Интерфейс
Интерфе́йс (англ. interface — средства, способ взаимодействия, лат. inter — между и лат. facies — лицо, поверхность) — способ и средства с помощью которых пользователь работает с программой, программы друг с другом, программы с аппаратными средствами, аппаратные средства между собой[1]. Различают пользовательский интерфейс, аппаратный, аппаратно-программый, голосовой, тактильный, нейронный интерфейс.
Пользовательский интерфейс
Пользовательский интерфейс подразумевает способ общения человека и компьютера. Различают командный, графический, пиктографический интерфейс. Главное назначение пользовательского интерфейса — обеспечить удобный доступ к результату. Основными принципами разработки пользовательского интерфейса являются: структуризация, простота, наблюдаемость, обратная связь, гибкость, повторное использование[2].
Командный интерфейс
Командный интерфейс подразумевает ввод команд в строку с клавиатуры. Он имеет свои недостатки: необходимо знать команды и писать их латинскими буквами, постоянно приходится обращаться к файловой системе, мрачный, обычно черный цвет интерфейса. У командного интерфейса есть и свои преимущества: небольшой расход памяти, быстрый поиск нужной команды, можно записать последовательность команд и записать их как исполняемый файл. Примером операционной системы, имеющей командный, или текстовый интерфейс имеет дисковая операционная система DOS[3].
Графический интерфейс
Для того чтобы пользователю было комфортно работать на компьютере был разработан графический интерфейс. Он подразумевает работу с папками, значками, ярлыками, диалоговыми панелями. Работа с графическими элементами происходит в окнах — очерченных рамках экрана. Графический интерфейс подразумевает работу с меню. Каждый объект имеет имя и свойства. Графический интерфейс очень удобен для пользователя, но не удобен для программиста, так как занимает много места и замедляет работу компьютера. Графические интерфейсы разных операционных систем затрудняют совместную работу. Программы — оболочки Norton Commander, Far-менеджер, Windows Commander имеют и командный и графический интерфейс[3].
Пиктографический интерфейс
Пиктографический интерфейс представляет собой рабочий стол, на котором размещаются иконки, значки программ, которые называются пиктограммами. Управление происходит с помощью мыши. Пиктографический интерфейс имеет операционная система Windows[4].
Аппаратный интерфейс
Аппаратный интерфейс — комплекс алгоритмов обмена и технических средств, обеспечивающих обмен между устройствами. Аппаратный интерфейс обеспечивается производителями этого оборудования. Примерами аппаратного интерфейса являются устройства хранения данных, радиоволны, шина USB, Bluetooth. В микропроцессорных системах аппаратный интерфейс реализуется контроллерами. Контроллер — это специализированная микросхема, предназначенная для выполнения функций контроля и управления[5].
Аппаратно- программный интерфейс
Этот вид интерфейса используется для обеспечения взаимодействия различных средств вычислительной техники и их компонентов между собой. Аппаратно-программный интерфейс — протокол физического соединения устройств и способ обмена данными между устройствами. Примером программно-аппаратного интерфейса является считывание данных с жесткого диска[5].
Голосовой и тактильный интерфейс
В последние годы большую популярность приобретает голосовой интерфейс. Практическая реализация голосового интерфейса является очень сложной задачей. Для создания голосового интерфейса необходимо учитывать множество параметров: интересы аудитории, задачи, которые нужно решить, процессы, которые предполагается автоматизировать. Примером является голосовой помощник Маруся, Алиса и другие[3].
Тактильный интерфейс — предполагает непосредственный контакт с поверхностью. К этому вижу можно отнести сенсорный экран, тачпад[6].
Нейронный интерфейс
Нейронный интерфейс используется для передачи сигнала из мозга человека в компьютер или другое устройство. Обычно такой интерфейс используют в медицинских целях, например, чтобы парализованный человек мог общаться с окружающим миром[7].
Примечания
- ↑ Интерфейс . Большая российская энциклопедия 2004-2017. Дата обращения: 29 марта 2024.
- ↑ Грицок, Е.Г. Пользовательский интерфейс: назначение, принципы разработки и практические рекомендации // Теория и практика современной науки. — 2017. — № 5(23). — С. 233—237.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Пользовательский интерфейс и его разновидности . ЯКласс. Дата обращения: 9 марта 2024.
- ↑ Советов, Б. Я. Информационные технологии : учебник для вузов. — М.: Юрайт, 2024. — С. 141. — 327 с.
- ↑ 5,0 5,1 Волк, В. К. Информатика : учебное пособие для вузов. — М.: Юрайт, 2024. — С. 15. — 226 с. с.
- ↑ Жернова, К.Н., Коломеец, М. В., Котенко И.В., Чечулин А.А. Применение адаптивного сенсорного интерфейса в приложениях информационной безопасности // Вопросы кибербезопасности : журнал. — 2020. — № 1(35). — С. 18—26.
- ↑ Сидоренко, А.В. Нейроинтерфейс: принципы действия и реализация // Доклады БГУИР. — 2016. — 17 ноября 7 (№ 101).
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |