Молох (повесть)
Молох | |
---|---|
Молох | |
Жанр | повесть |
Автор | Куприн, Александр Иванович |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1896 |
Дата первой публикации | 1896 |
«Мо́лох» — произведение русского писателя Александра Ивановича Куприна (1870-1938). Написано и опубликовано в 1896 году в журнале «Русское богатство»[1].
Основа повести — личные впечатления и наблюдения автора. Работая корреспондентом киевских газет на Донбассе, он подробно изучал железоделательные и лесопрокатные заводы. На одном из предприятий Куприн провёл несколько месяцев, занимая должность заведующего учётом кузницы и столярной мастерской[2].
История создания
Повесть «Молох» опубликована в 1896 году. Произведение основано на реальных событиях, герои имеют прототипы. История создания «Молоха» восходит к поездке Куприна на Донбасс, где он глубоко изучил жизнь рабочих. Писатель побывал на предприятиях, общался с инженерами и рабочими, что позволило ему достоверно описать трудовые будни. Он многократно перерабатывал свои тексты, именно впечатления от этой поездки легли в основу произведения. В 1903 году повесть с изменениями напечатана в сборнике «Рассказы».
Куприн использовал свои заметки из газеты «Киевлянин». «Молох» не только литературное произведение, но и документ о тяжёлых условиях труда в конце XIX века-начале XX века[3].
Смысл названия
Название повести «Молох» Александра Куприна обретает множество значений. Основой произведения служит языческий бог Молох, известный своей кровожадностью, символизирующий ужас капитализма. Как и Молох, капитализм «пожирает» людей, заставляя рабочих безжалостно трудиться на заводах, живя в нищете и бесправии. В повести Куприна читатель видит, как рабочие жертвуют своими жизнями ради прибыли, отражая социальную реальность в конце XIX века-начале XX века.
Завод становится современным Молохом, требующим всё` больше человеческих ресурсов. Главный герой, Бобров, недоумевает, почему прогресс приносит лишь новые беды для народа. Ярким образом капиталиста является Василий Терентьевич Квашнин, владелец завода, олицетворяющий ненасытность системы. Сравнение с идолом впечатляет: Квашнин массивен, он любит еду и молодых девушек, используя фиктивные браки для своих аморальных нужд. В «Молохе» Куприн раскрывает мрак капитализма, заставляя задуматься о судьбе трудящихся и бесчеловечности системы[4].
Сюжет и композиция
Композиция повести линейна: экспозиция — знакомит читателей с инженером Бобровым; завязка повествования вводится через известие о визите миллионера Квашнина на завод.
В произведении можно выделить два кульминационных момента, оба произошедшие во время пикника, устроенного Квашниным:
- Первый — новость о помолвке Свежевского и Нины Зиненко.
- Второй — волнения на заводе.
Развязка — известие о помолвке потрясает Боброва. Он просит Голберга о морфии, чтобы на время избавиться от душевной боли.
В повести Куприна «Молох» прослеживается две сюжетные линии. Первая линия непосредственно касается судьбы главного героя и является доминирующей в тексте.
Однако не менее важна линия, в которой автор описывает жизнь рабочих сталелитейного завода. Не случайно произведение носит имя, связанное с древними божествами, которым приносили жертвы. В этой повести Квашнин и Бобров олицетворяют сталелитейный завод, который поглощает человеческие жизни. Ужасные условия труда и жизни рабочих резко контрастируют с роскошью членов правления, среди которых есть и Квашнин, лишенный моральных ценностей. В центре повести «Молох» Куприна находится Андрей Ильич Бобров невысокий и худощавый мужчина с непримечательной внешностью, страдающий от бессонницы, вызванной его попытками избавиться от зависимости к морфию. Каждое утро в семь часов он направляется на завод, где работает инженером. Работа не приносит ему удовольствия; к инженерному делу его принудила пристрастная воля матери.
На заводе он сталкивается с коллегой Станиславом Ксаверьевичем Свежевским, к которому испытывает антипатию. Свежевский сообщает ему о грядущем визите одного из владельцев завода — миллионера Василия Терентьевича Квашнина.
После работы Бобров посещает семью Зиненко, заведующего складом на заводе. Он часто бывает у них, так как испытывает симпатию к Нине, одной из пяти дочерей в семье, и единственной, кто выделяется своей привлекательностью[2].
Жанр и идея
Данное произведение является социально-психологической повестью. В ней основное внимание уделяется изображению классового конфликта на фоне зарождающегося промышленного прогресса[3].
Конфликт
Повесть Александра Ивановича Куприна «Молох» в конце XIX века затрагивает два ключевых конфликта, которые переживает главный герой Андрей Ильич Бобров. Первый — социальный конфликт между капиталистами и простыми людьми. Куприн мастерски показывает, как капиталисты, такие как Квашнин и Свежевский, игнорируют нужды рабочих. Например, на вокзале, когда женщины с детьми просят помощи, Квашнин лишь отправляет кирпичи, что только усугубляет напряжение между классами[2].
Второй конфликт — любовный. Он разворачивается между Андреем Бобровым и Ниной Зиненко. Несмотря на кажущуюся идиллию, вскоре Андрей сталкивается с предательством, когда Нина выбирает другого — Свежевского. Событие становится для Боброва тяжёлым ударом, показывающим его внутреннюю борьбу и отчаяние. В итоге оба конфликта приводят к поражению Андрея, который не может преодолеть ни социальное, ни личное страдание, и находит утешение лишь в морфии.
«Молох» Куприна — глубокая драма о социальных и любовных конфликтах. В ней показана бездна отчаяния и отсутствие силы духа у героя[4].
Главные и второстепенные герои
Бобров Андрей Ильич — главный персонаж, инженер на крупном литейном заводе. Низкого роста, стройный и непримечательный. Обладал притягательной улыбкой, а его лицо становилось привлекательнее, когда он смеялся. Бобров испытывал чувства к Нине, одной из пяти дочерей Зиненок, однако она не отвечала ему взаимностью, сохраняя его при себе из-за отсутствия более подходящих кандидатов. Нина быстро оставила его, когда член правления завода Квашнин пригласил её стать его любовницей, на время выйдя замуж за Свежевского. Это сильно ударило по Боброву, он испытывал растерянность. Сначала планировал взорвать завод, затем покончить с собой, но так и не решился, снова прибегнув к морфию[5].
Квашнин Василий Терентьевич — прототипом Квашнина является член правления Русского Бельгийского металлургического общества, деятель в финансово-промышленных кругах Российской империи конца XIX — начала XX веков Николай Николаевич Сущов. Член правления, состоятельный человек с годовым доходом в 300 000. Он высокого роста с рыжими волосами. Несмотря на должность, не имел представления о производственном процессе. Характеризовался наглостью, лживостью и любовью к женщинам. Приехал на завод для проверки и запуска новой домны, заметив Нину, решил завести с ней отношения, предложив Свежевскому фиктивный брак[6].
Доктор Осип Осипович Гольдберг — врач, единственный друг Боброва. Прототипом стал старший врач Петровского завода Карл Фёдорович Вегнер, друживший с Куприным[6].
Свежевский — неприятный человек, не пользующийся симпатией окружающих. Походка у него была странной: либо он сгибался, либо постоянно кланялся. Обожал сплетни и, ради карьеры, согласился на фиктивный брак с Ниной, чтобы обеспечить ей встречи с Квашниным[6].
Нина Зиненко — возлюбленная Боброва, покинувшая его ради богатого Квашнина. У неё есть четыре сестры, она — любимица семьи и самая привлекательная. Бобров ухаживал за ней, но Нина отвергала его. Как только Квашнин обратил на неё внимание, Нина быстро оставила Боброва и согласилась стать любовницей Квашнина, оформив фиктивный брак со Свежевским. Об этом она долго не говорила Боброву, и правда вскрылась на пикнике[6].
Художественная особенность
Повесть, написанная в гротескно-сатирической манере, представляет собой уникальное авторское изображение событий и фактов, воспринятых через интеллигентное восприятие человека с тонкой и чуткой натурой. Главный герой выступает за социальную справедливость и болезненно реагирует на постороннюю боль. Сюжет актуальный и резонирующий с читателем.
Мастерское описание портретных характеристик выделяет повесть среди других литературных произведений. Полнокровные образы персонажей, передающие тонкую психологию героев, позволяют глубже понять их внутреннюю сущность и состояние души. Улыбающиеся губы и выразительные глаза становятся символами эмоциональных переживаний, что усиливает восприятие текста[1].
Критика
Байбородин Анатолий[7]:
«Созданная на исходе царской эпохи, повесть Александра Куприна „Молох“ в нынешнем электронно-синтетическом столетии обрела жгучую остроту и великий смысл, ибо „молох технократии“ набрал апокалипсическую мощь, способную опрокинуть в бездну земную цивилизацию и вскинуть пяту на Вселенную. Коли Господь не укротит… К сему в теперешней России возродилась изображённая Куприным каста „жрецов молоха“, и при диком капитализме — суть, дьявольском прагматизме и нравственном цинизме — возымел он и дикую, бесконвойную силу»
Богданович Ангел[8]:
«Из десяти вошедших в сборник рассказов только „Молох“, самый длинный, выделяется… Но, несмотря на некоторые превосходные фрагменты, например, описывающий фабрику в целом, в стиле есть какая-то натянутость, как будто автор работает под чьим-то внешним влиянием»
.
Литература
Киселев Б. Рассказы о Куприне. — М.,: Советский писатель, 1964.
Куприн А.И. Избранные сочинения. — М.: Художественная литература, 2007. — С. 656.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Дубова М. А., Чернова Л. А. Диалог как средство реализации оппозиции «Цивилизация человек» (по повести А. И. Куприна «Молох») // Rhema. Рема. — 2014. — № 3.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Анализ произведения Молох Куприна . ЛитКульт. Дата обращения: 13 ноября 2024.
- ↑ 3,0 3,1 А.И. Куприн . Лицей. Дата обращения: 13 ноября 2024.
- ↑ 4,0 4,1 Основные темы творчества («Молох», «Олеся», «Поединок») . Библиофонд. Дата обращения: 13 ноября 2024.
- ↑ Анализ повести Молох Куприна (кратко) . Классическая литература. Дата обращения: 13 ноября 2024.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 Акимова С.К. Типология образов интеллигентов в прозе А.И. Куприна // Филологические науки. Вопросы теории и практики : журнал. — 2019. — № 7. — С. 7—10.
- ↑ Байбородин А. Анатолий Байбородин. Молох технократии и его жрецы. Прозорливое провидение Александра Куприна . Мир литературы. Дата обращения: 18 ноября 2024.
- ↑ Богданович А.И. Критические заметки. Молох господина Куприна // Мир Божий. — 1897. — № 2.