пьяные, они отправились к распутным женщинам. Там произошла потасовка между ними и поручиком Бек-Агамаловым, начавшим рубить и крушить всё шашкой, все испугались, и только один Ромашов сумел его успокоить. Потом офицеры поехали в собрание и продолжили кутёж. Многие офицеры в полку были сословия «из духовных», в том числе и капитан Осадчий, у которого повесился солдат, он неожиданно затянул панихиду проклиная при этом погибшего солдата. Ромашов не вытерпев этого кощунства ударил кулаком по столу, запрещая такое петь. Неожиданно появившийся рядом с Ромашовым Николаев сказал, что такие, как Ромашов и Назанский, позорят полк. Ромашов намекнул на «таинственные причины», по которым Николаев недоволен Назанским. Между ними началась драка, в ходе которой оба были жестоко биты. После того как их растащили, Ромашов закричал, что вызывает Николаева на поединок. Утром Ромашова вызвали в суд офицерской чести. Через несколько дней суд пришел к решению, что ссора между Николаевым и Ромашовым может быть разрешена только поединком. После этого, расстроенный Ромашов пошёл к Назанскому, который пытался отговорить его от дуэли, считая, что Ромашову нужно бросать армию и не бояться жизни вне её. Когда Ромашов вернулся домой, то обнаружил у себя в гостях Шурочку, которая сказала, что хотя и не любит своего мужа, но «на него убила часть своей души». У неё больше самолюбия, чем у мужа, именно она заставляла его снова и снова пытаться поступить в академию. Если Николаев откажется от поединка, его не возьмут в академию. Поэтому им непременно нужно завтра стреляться, так как никто из них даже не будет ранен. На прощание они поцеловались. На следующий день состоялась дуэль между Николаевым и Ромашовым. Николаев стрелял первым и ранил Ромашова в правую верхнюю часть живота. Выстрелить в ответ Ромашов уже не смог. Через несколько минут Ромашов скончался от внутреннего кровоизлияния[6].
Основные персонажи
- Юрий Алексеевич Ромашов: двадцать два года, подпоручик, «служивший всего второй год в полку»; «был среднего роста, худощав», мечтательный молодой человек, «от большой застенчивости неловок».
- Владимир Ефимович Николаев: поручик, карьерист, несколько раз пытался поступить в Николаевскую академию Генерального штаба но проваливал экзамены и у него остался последний шанс. Шурочка очень хотела, чтобы муж поступил, так как ей претила та жизнь, которой они жили.
- Александра Петровна Николаева (Шурочка): жена поручика Николаева, женщина в которую Ромашов был влюблён.
- Шульгович : полковник, командир полка; «человек в душе прекрасный, добрый и даже сентиментальный, но притворявшийся на службе крикуном, бурбоном и грубияном».
- Василий Нилович Назанский: поручик, пьяница, был влюблен в Александру Петровну Николаеву (Шурочку).
- Павел Павлович Веткин: поручик, сослуживец Ромашова.
- Раиса Александровна Петерсон: «полковая дама», жена капитана Петерсона, любовница подпоручика Ромашова
- Бек-Агамалов: поручик, батальонный адъютант
- Олизар: поручик, батальонный адъютант, «длинный, тонкий, прилизанный, напомаженный - молодой старик, с голым, но морщинистым хлыщеватым лицом»
- Лещенко: штабс-капитан, «унылый человек сорока пяти лет, способный одним своим видом навести тоску; все у него в лице и фигуре висело вниз с видом самой безнадежной меланхолии: висел вниз, точно стручок перца, длинный мясистый, красный и дряблый нос; свисали до подбородка двумя тонкими бурыми нитками усы; брови спускались от переносья вниз к вискам, придавая его глазам вечно плаксивое выражение, даже старенький сюртук болтался на его покатых плечах и впалой груди, как на вешалке»
- Зегржт: поручик, «худой, длинный, бородатый с растерянным, потным лицом и плешивой голоой с измызганным, морщинистым и кротким лицом», «человек погрязший в хозяйственных заботах и вечно мечущейся в поисках денег»
- Михин: подпоручик, однополчанин Ромашова, скромный и застенчевый молодой человек, «заурядная внешность, застенчивость - и наряду с этим моральная чистота, нетерпимость и отвращение к цинизму, а также неожиданная в этом невзрачном с виду юноше физическая сила»
- Лех: подполковник, батальонный командир
- Рафальский: подполковник, батальонный командир
- Лбов: подпрапорщик, сослуживец Ромашова
- Хлебников: солдат из взвода Ромашова
- Осадчий: капитан, ротный командир
- Диц: штабс-капитан, ротный командир
- Петерсон: капитан, ротный командир
- Слива: капитан, ротный командир в роте которого служил подпоручик Ромашов
- Дорошенко: штабс-капитан, полковой казначей и член полкового суда; «человек мрачный и суровый, особенно к "фендрикам". В турецкую войну он был ранен, но в самое неудобное и непочетное место - в пятку. Вечные подтрунивания и остроты над его раной (которую он, однако, получил не в бегстве, а в то время, когда, обернувшись к своему взводу, командовал наступлением) сделали то, что, отправившись на войну жизнерадостным прапорщиком, он вернулся с нее желчным и раздражительным ипохондриком».
