Пермский звериный стиль

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Пермский звериный стиль. Две антропоморфные фигуры на лошади. Лошадь стоит на змее. Группу сопровождают птицы. Перед лошадью расположен символ Солнца. X век.

Пе́рмский звери́ный сти́ль (чудские образки, шаманские изображения, культовое литьё) — художественная металлопластика из бронзы, относится к IIIXII векам нашей эры. Стиль распространён в лесной и лесо-тундровой зоне на север-востоке Урала и западе Сибири от Вятки и Камы до Оби и Енисея. В центре Евразии пересекались три дороги в Сибирь из Европы и Средней Азии: византийский, иранский и скандинавский пути. У ворот Сибири, в месте пересечения дорог в Верхнем Прикамье возникла цивилизация с особой культурой. Учёные считают, что цивилизация несла неволинскую или ломоватовскую археологическую культуру. Именно эта цивилизация оставила свой пантеон духов и богов, воплощённых в металле[1].

С далёкой древности прикамские леса были богаты птицей и зверем, а реки — рыбой. Первобытные рыболовы и охотники знали повадки птиц, зверей и рыб, а кроме этого особенности их строения. Это позволило более точно их изображать. С развитием скотоводства и земледелия в искусство вошли изображения злаков и домашних животных[2].

История развития

Самые первые произведения искусства были выполнены из кости, камня и дерева при помощи природных красок и каменных орудий. Позже появилась глиняная скульптура и орнамент на глиняных изделиях[2].

В начале II тысячелетия до нашей эры. в Прикамье появляется металлургия бронзы и меди. Памятников этого времени до современности дошло гораздо больше за счёт бо́льшей прочности. В середине и второй половине I века до нашей эры искусство металлической скульптуры Прикамья достигает своего расцвета. Мастера-литейщики применяют разнообразные приемы: объёмное и плоское литьё в жёстких формах (глиняных, каменных, деревянных и костяных), напайку, выпуклую чеканку, уникальные отливки по восковым моделям и гравировку поверхности[2].

В палеолитическую эпоху на Южном Урале распространена монументальная пещерная живопись. В эпоху неолита наибольшей ценностью были произведения деревянной скульптуры лесного Зауралья. В железном веке популярность приобретают предметы металлической скульптуры — пермский звериный стиль Верхнего Прикамья. Этот стиль называют пермским, по причине того, что сложился он на территории современного Пермского края и почти все предметы этого стиля найдены в пределах Верхнего Прикамья (территория бывшей Перми Великой)[2].

Сюжеты

В сюжетах пермского звериного стиля изображались дикие и домашние животные. Орнамент у прикамских народов представлял звериные мотивы, схематическое изображение водной стихии и леса, стилизованные изображения небесных светил, в том числе солнца[2]. Визитная карточка пермского звериного стиля — образ человеколося, даже человека-птицы-лося, не существующий больше нигде[1].

Бо́льшая часть металлической скульптуры Прикамья относится к предметам культового назначения — божки. Религиозные мотивы отражаются в предметах быта[2]. В Верхнем Прикамье найдены женские статуэтки, что связано с традициями материнского рода и культа женщины. В Нижнем Прикамье на надгробных плитах найдены изображения мужчин[2]. Летающие птицы с личинами на груди, изображения лося, лошади и медведя появляются в сюжетах звериного стиля в III — VIII веках. Кроме этого появляются фигуры человеколосей, человеческие фигуры и крупные человеческие личины в окружении животных. Встречаются сложные композиции человека, животных и фантастических существ[2].

В IX — XV веках встречаются изображения женщины со злаковыми колосьями, семейные пары и потомство. В этот период встречаются птичьи и медвежьи лапки, а также сдвоенные головы коней[2].

В XIX веке путешественник Г. Новицкий отметил, что у коми-пермяков с Северного Урала наиболее почитаемым божеством считается медный гусь. У коми-зырян встречается металлическое изображение Золотой бабы[2].

Классификация

Учёные выделяют две группы в зависимости от сферы применения и функциональным особенностям:

  1. Пермско-печорская бронзовая «ажурная» пластика культового значения. Основными представителями этой группы являются трёхъярусные космогонические композиции с персонажем. В центре изображалась богиня. Верхний ярус — голова лося, птицы-души, небесный лик, которые ассоциируются с Верхним миром небесных божеств. Средний ярус — ассоциируют с земным миром животных и людей, повелитель которого божество (богиня-мать). Нижний ярус — обозначает границу Нижнего невидимого мира.
  2. Зауральский, западно-сибирский звериный стиль. К этой группе относятся декоративные и прикладные изделия, принадлежности костюма, ножны кинжалов, игольницы, навершия рукоятей оружия, кресала, гребни и копоушки. Этой группе соответствует изображение пушных зверей и медведя[1][3].

Загадки и мифы

На происхождение звериного стиля повлияли сарматы, угры, скифы и другие народы. В бронзе воплощались домашние и родовые духи, духи мест и пантеон богов. У каждого изображения была свои особенности и сила. Функции вещей были призваны не вредить, а помочь людям[4].

Медведь

Культ медведя распространён на Урале. Медведь считался сыном божества верхнего мира. Медведь нарушил запреты богов, спустившись к людям и погиб. Убитый людьми медведь, должен возродится после медвежьего праздника и его дух отправится к отцу на небо. Медведь спустился на землю с небес, после убийства попал в нижний мир. Поэтому медведь изображался над человеком или под ним, изображая свою божественную суть или мир мёртвых соответственно[4].

