Пермский звериный стиль
Пе́рмский звери́ный сти́ль (чудские образки, шаманские изображения, культовое литьё) — художественная металлопластика из бронзы, относится к III—XII векам нашей эры. Стиль распространён в лесной и лесо-тундровой зоне на север-востоке Урала и западе Сибири от Вятки и Камы до Оби и Енисея. В центре Евразии пересекались три дороги в Сибирь из Европы и Средней Азии: византийский, иранский и скандинавский пути. У ворот Сибири, в месте пересечения дорог в Верхнем Прикамье возникла цивилизация с особой культурой. Учёные считают, что цивилизация несла неволинскую или ломоватовскую археологическую культуру. Именно эта цивилизация оставила свой пантеон духов и богов, воплощённых в металле[1].
С далёкой древности прикамские леса были богаты птицей и зверем, а реки — рыбой. Первобытные рыболовы и охотники знали повадки птиц, зверей и рыб, а кроме этого особенности их строения. Это позволило более точно их изображать. С развитием скотоводства и земледелия в искусство вошли изображения злаков и домашних животных[2].
История развития
Самые первые произведения искусства были выполнены из кости, камня и дерева при помощи природных красок и каменных орудий. Позже появилась глиняная скульптура и орнамент на глиняных изделиях[2].
В начале II тысячелетия до нашей эры. в Прикамье появляется металлургия бронзы и меди. Памятников этого времени до современности дошло гораздо больше за счёт бо́льшей прочности. В середине и второй половине I века до нашей эры искусство металлической скульптуры Прикамья достигает своего расцвета. Мастера-литейщики применяют разнообразные приемы: объёмное и плоское литьё в жёстких формах (глиняных, каменных, деревянных и костяных), напайку, выпуклую чеканку, уникальные отливки по восковым моделям и гравировку поверхности[2].
В палеолитическую эпоху на Южном Урале распространена монументальная пещерная живопись. В эпоху неолита наибольшей ценностью были произведения деревянной скульптуры лесного Зауралья. В железном веке популярность приобретают предметы металлической скульптуры — пермский звериный стиль Верхнего Прикамья. Этот стиль называют пермским, по причине того, что сложился он на территории современного Пермского края и почти все предметы этого стиля найдены в пределах Верхнего Прикамья (территория бывшей Перми Великой)[2].
Сюжеты
В сюжетах пермского звериного стиля изображались дикие и домашние животные. Орнамент у прикамских народов представлял звериные мотивы, схематическое изображение водной стихии и леса, стилизованные изображения небесных светил, в том числе солнца[2]. Визитная карточка пермского звериного стиля — образ человеколося, даже человека-птицы-лося, не существующий больше нигде[1].
Бо́льшая часть металлической скульптуры Прикамья относится к предметам культового назначения — божки. Религиозные мотивы отражаются в предметах быта[2]. В Верхнем Прикамье найдены женские статуэтки, что связано с традициями материнского рода и культа женщины. В Нижнем Прикамье на надгробных плитах найдены изображения мужчин[2]. Летающие птицы с личинами на груди, изображения лося, лошади и медведя появляются в сюжетах звериного стиля в III — VIII веках. Кроме этого появляются фигуры человеколосей, человеческие фигуры и крупные человеческие личины в окружении животных. Встречаются сложные композиции человека, животных и фантастических существ[2].
В IX — XV веках встречаются изображения женщины со злаковыми колосьями, семейные пары и потомство. В этот период встречаются птичьи и медвежьи лапки, а также сдвоенные головы коней[2].
В XIX веке путешественник Г. Новицкий отметил, что у коми-пермяков с Северного Урала наиболее почитаемым божеством считается медный гусь. У коми-зырян встречается металлическое изображение Золотой бабы[2].
Классификация
Учёные выделяют две группы в зависимости от сферы применения и функциональным особенностям:
- Пермско-печорская бронзовая «ажурная» пластика культового значения. Основными представителями этой группы являются трёхъярусные космогонические композиции с персонажем. В центре изображалась богиня. Верхний ярус — голова лося, птицы-души, небесный лик, которые ассоциируются с Верхним миром небесных божеств. Средний ярус — ассоциируют с земным миром животных и людей, повелитель которого божество (богиня-мать). Нижний ярус — обозначает границу Нижнего невидимого мира.
- Зауральский, западно-сибирский звериный стиль. К этой группе относятся декоративные и прикладные изделия, принадлежности костюма, ножны кинжалов, игольницы, навершия рукоятей оружия, кресала, гребни и копоушки. Этой группе соответствует изображение пушных зверей и медведя[1][3].
Загадки и мифы
На происхождение звериного стиля повлияли сарматы, угры, скифы и другие народы. В бронзе воплощались домашние и родовые духи, духи мест и пантеон богов. У каждого изображения была свои особенности и сила. Функции вещей были призваны не вредить, а помочь людям[4].
Медведь
Культ медведя распространён на Урале. Медведь считался сыном божества верхнего мира. Медведь нарушил запреты богов, спустившись к людям и погиб. Убитый людьми медведь, должен возродится после медвежьего праздника и его дух отправится к отцу на небо. Медведь спустился на землю с небес, после убийства попал в нижний мир. Поэтому медведь изображался над человеком или под ним, изображая свою божественную суть или мир мёртвых соответственно[4].