- Гайнан — татарин, солдат-денщик подпоручика Ромашова.
Критика
Положительные отзывы
Никогда ни до, ни после «Поединка» Куприн не давал в своих произведениях столь широкой картины жизни офицерской среды, никогда не поднимал таких острых, требующих своего разрешения социальных проблем, никогда, его мастерство писателя в изображении внутреннего мира человека, его сложной, часто противоречивой психологии не достигало такой выразительности, как в «Поединке»[1].
12 мая 1905 года появилась статья Иеронима Ясинского "Чудовище милитаризма", в котором он писал:
Давно уже не выходило на русском языке романа, который сразу завладел бы читателем с такой силой, как роман Куприна "Поединок", посвященный изображению армейской жизни во всей её ужасной и трагической неприглядности", - так начиналась статья. Указывая, что герои "Поединка" являются живым укором "современному порядку вещей", автор писал дальше: "Дело, разумеется, когда мы говорим о порядке вещей, не в конституции и даже не в республике, а в той бюрократической мертвечине, которая сильнее всяких политических новшеств, и в той роковой ржавчине, которая... разъедает машину милитаризма и медленно и незаметно подготовляет его к крушению и к банкротству[1]
Литературный критик Василий Рогачевский в своей статье "Жрецы и жертвы", указывал что:
...в "Поединке" художник дал потрясающую картину солдатчины, он собрал богатейший материал для обвинительного акта, он сказал офицерам, мечтающим о возрождении милитаризма: "Оставьте всякую надежду навсегда", - сказал сильно, убежденно и с фактами в руках[1]
Литературный критик и беллетрист Александр Измайлов на страницах журнала «Родная Нива» отмечал:
Это - трезвое, беспристрастное и осведомленное слово о быте сословия, до сих пор по особым обстоятельствам всего менее подлежавшего всестороннему и откровенному освещению, - о быте русского офицерства, с его условными повышенными понятиями о чести, своеобразною кастовою замкнутостью, мировоззрением и увлечениями...[1]
Писатель Лев Николаевич Толстой после выхода «Поединка», более предпочитал его военные рассказы:
Очень хороши его картины казарменной жизни, «Поединок» же растянут, длинен, но маленькие рассказы доставляют мне большое удовольствие[1]
Писатель Максим Горький высоко оценил произведение Куприна:
Великолепная повесть, я полагаю, что на всех честных, думающих офицеров она должна произвести неотразимое впечатление...Целью А. Куприна было — приблизить их к людям, показать, что они одиноки от них... В самом деле, изолированность наших офицеров — трагическая для них изолированность. Куприн оказал офицерству большую услугу. Он помог им до известной степени познать самих себя, свое положение в жизни, всю его ненормальность и трагизм[7]
По определению писателя Константина Паустовского, "одна из лучших... в русской литературе" — ночная встреча у полотна железной дороги Ромашова с Хлебниковым[8]. По свидетельству Куприна, она же произвела большое впечатление и на Максима Горького:
Когда я читал, разговор подпоручика Ромашова с жалким солдатом Хлебниковым, Алексей Максимович растрогался, и было странно видеть этого большого взрослого человека с влажными глазами[1]
В 1911 году тот же Максим Горький в одном из писем к начинающему в те годы свою литературную деятельность Константину Треневу, призывая учиться у таких классиков русской литературы, как Тургенев, Чехов, Короленко, указывал что Многим этот совет был дан, и многими оправдан. Возьмите язык Куприна до «Поединка» и после, — Вы увидите, в чем дело и как вышеназванные писатели хорошо учат нас[1].
Повесть Куприна приветствовал Анатолий Луначарский, посвятив ей большую статью «О чести» в журнале «Правда», осень 1905 года:
Не могу также не обратить внимания читателя на прекрасные страницы Куприна — настоящее обращение к армии. Хочется думать, что не один офицер, прочтя эти красноречивые страницы… услышит в себе голос настоящей чести...[9]
В этой же статье Луначарский так написал о персонаже Поединка — поручике Назнанском:
Назанский - индивидуалист-мещанин... сквозь пламенную любовь к жизни все время звучит какая-то трусливая судорога. Тюрьма физическая, допустим, лучше смерти, но чувство порабощения? унижения? Ведь сама жизнь, сама личность отравляется изнутри, когда уже не может себя уважать. Но как может уважать себя человек, для которого жизнь выше всего и которого, следовательно, всегда можно купить жизнью?..[9]
Как писал советский литературовед, литературный критик, доктор филологических наук, профессор Лев Поткин в своей статье о Куприне:
Самое главное заключалось в той общей, объединяющей концепции, которой не хватало более ранним произведениям Куприна о царской армии и которая теперь, в период мощного революционного подъема, была подсказана писателю жизнью и легла в основу его «Поединка». Она позволила в частных явлениях открыть их общий смысл, заключается в том, что в «Поединке» пороки военного быта даны как выражение общего неизлечимого недуга всего монархического строя...[1]
Отрицательные отзывы
Критик газеты «Московские ведомости» Алексей Введенский в статье, озаглавленной "Литературная вылазка против военных" писал:
"нечистоплотнейший, полный неряшливых инсинуаций памфлет", "какой-то... непристойный лепет с чужого голоса в тон общей тенденции сборников "Знания"... писание Куприна... в сущности, есть лишь прикрытая проповедь антимилитаризма, слишком очевидно рассчитанная на то, чтобы смутить и даже, пожалуй, пристыдить иных военных их профессией[1]
Так же отрицательный отзыв о повести оставил заслуженный профессор военной истории Николаевской академии генерального штаба, генерал-лейтенант П. А. Гейсман обвиняя Куприна в клевете на армию, в покушении на подрыв государственного строя, написав в своей статье «"Поединок" г-на А. Куприна и современные фарисеи с точки зрения критики» для газеты «Русский инвалид»:
...своей повестью Куприн только дает волю тому чувству злобы по отношению к людям военным и ко всему военному вообще, запас которой у него нельзя не признать довольно великим, если не чрезвычайным. И хотя нельзя отказать автору в наблюдательности и в немалой способности к бытописанию, он взялся явно не за свое дело. Женщины, флирт, адюльтер и т. д. - вот его жанр...туда и советуем ему направить свое внимание и свои способности. А о войне, военной науке, военном искусстве, военном деле и о военном мире вообще ему лучше не говорить. Для него этот "виноград - зелен". Картинки писать без объяснений он может, но не более того![1]
Экранизация по мотивам повести
- 1910 — «Поединок» (Российская империя): режиссёр Андре Мэтр, актёр — Аркадий Лесогорский
- 1957 — «Поединок» (СССР): режиссёр Владимир Петров, актёр — Юрий Пузырёв
- 1982 — «Шурочка» (СССР): режиссёр Иосиф Хейфиц, актёр — Андрей Николаев
- 2009 — «Юнкера» (Россия): двенадцать серий, режиссёр Игорь Черницкий, актёр — Анатолий Просалов
- 2012 — «Подпоручикъ Ромашовъ» (Россия): режиссёр Игорь Черницкий, актёр — Анатолий Просалов
- 2014 — «Куприн» (Россия): «Куприн. Поединок», четыре серии, режиссёр Андрей Малюков, актёр — Никита Ефремов
Примечания
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 Александр Иванович Куприн : критико-биографический очерк / «Поединок» // В. Афанасьев. — Изд. 2-е, испр. и доп. — Москва : Художественная лит., 1972. — 172 с
- ↑ Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962—1978. Т. 3: Иаков — Лакснесс. — 1966. — С. 908—912
- ↑ История русской литературы: В 4 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1980—1983. Т. 4. Литература конца XIX — начала XX века (1881—1917). / Ред. тома: К. Д. Муратова. — 1983. — С. 373—394
- ↑ Александр Куприн «Поединок» . «Лаборатория Фантастики». Дата обращения: 18 июня 2023.
- ↑ Куприн / Олег Михайлов. — Москва : Молодая гвардия, 1981. — 270 с.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 Поединок / А.И. Куприн. — Москва : Художественная литература, 1979. — 364 с.
- ↑ Регинин Вас. Из беседы с М. Горьким, «Биржевые ведомости». — 1905. — 22 июня. — № 8888.
- ↑ Куприн А. И. Собр. соч. в 6 томах. Т. 1. — М.: Гослитиздат, 1957. — С. 17. Вступительная статья К. Паустовского «Поток жизни» (заметки о прозе Куприна)
- ↑ 9,0 9,1 Журнал «Правда». — 1905. — № 9—10. — С. 174
Литература
- Поединок. — 3-е изд. — Москва : Моск. кн-во, Т 2: 1910. — 304 с.
- Поединок / А.И. Куприн. — Москва : Художественная литература, 1979. — 364 с.
- Поединок : роман / Александр Иванович Куприн. — Москва : Мир книги : Литература, 2007. — 399 с. — ISBN 978-5-486-01615-8
- Куприн / Олег Михайлов. — Москва : Молодая гвардия, 1981. — 270 с.
- "Поединок" г. А. Куприна и современные фарисеи с точки зрения критики / [П. Гейсман]. — Санкт-Петербург: тип. Гл. упр. удел., ценз. 1905. — 30 с.
- Александр Иванович Куприн : критико-биографический очерк / «Поединок» // В. Афанасьев. — Изд. 2-е, испр. и доп. — Москва : Художественная лит., 1972. — 172 с.
- Поединок вокруг «Поединка»: сборник материалов. Сост., вступ. статья, примечания С. А. Ташлыкова. — Иркутск: Издательство ИГУ, 2023. — 531 с. — ISBN 978-5-9624-2133-9.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |