Перевёрнутый класс

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Перевёрнутый класс

Перевёрнутый класс (англ.  flipped-classroom) — концепция обучения, которая сочетает в себе аудиторные занятия и онлайн-обучение. Перевёрнутый класс отличается тем от других моделей смешанного обучения, что знакомство с новым материалом происходит самостоятельно, дома, а основное время на занятиях посвящено выполнению практических заданий и обсуждению сложных аспектов темы[1].

История возникновения

Дж. Бергман и А. Сэмс

Родоначальниками модели перевёрнутого класса считаются два учителя — Бергман Джонатан (Jonathan Bergman) и Сэмс Аарон (Aaron Sams), которые в 2007 году сначала придумали, как обеспечить своими лекциями спортсменов, часто пропускающих занятия, а затем развили эту идею в новое образовательное направление[2].

Перевёрнутая модель обучения перемещает доставку знаний в личное пространство ученика, а на практические навыки времени тратится больше.Джонатан Бергман

Х.Салман

Одним из адептов и основателей такого подхода можно считать Хана Салмана. Он создал ресурс с краткими видеолекциями по разным дисциплинам, которыми могут пользоваться школьники и студенты по всему миру. Принцип удалённого просмотра краткой лекции, на котором основана вся идея С. Хана, и лежит в основе перевёрнутого обучения[3].

Основы использования перевёрнутого класса

Использование приёма

К перевёрнутой модели обучения обращаются по нескольким причинам:

  1. Персонализация обучения. Усвоение материала проходит в разном темпе, не всегда имеется возможность подробно объяснять все нюансы темы отстающим ученикам. Можно самостоятельно просматривать презентацию в своём темпе, перечитывать наиболее сложные абзацы текста, ставить видео на повтор или, наоборот, пропускать те фрагменты, которые уже знакомы.
  2. Дефицит учебного времени. Большая часть занятия тратится на объяснение темы, а на отработку нового материала остаются считанные минуты. Нет возможности обратиться к преподавателю за разъяснениями, поэтому полученные знания усваиваются лишь частично и остаётся большое количество пробелов[4].
  3. Отсутствие заинтересованности. Сложно на протяжении всего занятия удерживать внимание: если не сменить вид деятельности, большинство учеников отключатся уже через 10-15 минут. Концентрация внимания и мотивация к учёбе становятся выше, если учащийся может принимать в процессе активное участие, а не монотонно конспектировать монолог учителя.
  4. Отработка пропущенных занятий — не самое приятное занятие для учеников. Перевёрнутое обучение решает эту проблему, ведь есть готовый материал для каждого, кто пропустил новую тему[5].

Принципы организации перевёрнутого класса

На данный момент существует множество сценариев организации работы в перевёрнутом классе, ведь универсальная модель, подходит не всем и должна быть адаптирована под возраст и способности учеников, а также под специфику предмета[6].

Модели перевёрнутого класса

Модели перевёрнутый класс

Наиболее распространённые виды модели:

  1. Стандартный перевёрнутый класс: в качестве домашнего задания просматривают видео, слушают подкасты учителя или читают параграфы учебника; во время урока разбирают вопросы по новой теме, а также проводят опыты и выполняют практические упражнения.
  2. Продвинутый перевёрнутый класс: сами находят в интернете материал по новой теме, делятся им друг с другом и готовят выступление на уроке, которое затем обсуждают в группах[7].
  3. Дискуссионно-ориентированный класс: самостоятельного изучения материала, обсуждают его в классе и занимаются совместной проектной деятельностью.
  4. Демонстрационно-ориентированный класс: получают видеодемонстрацию научного опыта или эксперимента, изучают запись и повторяют опыт самостоятельно.
  5. Комбинированный перевёрнутый класс: изучение темы начинается не с теории, а с практики. В небольших группах (вне урока) ученики ищут способы решить задачу или пример, затем в классе обсуждают свои идеи с учителем, а после этого дома изучают презентацию по данной теме[8].
  6. Виртуальный класс: такая форма обучения стала возможна благодаря онлайн-системам управления обучением, или LMS (Learning Management System). Формат виртуального «перевёрнутого» класса подходит для дистанционного образования, полностью исключая очные встречи с учителем: не только презентация, но и обсуждение материала, а также практика и контрольные задания выполняются удалённо и отправляются учителю на проверку[9].

Особенности перевёрнутого класса

  • Активная роль учащихся в образовательном процессе. Они не просто получают готовую информацию, а развивают у себя умение учиться самостоятельно.
  • Учитель выполняет роль наставника и помощника, охотно отвечая на все возникающие вопросы.
  • Любая презентация создаётся таким образом, чтобы её можно было пересмотреть, перечитать или прослушать столько раз, сколько необходимо для закрепления знаний; то есть это не онлайн-урок в режиме реального времени, а именно запись с неограниченным доступом. Ещё одно правило — видео, аудио и тексты для изучения не должны быть слишком объёмными[10].
  • Основной вид классной работы — групповая работа. Благодаря этому увеличивается время индивидуальной работы учителя с каждым учеником, ведь ему не нужно на протяжении всего урока стоять у доски и объяснять новый материал.
  • Для закрепления изученного материала и контроля успеваемости учитель проводит тесты, проверочные работы и иногда даёт практические задания на дом (после изучения теории дома и обсуждения темы в классе)[11].

Модели смешанного обучения

Традиционно в зарубежной практике выделяют шесть моделей смешанного обучения[12]:

Модель

Модель FacetoFace Driver

Значительная часть учебной программы изучается в школе при непосредственном взаимодействии с учителем. Электронное обучение используется в качестве дополнения к основной программе, чаще всего работа с электронными ресурсами организуется за компьютерами в течение урока.

Модель Rotation

Учебное время распределено между индивидуальным электронным обучением и обучением в классе вместе с учителем. Учитель, работающий очно в классе, также осуществляет дистанционную поддержку при электронном обучении.

Модель Flex

Большая часть учебной программы осваивается в условиях электронного обучения. Учитель сопровождает каждого ученика дистанционно, для отработки тем, сложных в понимании, он организует очные консультации с малочисленными группами или индивидуально.

Модель Online Lab

Учебная программа осваивается в условиях электронного обучения, которое организовано в стенах школ, как правило, в кабинетах оснащённых компьютерной техникой. Онлайн-обучение сопровождают учителя. Ученики, помимо онлайн-курсов, могут проходить обучение и в традиционной форме в классно-урочной системе.

Модель Selfblend

Модель является традиционной для высших учебных заведений Америки. Студенты самостоятельно выбирают дополнительные к основному образованию курсы. Поставщиками образовательного контента могут выступать разные школы и образовательные учреждения.

Модель Online Driver

Большая часть учебной программы осваивается с помощью электронных ресурсов информационно — образовательной среды. Очные встречи с учителем носят периодический характер. Обязательными являются процедуры очных консультаций, собеседований, экзаменов.

Модели группы Вращение (Rotation)

Смешанное обучение реализуется в рамках одного предмета и класса и подразумевает чередование прямого личного общения учителя и обучающихся с взаимодействием участников образовательного процесса, опосредованным телекоммуникационными технологиями:

— Смена рабочих зон (Station-Rotation) — удобна в случае, если изучение темы предполагает разные виды деятельности в рамках одного урока. Тогда виды деятельности чередуются не одновременно для всего класса, а для групп детей;

— Перевернутый класс (Flipped-Classroom) — позволяет более эффективно использовать время урока в случае изучения теоретических тем, ещё до урока учащимся предложено разобраться с основами темы при помощи видео, презентаций;

— Автономная группа (Lab-Rotation) — позволяет выделить в классе группу учащихся с особыми познавательными потребностями и организовать их деятельность как в классе, так и в ходе консультаций (очных и дистанционных), во время самообучения;

Индивидуальная траектория (Individual-Rotation) — в данном случае учитель организует работу или одаренного ребёнка по подготовке к олимпиаде, или ребёнка, который вынужден пропускать уроки по болезни[13].

Преимущества перевёрнутого класса

Основные преимущества перевёрнутого класса:

  • индивидуальный подход и постоянная обратная связь — в классе и онлайн;
  • возможность работать в своём темпе, в том числе и на уроках: группировка обучающихся осуществляется так, чтобы ребята с одинаковыми способностями работали вместе;
  • учащиеся развивают коммуникативные способности, работая над совместными проектами[14];
  • большое количество практики позволяет разобраться со всеми тонкостями даже самой сложной темы;
  • учитель активно общается с каждым учеником и охотно отвечает на вопросы, что формирует доверие у обучающихся;
  • ученики не просто изучают теорию, но и получают больше практического опыта применения новых знаний, а также учатся находить информацию и получать знания самостоятельно;
  • пропустив занятие, каждый ученик может легко наверстать пропущенный материал;
  • родители могут помочь ребёнку разобраться со сложной темой, просмотрев презентацию вместе с ним[15].

Недостатки перевёрнутого класса

Есть определённые сложности в применении методики:

Примечания

  1. О.Г. Селиванова. Технология «Перевернутый класс». Инновационная площадка. Дата обращения: 30 июля 2023.
  2. М.И. Шевцова. Педагогическая технология «Перевернутый класс» как активный метод обучения. Образовательный портал. Дата обращения: 30 июля 2023.
  3. Что такое «перевёрнутый класс» и как эту методику используют в России. Мел. Дата обращения: 30 июля 0223.
  4. Что такое перевёрнутый класс и как это работает. Фоксфорд. Дата обращения: 30 июля 2023.
  5. Е.Гайворонская. «Перевёрнутый класс»: кто и зачем переворачивает традиционное обучение?. Дата обращения: 30 июля 0203.
  6. Перевернутый класс: технология обучения XXI века. Дата обращения: 30 июля 2023.
  7. Ю.Белоног. Зачем нужен перевёрнутый класс?. Методика. Дата обращения: 30 июля 2023.
  8. А.С. Безрукова. Методика «перевёрнутого класса» в реализации требований ФГОС ООО. Молодой ученый. Дата обращения: 30 июля 2023.
  9. М.и. Шевцова. Педагогическая технология «Перевернутый класс» как активный метод обучения. Образовательный портал. Дата обращения: 30 июля 2023.
  10. А. Столяров. https://pedsovet.org/article/obucenie-naoborot-zacem-ucitela-perevoracivaut-uroki. Педсовет. Дата обращения: 30 июля 2023.
  11. И. Кочковая. Что такое перевернутый класс. Плюсы и минусы. Максимум. Дата обращения: 30 июля 2023.
  12. Лакшми Путханведу. 7 уникальных примеров и моделей перевернутого класса — перевернутое обучение 21-го века. Дата обращения: 30 июля 2023.
  13. Р. Гарифуллин. Переверните класс обратно! Минусы методики flipped classroom. Педсовет. Дата обращения: 30 июля 2023.
  14. Е. Семенова. Перевёрнутое обучение: преимущества и недостатки Источник: https://rosuchebnik.ru/material/flipped-classroom/. Российский учебник. Дата обращения: 30 июля 2023.
  15. Перевёрнутый класс: слабые и сильные стороны метода обучения. Дата обращения: 30 июля 2023.
  16. А.Л. Цепов. Перевёрнутый класс. СГМУ. Дата обращения: 30 июля 2023.

Литература

  1. Капранова М. Н., Традиционное или «перевёрнутое» обучение? / М. Н. Капранова // Профессиональная компетентность. — 2014. — Режим доступа: http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_14_25_7076.pdf
  2. Курвитс М. Переворачиваем обучение. Часть первая: предпосылки модели обучения «перевернутый класс» / М. Курвитс // Мастерская Марины Курвитс — 2017.
  3. Курвитс М. Что такое перевернутый класс и в чём его отличия от традиционного / М. Курвитс // Мастерская Марины Курвитс. — 2017.
  4. Монахов В. М. Введение в теорию педагогических технологий: Монография. Волгоград: «Перемена», 2006.
  5. Озолина Е. А. «Перевёрнутый класс» как элемент технологии смешанного обучения в начальной школе / Е. А. Озолина // Педагогический опыт. Всероссийский журнал. — 2018.
  6. Петегем В. В., Каменски Х. Образование для инноваций. Применение передовой методики преподавания и обучения в ЮФУ. Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2009.
  7. Пустохина О.А. Урок в современной школе, Изд. «Учитель», Волгоград, 2009.
  8. Фоменко В. Т. Системный обзор современных образовательных технологий. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 1998.