Бляхи с изображениями медведя были мощными оберегами и защищали владельца. У предков существовала священная клятва на лапе медведя. Считалось, что того кто нарушит клятву медведь найдёт и покарает[4].

Птица

Боги могли превращаться в птиц. Земля была создана, благодаря водоплавающей птице. Она достала горсть земли со дна, из неё которой появилась первая суша. Птицы с личиной на груди являлись первопредками создателей звериного стиля. Птицы с одной и с тремя головами — вестницы богов. Они могли перемещаться по всем трем мирам. Орлы — помощники вождей и богов. Птицы-лоси и крылатые собаки — помощники шаманов[4].

Божество-хозяин

Посредник между высшими богами и людьми. Нередко он изображался в виде ребенка, а поза его «руки в боки» показывала превосходство. У манси божество называли Светлым мальчиком, у хантов Тарпыгом, Мось-хумом и Ас-тый-ики. Он с детства был очень сильным и отличался необычным умом. Выйдя из колыбели он совершал подвиги. Догнав и убив шестиногого лося, он отрубил ему пару ног, а шкуру прибил к небу. Так появилось созвездие Лося (ныне Большая Медведица). Часто в металлопластике звериного стиля Прикамья божество-хозяин изображается с родителями[4].

Богини

Сложные композиции с изображением богинь-матерей символизируют их культ. Большая часть пластин с изображением богинь найдено в районе Чердыни. Сложная композиция состоит из трёх частей: элемент Небесного мира — орёл, лик солнечной богини, лосиной головы или души-птицы; средний уровень — изображает землю (люди, животные, человеколоси); невидимый подземный мир — медвежата, лоси, конь или ящер-гибрид[4].

Всадники

Во времена расцвета пермского звериного стиля всадники изображаются на ящерах-гибридах, богини на лосе или на коне. Божество на лосе движется по небосводу и наблюдает за мировым порядком. Божество на ящере наблюдает за порядком в круговороте душ, которые соприкасаются с Нижним миром[4].

Ящеры

Ящер – один из наиболее часто встречающихся образов хтонических чудовищ Пермского звериного стиля. Первым в описание Пермского звериного стиля термин «ящер» ввел в XIX веке Фёдор Александрович Теплоухов. Ящеры привлекают внимание и тем, что являются основным персонажем Нижнего мира, и тем, что их образ сложен для понимания, неоднозначен. Когда в 1949 году геологи исследовали земли около города Очёр и случайно обнаружили окаменевшие останки неизвестных до этого времени ящеров Пермского периода, возраст которых был более 250 миллионов лет, имеющих сходство с ящерами Пермского звериного стиля, возникла неподтверждённая письменными источниками гипотеза о том, что создатели изображений находили в земле останки мелозавра или камакопса и интерпретировали их как животных мира смерти. Примечательно, что ящер почти всегда изображался с открытой пастью. В древней индийской сказке говорится, что вход и выход в царство мёртвых проходит через пасть, которая всё время закрывается и раскрывается. Следовательно, мифологический ящер с открытой пастью символизирует вход в царство мертвых. То есть в мировоззрении создателей Пермского звериного стиля переход между мирами считался возможным и осуществлялся через тотем[5].

Гибриды

Обычно гибриды представлены в трёх формах. Первая форма — комбинация наземных и водных существ. Такие гибриды охраняют вход в подземный мир. Вторая форма — комбинация земных и воздушных существ (человеколоси, полубоги, крылатые собаки и покровители людей-лосей). Третья форма — навершия предметов: посоха, кинжалов, ножей или ручки котлов в виде животных[4].

Люди-птицы

Создатели звериного стиля верили, что после смерти или во сне души могут превращаться в птиц. Сочетание родовых групп человеколосей и людей птиц приводит к более сложному культу третьего порядка: человек-лось-птица[4].

Человеколоси

Изображения второго порядка: люди-лоси или люди-птицы, происходят от слияния двух культов или родовых групп. Крылатый человеколось считается покровителем людей, посредником между богами и людьми. Большинство фигур человеколосей возможно были личными оберегами. Человеколось изображается с раздвоенными копытами на ногах. В христианстве крылья относятся к ангелу-хранителю, а копыта к чёрту. Оба этих религиозных персонажа отвечают за душу человека, но в разных мирах. Пермский языческий человеколось: может наказать и может спасти[4].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Викторова В. Д., Фёдорова Н. В. Пермский звериный стиль. Уральская историческая энциклопедия. Дата обращения: 5 мая 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 2,9 Оборин В. Древнее искусство народов Прикамья. — Пермь: Книжное издательство, 1976. — 190 с.
  3. Пичугин А. Б. Эволюция пермского звериного стиля в многовековых традициях народов центральной России и Волго-Камья // Археология евразийских степей. — 2017. — № 1. — С. 291.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 4,8 4,9 Гусева В. Загадки и мифы Пермского звериного стиля. Краеведческий Фонд «Наш Урал» (2007-2024) (11 августа 2020). Дата обращения: 7 мая 2024.
  5. Подшивалова, Е.А. Образ ящера в Пермском зверином стиле // Материалы Урало-поволжской археологической конференции : сборник. — 2018. — С. 364—367.