Пасьянс

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Пасьянс
Пасьянс
Портрет
Инвентарь Карты
Игроков 1 - 2
Возраст ≥8
Длительность партии Не ограничена
Сложность правил Различная
Уровень стратегии Различный
Влияние случайности Да
Развивает навыки Стратегия, Память, Внимание, Комбинаторное мышление

Пасья́нс ( (фр. patience — терпение) — логическая карточная задача, основанная на раскладке карт определённым образом в соответствии с определёнными правилами, рассчитанная на одного, реже на двух человек[1]. Развлечение с раскладкой карт разным порядком, иногда с гаданьем[2].

Для многих людей является приятным занятием с медиативным и успокаивающим эффектом. Но при этом необходима сосредоточенность, концентрация мыслительных процессов, особенно логического мышления, временное ограничение контакта с внешним миром[3].

Раскладывание пасьянса способствует улучшению памяти и внимательности, развитию комбинаторного мышления, а так же прогностических и вычислительных способностей. Улучшает дисциплину мышления[3].

Этимология

Само слово «пасьянс» пришло в русский язык из французского (patience) и переводится как «терпение». Связано это с тем, что его раскладывание требует много времени, а также внимания и концентрации[4]. Часто в Западной Европе, Америке и Азии времяпрепровождение с раскладкой карт, которое мы называем пасьянсами, называют иначе — картёжничать в одиночку[5].

История

По одной из версий пасьянс как игра возник во Франции в XVII веке, был распространён среди узников тюрем из дворянского сословия, имеющих практически неограниченное свободное время. Пасьянсы они могли раскладывать долго в ожидании конца заключения. По другой версии появление раскладки пасьянсов относят к эпохе французского короля Карла IV, откуда увлечение этой игрой распространилось в среде высшей знати и при дворах европейских монархов[6]. Так же существует версия о том, что идея такого времяпрепровождения для Людовика XIV была придумана математиком Пелиссоном[4].

Первая русская книга с описанием пасьянсов

Первые задокументированные упоминания пасьянсов относят к концу XVI века, когда появилось большое количество разнообразных карточных игр. Исследователи до сих пор спорят о родине пасьянсов. Название имеет французские корни, но нет единого мнения, что именно Франция является родиной игры. Высказываются предположения о германском или шведском происхождении. Существует и альтернативная точка зрения, что истоки возникновения пасьянсов следует искать в Восточной Азии, и основой является возникшая там в XIII веке карточная игра[4].

Так же предполагают, что особую популярность в среде дворян игра приобрела при Наполеоне. Увлечение раскладыванием карточных колод было очень модным,в это время, придумывались разнообразные комбинации раскладок и им давались собственные названия. Тогда же пасьянсы стали использовать и для гаданий. В Россию пасьянсы пришли после нашествия Наполеона[4].

Пасьянсы имели широкое распространение в салонной культуре конца XIX века в России. А так же гадания на картах[7]. Первая русская книга с описанием пасьянсов и правил раскладки появилась в Москве в 1826 году и называлась «Собрание карточных раскладок, известных под названием Гранд-пасиансов, усердно посвящаемое всем деловым людям»[4].

Цель и правила игры

Цель участника заключается в раскладывании карт, следуя установленным правилам, которые могут иметь различную сложность. Игрок стремится достичь определённого результата. Достижение зависит от интеллектуальных усилий и элементарной случайности, связанной с картами, выпавшими в тасовке. Это делает пасьянсы подходящим средством для гадания[6].

В зависимости от правил конкретного пасьянса карты выкладываются, раскладываются, перемещаются, собираются или извлекаются. Сама раскладка возобновляется, осуществляется, игра ведётся — пасьянс играется. Эти глаголы обозначают те действия, которые необходимы при раскладке и не имеют варианта неисполнения, а обязательны по условию игры. Они не зависят от воли игрока[3].

Виды пасьянсов

Сегодня насчитывается множество разновидностей пасьянса, от самых простых, раскладываемых за пару минут и почти всегда сходящихся, до крайне сложных, для решения которых могут потребоваться часы, но успех не гарантирован. Пасьянсы также сильно разнятся по принципу игры. В некоторых результат зависит от удачного расклада карт, в других — от терпения, настойчивости и комбинаторики игрока[3].

В зависимости от цели и способа раскладки карт, пасьянсы делят на два основных вида: простые и сложные. Простые — это различные способы раскладки определённого количества карт с целью собрать их в установленном порядке и способом который оговорён условиями. Целью сложного пасьянса, который применяют в том числе и для гадания «на судьбу» предполагают получение сведений о прошлом, настоящем и будущем гадающего, либо того, на чью персону раскладываются карты[3].

Пасьянсы без карт

Пасьянс «Полёт „Спутника-1“» на варианте кубика Рубика размером 10×10×10

Рисунки и узоры, создаваемые на кубике Рубика, также называют пасьянсами. Описания некоторых таких пасьянсов и алгоритмы их составления были представлены ещё в выпуске журнала «Наука и жизнь» за 1983 год[8].

Компьютерные игры

Новая волна популярности пасьянсов произошла в XX веке, особенно в 80-е годы. Увлечение стало массовым в связи с распространением компьютеров и различных мобильных устройств. Пасьянсы «Косынка», «Солитер», «Паук», «Пирамида», и «Три пика» входят в набор стандартных игр операционной системы Windows, есть на смартфонах и планшетах. Многочисленные расклады скачиваются на игровых сайтах[4].

Польза

Раскладывание пасьянсов положительно влияет на работу правого полушария мозга, так как оно отвечает за обработку информации полученной невербальным, образным, пространственным и интуитивным восприятием. Таким образом визуально-образное правополушарное мышление задействовано в процессе произведения пасьянсов[3].

Ссылки

Литература

  • Дасько А. А. Семантические особенности лексикона простых пасьянсов // Логический анализ языка. Концептуальные поля игры: Сборник / Арутюнова Н. Д.. — М.: Индрик, 2006. — С. 153—167.
  • Синельченко В. Н. 400 пасьянсов. — СПб.: Диамант, 1998. — 320 с., ил. — ISBN 5-88155-222-9.
  • Пасьянсы: искусство раскладывать карты и гадать / Составитель Гадалкина М. — Репринт издания 1869 года. — СПб.: Б.и.. — 82 с.
  • Скворцов В. Н. 150 пасьянсов для всех. — М.: Вече, 2000. — 151 с. — ISBN 5-7838-0635-8.

Примечания

  1. Пасьянс // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Пасьянс // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Дасько А. А. Семантические особенности лексикона простых пасьянсов // Логический анализ языка. Концептуальные поля игры : Сборник / Арутюнова Н. Д.. — М.: Индрик, 2006. — С. 153—167.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Как появились пасьянсы: от карт в древности до онлайн-игр в наши дни. BBF.RU (13 июля 2023). Дата обращения: 28 августа 2024.
  5. Скворцов В. Н. 150 пасьянсов для всех. — М.: Вече, 2000. — 151 с. — ISBN 5-7838-0635-8.
  6. 6,0 6,1 Пасьянсы: искусство раскладывать карты и гадать / Составитель Гадалкина М. — Репринт издания 1869 года. — СПб.: Б.и.. — 82 с.
  7. Морозова Д. Л. Салонная культура России конца XIX века: на примере альбомов Ф.Г. Беренштама «Вторники» 1895-1900 гг. // КУльтура и цивилизация : Журнал. — 2023. — Т. 13, № 7А. — С. 35—45.
  8. Константинов И. Собрать кубик? Это несложно! // Наука и жизнь. — 1983. — № 5. — С. 104—109 и 4-я стр. обложки.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!