Косынка (пасьянс)

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
«Косынка» в наборе пасьянсов Aisleriot

«Клонда́йк» или «Косы́нка» (англ. Klondike) - популярная карточная игра, которая вошла в базовый комплект Windows. Она проста, но увлекательна и представляет собой своеобразную карточную головоломку - пасьянс. Первая «Косынка» появилась в версии Windows 3.0 в 1990 году, и целью её было научить пользователей персонального компьютера уверенно пользоваться мышью и концепции drag-n-drop, графическим интерфейсом[1]. Суть игры «Косынка» заключается с раскладке колоды из 52 карт по мастям и по возрастанию ранга. Игровое поле состоит из четырех стопок, их называют «домами», куда и нужно сложить карты в правильном порядке: от туза до короля.

История возникновения «Косынки»

Появилась игра «Косынка» в период Золотой лихорадки на Аляске. Золотоискатели проводили вечера за картежными играми, поэтому колода карт была на каждом прииске. Старатели дежурили по ночам и охраняли свою добычу и, чтобы не заснуть, раскладывали пасьянс, который не занимал много места. В 1907 году были опубликованы правила такого пасьянса под названием «Семикарточный Клондайк». В России эта игра появилась вместе с рассказами Джека Лондона. Вскоре пасьянс с трудным названием приобрёл имя «Косынка», так как треугольный расклад действительно похож на популярный головной убор. Виртуальный пасьянс разработал стажёр корпорации Microsoft Уэс Черри в 1988 году, в стандартном пакете Windows он появился в 1990 году[2].

Правила классической «Косынки»

Карточная игра проводится с использованием полной колоды из 52 карт. Основная задача заключается в том, чтобы собрать карты по мастям в последовательности от туза до короля в четыре выстроенные стопки, которые часто называют «домами» или базами[2]. Карту можно переместить на другую картину старшего ранга, но противоположного цвета (чёрного к красному или наоборот). Для каждой из четырёх основных стопок, куда должны быть расположены все карты, процесс начинается с тузов, затем выкладываются двойки, тройки и так далее вплоть до королей. Оставшиеся карты в колоде (находящейся в верхнем левом углу) могут быть выданы по одной или по три в зависимости от варианта игры. В пустую ячейку (отличную от базовых стопок) допустимо положить только короля. Игра завершается, когда все карты разложены по местам[3].

Варианты игры

Игра «Косынка» имеет несколько вариаций. Ниже приведены некоторые из них[4].

Открытая косынка

В традиционном варианте игры «Косынка» из набора в 52 карты изначально выкладывают 28 карт в семь колонок, притом количество карт в каждой колонке соответствует её номеру (в первой - одна карта, во второй — две и так далее до седьмой колонки с семью картами). Все карты в колонках кладут рубашкой вверх, верхние карты остаются рубашкой вниз. Остаток колоды находится рядом и используется в процессе раскладывания пасьянса. Этот вариант от стандартных правил отличается тем, что с полностью открытыми картами предполагается немедленный расклад всей колоды без остатка, число столбцов и открытых карт в которых зависит от версии. только открытые карты не всегда могут сложиться, как и в традиционной версии[5].

Двойная косынка

Эта игра отличается тем, что в ней используется две колоды игральных карт, правила остаются прежними. Базовая часть игрового стола состоит не из четырёх, а из восьми ячеек. В них карты размещаются по порядку: начиная с туза и заканчивая королём. Допускается перекладывание карт одна на другую в порядке убывания. Следует чередовать масти при перекладывании: красные помещаются на чёрные[5].

Обратная

Обратная «Косынка» заставляет игрока перенастроиться, так как отличается ходом раскладывания пасьянса. В этом виде игры карты располагаются наоборот: карты на базах нужно выстраивать вверх (от короля до туза), а в нижней раскладке игрового поля – в нисходящей последовательности[5].

Белая

Карты располагают на столе в порядке убывания по вертикали в девять рядов, над ними размещают четыре слота для баз. В них в первую очередь помещают тузы. Остальные карты складывают сбоку от вертикальных рядов, оставляя их в резерве. Карты резерва и нижние открытые карты в вертикальных рядах являются игровыми. Их можно в порядке убывания раскладывать из ряда в ряд, учитывая чередование мастей. Пасьянс считается завершённым, если все карты складываются на базах в масть[4].

Наполеон

В этой игре используется колода из 52 карт. Начальная карта колоды размещается на первой по порядку базе и определяет достоинство базовых карт. Остальные три карты идентичного достоинства тоже вынимаются из колоды и раскладываются на другие базы. Под ними находятся ячейки резерва. Потом в направлении слева направо раскладываются сверху вниз восемь главных горизонтальных рядов (по пять карт слева и справа от любого из тузов). С левой и правой стороны от резерва выкладывают по четыре карты два вспомогательных коротких ряда. В процессе игры необходимо сложить в порядке возрастания или убывания на базах карты соответствующих мастей. Направление сбора определяется по первой карте, расположенной на любой из имеющихся баз[4].

Гладиатор

Цель этого пасьянса - заставить подумать игрока. От расклада здесь зависит далеко не всё. По внешнему виду этот пасьянс немного похож на паука: убывающую последовательность необходимо выстраивать по цвету, а переносить исключительно по масти. В начале игры все базы пустуют, в банке находится 23 карты, они расположены рубашкой вверх. В стопках располагаются лицевой частью вверх 28 карт. Убывающую последовательность в стопках можно выстраивать в зависимости от цвета. На четырёх базах необходимо в процессе игры разместить карты по масти по восходящей линии от туза до короля[5].

Бэтсфорд

Игра начинается со смешивания двух колод. Карты из совмещённой колоды раскладываются в виде прямоугольного треугольника в 10 рядов по горизонтали в убывающем порядке, начиная от десяти карт в первом ряду и заканчивая одной картой в последнем. Остальные располагаются рядом. Затем открывают верхние карты, находящиеся в вертикальных стопках. Над полученной фигурой резервируются места для 8 базовых карт. В нижней части фигуры находится ячейка резерва, в которую можно складывать до 3 королей за 1 раз. Игровым считается верхний король из данной тройки. Нижние карты в рядах и верхняя карта остальной колоды считаются игровыми картами. В процессе освобождения тузов, которые затем переносятся на базы, на эти карты в дальнейшем можно собирать в масть необходимую последовательность в возрастающем порядке. Из ряда в ряд во время игры можно переносить карты только по одной в убывающей последовательности, соблюдая чередование цветов. Пасьянс считается завершённым после того, как все карты сложены на тузы в масть по возрастанию[5].

Вред и польза игры

Игра «Косынка» может принести человеку как пользу, так и вред. Это зависит от того, сколько времени тратиться на расклад пасьянса. Польза заключается в том, что «Косынка» развивает логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику. Игра способна помочь человеку снять стресс и отвлечься от текущих проблем. Вредоносное влияние «Косынки» на людей может быть связано с приобретённой игровой зависимостью, которая влечёт за собой потерю времени и ощущения реальности[6].

Компьютерные реализации игры

  • Aisleriot — это сборник паттернов карточных игр, который раньше входил в состав GNOME Games.
  • KPat — набор различных пасьянсов, который является частью KDE Games.
  • CPat — комплект карточных игр, использующий библиотеку Ncurses для отображения.
  • Пасьянс «Косынка» (Microsoft Solitaire) — включен в операционную систему Windows.
  • «Solitaire XL» — одна из самых популярных версий карточной игры для Mac OS X[5].

Примечания

  1. Ализар А. В чём истинное предназначение «Косынки» и «Сапёра». Харб (сайт) (15 августа 2025). Дата обращения: 6 октября 2024.
  2. 2,0 2,1 Иванов В. А. Энциклопедия карточных игр / Н. А. Мяготина, Н. В. Гаджиева. — Санкт-Петербург: Диамант, Золотой век, 1998. — С. 308. — 368 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-88155-273-3.
  3. Босенко И. Пасьянс «Косынка»: почему так называется и как играть?. Аргументы и факты (сайт) (25 июля 2024). Дата обращения: 6 октября 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 Ермолова П. Пасьянс «Косынка». Min2Win (сайт) (3 декабря 2017). Дата обращения: 6 октября 2024.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5 самых популярных пасьянсов. Первоисточник (сайт) (15 сентября 2021). Дата обращения: 6 октября 2024.
  6. Река М. Чего мы больше получаем от компьютерных игр: вреда или пользы?. Хабр (15 декабря 2023). Дата обращения: 6 октября 2024.