Бляхи с изображениями медведя были мощными оберегами и защищали владельца. У предков существовала священная клятва на лапе медведя. Считалось, что того кто нарушит клятву медведь найдёт и покарает[4].
Птица
Боги могли превращаться в птиц. Земля была создана, благодаря водоплавающей птице. Она достала горсть земли со дна, из неё которой появилась первая суша. Птицы с личиной на груди являлись первопредками создателей звериного стиля. Птицы с одной и с тремя головами — вестницы богов. Они могли перемещаться по всем трем мирам. Орлы — помощники вождей и богов. Птицы-лоси и крылатые собаки — помощники шаманов[4].
Божество-хозяин
Посредник между высшими богами и людьми. Нередко он изображался в виде ребенка, а поза его «руки в боки» показывала превосходство. У манси божество называли Светлым мальчиком, у хантов Тарпыгом, Мось-хумом и Ас-тый-ики. Он с детства был очень сильным и отличался необычным умом. Выйдя из колыбели он совершал подвиги. Догнав и убив шестиногого лося, он отрубил ему пару ног, а шкуру прибил к небу. Так появилось созвездие Лося (ныне Большая Медведица). Часто в металлопластике звериного стиля Прикамья божество-хозяин изображается с родителями[4].
Богини
Сложные композиции с изображением богинь-матерей символизируют их культ. Большая часть пластин с изображением богинь найдено в районе Чердыни. Сложная композиция состоит из трёх частей: элемент Небесного мира — орёл, лик солнечной богини, лосиной головы или души-птицы; средний уровень — изображает землю (люди, животные, человеколоси); невидимый подземный мир — медвежата, лоси, конь или ящер-гибрид[4].
Всадники
Во времена расцвета пермского звериного стиля всадники изображаются на ящерах-гибридах, богини на лосе или на коне. Божество на лосе движется по небосводу и наблюдает за мировым порядком. Божество на ящере наблюдает за порядком в круговороте душ, которые соприкасаются с Нижним миром[4].
Ящеры
Ящер – один из наиболее часто встречающихся образов хтонических чудовищ Пермского звериного стиля. Первым в описание Пермского звериного стиля термин «ящер» ввел в XIX веке Фёдор Александрович Теплоухов. Ящеры привлекают внимание и тем, что являются основным персонажем Нижнего мира, и тем, что их образ сложен для понимания, неоднозначен. Когда в 1949 году геологи исследовали земли около города Очёр и случайно обнаружили окаменевшие останки неизвестных до этого времени ящеров Пермского периода, возраст которых был более 250 миллионов лет, имеющих сходство с ящерами Пермского звериного стиля, возникла неподтверждённая письменными источниками гипотеза о том, что создатели изображений находили в земле останки мелозавра или камакопса и интерпретировали их как животных мира смерти. Примечательно, что ящер почти всегда изображался с открытой пастью. В древней индийской сказке говорится, что вход и выход в царство мёртвых проходит через пасть, которая всё время закрывается и раскрывается. Следовательно, мифологический ящер с открытой пастью символизирует вход в царство мертвых. То есть в мировоззрении создателей Пермского звериного стиля переход между мирами считался возможным и осуществлялся через тотем[5].
Гибриды
Обычно гибриды представлены в трёх формах. Первая форма — комбинация наземных и водных существ. Такие гибриды охраняют вход в подземный мир. Вторая форма — комбинация земных и воздушных существ (человеколоси, полубоги, крылатые собаки и покровители людей-лосей). Третья форма — навершия предметов: посоха, кинжалов, ножей или ручки котлов в виде животных[4].
Люди-птицы
Создатели звериного стиля верили, что после смерти или во сне души могут превращаться в птиц. Сочетание родовых групп человеколосей и людей птиц приводит к более сложному культу третьего порядка: человек-лось-птица[4].
Человеколоси
Изображения второго порядка: люди-лоси или люди-птицы, происходят от слияния двух культов или родовых групп. Крылатый человеколось считается покровителем людей, посредником между богами и людьми. Большинство фигур человеколосей возможно были личными оберегами. Человеколось изображается с раздвоенными копытами на ногах. В христианстве крылья относятся к ангелу-хранителю, а копыта к чёрту. Оба этих религиозных персонажа отвечают за душу человека, но в разных мирах. Пермский языческий человеколось: может наказать и может спасти[4].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Викторова В. Д., Фёдорова Н. В. Пермский звериный стиль . Уральская историческая энциклопедия. Дата обращения: 5 мая 2024.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 2,9 Оборин В. Древнее искусство народов Прикамья. — Пермь: Книжное издательство, 1976. — 190 с.
- ↑ Пичугин А. Б. Эволюция пермского звериного стиля в многовековых традициях народов центральной России и Волго-Камья // Археология евразийских степей. — 2017. — № 1. — С. 291.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 4,8 4,9 Гусева В. Загадки и мифы Пермского звериного стиля . Краеведческий Фонд «Наш Урал» (2007-2024) (11 августа 2020). Дата обращения: 7 мая 2024.
- ↑ Подшивалова, Е.А. Образ ящера в Пермском зверином стиле // Материалы Урало-поволжской археологической конференции : сборник. — 2018. — С. 364—367.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |